Заключение
Представленный расчет оперативного плана перевозок строительных навалочных грузов (песка и щебня) от трех ГО двенадцати ГП подтверждает работоспособность разработанной автором методики и возможность ее применения в практической работе при организации централизованных перевозок грузов помашинными отправками в городах по территориальному методу.
Библиографический список
1. Войтенков С.С. Совершенствование оперативного планирования перевозок грузов помашин-ными отправками в городах: Автореф. дис... канд. техн. наук: 05.22.10. - Иркутск, 2011. - 20 с.
2. Войтенков С.С. Методика оперативного планирования работы автомобилей при террит ориальном методе централизованных перевозок грузов помашинными отправками/ Электронный научный журнал "Молодежный вестник ИрГТУ", №1 (март) - 2011. - 9 с.
3. Войтенков С.С. Модель описания функционирования совокупности средних автотранспортных систем перевозок грузов (ССАСПГ) // Технология, организация и управление автомобильными
перевозками: Сборник научных трудов №3. - Омск: СибАДИ, 2010 - с. 261-264.
APPLICATION OF THE CARGO TRANSPORTATION OPERATIONAL PLANNING TECHNIQUE BY LORRY SENDING IN THE SET OF
AVERAGE CARGO TRANSPORTATION SYSTEMS IN SAND AND GRAVEL DELIVERY
S. S. Voitenkov
The technique of centralized cargo transportation operating planning by lorry sending of territorial method, developed by the author, used for sand and gravel transportation planning
Войтенков Сергей Сергеевич - старший преподаватель каф. «Организация перевозок и управление на транспорте» СибАДИ. Основное направление научных исследований - теоретические основы планирования и организации централизованных грузовых автомобильных перевозок помашинными отправками в городах. Общее количество публикаций - 18 статей, одна из которых в издании, утвержденном ВАК России.
E-mail: [email protected]
УДК 623.3
ОЦЕНКА ГЕНЕРАЦИИ ПОЕЗДОК ТОРГОВО-ДЕЛОВЫМ ЦЕНТРОМ, ВКЛЮЧАЮЩИМ РАЗЛИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ ТЯГОТЕНИЯ
А. Н. Зедгенизова, А. В. Зедгенизов
Аннотация. В статье рассматривается режим функционирования крупного торгового центра в течении суток. Выявлен режим функционирования прилегающей парковки, показана её загрузка по часам суток. Рассмотрены объемы генерации к отдельным типам использования территории в торговом центре, с учетом разделения прибывающих на индивидуальном транспорте и на общественном.
Ключевые слова: оценка транспортного спроса, генерация корреспонденций, продолжительность паркирования, емкость транспортного расчетного района.
Введение
Для своевременного и полного удовлетворения потребностей в перевозках, инженеры в области транспорта должны владеть актуальной информацией о состоянии транспортной и градостроительной инфраструктуры, иметь представления о предпочтениях резидентов по использованию транспорта, корректировать работу общественного транспорта и важ-
нейших узлов улично-дорожной сети (УДС) и т.д. Однако, получение информации, связанной с предпочтениями резидентов или объеме транспортных корреспонденций между расчетными транспортными районами, является весьма трудоемкой задачей и не может быть реализована в относительно короткие сроки. Одновременно с этим, темпы роста территорий, и различных сервисов, особенно в цен-
тральных зонах городов в значительной степени опережают плановые обследования УДС.
Таким образом, применение методик оценки емкости расчетного транспортного района или отдельного его участка, с целью влияния на расположенную в непосредственной близости транспортную инфраструктуру представляется важной научно-практической задачей.
В силу сложности, многокритериальности и трудоемкости обследований, необходимых для выявления объема генерации к тем или другим объектам тяготения в данной работе рассматривается только торговый центр с несколькими типами торговых площадей, а именно:
> Супермаркет;
> Деловой центр (офисные помещения, ксерокопирование);
> Магазин канцелярских товаров;
> Аптечный магазин
Общие характеристики торгового цента: Условные обозначения:
> Число строений одновременно участвующих в обследовании - 1;
> Этажность застройки - 5;
> Район города - городская территория;
> Период обследования - с 8:00 до 22:00;
> Дата проведения обследования -07.07.2011, четверг;
> Погодные условия - без осадков;
> Удаленность остановочного пункта - в пределах 5 минут пешком;
> Гаражные кооперативы и стоянки - отсутствуют в непосредственной близости;
> Площадь торгового центра лежит в диапазоне от 500 до 1000 м2;
> Площадь парковки возле торгового центра - 1486 м2.
