Проект
ОСНОВНЬЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОПАСНОСТЕЙ. ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ИХ
ВЛАДИМИРОВ В. А. .ДОЛГИН H.H., ВИНОГРАДОВ С. Д. .БАРИНОВ А. М.
Защита населения Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их1, является главной задачей гражданской обороны. Она достигается проведением комплекса организационных. инженерно-технических и других защитных мероприятий.
Целью защитных мероприятий является предотвращение или максимальное снижение возможности поражения населения. Их проведение предполагает создание необходимых условий для сохранения жизни и здоровья человека в условиях военного времени.
Основные положения по защите населения от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их (далее - Основные положения), представляют собой систему принятых взглядов на принципы, основные направления и порядок обеспечения защиты населения в условиях войны и вооруженных конфликтов и предназначены для использования при разработке нормативно-правовых документов и планирования в области гражданской обороны.
Основные принципы защиты населения
1. Защите от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их, подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане, находящиеся на территории России.
2. Мероприятия по подготовке к защите и по защите населения планируются заблаговременно, осуществляются, по возможности, в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженного конфликта.
^од опасностями, возникающими при военных действиях или вследствие их, понимаются поражающие факторы современных средств поражения, вторичные факторы поражения, возникающие при разрушении потенциально опасных объектов, а также лишения и угрозы, связанные с государственным терроризмом и нарушением среды обитания человека.
Мероприятия по защите персонала потенциально опасных объектов, по защите населения в зонах возможного опасного радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения) и вокруг них, а также в зонах возможного катастрофического затопления (со временем добегания волны прорыва до 4 часов) проводятся заблаговременно, в мирное время.
3. Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются дифференцированно с учетом военно-экономического и административно-политического значения отдельных районов, городов и объектов экономики в зависимости от степени возможной опасности.
В этих целях осуществляется зонирование по видам и степеням возможной опасности для населения (приложение 1).
4. Содержание, объем и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются с учетом экономических возможностей и военно-политической обстановки, исходя из разумной достаточности, которая предполагает выбор оптимальных вариантов защиты, сочетание социально-экономических интересов и интересов гражданской обороны, повышение уровня универсальности средств защиты как для условий военного, так и мирного времени.
5. Эффективность защиты населения достигается путем создания государством необходимых условий для защиты и активным участием населения в защитных мероприятиях, а также персональной заботой о личной самозащите.
6. Проводимые мероприятия гражданской обороны по защите населения должны быть двойного предназначения и обеспечивать снижение потерь как от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их. так и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
7. При угрозе применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны осуществляться повсеместно, на территории всей страны, в массовом порядке, с привлечением всех людских и материальных ресурсов. При этом в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, и на отдельно стоящих категорированных объектах организуются мероприятия по защите от всех поражающих факторов ядерного взрыва, в не-категорированных городах и в сельских населенных пунктах - от радиоактивного загрязнения.
Основные направления и порядок защиты населения
Оповещение и информирование. Оповещение и информирование населения об опасностях, связанных с применением средств поражения, включает своевременное доведение сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях.
Это достигается:
заблаговременным созданием и поддержанием в постоянной готовности систем централизованного оповещения населения и их сопряжением с системами обнаружения;
комплексным использованием государственных и коммерческих систем радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
привлечением необходимых сил и средств для доведения информации в условиях информационной блокады.
Инженерная защита. Инженерная защита включает накопление фонда защитных сооружений в городах и на объектах с защитными свойствами, обеспечивающими защиту населения от обрушения зданий и сооружений.
Защитные сооружения на потенциально опасных объектах и в зонах возможного заражения (загрязнения) должны обеспечивать защиту от радиационных излучений, аварийно химически опасных веществ, биологических агентов и продуктов горения.
Инженерная защита достигается;
сохранением и поддержанием в готовности имеющегося фонда защитных сооружений;
освоением подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
постановкой на учет и, в случае необходимости, дооборудованием имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособлением горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
строительством, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
возведением в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
Защитные сооружения гражданской обороны о мирное время используются для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, на балансе которых находятся защитные сооружения, обеспечивают сохранность конструкций и
оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения □ готовность к приему укрываемых в нормативные сроки.
Защитные сооружения на АЭС, других потенциально опасных объектах содержатся в постоянной готовности к использованию по прямому назначению.
