Инженерная защита населения на современном этапе гражданской обороны
Виноградов С.Д.
Развитие средств поражения, возрастание масштабов их поражающего действия потребовали поиска надежных и экономически целесообразных способов защиты людей. Это тем более важно, что в мирное время последствия многих чрезвычайных ситуаций техногенного характера стали соизмеримы с воздействием поражающих факторов современного оружия.
Как известно, в целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение.
Применение различных фортификационных сооружений для защиты воюющих сторон имеет свою давнюю историю. Они применялись практически во всех вооруженных конфликтах в прошлом, начиная с глубокой древности.
Оборонительный характер войн, которые вел русский народ против внешних врагов, частые междоусобные войны требовали укрепления большинства населенных пунктов, а одновременно и защиты населения. Очень рано русские инженеры стали применять для этих целей камень и другие подсобные материалы, были выработаны особые конструкции деревянных ограждений и деревоземляных укрытий.
В невиданных ранее широких масштабах были использованы защитные сооружения во время Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.
Защитные сооружения сыграли важную роль в спасении людей, сокращении человеческих жертв от опасностей, которые несла война.
В России их начали строить, хотя и медленно, в Москве, Ленинграде и других крупных городах-пунктах противовоздушной обороны еще в 1933 году.
С первых же дней войны в стране развернулось массовое строительство убежищ и укрытий. На учет были взяты все подвалы, погреба и другие заглубленные сооружения, где можно было укрыть людей при налетах авиации противника и артиллерийских обстрелах, организовано их приспособление под убежища и укрытия.
Бесспорное преимущество подвальных помещений состояло в том, что они размещались там, где люди работали и жили. Ведь время на укрытие людей с объявлением воздушной тревоги не превышало, как правило, 10-15 минут.
Оборудование защитных сооружений осуществлялось силами местной противовоздушной обороны и населением. Всего за месяц после начала войны в Москве было подготовлено более 6 тысяч убежищ, вырыты и оборудованы простейшие укрытия на 236 тыс.человек. А к концу 1941 г. в защитных сооружениях всех типов одновременно могло укрыться от налетов авиации более полутора миллионов человек, из них более 500 тыс.человек - в метрополитене.
В городе на Неве уже спустя два месяца после начала войны насчитывалось 4600 убежищ и 336 тыс.погонных метров простейших укрытий. В них одновременно могло укрыться около миллиона ленинградцев. Заметим, что в это время основным типом защитных сооружений были убежища, оборудованные путем усиления несущих конструкций и герметизации подвальных и других заглубленных помещений. Они могли надежно защищать в случае обрушения зданий, от осколков бомб и снарядов и от отравляющих веществ, угроза применения которых сохранялась на протяжении всей войны.
Для защиты населения от отравляющих веществ в эти годы было оборудовано газоубежищ на 6,42 млн.человек.
Об эффективности мероприятий по инженерной защите можно судить по следующим данным. Если в первой половине 1942 года потери населения составили 15% (потери 1941 г. приняты за 100%), то во второй половине 1942 г. -6%. Таким образом с ростом обеспечения населения укрытиями резко снизился процент потерь населения.
Всего же за годы войны было обеспечено убежищами и укрытиями 25,5 млн.человек, что сохранило жизни многим тысячам людей, подвергшихся опасностям в результате военных действий или вследствие этих действий. В целом подтвердилась целесообразность проводившихся в те годы инженернотехнических мероприятий в прифронтовых районах, крупных городах и в тылу страны.
В последние годы способ защиты людей в защитных сооружениях получил название - инженерная защита.
Инженерная защита включает комплекс мероприятий по накоплению фонда убежищ и укрытий, их содержанию и проведению в готовность для укрытия людей в чрезвычайных ситуациях.
Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) - обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех средств поражения.
Так, убежища защищают укрываемых от всех поражающих факторов ядерного оружия (ударной волны, светового излучения, проникающей радиации), химического, бактериологического оружия и обычных средств поражения, а также вторичных причин (пожаров и продуктов горения, обрушающихся конструкций зданий и сооружений и др.). Противорадиационные укрытия защищают людей от радиоактивного облучения. Простейшие укрытия (щели открытые и перекрытые) в несколько раз уменьшают вероятность поражения людей по сравнению с нахождением на открытой местности.
Задачи инженерной защиты населения традиционно решаются на основе строительных норм и правил с учетом развития средств поражения и экономических возможностей государства.
Если проанализировать развитие способов защиты населения, то можно увидеть, что взгляды на инженерную защиту, ее роль и место среди других способов защиты населения неоднократно пересматривались с учетом конкретной обстановки и, особенно, социально-экономических условий.
Так, в принятом в июле 1961 года Положении о Гражданской обороне СССР в качестве основного способа защиты населения предусматривалось его рассредоточение и эвакуация. По расчетам, рассредоточение и эвакуация позволяли вывести людей из городов и районов, по которым наиболее вероятно было применение оружия массового поражения, в загородную зону и в сельскую местность и этим самым резко снизить их возможные потери.
