Научная статья на тему 'НЕОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ ОБЫКНОВЕННОГО ЕЖА'

НЕОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ ОБЫКНОВЕННОГО ЕЖА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
221
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
ОБЫКНОВЕННЫЙ ЕЖ / ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акентьева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ ОБЫКНОВЕННОГО ЕЖА»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

Ключевые слова: кратковременная память, смысловая память, логическая память.

Актуальность: увеличение эффективности запоминания учебного материала напрямую зависит от способности обучающихся выбирать правильную стратегию изучения материала. Повторное прослушивание информации при случайном запоминании повышает его эффективность, а использование абстрактных символов не оказывает существенного влияния на объем памяти [2]. Характерной особенностью механической памяти является запоминание учебного материала в той его форме, в которой он воспринимается. Логическая память напротив направлена на запоминание смысла изучаемого материала и формирование ассоциативных связей между изучаемыми понятиями.

Цель исследования: проанализировать показатели кратковременной, логической и механической памяти и сравнить их у студентов медицинских и гуманитарных вузов.

Материалы и методы: в исследование принимали участие 2 группы студентов. Группа

1 — студенты гуманитарных вузов (n = 15, возраст 17 ± 3 года), группа 2 — студенты медицинского вуза (n = 16, возраст 17 ± 3 года). Проводили тестирование с использованием тестов: 1) память на числа 2) воспроизведение рассказа по памяти 3) модифицированный тест на оценку логической и механической памяти с использованием биологической терминологии [1], [3].

Результаты: по результатам тестирования выявлено, что 33% испытуемых из группы 1 и 56% из группы 2 имели средний и выше среднего объем кратковременной зрительной памяти. Большая часть испытуемых, в группах 1 и 2 имеет средний объем смысловой памяти (53% и 69% соответственно). В обеих группах высокий уровень смысловой памяти имеют — 27% и 25% испытуемых соответственно, низкий уровень — 20% и 6% испытуемых в тестируемых группах. По результатам тестирования объема логической и механической памяти выявлено, что в группе 1 все студенты имели коэффициент логической памяти ниже 0,5, что связано с тем, что они не могли установить ассоциативную связь между предложенными терминами. Коэффициент механической памяти был выше 0,5 у 27% студентов. 75% студентов из группы

2 имели коэффициент логической памяти выше 0,5, коэффициент механической памяти ниже

0.5.имели все студенты. Таким образом, логические связи между словами были понятны только студентам медицинского вуза в силу специфики подбора терминов.

Выводы: студенты медицинского вуза имеют больший объем кратковременной зрительной памяти по сравнению со студентами гуманитарных специальностей, что

может быть обусловлено спецификой изучаемого ими материала, по объему смысловой памяти различий не выявлено. Различия между группами по объему логической памяти обусловлены выбором стимульного материала, который был использован для тестирования. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что для эффективного запоминания учебного материала необходимо понимать ассоциативную связь между изучаемыми терминами. Литература

1. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие/Сост.Е.Е. Миронова — Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. — 146 с.

2. Рудакова И.П., Чащина С.В, Старкова А.В Оценка возможностей использования особенностей запоминания для повышения эффективности усвоения учебного материала студентами первого курса // Символ науки. 2017. № 1. С. 218-220.

3. Воспроизведение рассказа (взрослый вариант) // Альманах психологических тестов. М.,1995. С.95-96.

НЕОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ ОБЫКНОВЕННОГО ЕЖА

Акентьева О. В.

Научный руководитель: к.б.н. Жеребцова О.В. Лаборатория териологии Зоологический институт РАН Кафедра медицинской биологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Акентьева Олеся Валерьевна — студентка 1 курса стоматологического факультета. E-mail: zlat.gold2011@yandex.ru

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 411

Ключевые слова: обыкновенный еж, поведение, образ жизни.

Актуальность: в последнее десятилетие наблюдается тенденция держать дома в качестве домашних питомцев африканских ежей, а также «местных» — обыкновенных ежей. Изучение одной из древнейших групп млекопитающих (сем. Ежовых), живущей рядом с нами, является актуальным для выяснения ее роли в природе и жизни человека.

