Научная статья на тему 'Виды памяти и методы запоминания при изучении нового материала студентами УО «ВГМУ»'

Виды памяти и методы запоминания при изучении нового материала студентами УО «ВГМУ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3535
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / MEMORY / INNOVATIVE PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Городецкая И. В., Яско Т. М.

На основании тестирования 118 студентов лечебного факультета установлено, что преобладающим типом памяти у студентов всех курсов является логическая память. У студентов первого курса преобладает кратковременная и долговременная память. Память, направленная на запоминание (оперативная и механическая), наиболее развита у студентов третьего курса. Данные результаты необходимо учитывать для рациональной организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of testing of 118 medical students it has been established that logical memory predominates in the students of all years of study. Short-term and long-term memory prevails in the first-year students. Memory directed at memorizing the information (quick and mechanical) is most developed in the thirdyear students. These results should be considered for the rational organization of educational process.

Текст научной работы на тему «Виды памяти и методы запоминания при изучении нового материала студентами УО «ВГМУ»»

© ГОРОДЕЦКАЯ И.В., ЯСКО Т.М., 2013

ВИДЫ ПАМЯТИ И МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ УО «ВГМУ»

ГОРОДЕЦКАЯ И.В., ЯСКО Т.М.

УО ««Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

Резюме. На основании тестирования 118 студентов лечебного факультета установлено, что преобладающим типом памяти у студентов всех курсов является логическая память. У студентов первого курса преобладает кратковременная и долговременная память. Память, направленная на запоминание (оперативная и механическая), наиболее развита у студентов третьего курса. Данные результаты необходимо учитывать для рациональной организации учебного процесса.

Ключевые слова: память, инновационная педагогика.

Abstract. On the basis of testing of 118 medical students it has been established that logical memory predominates in the students of all years of study. Short-term and long-term memory prevails in the first-year students. Memory directed at memorizing the information (quick and mechanical) is most developed in the third-year students. These results should be considered for the rational organization of educational process.

Key words: memory, innovative pedagogics.

Актуальность. «Подробное исследование деятельности нашего мозга - самая неуловимая цель, которую поставило перед собой человечество. Мы должны признать, что все наши знания о мозге, вероятно, составляют менее 1% от того, что еще нужно узнать» [1].

Атрибутом успешного человека является хорошая и точная память. Память - форма сохранения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта [2]. Базисами памяти служат запоминание, хранение и воспроизведение информации. Запоминание осу-

Адрес для корреспонденции: 210023, г.Витебск, пр-т Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», зам. декана лечебного факультета. Тел.: 8 (0212) 6013-94 - Городецкая Ирина Владимировна.

ществляется механически, логически или оперативно. Хранится материал в кратковременной или долговременной памяти. Под воспроизведением понимают процесс перехода запомнившегося материала из долговременной памяти в оперативную.

Оперативная память - это память, при которой процесс запоминания осуществляется автоматически, без каких-либо специальных усилий, во время совершения действия. Информация удерживается для решения задач или операций. Людей, пользующихся такой памятью, часто называют «счетчиками».

Ассоциативная память - это самостоятельное использование человеком различных способов запоминания (логических, механических, мнемотехниче-ских).

Логическая память - это один из видов ассоциативной памяти, при которой основным способом запоминания явля-

ется построение смысловых связей между новым материалом и уже известным ранее.

Механическая память - также один из видов ассоциативной памяти, в результате которого новая информация запоминается посредством неоднократного повторения. В студенческом обществе чаще называется «зубрежкой».

Кратковременная память - вид памяти, при котором объем полученной информации значительно ограничен и задерживается в памяти до 30 секунд.

Согласно D.A. Booth [3] на 9-12 секунде начинается переход кратковременной памяти в долговременную. Однако информация остается в кратковременной памяти, пока полностью не закодируется и не передастся в долговременную [4]. Консолидация памяти (переход кратковременной памяти в устойчивую долговременную) осуществляется в течение 15-30 минут [5].

Долговременная память - это вид памяти, характеризующийся неограниченным объемом информации, которая может удерживаться в памяти от нескольких часов до нескольких лет, а иногда и всю жизнь.

Однако для выявления скрытых ресурсов памяти необходимо учитывать индивидуальные особенности памяти людей.

Цель настоящей работы - установить, какими видами памяти и методами запоминания пользуются студенты ВГМУ при изучении нового материала.

Методы

Нами были исследованы оперативная, ассоциативная (логическая и механическая), долговременная и кратковременная память. Для этого в работе использовали следующие методы изучения памяти. Первый метод - определение оперативной памяти. Студентам зачитывался ряд из 5 чисел. После этого испытуемые должны были в уме сложить 1-ое число со 2-м, 2-ое с 3-им, 3-е с 4-ым, 4-ое с 5-ым и записать полученные 4 числа. Этот тест повторяли 10 раз.

Второй метод - определение ассоциативной памяти. Зачитывалось 10 пар слов для запоминания. Затем читалось первое

слово из пары, второе испытуемые должны были записать по памяти.

