УДК 623.3
ОЦЕНКА ОБЪЕМА ГЕНЕРАЦИИ КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ К СУПЕРМАРКЕТУ В БУДНИЕ ДНИ
А.Н. Зедгенизова1, А.В. Зедгенизов2, А.Г. Левашев3
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается режим функционирования супермаркета в течение суток и методика проведения экспериментальной части и обработки полученных результатов исследования. Выявлен режим работы прилегающей парковки, показана её загрузка по часам суток. Приведены объемы генерации территории с учетом разделения прибывающих на индивидуальном и общественном транспорте. Основной пик загрузки супермаркета приходится на вечернее время, период с 17.00 до 19.30 часов. Средняя продолжительность паркирования составила 34 минуты, причем в диапазон времени стоянки до 1 часа входит 92% всех транспортных средств. Ил. 6. Табл. 1. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: оценка транспортного спроса; генерация корреспонденций; продолжительность паркирования; емкость транспортного расчетного района.
EVALUATION OF CORRESPONDENCE GENERATION VOLUME TO A SUPERMARKET ON WEEKDAYS A.N. Zedgenizova, A.V. Zedgenizov, A.G. Levashev
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article considers the operation mode of a supermarket during twenty-four hours and the methods to carry out the experimental part and to process the obtained results of the study. The operation mode of the adjacent parking lot is identified; its workload by hours of the day is demonstrated. The volumes of territory generation, taking into account the separation of arriving people by private and public transport are given. The main peak load of the supermarket is in the evening, from 5 p.m to 7.30p.m. The average parking duration is 34 minutes, while the time range of parking up to 1 hour includes 92% of all vehicles. 6 figures. 1 table. 6 sources.
Key words: evaluation of transport demand; correspondence generation; parking duration; capacity of traffic rated area.
Рост уровня автомобилизации в России, а также развитие строительных технологий, повлекших за собой массовое строительство жилых, офисных, торговых и других объектов тяготения, в настоящее время значительно опережает темпы строительства улично-дорожной сети (УДС). Сложившаяся ситуация представляет серьёзную проблему для крупных и крупнейших городов нашей страны, а для ряда городов уже стала критической. Проблема выражается в образовании заторов, росте задержек, увеличении расхода топлива, ухудшении экологической обстановки. Обеспечение оптимальных условий движения транспорта по УДС становится важнейшей задачей, от правильного решения которой зависят практически все области жизнедеятельности города. С ростом территории города, увеличением численности его населения и величины транспортного парка решение этой проблемы сталкивается со всё большими трудностями. Основными задачами на современном этапе развития рос-
сийских городов, особенно крупнейших, является ускоренное строительство УДС и прогнозирование развития пассажиропотоков. Решение первой задачи может быть обеспечено наращиванием объёмов строительства с применением современных методик, позволяющих проводить строительство в сжатые сроки при высоком качестве, а также формированием в структуре магистралей города магистралей с непрерывным движением транспорта, внеуличных магистралей, которые выполняют до 80% общегородской транспортной работы. Прогнозирование пассажиропотоков относится к задачам градостроительного характера и предполагает разработку или улучшение существующих методик макромоделирования передвижений городского населения. В этой связи оценка генерации к различным объектам представляется важнейшей научно-практической задачей (подобные исследования уже проводились сотрудниками кафедры менеджмента и логистики на транспорте ИрГТУ - А.В.
1Зедгенизова Алла Николаевна, аспирант кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952) 405738, e-mail: zedgenizova@gmail.com
Zedgenizova Alla, Postgraduate of the Department of Management and Logistics on Transport, tel.: (3952) 405738, e-mail: zedgenizova@gmail.com
2Зедгенизов Антон Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952) 405353, e-mail: azedgen@gmail.com
Zedgenizov Anton, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management and Logistics on Transport, tel.: (3952) 405353, e-mail: azedgen@gmail.com
3Левашев Алексей Георгиевич, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952) 405408, e-mail: alexey.levashev@googlemail.com
Levashev Aleksei, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management and Logistics on Transport, tel.: (3952) 405408, e-mail: alexey.levashev @ googlemail.com
Зедгенизовым, А.Г. Левашевым, А.Н. Зедгенизовой).
