Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОПТИМИЗМА И АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ'

ОЦЕНКА ОПТИМИЗМА И АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗМ / АКТИВНОСТЬ / КУРСАНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксенова Анна Николаевна, Юрков Михаил Николаевич

В работе представлено исследование по оценке оптимизма и активности курсантов, обучающихся по программе профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему. Выявлены значения и даны характеристики различных степеней выраженности активности и оптимизма. Также проведено тестирование физической подготовленности курсантов, что имеет практическую значимость для построения эффективной профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE OPTIMISM AND ACTIVITY OF THE PERSONALITY OF CADETS WHO WERE FIRST RECRUITED INTO THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM

The paper presents a study on the assessment of optimism and activity of cadets studying under the professional training program of citizens who were first recruited into the penal enforcement system. The values are revealed and the characteristics of various degrees of activity and optimism are given. The physical fitness of cadets was also tested, which is of practical importance for building effective professionally applied physical training of employees of the penitentiary system.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОПТИМИЗМА И АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ»

УДК 796.07

ОЦЕНКА ОПТИМИЗМА И АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ

СИСТЕМУ

Анна Николаевна Аксенова, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Николаевич Юрков, преподаватель, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения

наказаний России, г. Новокузнецк

Аннотация

В работе представлено исследование по оценке оптимизма и активности курсантов, обучающихся по программе профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему. Выявлены значения и даны характеристики различных степеней выраженности активности и оптимизма. Также проведено тестирование физической подготовленности курсантов, что имеет практическую значимость для построения эффективной профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: оптимизм, активность, курсант, физическая подготовленность, сотрудник уголовно-исполнительной системы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p10-12

ASSESSMENT OF THE OPTIMISM AND ACTIVITY OF THE PERSONALITY OF CADETS WHO WERE FIRST RECRUITED INTO THE PENAL ENFORCEMENT

SYSTEM

Anna Nikolaevna Aksenova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Mikhail Niko-laevich Yurkov, the teacher, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Novokuznetsk

Abstract

The paper presents a study on the assessment of optimism and activity of cadets studying under the professional training program of citizens who were first recruited into the penal enforcement system. The values are revealed and the characteristics of various degrees of activity and optimism are given. The physical fitness of cadets was also tested, which is of practical importance for building effective professionally applied physical training of employees of the penitentiary system.

Keywords: optimism, activity, cadet, physical fitness, employee of the penal system.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач профессиональной подготовки сотрудников Федеральной системы исполнения наказаний - формирование свойств и качеств личности, связанных с высокой стрессоустойчивостью, способностью противостоять жизненным и профессиональным трудностям. В стрессоустойчивости выделяют такие компоненты, как конструктивная активность, позитивное восприятие мира и себя как личности. Характерными атрибутами психологического здоровья любого человека является оптимизм. С позиции гуманистической психологии оптимизм - это позитивный человеческий потенциал, который реализуется при определенной личностной активности [2]. С этой позиции изучение и оценка уровня оптимизма и активности личности курсанта института ФСИН России, как будущего сотрудника системы, где уровень стрессоустойчивости играет колоссальную значимость, является актуальной проблемой и имеет большую практическую значимость.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на кафедре боевой и физической подготовки Кузбасского института ФСИН России г. Новокузнецка. В исследовании приняли участие курсан-

ты мужского пола, обучающиеся по программе профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему (УИС) в количество 60 человек. Для диагностики степени выраженности оптимизма и активности использовалась методика Schuller I.S., Comunian A.L. [3], адаптированная Н.Е. Водопьяновой [1]. Тестирование физической подготовленности курсантов проведено по стандартным тестам - бег на 100 м (сек), бег на 3000 м (мин), подтягивание на перекладине (кол-во раз).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Диагностика оптимизма и активности курсантов, проходивших обучение по профессиональной программе для граждан, впервые принятых на службу в уголовно -

исполнительную систему, позволила определить установки, касающиеся преодоления трудностей в значимых сферах жизнедеятельности человека: образование, профессиональная карьера, личная жизнь, социальная адаптация и т. д.

По результатам анкетирования под-считывались суммы баллов по типам: «Реалисты», «Активные оптимисты», «Активные пессимисты», «Пассивные пессимисты» и «Пассивные оптимисты». Результаты диагностики представлены на рисунке. Результаты тестирования физической подготовки курсантов представлены в таблице.

