ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ В ЗОНЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Д.Н. Горлов,
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Под оценкой обстановки понимают изучение и анализ факторов и условий, влияющих на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Включает изучение и анализ данных о характере чрезвычайной ситуации, спасательных силах и средствах, районе действий, метеорологических и климатических условий, времени и др.
Оценка обстановки в зоне чрезвычайной ситуации является важным этапом проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, обеспечения безопасности спасателей, пострадавших, населения.
Задачами оценки обстановки являются:
- установление зоны и характера чрезвычайной ситуации;
- определение мест нахождения пострадавших и их состояния;
- установление степени радиоактивного, химического, биологического
заражения;
- оценка состояния объектов в зоне чрезвычайной ситуации (строений,
инженерных коммуникаций, линий связи, источников воды);
- выявление очагов пожаров;
- определение подъездных путей к месту работы и путей эвакуации
пострадавших и населения;
- определение плана проведения поисково-спасательных работ.
Основным способом оценки обстановки а зоне чрезвычайной ситуации
является разведка. Разведка в зоне чрезвычайной ситуации это вид обеспечения действий сил и средств РСЧС, заключающийся в сборе и передаче органам повседневного управления и силам достоверных данных об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимых для эффективного проведения неотложных работ и организации жизнеобеспечения населения. Выделяют следующие виды разведки: биологическая, инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-эпидемиологическая, химическая и пожарная [1].
Биологическая разведка проводится для выявления зараженности местности, воздуха, воды, продовольствия, определения границ заражения, обнаружения людей, подвергшихся воздействию заражения, объема и характера предстоящих работ. Она осуществляется путем забора проб воздуха, почвы, растительности, смывов с поверхности различных предметов и образцов, отбора для исследования насекомых и грызунов. Токсины и болезнетворные микробы распознаются только путем анализа в лаборатории.
Инженерная разведка проводится для установления степени и характера разрушений, состояния коммунально-энергетических систем, дорог, мостов, переправ, местонахождения пострадавших, определения объемов и способов проведения поисково-спасательных и аварийно-восстановительных работ. Инженерная разведка может быть или наземной.
При осмотре поврежденных и разрушенных зданий и сооружений производится их наружный обход, во время которого выявляется состояние стен и
свисающих частей здания: определяется, нет ли опасности их дальнейшего обрушения. Кроме того, устанавливается характер завалов от разрушенных сооружений, возможность их объезда, устройства проходов и объем работ по их уборке.
При инженерной разведке разрушенных объектов осмотру подлежат все открытые сооружения дренажно-водосточных систем, а также поверхность земли над трассами скрытых инженерных сетей; для этого вскрываются все смотровые колодцы, в том числе и с крышками, скрытыми под землей.
Медицинская разведка организуется для определения санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне чрезвычайной ситуации. Она определяет: территории очага поражения, проводит индикацию биологических средств, уточняет количество и состояние пораженных, определяет места сосредоточения пораженных перед их эвакуацией в лечебные учреждения и места развертывания медицинских формирований, определяет объем работ и необходимое количество привлекаемых сил и средств для их проведения.
Радиационная разведка. Для проведения радиационной разведки спасатели используют специальные приборы. Местность считается радиоактивно зараженной при уровне радиации от 0,5 Р/ч и выше. При пешем проведении работ разведку необходимо вести до уровня радиации не более 30 Р/ч. На машинах - до уровня не более 100 Р/ч, на специальной технике (танк, бронетранспортер) - до 200 Р/ч, свыше 200 Р/ч - с самолетов или вертолетов. Замеры производятся через каждые 50-100 м пути, при этом датчик прибора необходимо располагать на одном расстоянии от уровня земли (10-15 см). В населенных пунктах радиологическая разведка проводится вдоль улиц, переулков, в ряде случаев организуется разведка отдельных строений, помещений, подвалов.
Санитарно-эпидемиологическая разведка - мероприятие медицинской службы, основной целью которого является выявление условий, влияющих на санитарно-эпидемическое состояние войск, предупреждение вероятного заноса инфекции в войска и установление путей и условий такого заноса.
Основными задачами санитарно-эпидемиологической разведки являются: выявление инфекционных заболеваний среди различных контингентов в районах расположения войск; выявление эпизоотий среди диких и домашних животных, а также наличия и активности природных очагов инфекций; определение санитарно-гигиенического состояния территории, населенных пунктов, водоисточников и т. д.