В части инженерной защиты тогда делался расчет на обеспечение убежищами в непосредственной близости от места работы людей, остающихся в городах после эвакуации и рассредоточения населения, т.е. рабочих и служащих, продолжающих работу на предприятиях промышленности, транспорта, энергетики, связи и т.п.
В ходе строительства жилых домов в городах требовалось предусматривать в них подвалы и другие заглубленные помещения, пригодные для приспо-
собления под убежища и укрытия. Для защиты сельского населения и эвакуированных горожан от радиоактивных осадков должны были использоваться погреба, хранилища, другие заглубленные сооружения.
Период с 1961 по 1972 годы принято называть периодом поиска и становления новых идей и решений гражданской обороны.
В отличие от МПВО система защитных мер в этот период исходила из того, чтобы обеспечить защиту населения на всей территории страны от поражающих факторов оружия массового поражения. Это многократно усложнило и удорожало задачу. Поэтому, начиная с 1963 года, при разработке программы гражданской обороны ставилась задача - ее реализацию осуществлять с учетом наименьших затрат, т.е. осуществить выбор оптимального варианта с точки зрения критерия «стоимость-эффективность».
На государственном уровне концепция этих лет была закреплена в решениях Правительства СССР от 1963 года, утвердивших принципы защиты населения страны от оружия массового поражения. В качестве основного был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защитным мерам. В соответствии с этим принципом заблаговременно, в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны были продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону.
В загородной зоне предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуируемого населения.
Наращивание недостающего фонда защитных сооружений предусматривалось в ходе мероприятий, проводимых в угрожаемый период и в военное время.
Характерно, что данная концепция с изменениями и дополнениями существовала более трех десятков лет.
В условиях возросшей в 80-х годах теперь уже прошлого столетия вероятности внезапного применения оружия массового поражения и невозможности в связи с этим проведения эвакуационных мероприятий в короткие сроки, укрытие населения в защитных сооружениях стало основным и наиболее надежным способом его защиты.
В эти годы в ряде городов и районов осуществлялось строительство убежищ также для всего трудоспособного населения из расчета укрытия людей по месту работы и месту жительства.
На основе нормативных и правовых документов в эти годы была созданы новые типы защитных сооружений, организовано производство сборных железобетонных конструкций, инженерно-технического оборудования. Осуществлялось планирование строительства, типовое и текущее проектирование убежищ и укрытий, строительство и контроль за его осуществлением, эксплуатация, использование для нужд народного хозяйства и поддержание защитных сооружений в готовности. Другими словами - была создана определенная система инженерной защиты населения от оружия массового поражения.
В результате реализации инженерно-технических мероприятий гражданской обороны был создан значительный фонд защитных сооружений гражданской обороны, который составляет основу системы инженерной защиты населения и в современных условиях.
На современном этапе , несмотря на то, что непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации уменьшилась, однако, военная опасность продолжает сохраняться. При определенных условиях она может пе-
рерасти в различного рода военные конфликты и действия, представляющие опасность для населения.
Принятые в последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключают.
В концепциях ведения новых войн все большая роль отводится высокоточному оружию, оружию на новых физических принципах и другим современным средствам поражения.
Как известно, Федеральным законом «О гражданской обороне» в качестве главной задачи предусмотрена защита населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
При этом под опасностями, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий, понимаются поражающие факторы современных средств поражения, вторичные факторы поражения, возникающие при разрушении потенциально опасных объектов, а также лишения и угрозы, связанные с государственным терроризмом и нарушением среды обитания человека.
Целью защитных мероприятий в соответствии с законом является предотвращение или максимальное снижение возможности поражения населения. Их проведение предполагает создание необходимых условий для сохранения жизни и здоровья человека в условиях военного времени.
В связи с этим общие принципы защиты населения можно сформулировать следующим образом.
Защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане, находящиеся на территории России.
Мероприятия по подготовке к защите и по защите населения планируются заблаговременно, осуществляются, по возможности, в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженного конфликта.
Мероприятия по защите персонала потенциально опасных объектов, по защите населения в зонах возможного опасного радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения) вокруг них, а также в зонах возможного катастрофического затопления (со временем добегания волны прорыва до 4 часов) проводятся заблаговременно, в мирное время.
Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются дифференцированно с учетом военно-экономического и административнополитического значения отдельных районов, городов и объектов экономики в зависимости от степени возможной опасности.
Содержание, объем и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются с учетом экономических возможностей и военнополитической обстановки, исходя из принципа разумной достаточности, который предполагает выбор оптимальных вариантов защиты, сочетание социальноэкономических интересов и интересов гражданской обороны, повышение уровня универсальности средств защиты как для условий военного, так и мирного времени.
