Уровень биохимических маркеров (PAPP-A, free P-hCG) определялся в сыворотке крови беременных женщин обеих групп в тот же день, когда выполнялось УЗИ. Полученные значения ТВП и концентрации белков конвертировали в значение МоМ (multiple of median) — истинное значение, деленное на медиану. Статистическая обработка полученных результатов выполнена с использованием программы Statistica 10.0 (Statsoft Inc., США).
Результаты исследования
У женщин, страдающих хроническими экстрагенитальными болезнями (сахарный диабет 1-го типа, хроническая артериальная гипертензия, врожденные пороки сердца, хронический пиелонефрит, экзогенно-конститу-циональное ожирение 2-3-й степеней), шанс мертворождения в 22,4 раза выше, чем у здоровых женщин (отношение шансов (OR) — 22,4, 95 % доверительный интервал (CI) 16,8-29,8; p < 0,001). Наличие у значительной части пациенток группы мертворождения соматической патологии, являющейся фактором риска потери беременности, указывает на необходимость динамического наблюдения и своевременного выявления дискредитированного состояния плода для предупреждения мертворождения у женщин с экстрагени-тальной патологией.
Установлено, что в группе женщин с мертворождением медиана PAPP-A составила 0,59 (0,34-0,74) МоМ и была статистически значимо ниже, чем в группе контроля (p < 0,001). Указанное снижение биохимического маркера отражает гипофункцию плаценты. Поэтому PAPP-A можно использовать для формирования группы риска по мертво-рождению и проведению профилактических
мероприятий. В то же время показатели ТВП (p > 0,05) и free P-hCG (p > 0,05) в исследуемой и контрольной группах статистически не отличались.
Показана разнородность плацентарных причин мертворождения. Выявлено, что основной являются воспалительные изменения плаценты (32,1 % в структуре), которые значительно чаще встречаются при мерт-ворождении в раннем гестационном сроке (22-28 недель) по сравнению с доношенными плодами (p > 0,05). Поэтому у беременных группы высокого риска по мертворождению следует проводить углубленный поиск ультразвуковых и лабораторных признаков инфицирования с целью предупреждения потери беременности в указанном сроке. Вторые по частоте встречаемости — гипоплазия плаценты и нарушения созревания и компенсаторно-приспособительные процессы плаценты (по 22,6 % в структуре).
В последах доношенных мертворожденных преобладали аномалии массы плаценты в виде гипоплазии плаценты (35,7 ± 12,81 %). Однако статистически значимых различий по данной патологии в сроках беременности 22-28 недель, 29-36 недель, 37 недель и более не получено (p > 0,05).
Выводы
Таким образом, проведенное исследование позволило выделить анамнестические факторы и маркеры комбинированного скрининга первого триместра беременности для прогнозирования мертворождения. Полученные результаты могут быть использованы в практике акушерско-гинеколо-гической службы и медико-генетического консультирования.
оценка оксидАтивного статуса эндометрия и брюшины у пациенток с бесплодием, ассоциированным с наружным генитальным эндометриозом
© А.М. Литвинюк, У.С. Анисимова, М.А. Шестакова, А.А. Джатдоева
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет фундаментальной медицины, Москва, Россия
Актуальность проблемы дить к бесплодию, встречается у 6-10 % жен-
Эндометриоз является социально значи- ского населения, занимает третье место по мым заболеванием, которое может приво- встречаемости среди патологий женщин ре-
ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ
ТОМ LXVI СПЕЦВЫПУСК 2017
ISSN 1684-0461 ■
продуктивного возраста. Патогенез эндоме-триоза до конца не изучен, однако имеются данные о значительном влиянии окислительного стресса на развитие этого заболевания. Было показано, что у пациенток с эндометри-озом происходит нарушение работы цикло-оксигеназной системы и ксантиноксидазы, а также снижение антиоксидантной защиты. Представляет большой интерес изучение механизмов оксидативного стресса — выявление основных источников свободных радикалов у пациенток с эндометриозом.
Цели исследования
Исследовать радикал-продуцирующий потенциал эутопического эндометрия, ткани брюшины с очагами эндометрия (эктопический эндометрий) и интактной ткани брюшины у пациенток с бесплодием, ассоциированным с наружным генитальным эн-дометриозом (НГЭ); изучить антиоксидант-ную активность перитониальной жидкости и плазмы крови у данной группы пациенток.
Материал и методы исследования
В исследовании приняли участие 20 пациенток репродуктивного возраста от 25 до 35 лет. Первую (основную) группу составили 10 пациенток с бесплодием, ассоциированным с НГЭ ¡-IV степеней по классификации американского общества фертильности (Я-АББ). Во вторую (контрольную) группу вошли 10 пациенток с синдромом поликистозных яичников (СПКЯ). Диагноз у всех пациенток был установлен на основании лапароскопии и подтвержден результатами гистологического исследования. У пациенток с НГЭ были исследованы: эутопический эндометрий (способ забора — пайпель-биопсия), брюшина с эктопическими очагами эндометрия и интактная брюшина. У пациенток с СПКЯ были исследованы: эутопический эндометрий (способ забора — пайпель-биопсия) и интактная брюшина. Масса образцов была примерно 50 мг.
Радикал-продуцирующую активность ткани изучали методом люцигенин-активи-рованной хемилюминесценции. Результаты представлены в виде оценки максимальной интенсивности (I) собственного свечения тканей. Измерение антиоксидантной активности перитонеальной жидкости производили ме-
тодом люминол-активированной хемилюми-несценции с использованием 2,2'-азобис(2-амидинопропан) дигидрохлорида в качестве источника радикалов. Результаты пересчитывали в единицах аскорбата натрия.
Результаты исследования
Кинетическая кривая хемилюминесцен-ции перитонеальной жидкости аналогична по виду кривой антиоксидантной активности плазмы крови. В ней присутствуют те же фазы: (1) фаза действия сильного антиоксиданта, мочевой кислоты, (2) фаза действия антиокси-дантов средней силы. В присутствии уриказы исчезает фаза действия сильного антиокси-данта, который, по всей вероятности, является мочевой кислотой. Следовательно, как и в плазме крови, антиоксидантная активность обусловлена мочевой кислотой и белками — альбуминами и глобулинами. Собственная радикал-продуцирующая способность ткани брюшины, пораженной эндометриозом, оказалась в 1,24 раза ниже (I = 0,544 ± 0,3), чем здоровой ткани брюшины у пациенток с СПКЯ (I = 0,68 ± 0,3), р < 0,05. Радикал-продуцирующая способность эутопического эндометрия пациенток с эндометриозом была в 1,5 раза выше (I = 0,933 ± 0,3), чем у пацен-ток с СПКЯ (I = 0,678 ± 0,2), р < 0,05. Радикал-продуцирующие свойства эутопического эндометрия и эктопических очагов эндометрия на брюшине практически не различаются.
Выводы
Метод определения антиоксидантной активности, разработанный для анализа плазмы крови, может быть успешно применен для анализа перитонеальной жидкости. Собственная радикал-продуцирующая способность эутопического эндометрия у пациенток с НГЭ ниже, чем у пациенток с СПКЯ. Предположительно оксидативный статус ткани связан с ее функциональной активностью. Собственная радикал-продуцирующая способность ткани брюшины с эутопически-ми очагами эндометриоза у пациенток с НГЭ ниже, чем здоровой ткани брюшины у группы контроля. Объяснение патогенетических механизмов этого явления требует дальнейших исследований.
■ ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ
ТОМ LXVI СПЕЦВЫПУСК 2017
ISSN 1684-0461