Третья методика - определение кратковременной и долговременной памяти [3]. Испытуемым требовалось запомнить 40 слов. Из них по воспроизведению первых 25 слов оценивалась долговременная память, по воспроизведению оставшихся 15 - кратковременная.

Всего было протестировано 118 студентов шести курсов лечебного факультета. Из них 1 курс - 20 студентов; 2 курс - 22 студента; 3 курс - 19 студентов; 4 курс - 20 студентов; 5 курс - 19 студентов; 6 курс - 18 студентов.

Результаты и обсуждение

1. Оперативная память (рис. 1).

Были установлены следующие особенности её объема среди студентов лечебного факультета. Наиболее развитым этот вид памяти оказался у студентов 3 курса (91%). На втором месте - 1 курс (83%). Третье место занял 6 курс (74%). Далее распределились 4 курс (64%), 5 курс (63%) и 2 курс (53%).

2. Логическая память (рис. 2) - оказалась наиболее развита у студентов 1 курса (94%). На второй ступени оказался 6 курс (92%), на третьей - 3 курс (91%). Несколько хуже развит этот вид памяти у студентов 4 курса (88%) и 5 курса (84%). Последнее место занял 2 курс (82%).

3. Механическая память (рис. 3).

Чаще всего данный вид памяти используют студенты 1 и 3 курсов, у которых её объем составил по 76%. На втором месте по применению данного вида памяти оказался 4 курс (61%), на третьем - 6 курс (59%). У студентов 5 курса объем этой памяти составил 49%. У студентов же 2 курса он был наименьшим (44%).

4. Кратковременная память (рис. 4) -наиболее развита у студентов 6 курса (65%). Остальные курсы по использованию данного вида памяти распределились следующим образом: 1 курс (61%), 2 курс (58%), 3 курс (54%), 4 курс (49%) и 5 курс (48%).

5. Долговременная память (рис. 5).

Её показатель оказался наибольшим

у студентов 1 курса (72%). Далее следуют

Рис. 1

Рис.

100%

80%

60%

40%

20%

0%

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс

Показатели оперативной памяти у студентов лечебного факультета.

95%

90%

85%

80%

75%

94%

91%

/у. \ \ ^

\ \ \ \ Ч \ \ \

ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ Ч \ \ \ \\\\

88%

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ ч \ \ \ \ \

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс

. Показатели логической памяти у студентов лечебного факультета.

76%

76%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс

Рис. 3. Показатели механической памяти у студентов лечебного факультета.

65%

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс

Рис. 4. Показатели кратковременной памяти у студентов лечебного факультета.

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс Рис. 5. Показатели долговременной памяти у студентов лечебного факультета.

6 курс (68%), 3 курс (63%), 2 и 4 курсы (по 59%). Последнее место занял 5 курс с объемом долговременной памяти 57%.

Таким образом, в целом по лечебному факультету установлено, что у студентов первого курса преобладают логическая, механическая и долговременная память.

Второй, четвертый и пятый курсы в большей степени пользуются логической памятью. Третий курс пользуется памятью, направленной на запоминание - оперативной, логической и механической. У шестого курса преобладают логическая и кратковременная память.

Заключение

1. У студентов всех курсов лечебного факультета преобладает логическая память. Это свидетельствует о том, что у студентов-медиков запоминание новой информации осуществляется лучше путем создания смысловых связей между новым материалом и изученным ранее.

2. У студентов первого курса преобладает кратковременная и долговременная память, что указывает на то, что свойства их памяти направлены на хранение информации. Данная зависимость отражает, что студенты первого курса учат всю инфор-

мацию - без выделения из неё главного материала.

3. Память, направленная на запоминание (оперативная и механическая), наиболее развита у студентов третьего курса, что может быть связано со значительным возрастанием объема поступающей информации. Возможно, в результате увеличения количества изучаемых дисциплин по сравнению с первым и вторым курсами, мозг с целью охватить весь объем необходимого для изучения материала переключается с процессов хранения на процесс запоминания информации.

Данные результаты необходимо учитывать для рациональной организации учебного процесса.

Литература

1. Бьюзен, Т. Шевели головой / Т. Бьюзен. - Rawi, 1997. - С. 20.

2. Booth, D.A. Vertebrate brain ribonucleic acids and memory retention / D.A. Booth // Psychological Bulletin. - 1967. - Vol. 68, N 3. - P. 149.

3. Введение в психологию / Р.С. Аткинсон [и др.]. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

4. Бань, Н.С. Память человека и возможности улучшения запоминания / Н.С. Бань. - Знание, 1977. - 20 с.

Поступила 28.05.2013 г. Принята в печать 07.06.2013 г.

Сведения об авторах:

Городецкая И.В. - д.м.н., профессор, заместитель декана лечебного факультета УО «ВГМУ», Яско Т.М. - студентка 3 курса лечебного факультета УО «ВГМУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.