В данной работе рассматривается генерация к предприятию торговли (супермаркет). При обследованиях такого рода важными являются систематизация данных и учёт особых условий, при которых были произведены замеры.
Общие характеристики супермаркета:
- число строений одновременно участвующих в обследовании - 1;
- этажность застройки - 1;
- район города - городская территория;
- период обследования - с 9.00 до 22.00 ч.;
- дата проведения обследования - 29.09.2011, четверг;
- погодные условия - без осадков;
- удалённость остановочного пункта - в пределах 5 минут пешком;
- гаражные кооперативы и стоянки - в непосредственной близости отсутствуют;
- площадь здания - 1200 м2;
- площадь парковки возле супермаркета - 2000
м2.
Супермаркет работает в круглосуточном режиме. Высокая посещаемость приходится на период с 9.00 до 21.00 ч., в другое время суток активность посещения значительно падает.
Необходимо отметить, что в таких обследованиях
чрезвычайно важным является своевременность и слаженность работы всех учётчиков, поскольку отсутствие или неверный учёт автомобилей и людей может привести к срыву суточного обследования. Общая схема эксперимента представлена на рис. 1.
В ходе эксперимента и последующей обработки данных были выявлены характеристики функционирования супермаркета. Так, например, число транспортных средств, въезжающих и выезжающих на/с рассматриваемой территории, могут дать представление о распределении транспортной нагрузки, приходящейся на прилегающую УДС (рис. 2).
Из данных, представленных на рис. 2, можно сделать вывод о незначительной активности въезда на территорию и выезда с неё на индивидуальном транспорте в утренние часы пик, допиковая фаза просматривается с 15.00 до 17.00 ч, затем наступает вечерний час пик - с 17.00 до 19.30 ч. (всплеск активности в этот период обусловлен, на наш взгляд, завершением рабочего дня). После 21.00 ч наблюдается резкий спад активности. Общее число автомобилей, въехавших на рассматриваемую территорию за период обследования, составило 406 ед., при этом среднее наполнение транспортных средств составило 1,7 чел. Следовательно, можно утверждать, что рассматриваемая территория генерирует примерно 693 человека в сутки на личных автомобилях.
Рис. 1. Общая схема эксперимента
со а\ ^ О
ГО
гп
0 н
1
тз
ю СЛ
3
Ю О
ю
ш ю
ш
ш ■
§ *
0 § со ш
п: х Ш X Ш =1
тз "О со ^
1 Ш - тз
15 ГО
СО оэ ГО н сг о аз
з -С =1
^ "о
¥ о о
Ё =, И
Ш О о
5 £ §
Н Ш й
О Ш X
аз ь н
аз со
и Я) о
а ® з
о о\ х и о
з Ь =1
о сг ш
^ Е "2
ш
со
Ш X Ш аз
Е
ш 5 _Е со сз\ со ь
о =1 ш Ш ш
~Я й со
сг з
ТЗ 5
тз
§ ж ш
ш
Ш "О
3 (О-ь
м т со
со тз
о §
5 *
п: ш
ш сг
о X
й о
о ^
° аз
тз ш
о
о сз\
X
ь
аз X
ь X р со X
N X 3
5 § ■
ш о
=1 ш та £ со ^
Ы Ш
§ X » "
8®
аз
со о
л СО СО со
? X
ы в
ш тз
со
-С
о ь ш
ш
X
о й аз _Е
X о
СП со со н
СО X X Й
со ь ь со
о ><
Ь -С со тз
Й СО тз
О ¥ ""
ш Ь ш со
I
О 00
ш ш ь
со
К) => ^ ш
тз
тз о X ш о ш
аз
ТЗ й
3 §
" I
Ш
ш сг
<0 =, ^ тз
л О
ш ^ о " 13 ш
3 -й
аз аз I о
" о £3
СО -Ь
сг О % ?
