экспрессия кисспептина в эндометрии на разных стадиях эндометриоза
© Т.С. Клейменова, А.О. Дробинцева
ФГБНУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта», Санкт-Петербург
Актуальность проблемы
Известно, что наружный генитальный эндометриоз — это заболевание, характеризующееся развитием внутриматочной ткани за пределами матки и вызывающее развитие болевого синдрома и бесплодия. По классификации американского общества фертиль-ности наружный генитальный эндометриоз (НГЭ) II стадии поражает глубокие слои матки, в этом случае наблюдается, как правило, только один пораженный очаг. НГЭ III стадии характеризуется большим количеством патологических очагов, которые локализуются в глубоких слоях ткани; на яичниках могут появляться кисты небольших размеров, а на брюшине — тонкие спайки. Данные по кисслептину (KISS1) при НГЭ разнятся: в исследовании A. Makri (2012) было показано, что KISS1 не обнаружен в тканях эндометрия ни у больных с III-IV стадиями заболевания, ни у пациенток контрольной группы. В то же время в работе A. Timologou (2016) было продемонстрировано, что экспрессия KISS1 в эктопическом эндометрии по сравнению с эуто-пическим сильно увеличена как у пациенток с НГЭ, так и без заболевания. На данный момент отсутствуют исследования, в полной мере охватывающие данную проблему.
Цель исследования
Исследование экспрессии KISS1 в эндометрии при НГЭ на II и III стадиях.
Материал и методы исследования
Объектом исследования была выбрана ткань эндометрия из полости матки. Материал был получен с помощью пайпель-биопсии. В исследовании были включены 30 женщин с НГЭ II-III стадий в возрасте от 20 до 38 лет (средний возраст 29,8 ± 1,3 года). НГЭ II стадии был диагностирован у 24 пациенток, НГЭ III стадии — у 6. Контрольную группу составили 18 пациенток от 23 до 39 лет (средний возраст 30,6 ± 0,6 года). Материал был получен из архива отдела патоморфо-логии ФГБНУ «НИИ АГиР им. Д.О. Отта».
Для иммуногистохимического исследования использовались первичные моноклональ-ные антитела к KISS1 (1 : 150, Abcam, США). В качестве вторичных антител и проявителя использовали Mouse and Rabbit Specific HRP Detection IHC Kit (Abcam, США). Для оценки результатов иммуногистохимического (ИГХ) исследования проводили морфометрический анализ с использованием системы компьютерного анализа микроскопических изображений, состоящей из микроскопа Olympus (Япония), цифровой камеры Olympus-BX46 и программного обеспечения CellSensEntry. В каждом случае изучали 5 полей зрения при увеличении х400 в программе компьютерного анализа изображений «Морфология 5.0» (ВидеоТест, Россия) и измеряли площадь экспрессии. Относительную площадь экспрессии вычисляли как отношение площади иммунопозитивных клеток к общей площади препарата.
Результаты исследования
Проведенное ИГХ-исследование выявило экспрессию KISS1 как в эндометрии пациенток, страдающих НГЭ на II-III стадиях, так и в контрольной группе. У трех из 30 (10 %) обследуемых с диагнозом НГЭ не был выявлен KISS1: у двух из них был диагностирован НГЭ III стадии, у одной пациентки — II стадия заболевания. В контрольной группе уровень относительной площади экспрессии KISS1 был в 2,7 раза выше (p = 0,021) по сравнению с таковым в группе с НГЭ. При сравнении экспрессии кисспептина в эндометрии в зависимости от степени НГЭ было показано, что уровень относительной площади экспрессии KISS1 у пациенток с умеренной (III) выраженностью заболевания достоверно ниже, чем у пациенток с легкой (II) степенью НГЭ (p = 0,018).
Выводы
KISS1 регулирует функцию матриксных металлопротеиназ (ММП) и способен пода-
■ ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ
ТОМ LXVI СПЕЦВЫПУСК 2017
ISSN 1684-0461
влять транскрипцию данной группы белков. В этой связи можно предположить, что ММП более активны при НГЭ, что может приводить к повышенной инвазии клеток в ткани и к агрессивному течению эндометриоза. Возможно, снижение К1881 при НГЭ III ста-
дии связано с усиленной инвазией эндоме-триальных клеток, более агрессивным течением и тяжестью заболевания.
Работа поддержана грантом Президента РФ № МД-6001.2016.7
роль антифосфолипидных антител в формировании неблагоприятных исходов эко (эко/^о и возможности их профилактики при применении внутривенных иммуноглобулинов
© М.И. Кривонос
ФГБНУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта», Санкт-Петербург
Актуальность проблемы
Антифосфолипидные антитела (АФА) могут являться причиной тромботических осложнений, невынашивания беременности, антенатальной гибели плода и акушерских осложнений (преэклампсии и плацентарной недостаточности). Влияние АФА на развитие ранних репродуктивных потерь является дискуссионным. В литературе имеются данные о влиянии АФА на развитие многократных неудачных попыток экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), доклинических потерь беременности, а также в генезе бесплодия неясной этиологии. Опубликованы данные об улучшении исходов ЭКО у женщин с АФА при применении внутривенных иммуноглобулинов (ВВИГ).
Цель исследования
Изучение роли циркуляции антифосфо-липидных антител в формировании неблагоприятных результатов ЭКО (ЭКО/1СБ1) и возможностей их профилактики с применением ВВИГ.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 187 женщин с бесплодием. Все женщины были сопоставимы по возрасту, акушерско-гинеколо-гическому и соматическому анамнезу, всем выполнялся протокол с антагонистами ГнРГ. У 117 женщин была обнаружена циркуляция АФА, и они были поделены на 2 группы: основную и группу сравнения. Основная группа (77 женщин с АФА) в дополнение к терапии, направленной на профилактику тромбоэм-болических осложнений (ТЭО) в протоколе
ЭКО в виде профилактических доз низкомолекулярных гепаринов (НМГ) и низких доз ацетилсалициловой кислоты (АСК), получила курс ВВИГ в дозе 300 мл (15 г). Группа сравнения (51 женщина с наличием АФА) получила только терапию, направленную на профилактику ТЭО в протоколе ЭКО (ЭКО/ 1СБ1). Третью группу составили 63 женщины без АФА, получавшие только терапию препаратами, необходимыми для проведения протокола ЭКО. Девяти женщинам из основной группы, двум женщинам из группы сравнения и двум женщинам из группы контроля не был выполнен перенос эмбрионов в полость матки в связи с развитием синдрома гиперстимуляции яичников средней степени тяжести, отсутствием ооцитов при трансвагинальной пункции фолликулов и деградацией или неправильным оплодотворением ооцитов.
Результаты исследования
У женщин с циркуляцией АФА, не получавших ВВИГ (группа сравнения, п = 51), процент регистрации клинической беременности от числа женщин с положительным результатом анализа на РХГЧ был значимо ниже по сравнению с женщинами без АФА (контрольной группой, п = 63) (62,5 и 90 %, p = 0,046). После исключения из исследования женщин, которым были перенесены эмбрионы неудовлетворительного качества, данный показатель составил 60 и 93,5 %, p = 0,033.
При оценке показателей результативности среди женщин с АФА, получавших и не получавших ВВИГ, значимые отличия выявлены в частоте наступления клинической
ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ
ТОМ LXVI СПЕЦВЫПУСК 2017
КИ 1684-0461 ■