Прежде всего, необходимо отметить, в таких обследованиях чрезвычайно важным моментом является своевременность и слаженность работы всех учетчиков, поскольку отсутствие или неверный учет автомобилей и людей может привести к срыву всего обследования. Общая схема эксперимента представлена на рисунке 1.
- номер поста Ф -Учет посетителей ■
2 -Учет автомобилей в сечении
Рис. 1. Общая схема эксперимента
В ходе эксперимента и последующей обработке данных эксперимента были выявлены характеристики функционирования рассматриваемой территории. Так, например, число
транспортных средств въезжающих и выезжающих на/с рассматриваемой территории могут дать представление о распределении транспортной нагрузки (рисунок 2).
74%
64%
S
О 55% х
І. 46%
CD
Ш
к 37%
о
о
S 28% ё
18%
| Var1: N = 1088; Mean = 111,9301; StdDv = 194,1612; Max = 830; Min I 900 = 10 |
■ 72% 800
700
600
500
400
300
200
100
1% і* 0% A 0
Рис. 2. Распределение числа въезжающих и выезжающих транспортных средств в/из рассматриваемого жилого района
Из представленного выше рисунка, можно сделать вывод об увеличении активности въезда на территорию и выезда с неё на индивидуальном транспорте в утренние часы «пик» примерно с 8:20 до 10:00. Всплеск активности посетителей, рассматриваемого района после 19:40 обусловлен, на наш взгляд, окончанием деловой активности в летние периоды. Общее число въехавших автомобилей в рассматриваемую территорию за период обследования составило 1309 ед, при этом среднее наполнение транспортных средств составило 1,5 чел. Следовательно, можно утверждать, что рассматриваемая территория генерирует примерно 1964 человек в сутки на личных автомобилях.
Для выявления особенностей использования территории одним из наиболее важных показателей считается продолжительность паркирования транспортных средств. Этот показатель может лежать в основе расчета необходимого числа мест для паркирования, и соответственно при оценке уровня обслуживания территории (LOS). Учитывая, что современный уровень автомобилизации требует достаточно высокого уровня обслуживания автомобилистов, то такие исследования должны производиться повсеместно с целью выявления средней продолжительности парковки и плотности вероятности продолжительности паркирования. Мы, к сожалению, можем привести только частный
пример (рисунок 3). Из рисунка видно, что подавляющее большинство автовладельцев 83 Рис 4 распределение загрузки
% нукдгаются в св°б°дн°м месте для паркиро- стоянки по часам суток
вания не более чем на 100 минут, желающих
припарковаться примерно на три часа всего 7 Максимальная загрузка стоянки на рас-
%, а вот те, чей гзвтом^ит, простоял весь сматриваемой территории наблюдается с
день во дворе (свыше 8 часов) оказалось 8 %. 13:00 до 19:50, что соответствует высокой
10 61 113 164 215 266 318 369 420 471 523 574 625 676 728 779 830
Продолжительность паркирования, мин
Рис. 3. Плотность вероятности распределения продолжительности паркирования на территории торгового центра
Другой показатель активности территории может показывать распределение загрузки стоянки на рассматриваемой территории. Фактически это разница между въезжающими и выезжающими транспортными средствами за определенный промежуток времени (рисунок 4).
активности входящих и выходящих людей в (рисунок 5). рассматриваемые объекты торгового цента
Рис. 5. Распределение числа входящих и выходящих людей по часам суток
Рассматриваемый торговый центр может генерировать разное число по прибытию транспортных средств и пеших посетителей к
различным его объектам по-разному (рисунок 6).
Рис. 6. Распределение числа входящих людей по часам суток
Так, например, наибольшая активность по входу посетителей в деловой центр наблюдается в утренние часы, а в продуктовый магазин (супермаркет «Слата») наоборот, в вечерние, аптека же и канцелярский магазин наиболее востребованы в вечерние часы. Таким образом, комбинированный тип использования территории позволяет распределять нагрузку в течение дня. Однако такое сопоставление нуждается в более детальной проработке и моделировании загрузки парковки в течение всего рассматриваемого периода ра-
боты объектов торгового центра и не рассматривается в рамках данной работы.
Общее число вошедших и вышедших человек в пределах рассматриваемой территории за период обследования составило 3309 человек, при этом, учитывая, что 1964 человек из них прибыло на личных автомобилях, можно утверждать, что рассматриваемая территория генерирует примерно 1345 человек в сутки без использования личного транспорта (рисунок 7). Соотношение числа выходящих и числа входящих человек в/из торгового цен-
тра примерно одинаково и лежит в пределе 0,95.