Эвакуация. Эвакуация (отселение) включает вывод (ввод) населения из приграничных районов, прогнозируемых зон поражения, заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами, а также из зон
возможного катастрофического затопления и проводится в случае угрозы
для жизни и здоровья людей, когда другие способы защиты невозможны или
нецелесообразны.
Массовая эвакуация населения из категорированных городов осуществляется только при прямой угрозе ядерного нападения. Решение на массовую эвакуацию принимает Президент Российской Федерации.
Эффективность эвакуационных мероприятий достигается: заблаговременной разработкой планов эвакуации (отселения), созданием необходимых эвакоорганов;
подготовкой пунктов размещения людей, включая дачные, садово-огородные и другие кооперативы и товарищества;
проведением мероприятий по обеспечению эвакуируемого населения продуктами питания, водой, предоставлением коммунально-бытовых услуг и медицинского обслуживания;
принятием мер по охране общественного порядка в ходе эвакуационных мероприятий и др.
Эвакомероприятия могут в зависимости от обстановки проводиться в короткие (максимальна сжатые) сроки с задействованием всех видов транспорта и пешим порядком или осуществляться постепенно, поэтапно.
Медико-биологическая защита включает меры по предотвращению и снижению тяжести поражения людей, своевременному оказанию помощи пострадавшим и их лечению, обеспечению эпидемического благополучия при применении средств поражения.
Она достигается:
рациональным использованием имеющихся сил и средств учреждений
здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности;
развертыванием в угрожаемый период необходимого количества лечебных учреждений, медицинских формирований и учреждений;
созданием резерва медицинских средств защиты, медицинской техники и имущества;
проведением комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических защитных мероприятий;
своевременным оказанием всех видов медицинской помощи пораженным (больным);
проведением профилактических медицинских мероприятий, предупреждением возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний, а в случае их возникновения - быстрейшей их локализацией и ликвидацией;
контролем состояния внешней среды, зараженности продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений; проведением профилактической иммунизации (вакцинации) населения; заблаговременной подготовкой медицинских формирований, обучением населения приемам и способам оказания медицинской помощи пораженным, само- и взаимопомощи и др.
Радиационная и химическая защита населения включает: организацию
наблюдения за радиационной и химической обстановкой, дозиметрического и химического контроля; осуществление мероприятий по защите населения; проведение санитарной обработки людей и обеззараживания территорий, техники, имущества.
Она достигается:
обеспечением, поддержанием в готовности и рациональным использованием средств защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля;
определением и соблюдением режимов радиационной защиты населения в условиях заражения; ,
подготовкой средств санитарной обработки и обеззараживания и др. Средствами индивидуальной защиты обеспечиваются личный состав формирований, участвующий в спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, а также персонал радиационно и химически опасных объектов и население, проживающее в зонах вероятного опасного заражения (загрязнения), прилегающих к этим объектам.
Противопожарная защита. Противопожарная защита включает обеспече-
ние защиты людей от опасных факторов пожара.
Она достигается:
заблаговременным выполнением специальных (противопожарных) мероприятий инженерно-технического и организационного характера, обеспечивающих снижение опасности для людей, оказавшихся в зданиях и сооружениях;
проведением эвакуации и спасения людей из зон сплошных пожаров, горящих и задымленных зданий;
ликвидацией отдельных и массовых пожаров.
Аварийно-спасательные работы включают: разведку очагов поражения
и районов бедствий; локализацию и тушение пожаров на участках (объектах) работ; розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений, заваленных защитных сооружений, вывод из зон затопления; оказание медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в безопасные районы; санитарную обработку людей и обеззараживание одежды, территории, сооружений и техники.
Эффективное проведение аварийно-спасательных работ достигается: своевременной организацией и непрерывным ведением разведки; созданием группировки сил и средств и всесторонним обеспечением их действий в очагах поражения;
оснащением сил высокоэффективными техническими средствами; применением авиационных технологий при проведении спасательных работ;
организацией и проведением подводных работ особого назначения; морально-психологической и профессиональной подготовкой личного состава органов управления и сил гражданской обороны;
организацией и поддержанием взаимодействия органов управления, формирований и других сил, привлекаемых к спасательным работам.
Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения включает информационное обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, коммунально-бытовыми услугами, финансовое обеспечение.
Оно достигается:
оповещением населения о проводимых мероприятиях и действиях в условиях складывающейся обстановки;
заблаговременным созданием резерва средств жизнеобеспечения, снабжением пострадавших водой и продуктами питания;
развертыванием в зоне бедствия временных жилищ (палаток, сборных и передвижных домов), а также использованием площадей общественных, производственных и жилых зданий для размещения пострадавшего населения;
восстановлением сетей теплоснабжения, электроснабжения и коммунальных сетей; '
проведением специальных операций по оказанию гуманитарной помощи.