г: о х
аз ш з
го ш р
^ —I ^
со со X
з ь со
X
СО
ш со
о о
ш о Ш тз о о со Ш ь сг
Ш 2
Ш о 1 ®
I«
ТЗ =1
^ о ^ ь
,_. сг
I— "
оё
Я ш N
д\ н х X о н о н со
^ ^ 1Г
^ 9 =
О й ч X 3 X со
р ь =1
Ь СГ 03
ш _ тз
'I5
О О) ш
о\-о СО х
^ н
о -8 ГО 5 о
о
о х ш
>< -1 -С "2
г £ 2 ж
тз ® о ><
9
н о ю ш
го
аз
тз 1=
о ы ^
й тз о
о Э
ь - 5
N ^ п-
^ о т
■ ■ си
0 ш
§»1 со та
1 о
^ Го
о о
2 С3\
о р сз\ ь
ь N
^ ^ —
со ¥ тз
4 ® ж
^ —I го
й ^ ш
Ь ь 3
аз со х
3, N *
ш м
та ? н
^ та
о ш ш
ГО 3
5 О Р х р =1 х 3 О
^ о та
й го н
О Я) I
3 г
га та X
й ш
3 о
о х °
у СО: тз
га Н СО
Го ш й
3 = Н
Я ф ГО
3
о
р
н со О
3
X
р ^
о ь X со
СГ
СО 3
о ш
го X
ш сз\
3 X аз о ь со
н со
со го
тз
тз X ш N
н 3
о сг
тз X
X
X т
о
р ^
X ш
X СО
н ш
ш н
со со
н ь
р со
аз
т о
ТЗ р
о о
й сз\
о со
ь 3
со тз
тз X
3 X
со о
со й
X
т н
р
^ аз
о
го 3
о ш
со
т
го СО
тз тз
со X
о
аз й
,—- р
тз
—1.
р оо
-Н! о о
1 2
со
ш
о о р
со
3 в
о О) со
сз\ о ь ,
сг
Е
Ш " аз
со со
со тз
^ ш
ш й
£ 8 Е Р
X Й
ш го
ГО X
=.
со ■ та о
X о
о г §
со й о го го ш со
ш тз
ГО 23
со
ш
8 о
н го
сг тз со
=1 2
о со
Р п:
СО X
в С2
СО *<
3 -1
ш тз
X ш
сз\ -а
о
ь ^
сг ш
Е го
со X
со й
X 3
х о
р
ь
о н
о
СО го
р
н т
ы тз
ь X
аз
со
^ ш тз 3
тз ^ о
»
тз о оо
го со
ш о
3
X X
аз
сз\
1 сг
со ь
р> о
СО
ш
=■ Р о "о -Е <
0 —I
1 2 О
Л н о
II о
ГО О СО
та -5 з:
СО н X
2 п: ^
со ш
-12 х со
та-§ ^
О ®
р й р
со
= 5
СО £
Ш ^
ГО _
[Т' тз
со 5
СО —I
Зё О
ш та
го сг
5 Я
о о
тз со й со
®= 2 — N ш 5
р X
13 со тз 1 СЛ
тз —1 ш
о тз ____
^ го
т со н ш со тз
о о
^ аз
ш н
СО 3
ш со
н со
со
ь го
сг р со
ш -1 о
ц
о
го н
3 о
о р н X ш го н о
н
со о
тз сз\
тз X
X ь
н X
о
тз т
X со
X 1 тз р о 3
за- ш ь ш
ТЗ с о
3"
о 3 х о о 3
В"
а -§
о а 3 х о о
3 с
"В 0> о
л> §
л>
X §
0
сь
1
I
л> &
X о
0
3 с
"В
1 о а 0)
X §
а о
л> о
"3
л>
■О
§
3
СИ
Плотность вероятности
^ м м со
тз о ь
о
^
—I ф
•=1 и~
X
о
о
ш
тз ^
тз о ш ш
Число измерений
3 -§
■О
с
тз с о
г
0
л>
сь §
л> X
с л> ■с с
1
а ^
л>
I 0)
5
£
5
с а в-
Э £
О с
= I
с 3
■О 0> X о X о
"В
3 ?