Химическая разведка устанавливает наличие и степень химического заражения местности, воздуха, источников воды, народнохозяйственных объектов. Она осуществляется с использованием войсковых приборов химической разведки и приборов, применяемых для индикации на народнохозяйственных объектах. При проведении химической разведки в очаге поражения наличие сильнодействующих ядовитых веществ определяется через 20-30 м пути, в помещениях - через 10-15 м. При проведении химической разведки особое внимание уделяется местам возможного скопления сильнодействующих ядовитых веществ (колодцы, шахты, подвальные помещения, котлованы и др.). Химическая разведка в населенных пунктах
141
особенно тщательно производится вдоль улиц и переулков. На основании разведданных составляются картограммы заражения, в том числе на каждое здание постройку и приусадебный участок в населенном пункте.
5.1.9. Пожарная разведка должна определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров, оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров, определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС, выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров, определить состояние систем противопожарного водоснабжения [2].
Разведка проводится наземным, воздушным, водным, подземным, подводным способами при участии опытных спасателей. Разведывательные данные передаются руководителю работ, наносятся на карты или план объекта, заносятся в журнал наблюдений. Разведчики организуют приборный дозиметрический контроль уровня радиации, химической и биологической обстановки, устанавливают и отмечают зоны загрязнения, определяют степень разрушений, затоплений, повреждений объектов зоны чрезвычайной ситуации.
Наземная разведка является основным видом разведки. Она проводится группой спасателей в количестве 3-5 человек пешком, а также с использованием наземных транспортных средств и специальных приборов. Разведчики путем визуального наблюдения и приборного контроля определяют состояние объектов и окружающей природной среды. В задачу наземной разведки входит обнаружение убежищ, подвалов, подземных сооружений, в которых могут находиться люди, установление с ними связи, в некоторых случаях - расчистка отверстий для доступа воздуха, передачи информации, продуктов питания, медикаментов, проведение замеров уровня радиации, химического заражения, биологического состояния зоны чрезвычайной ситуации, уточнение пожарной обстановки.
Воздушная разведка, осуществляющая визуальный и дозиметрический контроль фотографирование и телевизионную трансляцию, проводится с помощью самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов. В ее задачу входят определение границ и характера чрезвычайной ситуации, выявление состояния строений, дорог, мостов, обнаружение пострадавших, завалов, пожаров, выбор маршрутов передвижения техники. Полученные данные наносятся на карту или передаются по радио руководителю работ.
Водная разведка организуется с целью получения и уточнения данных о ЧС на воде или под водой. Для этих целей используются лодки, корабли, подводные аппараты, водолазы. К основным задачам водной разведки относятся: исследование и оценка характера ЧС, поиск пострадавших и оказание им помощи, поиск потерявшихся или затонувших объектов, оценка их состояния, разработка вариантов оказания помощи, проведение радиологического и биологического контроля воды, изучение ситуации и разработка прогноза ее развития, определение фарватеров и установка сигнальных знаков, определение состояния гидротехнических сооружений (дамб, плотин, шлюзов, подводных фундаментов).
Подземная разведка проводится с целью изучения и получения данных о ЧС под землей (в шахте, метро, пещере, подземном сооружении). Основное внимание при ее проведении необходимо уделять безопасности спасателей, которые должны: проникнуть под землю, оценить ситуацию и доложить о ней руководителю, найти пострадавших и оказать им помощь, вернуться на поверхность.
Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения разведчиками используются несколько способов:
- установка специального щита со съемными карточками, на которых наносится информация;
- установка стационарных щитов;
- нанесение информации на стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки.
Информацию необходимо наносить красками яркого цвета, в доступных, хорошо видимых местах. Знаки устанавливаются в обязательном порядке при обнаружении опасных и вредных веществ, дозы которых превышают допустимые нормы. В ночное время знаки и указатели должны быть освещены любым способом (электроподсветка, установка керосиновой лампы).
Поисково-спасательные работы могут проводиться как одновременно с разведкой, так и после ее завершения. Пока чрезвычайная ситуация не локализована, для поддержания контроля над ее развитием разведку необходимо не прекращать.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на [3]:
а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта
143
Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
Список использованной литературы
1. ГОСТ Р 22.0.02-94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий, 1999. - 7 с.
2. ГОСТ Р 22.8.01-96: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования, 1996.
3. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", 2007, - 1 с.