Реализация мероприятий по защите населения
Реализация мероприятий по защите населения от современных средств поражения достигается путем:
на федеральном уровне создания правовой базы в области защиты населения от средств поражения в современных условиях (приложение 2);
разработки новых и уточнения действующих нормативных документов по вопросам совершенствования способов и средств защиты;
создания и наращивания средств индивидуальной защиты населения от современных средств поражения в рамках государственного оборонного заказа;
разработки и внедрения в практику проектирования и строительства градостроительных нормативов, правил и стандартов в части создания условий для приспособления сооружений подземного пространства городов для защиты населения;
организации и проведения научных исследований в области защиты населения и создания новых средств защиты;
на уровне субъектов Российской Федерации создания необходимой материальной базы для защиты населения (накопление и поддержание в готовности защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты и имущества, приборов контроля и др.) по нормам и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
повышения ответственности владельцев и руководителей в части обеспечения защиты рабочих, служащих и населения на предприятиях, учреждениях, организациях и территориях.
Задания по заблаговременному созданию фонда средств защиты на потенциально опасных объектах определяются министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании предложений этих объектов в соответствии с методическими указаниями Минэкономики и МЧС России.
Мероприятия гражданской обороны по наращиванию недостающих средств защиты в необходимых объемах в угрожаемый период и в военное время отражаются в разделах "Мероприятия гражданской обороны" территориальных и отраслевых планов на расчетный год и в оперативных планах гражданской обороны.
В целях наращивания возможностей защиты населения эти планы включают:
количество и размещение защитных сооружений на объектах экономики и в жилой зоне;
порядок изготовления конструкций и внутреннего оборудования для защитных сооружений, производства строительно-монтажных и других работ в объемах, обеспечивающих создание необходимого фонда убежищ и укрытий;
порядок производства средств индивидуальной защиты, средств разведки, контроля;
мероприятия по дооборудованию систем централизованного оповещения, защите водоисточников и подготовке систем водоснабжения к работе в условиях военного времени;
порядок приведения в готовность имеющихся и наращивания недостающих защитных сооружений;
приспособление для защиты людей подвальных и других заглубленных сооружений;
строительство укрытий простейшего типа.
При планировании эвакуационных мероприятий определяется порядок оповещения населения, районы эвакуации, сроки и очередность эвакоме-роприятий, использование транспорта и меры по обеспечению эвакуации.
В части обеспечения радиационной, химической и медико-биологической защиты в планах предусматривается порядок обеспечения рабочих, служащих и населения средствами индивидуальной защиты, организация радиационной, химической и бактериологической разведки, определяются режимы защиты, порядок ведения дозиметрического и химического контроля заражения территории, людей и техники, организация обеззараживания территории, техники и санитарной обработки людей.
***
В Основные положения по защите населения от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их, могут вноситься изменения и дополнения в соответствии с развитием средств вооруженной борьбы, новыми условиями военно-политической обстановки и изменениями взглядов на характер военных конфликтов.