Рис. 7. Распределение генерации поездок
Следует отметить, что полученный результат может быть распределен в трех направлениях: первое - часть людей для реализации посещения торгового центра, совмещенного с деловым, будет использовать индивидуальные транспортные средства и одновременно посетит несколько объектов (при этом число посещений растет, а число прибывающих транспортных средств - нет); второе - часть людей воспользуется услугами городского пассажирского транспорта для прибытия
в один или несколько объектов торгового центра; и третье - часть осуществит пешую корреспонденцию. Однако, в рамках рассматриваемого обследования, выявить указанное распределение не представляется возможным.
Основным итогом проделанной работы можно считать полученные распределения различных показателей по часам суток и выявленный объем генерации, создаваемый торговым центром (таблица 1).
Таблица 1 - Основные показатели генерации на территории торгового центра, включающим в себя различные объекты тяготения
Объект Площадь основания, м2 Число этажей Общая площадь Объем генерации, чел/сут Удельный объем генера- ции, чел/м2 Удельный объем генерации, м2/чел
На инд. тр. Без инд. тр.
С/м «Сла-та» 1200 1 1200 1964 1345 0,61 1,63
Деловой центр 400 2 800 0,43 2,31
Канцеля- рия 150 1 150 1,08 0,93
Аптека 100 1 100 0,35 2,87
Сумма 3722 - 18610 3309 -
Тематика дальнейших исследований может быть направлена на выявление основных характеристик деловых, торговых и торговоделовых центров различной площади, высотности застройки, а также в будние и выходные дни.
Библиографический список
1. Trip Generation, 8th Edition. Washington, DC: Institute of Transportation Engineers (ITE), 2008.
2. Trip Generation Handbook, 2nd Edition: An ITE Recommended Practice. Washington, DC: ITE, 2004.
3. Лобанов Е. М. Транспортная планировка городов: Учебник для студентов вузов. - М.: Транспорт, 1990.—240 с.
4. Ефремов И. С. Теория городских пассажирских перевозок: учеб. пособие для вузов / И. С. Ефремов, В.М. Кобозев, В.А. Юдин. - М.: Высш. Школа, 1980. - 535 с.
ASSESSMENT OF GENERATION TRIPS TRADE AND BUSINESS CENTER THAT INCLUDES A VARIETY OF OBJECTS OF GRAVITY
A. V. Zedgenizov, A. N. Zedgenizova
Mode of operation of a major shopping center during the day was based on studies establish. Identified mode of operation of the adjacent parking lot, it shows the loading on the clock of the day. Volumes are considered to generate specific types of use of the area in a shopping center, taking into account the separation of arriving at the individual and public transport.
Зедгенизов Антон Викторович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Менеджмент на автомобильном транспорте» Иркутский государственный технический университет. Основные направления научной деятельности Оценка транспортного спроса в городах. Общее количество опубликованных работ: 28. E-mail: [email protected].
Зедгенизова Алла Николаевна - ассистент Кафедра «Менеджмент на автомобильном транспорте», Иркутский государственный технический университет. Основные направления научной деятельности Оценка транспортного спроса в городах. Общее количество опубликованных работ: 3. E-mail: [email protected] .
УДК 629.3.018.2
РАСЧЕТ ТЕМПЕРАТУРЫ ПОКРЫТИЯ БАРАБАНА ИЗО ЛЬДА ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ШИН
П. Н. Малюгин, В. А. Ковригин
Аннотация. Выполнен расчет передачи теплоты, выделившейся в контакте шины с покрытием при измерении характеристик бокового увода, металлическому барабану и окружающему воздуху.
Ключевые слова: теплопередача, шины, характеристики, стенд, качение по льду.
Введение
Известно, что качество зимних шин можно оценить с приемлемой точностью лишь при проведении стендовых испытаний на покрытии изо льда. Однако при качении шины выделяется значительное количество энергии, лед плавится и покрывается пленкой воды. Это приводит к искажению получаемых результатов. Выполненные в СибАДИ исследования показали следующее: при малой толщине покрытия снижается его нагрев, и поверхность не покрывается пленкой. Однако
испытания позволили лишь ориентировочно подобрать толщину покрытия.
Целью данной работы является разработка методики расчета передачи теплоты, выделившейся в контакте шины со льдом, барабану и окружающему воздуху, и обоснование толщины покрытия. В методике используется метод конечных элементов.
Рассматриваем режим движения колеса с переменным углом увода, который применяется при измерении характеристики бокового увода шины. В этом режиме покрытию пере-