Научная статья на тему 'Возможности прогнозирования риска мертворождения в первом триместре беременности'

Возможности прогнозирования риска мертворождения в первом триместре беременности Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Лемешевская Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности прогнозирования риска мертворождения в первом триместре беременности»

ме фиброаденоматоза молочной железы площадь экспрессии РЯ возрастает на 47 % по сравнению с непролиферативной формой этой патологии (р < 0,05).

При непролиферативном раке молочной железы площадь и оптическая плотность экспрессии РЯ составили соответственно 16,51 ± 0,12 % и 0,20 ± 0,04 у. е. При про-лиферативном раке молочной железы площадь и оптическая плотность экспрессии РЯ составили соответственно 20,09 ± 1,93 % и 0,10 ± 0,01 у. е. Таким образом, при пролифе-

ративной форме рака молочной железы площадь и оптическая плотность экспрессии РЯ возрастают на 21 % и в 2 раза соответственно (р < 0,05 для обоих) по сравнению с непролиферативной формой этой патологии.

Выводы

Таким образом, экспрессия рецепторов к прогестерону может служить информативным маркером дифференциальной диагностики выраженности пролиферативного процесса при фиброаденоматозе и раке молочной железы.

возможности прогнозирования риска мертворождения в первом триместре беременности

© Т.В. Лемешевская

Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», Минск, Беларусь

Актуальность проблемы

В настоящее время не разработаны рациональные подходы для предотвращения мертво-рождения, поэтому выявление новых маркеров, позволяющих прогнозировать неблагоприятные исходы беременности, является весьма важным и перспективным направлением. Согласно современным представлениям в основе мертворождения лежит снижение инва-зивной активности цитотрофобласта в ранние сроки гестации — 6-8 недель после оплодотворения. Поэтому некоторые маркеры, которые отражают процесс плацентации и выявляются в первом триместре беременности в рамках по-пуляционного комбинированного скрининга на хромосомные болезни и врожденные пороки развития (ВПР), могут являться индикаторами поздних акушерских осложнений.

Цели исследования

Оценка возможности использования анамнестических факторов, биохимических маркеров комбинированного пренатального скрининга первого триместра беременности для прогнозирования мертворождения и проведение сравнительного анализа гистологической картины плаценты у пациентов с мерт-ворождением для изучения его причины.

Материал и методы исследования

Группу исследования составили 53 женщины, завершившие беременность мертвым

плодом в сроке гестации 22 недели и более. По материалам патологоанатомического бюро проведен анализ гистологической картины 53 последов и дана оценка причин внутриутробной гибели плодов в группах со сроком беременности 22-28 недель, 29-36 недель, 37 недель и более.

В исследуемой группе (п = 53) лишь в 35 наблюдениях копчико-теменной размер (КТР) плода соответствовал значениям 38,070,4 мм, при которых возможно выполнение комбинированного скрининга беременных. Поэтому контрольную группу составили 70 беременных женщин из числа состоящих на учете в женских консультациях и прошедших популяционный комбинированный скрининг в РНПЦ «Мать и дитя» в сроке 10+5-13+2 недель, подобранных по принципу случай-контроль в соотношении 1 : 2. Обе группы сопоставимы по КТР плода, возрасту, массе тела беременной, региону проживания (город Минск) и расовой принадлежности. Все женщины групп исследования и контроля имели одноплодную беременность, которая наступила спонтанно без применения вспомогательных репродуктивных технологий и индукторов овуляции. Исключены ВПР плода и хромосомные болезни, диагностированные пренатально или постнатально.

УЗИ проведено в рамках популяцион-ного скрининга с оценкой КТР плода, толщины воротникового пространства (ТВП).

■ ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ

ТОМ LXVI СПЕЦВЫПУСК 2017

ISSN 1684-0461

Уровень биохимических маркеров (PAPP-A, free P-hCG) определялся в сыворотке крови беременных женщин обеих групп в тот же день, когда выполнялось УЗИ. Полученные значения ТВП и концентрации белков конвертировали в значение МоМ (multiple of median) — истинное значение, деленное на медиану. Статистическая обработка полученных результатов выполнена с использованием программы Statistica 10.0 (Statsoft Inc., США).

Результаты исследования

У женщин, страдающих хроническими экстрагенитальными болезнями (сахарный диабет 1-го типа, хроническая артериальная гипертензия, врожденные пороки сердца, хронический пиелонефрит, экзогенно-конститу-циональное ожирение 2-3-й степеней), шанс мертворождения в 22,4 раза выше, чем у здоровых женщин (отношение шансов (OR) — 22,4, 95 % доверительный интервал (CI) 16,8-29,8; p < 0,001). Наличие у значительной части пациенток группы мертворождения соматической патологии, являющейся фактором риска потери беременности, указывает на необходимость динамического наблюдения и своевременного выявления дискредитированного состояния плода для предупреждения мертворождения у женщин с экстрагени-тальной патологией.

Установлено, что в группе женщин с мертворождением медиана PAPP-A составила 0,59 (0,34-0,74) МоМ и была статистически значимо ниже, чем в группе контроля (p < 0,001). Указанное снижение биохимического маркера отражает гипофункцию плаценты. Поэтому PAPP-A можно использовать для формирования группы риска по мертво-рождению и проведению профилактических

мероприятий. В то же время показатели ТВП (p > 0,05) и free P-hCG (p > 0,05) в исследуемой и контрольной группах статистически не отличались.

Показана разнородность плацентарных причин мертворождения. Выявлено, что основной являются воспалительные изменения плаценты (32,1 % в структуре), которые значительно чаще встречаются при мерт-ворождении в раннем гестационном сроке (22-28 недель) по сравнению с доношенными плодами (p > 0,05). Поэтому у беременных группы высокого риска по мертворождению следует проводить углубленный поиск ультразвуковых и лабораторных признаков инфицирования с целью предупреждения потери беременности в указанном сроке. Вторые по частоте встречаемости — гипоплазия плаценты и нарушения созревания и компенсаторно-приспособительные процессы плаценты (по 22,6 % в структуре).

В последах доношенных мертворожденных преобладали аномалии массы плаценты в виде гипоплазии плаценты (35,7 ± 12,81 %). Однако статистически значимых различий по данной патологии в сроках беременности 22-28 недель, 29-36 недель, 37 недель и более не получено (p > 0,05).

Выводы

Таким образом, проведенное исследование позволило выделить анамнестические факторы и маркеры комбинированного скрининга первого триместра беременности для прогнозирования мертворождения. Полученные результаты могут быть использованы в практике акушерско-гинеколо-гической службы и медико-генетического консультирования.

оценка оксидАтивного статуса эндометрия и брюшины у пациенток с бесплодием, ассоциированным с наружным генитальным эндометриозом

© А.М. Литвинюк, У.С. Анисимова, М.А. Шестакова, А.А. Джатдоева

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет фундаментальной медицины, Москва, Россия

Актуальность проблемы дить к бесплодию, встречается у 6-10 % жен-

Эндометриоз является социально значи- ского населения, занимает третье место по мым заболеванием, которое может приво- встречаемости среди патологий женщин ре-

ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ

ТОМ LXVI СПЕЦВЫПУСК 2017

ISSN 1684-0461 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.