■8 л> сь
0
3
а
1
о"
■О 0> о
0
1
3
"В
с а 0)
л> §
о
с<
Числотранспортныхсредств, ед
Рис. 4. Распределение загрузки стоянки по часам суток
Рис. 5. Распределение числа входящих и выходящих людей по часам суток
I Генерация поездок на личном транспорте □ Генерация поездок без личного транспорта
Рис. 6. Распределение генерации поездок
Основные показатели генерации супермаркета
Площадь основания, м2 Число этажей Общая площадь, Объём генерации, чел./сут Удельный объём генерации, чел/м2 Удельный объём генерации, м2/чел
на инд. тр. без инд. тр.
1200 1 1200 693 1156 0,6489 1,5408
Следует отметить, что полученный результат может быть распределён в трёх направлениях: первое -часть людей воспользуются услугами городского пассажирского транспорта; второе - часть осуществит пешую корреспонденцию и третье - часть воспользуется личным автомобилем. В рамках обследования, выявить распределение между первым и вторым направлением не представляется возможным.
Основным итогом проделанной работы можно считать полученные распределения различных показателей по часам суток и выявленный объём генерации, создаваемый супермаркетом (таблица).
Тематика дальнейших исследований может быть направлена на выявление основных характеристик продуктовых магазинов разной площади, ассортиментом в будние и праздничные дни.
Библиографический список
1. Ефремов И.С., Кобозев В.М., Юдин В.А. Теория городских пассажирских перевозок: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1980. 535 с.
2. Зедгенизов А.В. Зедгенизова А.Н. Особенности сбора исходных данных при оценке числа припаркованных автомобилей возле жилых объектов // Вестник ИрГТУ. 2011. № 10 (57). С. 105-108.
3. Лобанов Е. М. Транспортная планировка городов: учебник
для студентов вузов. М.: Транспорт, 1990. 240 с.
4. Справочник проектировщика. Градостроительство / под общ. ред. В.Н. Белоусова. 2-е изд., перераб, и доп. М.: Стройиздат, 1978, 367 с.
5. Trip Generation Handbook, 2nd Edition: An ITE Recommended Practice. Washington, DC: ITE, 2004.
6. Trip Generation, 8th Edition. Washington, DC: Institute of Transportation Engineers (ITE), 2008.
УДК [621.4-233.132-233.2:621.89-041.3]:004.9
РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
л
Р.Ф. Калимуллин1
Оренбургский государственный университет, 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13.
Разработано новое диагностическое обеспечение подшипников коленчатых валов автомобильных двигателей, включающее диагностический параметр «интегральная степень разрушения смазочного слоя» и его нормативные значения для тестового режима диагностирования (на примере двигателя ЗМЗ-5234.10), метод и средство-диагностирования - автоматизированную систему оценки смазочного процесса «Комплекс трибодиагностики» на всех этапах жизненного цикла, повышающее достоверность и оперативность определения и прогнозирования технического состояния. Табл. 2. Ил. 7. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: подшипники коленчатого вала; диагностирование; смазочный слой.
DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC SOFTWARE FOR MOTOR VEHICLE ENGINE CRANKSHAFT BEARINGS R.F. Kalimullin
Orenburg State University, 13 Pobedy Av., Orenburg, 460018.
The author developed a new diagnostic software for motor vehicle engine crankshaft bearings, including a diagnostic parameter the "integral degree of lubricant layer destruction" and its normative values for the test mode of diagnosis (on example of the engine 3M3-5234.10), the method and the diagnostic software that is an automated system for evaluating the lubricating process the "Tribodiagnosis Complex" at all stages of the life cycle, which increases the reliability and eff i-ciency of detection and prediction of technical condition. 2 tables. 7 figures. 10 sources.
Key words: crankshaft bearings; diagnosis; lubricating layer.
1 Калимуллин Руслан Флюрович, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, тел.: 89128471644, e-mail: rkalimullin@mail.ru
Kalimullin Ruslan, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Automobile Transport, tel.: 89128471644, e-mail: rkalimullin@mail.ru