Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОБЪЕМА ЛОГИЧЕСКОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ'

ОЦЕНКА ОБЪЕМА ЛОГИЧЕСКОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
498
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ / СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ / ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОБЪЕМА ЛОГИЧЕСКОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 409

Актуальность: несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию категории цвета, вопросы колористической номинации в микробиологической терминологии остаются практически неисследованными.

Цель исследования: выявить языковые средства выражения терминологических цветообо-значений греко-латинского происхождения, функционирующих в терминологии микробиологии.

Материалы и методы: учебники по микробиологии [1],[2]; методы структурно-семантического, лексико-семантического и этимологического анализа.

Результаты: выделены три тематические группы наименований: 1. наименования микроорганизмов (бактерий и грибов); 2. наименования синтезируемых микроорганизмами пигментов; 3. наименования красителей для окраски микроорганизмов.

В группе «Наименования микроорганизмов» большое количество колористических номинаций связано с тем, что пигментация микроорганизмов используется при их классификации, например: Candida albicans — кандида белая, Bacteroides niger — бактероид чёрный, Aspergillus flavus — аспергилл жёлтый, Staphylococcus citreus — стафилококклимонно-жёлтый, Neisseria flavescens — нейссерия золотисто-жёлтая и др.

Группа «Наименования пигментов» представлена именами существительными, образованными от латинских прилагательных — видовых названий микроорганизмов, выделяющих пигмент соответствующего цвета, например: пиоцианин (синий) <Bacterium pyocyaneum (бактерия синегнойная), виолацеин (фиолетовый) < Chromobacterium violaceum (хромобактерия фиолетовая), флуоресцеин (зеленый с флуоресценцией) < Pseudomonas fluorescens (псевдомонада флюоресцирующая), сарцинаксантин (оранжевый) < Sarcina aurantiaca (сарцина оранжевая) + греч. xanth — (золотистый) и др.

Группа «Наименования красителей» представлена существительными греко-латинского происхождения, образованными от названий растений, используемых в качестве красителей, например: фуксин < лат. Fuchsia фуксия (красный краситель, по сходству цвета с окраской цветков растения), индиго < лат. Indigofera tinctoria индигофера красильная, из листьев которой получали синий краситель, хризоидин < греч. chrysos золотой (оранжево-желтый краситель), нигрозин < лат. niger черный (краситель черного цвета) и др.

Выводы: термины-колоронимы являются одним из основных языковых средств организации научных текстов по микробиологии. Понимание степени научной информативности, заложенной в их внутренней форме, необходимо будущим специалистам для успешного академического и профессионального взаимодействия. Литература

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А. А. Воробьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2012.

2. Ryan K, Ray CG, Ahmad N, et al. eds. Sherris Medical Microbiology, Fifth Edition. — Mcgraw-hill, 2010.

секция медицинской Биологии

оценка объема логической и механической памяти студентов медицинских и гуманитарных вузов

Абаджева А. А.

Научный руководитель: к.б.н. доцент Куражова А.В. Кафедра медицинской биологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Абаджева Анжелика Альбертовна — студентка 1 курса педиатрического факультета. E-mail: anzhelikaabadzheva@mail.ru

forcipe

том 3 спецвыпуск 2020

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Ключевые слова: кратковременная память, смысловая память, логическая память.

Актуальность: увеличение эффективности запоминания учебного материала напрямую зависит от способности обучающихся выбирать правильную стратегию изучения материала. Повторное прослушивание информации при случайном запоминании повышает его эффективность, а использование абстрактных символов не оказывает существенного влияния на объем памяти [2]. Характерной особенностью механической памяти является запоминание учебного материала в той его форме, в которой он воспринимается. Логическая память напротив направлена на запоминание смысла изучаемого материала и формирование ассоциативных связей между изучаемыми понятиями.

Цель исследования: проанализировать показатели кратковременной, логической и механической памяти и сравнить их у студентов медицинских и гуманитарных вузов.

Материалы и методы: в исследование принимали участие 2 группы студентов. Группа

1 — студенты гуманитарных вузов (n = 15, возраст 17 ± 3 года), группа 2 — студенты медицинского вуза (n = 16, возраст 17 ± 3 года). Проводили тестирование с использованием тестов: 1) память на числа 2) воспроизведение рассказа по памяти 3) модифицированный тест на оценку логической и механической памяти с использованием биологической терминологии [1], [3].

Результаты: по результатам тестирования выявлено, что 33% испытуемых из группы 1 и 56% из группы 2 имели средний и выше среднего объем кратковременной зрительной памяти. Большая часть испытуемых, в группах 1 и 2 имеет средний объем смысловой памяти (53% и 69% соответственно). В обеих группах высокий уровень смысловой памяти имеют — 27% и 25% испытуемых соответственно, низкий уровень — 20% и 6% испытуемых в тестируемых группах. По результатам тестирования объема логической и механической памяти выявлено, что в группе 1 все студенты имели коэффициент логической памяти ниже 0,5, что связано с тем, что они не могли установить ассоциативную связь между предложенными терминами. Коэффициент механической памяти был выше 0,5 у 27% студентов. 75% студентов из группы

2 имели коэффициент логической памяти выше 0,5, коэффициент механической памяти ниже

0.5.имели все студенты. Таким образом, логические связи между словами были понятны только студентам медицинского вуза в силу специфики подбора терминов.

Выводы: студенты медицинского вуза имеют больший объем кратковременной зрительной памяти по сравнению со студентами гуманитарных специальностей, что

может быть обусловлено спецификой изучаемого ими материала, по объему смысловой памяти различий не выявлено. Различия между группами по объему логической памяти обусловлены выбором стимульного материала, который был использован для тестирования. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что для эффективного запоминания учебного материала необходимо понимать ассоциативную связь между изучаемыми терминами. Литература

1. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие/Сост.Е.Е. Миронова — Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. — 146 с.

2. Рудакова И.П., Чащина С.В, Старкова А.В Оценка возможностей использования особенностей запоминания для повышения эффективности усвоения учебного материала студентами первого курса // Символ науки. 2017. № 1. С. 218-220.

3. Воспроизведение рассказа (взрослый вариант) // Альманах психологических тестов. М.,1995. С.95-96.

НЕОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ ОБЫКНОВЕННОГО ЕЖА

Акентьева О. В.

Научный руководитель: к.б.н. Жеребцова О.В. Лаборатория териологии Зоологический институт РАН Кафедра медицинской биологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Акентьева Олеся Валерьевна — студентка 1 курса стоматологического факультета. E-mail: zlat.gold2011@yandex.ru

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.