Проводимые мероприятия гражданской защиты населения должны обеспечивать снижение потерь как от опасностей, возникающих при военных дей-
ствиях или вследствие их, так и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Задачей по инженерной защите населения в соответствии с законом «О гражданской обороне» является предоставление населению убежищ и укрытий.
Во многом по-новому решаются проблемы создания фонда защиты населения в современной социально-экономической обстановке. Что касается создания фонда защитных сооружений в мирное время, то он установлен «Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309.
Настоящий порядок разработан в соответствии с законом «О гражданской обороне». Он определяет категории населения, подлежащие укрытию в убежищах, - это работники наибольших работающих смен организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работники работающих смен дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих деятельность городов.
Предусматривается заблаговременное накопление убежищ также для работников АЭС и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций, нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, где возможны сильные разрушения, а также обслуживающего этих больных медицинского персонала.
По-новому решается защита населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне. Здесь должно быть обеспечено убежищами все трудоспособное население по месту жительства и месту работы.
Для защиты работников и населения в городах и населенных пунктах, не отнесенных к группам по гражданской обороне, с учетом эвакуируемого в них населения создается фонд противорадиационных укрытий.
Задания по заблаговременному созданию фонда защитных сооружений на потенциально опасных объектах определяются министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании предложений этих объектов.
В соответствии с установленным порядком определены задачи всех органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Они, каждый в своих компетенциях:
• определяют потребности в защитных сооружениях;
• осуществляют контроль за созданием защитных сооружений и поддержанием их в готовности;
• ведут учет существующих и создаваемых защитных сооружений.
В качестве путей накопления фонда защитных сооружений в
мирное время рекомендуется:
• приспособление существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы для целей защиты людей:
• строительство этих объектов.
При этом, в качестве защитных сооружений могут и должны использоваться объекты, предназначенные для защиты людей от чрезвычайных ситуаций и наоборот.
Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
• освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначе-
ния с учетом возможности приспособления их для укрытий населения;
• постановки на учет и, в случае необходимости, дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
• строительство при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
• возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
Мероприятия гражданской обороны по наращиванию недостающих средств защиты в необходимых объемах в угрожаемый период и в военное время отражаются в разделах «Мероприятия гражданской обороны» территориальных и отраслевых планов.
Эти планы, как правило, включают:
• количество и размещение защитных сооружений на объектах экономики и в жилой зоне;
• порядок изготовления конструкций и внутреннего оборудования для защитных сооружений, производства строительно-монтажных и других работ в объемах, обеспечивающих создание необходимого фонда убежищ и укрытий;
• порядок приведения в готовность имеющихся и наращивания недостающих защитных сооружений;
• приспособление для защиты людей подвальных и других заглубленных сооружений;
• строительство укрытий простейшего типа.
Потребность в защитных сооружениях, создаваемых по этим
планам, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для рабочих и служащих подведомственных предприятий, учреждений и организаций и населения, проживающего на данной территории, федеральными органами власти - для рабочих и служащих подведомственным им предприятий, учреждений и организаций. Исходя из этих потребностей, по заданиям органов местного самоуправления проектными организациями разрабатываются схемы размещения защитных сооружений в составе проектов (схем) планировки микрорайонов, кварталов в городах, населенных пунктов в сельской местности.
На предприятиях, в учреждениях, организациях, ЖЭКах, ДЭЗах, домоуправлениях разрабатываются схемы привязки укрытий простейшего типа и указания по производству работ для руководителей строительных бригад. В ходе практических мероприятий по подготовке населения по гражданской обороне осуществляется опытное приспособление и возведение защитных сооружений.
Установленный Правительством РФ порядок касается в полной мере и использования защитных сооружений в интересах экономики и обслуживания населения. В соответствии с ним защитные сооружения гражданской обороны в мирное время используются для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо
от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в нормативные сроки.
Защитные сооружения на АЭС, других потенциально опасных объектах содержатся в постоянной готовности к использованию по прямому назначению. Конкретные нормативы и требования в этом направлении определены Временной инструкции о порядке учета и содержания защитных сооружений гражданской обороны от1998 года.
Большая роль в выполнении задач по созданию защитных сооружений отводится органам, проводящим политику и осуществляющим управление в данной сфере деятельности.
Так, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его структурные подразделения на местах осуществляют следующие функции:
• принимают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию защитных сооружений и поддержанию их в состоянии постоянной готовности;
• участвуют в проведении Госэкспертизы проектов строительства, реконструкции и расширения объектов;
• организуют согласование типовых и индивидуальных проектов защитных сооружений;
• организуют учет существующих и создаваемых объектов;
• осуществляют методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в постоянной готовности.
В заключение необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время в нормативно-правовом отношении в основном определен порядок создания необходимого фонда защитных сооружений гражданской обороны. Дело за организаторской работой по его исполнению.