Цель исследования: работа направлена на обобщение и дополнение знаний о поведении и образе жизни одного из представителей семейства Ежовых (Erinaceidae) — обыкновенного ежа.

Материалы и методы: объектом наблюдений в течение 5,5 лет был Erinaceus europaeus (Linnaeus, 1758) [1], найденный в Приозерском районе Лен. облacти с травмой передней лапы в возрасте 1,5-2 месяцев и весом 200 г в августе 2014 г. Использованы литературные источники и интернет ресурсы, результаты социологического онлайн-анкетирования 60 респондентов в возрасте от 6 до 65 лет. Результаты: подобранный нами ежонок, относится к виду, занесенному в Красные книги Республики Карелия[2007], Санкт-Петербурга[2004][1]. E.europaeus в природе питается в основном различными беспозвоночными, иногда — мелкими позвоночными животными [1]. В условиях неволи он всеяден, в спектр его питания входят: корюшка, курица, морковь, яблоки, арбуз, виноград, семечки подсолнечника. Замечено также, что еж прекрасно ориентируется в темноте, реагирует на малейшие шорохи и различные запахи, то есть из органов чувств у него лучше развиты обоняние и слух. Отличает своих от чужих, а почуяв незнакомца, сворачивается в клубочек. Наблюдения показали, что еж тщательно ухаживает за своей шерстью на брюшной части тела, а также вылизывает пальцы на лапах. Отмечалась также необычная реакция выделения обильной слюны и намазывание ее на иглы во время питания сухим кормом для котят или после этого. Значение такого поведения ученые связывают с необходимостью дополнительной маскировки и усиления защитных свойств игл. Следует отметить "спортивные достижения" ежа — сдвигать крышку ящика с грузом 8 кг, что превышает его собственный вес в 10 раз. Очевидно, эта способность в природе может быть ему полезна при устройстве укрытый в труднодоступных участках леса. Бегает за "движущимся" поясом, а затем "по-бульте-рьерски" вцепляется зубами в пояс, висит на нем, раскачиваясь в стороны. Из литературы известно, что еж активен в сумерки и ночью. В условиях неволи он придерживался сходного образа жизни: был активен с 21 до 24ч. В зимний период зверок обычно впадал в спячку (от недели до месяца), однако теплой зимой 2019-20 такого не наблюдалось. На наш вопрос: "В чем польза ежа для человека?" — 52% респондентов ответили, что "он — санитар леса, огорода и сада"; 30% — "еж — переносчик иксодных клещей и других паразитов" и 18%, что "ёжик — милое забавное животное".

Выводы: наблюдения за E. europaeus позволили уточнить и дополнить наше преставление об этом представителе насекомоядных млекопитающих. Ряд необычных особенной его поведения требует дальнейшего экспериментального изучения. Литература

1. Млекопитающие фауны России и сопредельных территорий. Насекомоядные / М. В. Зайцев,

Л. Л. Войта, Б. И. Шефтель; РАН, Зоол. ин-т. — СПб.: Наука, 2014. 391 с. 2 «Спорт»; в мире животных. \ Е. Я. Гик, Е. Ю. Гупало \ Журнал «Наука и жизнь», № 10, 2005.

НЕВРАЛГИЯ ТРОЙНИЧНОГО НЕРВА. ДВА СЛУЧАЯ ИЗ ПРАКТИКИ

Алшинбай Ж. Ф., Тайц Д. Б., Шилова Д. С.

Научные руководители: к.б.н. доцент Абдукаева Н.С., к.б.н. доцент Косенкова Н.С., хирург Сакирко Е.Л. Кафедра медицинской биологии

Санкт-Петербургский государственный Педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Тайц Денис Борисович — студент 1 курса лечебного факультета. E-mail: thais.2001@icloud.com

Ключевые слова: тройничный нерв, невралгия, медикаментозное, хирургическое, комплексное лечение.

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.