Таблица - Результаты тестирования физической подготовленности курсантов (%)

| Реалист | Актив. оптимист | Пассив. оптимист | Пассив. пессимист | Актив. пессимист

Уровень физической подготовленности

Низкий 2 3 10 15 5

Ниже сред. 3 5 15 43 10

Средний 48 20 35 23 26

Выше сред. 35 47 33 11 38

Высокий 12 25 7 8 21

Таким образом, результаты диагностики свидетельствуют, что наибольшее количество курсантов характеризуется по типу «Реалист» (40%). Такие люди характеризуются высокой стрессоустойчивостью, адекватной оценкой своих возможностей в текущей ситуации, легко справляются с трудностями в учебной и профессиональной деятельности. По результатам тестирования физической подготовленности курсанты, характеризующиеся по типу «Реалист» показали средние, выше среднего и высокие результаты. 32% составляют курсанты, относящиеся к типу «Активные оптимисты». Для них характерен позитивный настрой в трудных ситуациях, жизнелюбие, стрессоустойчивость, вера в свой успех в достижении цели. Результаты тестирования выявили, что уровень физической подготовленности для этого типа выше среднего, средний и высокий. Отдельные курсанты показали низкий уровень достижения в подтягивании, кроссе на 3 км, но при этом были стойко убеждены, что добьются более высоких результатов при интенсивных тренировках. «Пассивные оптимисты» составляют в выборке 7%. Такие курсанты уверены, что «все хорошо», «все образуется», хотя и не предпринимают никаких должных усилий, «плохие результаты - ничего страшного», они умеют даже в плохом качестве находить положительные моменты. При этом отрицательная черта таких курсантов - недостаток активности, избегание трудностей, надежда на счастливый случай, способность перекладывать ответственность на других. Результаты тестирования выявили большее количество курсантов с низким уровнем физической подготовленности. При этом они так же

18% .

3% _

7% _

-

\

40%

32% J

■ Реалисты ■ Активные оптимисты

■ Пассивные оптимисты ■ Пассивные пессимисты

■ Активные пессимисты

Рисунок - Результаты диагностики оптимизма и активности курсантов (%)

убеждены, что достигнут высоких результатов в дальнейшем обучении. «Пассивные пессимисты» составляют 3% в выборке. Для таких курсантов характерна пассивность, неверие в свои силы, неспособность изменить что - либо в сложившейся ситуации, избегание трудностей, они считают себя «жертвой», верят в несправедливость окружающих по отношению к себе. Самый высокий процент низкого уровня тестирования физической подготовленности выявлен у «Пассивных пессимистов». При этом было заметно, что воспринимается курсантами это как должное, не выражается надежд на будущее, для них характерно «плыть по течению». 18% выборки составляют курсанты, относящиеся к типу «Активный пессимист». Для этой категории курсантов характерна большая активность, при этом часто активность носит деструктивный характер. Они могут показывать агрессивное поведение в трудных жизненных ситуациях, добиваться своих целей любыми, зачастую неправомерными методами. Курсанты этой категории показали средний, выше среднего и высокий уровень физической подготовленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование оценки оптимизма и активности курсантов позволило выявить типы личности по степени их выраженности. Учитывая, что в качестве важнейших обстоятельств развития таких качеств личности как оптимизм и активность выступают психолого-социальные и педагогические условия, необходимо проводить занятия по физической подготовке с акцентом на улучшение стрессоустойчивости, повышения сопротивляемости жизненным и профессиональным трудностям. Беседы, наставления, научные кружки, дополнительные индивидуальные занятия по физической подготовке с курсантами помогут повысить самооценку у таких категорий как «Пассивные оптимисты» и «Пассивные пессимисты». Мы считаем, что такие педагогические методики, повышающие активность и оптимизм, как, например, выявление препятствий для достижения успеха; фокусирование не на проблеме, а на пути ее решения; применение разумных стратегий поведения; мысленная имитация достижения успеха и т.д., могут применяться как на практических занятиях, лекциях, так и в режиме служебной, трудовой и досуговой деятельности курсантов. Полученные данные исследования позволят учитывать их для повышения уровня психологического здоровья, работоспособности, физической подготовленности будущих сотрудников УИС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург : Питер. 2009. - 336 с.

2. Волкова Л.М. Оценка оптимизма и активности личности студента авиационного профиля подготовки / Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №11 (189). - С. 92-94.

3. Schüller I.S. Cross-cultural comparison of reusability and optimism scale (AOS) / I.S. Schüller, A.L. Comunian // 18 International Conference of Stress and Anxiety Research Society. - Dusseldorf : Dusseldorf University Press, 1997. - P. 457-460.

REFERENCES

4. Vodopyanova, N.E. (2009), Psycho diagnostics of stress, Peter, St. Petersburg.

5. Volkova, L.M. (2020), "Assessment of optimism and activity of the personality of a student of aviation training profile", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189). рр. 92-94.

6. Schuller, I.S. and Comunian, A.L. (1997), "Cross-cultural comparison of rousability and optimism scale (AOS)", 18 International Conference of Stress and Anxiety Research Society, Dusseldorf University Press, Dusseldorf, pp. 457-460.

Контактная информация: aksen-anna71@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 18.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.