404
ЗОНЫ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
Наименование зоны потенциальной опасности Определение зоны потенциальной опасности Характеристика размеров Особенности планирования и организации защи-ты населения
1 2 3 4
Приграничная зона І * Территория, прилегающая к государственной границе, в П|>еделах которой в начальный период военного конфликта вероятно массированное применение обычных средств поражения Удаление внутренней границы приграничной зоны от государственной границы составляет до 250 км. Перечень территорий, входящих в приграничную зону, устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению МЧС России Отселеыи. населения из районов боевых действий по планам военного командования. Прием и размещение эвакуируемого населения по планам гражданской обороны; комплексная маскирочка
Зона световой маскировки Территория, расположенная между государственной границей и рубежом досягаемости в начальный период военного конфликта тактической и палубной авиации вероятного противника Удаление рубежа досягаемости авиации от государственной границы составляет 500-600 км. Перечень территорий, входящих в зону световой маскировки, устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению МЧС России Комплексная маскировка наиболее важных объектов; укрытие всего населения в защитных сооружениях различного типа
1 2 3 4
; Зона возможных 1 разрушений 1 Территория городов, других населенных пунктов и объектов экономики, на которой в результате воздействия средств поражения возможно возникновение избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, равного 10 кПа (0,1 кгс/см.кв) и более, а также сейсмическое воздействие, вызывающие разрушение зданий, сооружений и коммуникаций Границы зон возможных разрушений устанавливаются: а) в приграничной зоне * в границах проектной застройки городов, отнесенных к группам по ГО; 0,5 км от границы проектной застройки объектов особой важности по ГО и в границах проектной застройки других категорированных объектов, расположенных вне категорированных городов; б) за пределами приграничной зоны - в границах территории категорированных объектов и предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность категорированных городов; 0,5 км от границы проектной застройки отдельно стоящих объектов особой важности по ГО Население подлежит укрытию в защитных сооружениях, обеспечивающих защиту от обрушения зданий и сооружений
Зона иошожпого радиоактивного загрязнения Территория или акиатория, на которой возможно загрязнение поверхности земли, зданий, сооружений, атмосферы, волы либо продовольствия, пищевого сырья, кормов и различных предметов в количествах, вызывающих превышение установленных пределов допустимых доз облучения населения Удаление границ зоны от границ проектной застройки: для АЭС установленной мощностью до 4 ГВт- 150 км; для АЭС установленной мощностью свыше 4 ГВт - 200 км; для других ядерных объектов - 100 км Организация наблюдения и контроля; применение простейших средств индивидуальной защиты; установление режимов поведения
406
1! ! 1 2 3 4
Зона возможного '"‘Г!III/НО' П рПЛИОЛК-• (11.ЧН1 п я;н р;: шепни Часть территории зоны возможного радиоактивного загрязнения, в пределах которой возможно превышение установленного верхнего критического чначепия ;кч облучения населения Удаление границ зоны от границ проектной застройки: для АЭС установленной мощностью до -1 ГВт - 20 км; для АЭС установленной мощностью свыше 4 ГВт - 40 км; для других ядерных объектов - 10 км Создание локальных систем оповещения; укрытие населения в та-шитных сооружения»; эвакуация населения; применение средств индивидуальной зашиты; йодная профилактика; организация дозиметрического контроля
1ича вочможного опасно*о чимиче- >•'! ■' !М‘Л 'ИМЯ Территории, и пределах которой при возможном разрушении емкостей с лкр.рнЙ!«'' >-м\;1!'гсски опасными аеше-ствами возможно распространение этих веществ в концентрациях или количествах, создающих угрозу для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени Размер зоны возможного опасного химического заражения определяется по спеии* алию и метол и ке Создание локальных систем оповещения; г-;".'—Н|*''-'леЧ1,с средствами индивидуальной защиты; эвакуация населения
. к . роя того ка- 1 1!; ‘ рОг’.'!Г1С1'К’ОГП чд-г#1г- |«чц 1 Территория. и пределах которой в ре-з\;п>тате чпг^-мюго затопления вероятны массовые потери людей, разрушения здании и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей Размеры и глубина зоны вероятного катастрофического затопления, а также его продолжительность определяются на основании расчетов по формированию волны прорыва с учетом особенностей повреждения или разрушения гидротехнических сооружений, характеристик рельефа местности и других ([¡акторов Создание систем оповещения; строительство специальных защитных сооружений; эвакуация населения в безопасные районы . _
407
1 2 3 4 1
Зона возможных сплошных пожаров Территория, в пределах которой возможно возникновение массовых пожаров, создаюших угрозу для жизни и здоровья людей Размеры зоны сплошных пожаров определяются наличием зданий и сооружений преимущественно IV и V степени огнестойкости Создание системы опо- 1 вешения и информации, эвакуация. планирование необходимого количества сил и средст* противопожарной службы-
| Загоролная зона Территория, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного и химического заражения, вероятного катастрофического затопления и пригодная для размещения эвакуируемого населения Границы зоны определяются исходя из реальных условий при планировании эвако-мероприятий Комплекс мероприятий по обеспечению размещения и жизнеобеспечения эвакуируемого населения
Зона действия сил специальных операций противника Территория, прилегающая к государственной границе (рубежу соприкосновения противоборствующих сторон), в пределах которой возможны активные действия сил специальных операций , Активные действия сил специальных операций возможны: диверсионно-разведывательных формирований на расстоянии до 4^0 км от государственной границы (рубежа соприкосновения); органов войсковой разведки - до 150 км Комплекс мероприятий по обеспечению выявления районов и характера действий сил специальных операций и соответствующие меры реагирования
ОСНОВНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