Научная статья на тему 'Оценка объема генерации корреспонденций к крупному вузу на примере ИрГТУ'

Оценка объема генерации корреспонденций к крупному вузу на примере ИрГТУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА / ГЕНЕРАЦИЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПАРКИРОВ АНИЯ / ЕМКОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО РАСЧЕТНОГО РАЙОНА / ESTIMATION OF TRANSPORT DEMAND / CORRESPONDENCE GENERATION / PARKING DURATION / CAPACITY OF ESTIMATED TRANSPORT AREA

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зедгенизова Алла Николаевна, Зедгенизов Антон Викторович, Липницкий Алексей Сергеевич

Рассмотрен режим функционирования крупного вуза в течение суток на примере Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ). Определена методика проведения экспериментальной части и обработки полученных результатов исследования. Выявлен режим функционирования прилегающей парковки, показана её загрузка по часам суток. Проведена оценка объемов генерации рассматриваемой территории с учетом разделения прибывающих на индивидуальном и общественном транспорте. Загрузка университета равномерно распределена в течение суток. Средняя продолжительность паркирования составила 143 минуты, причем в диапазон времени до 1 часа входит 56 % всех транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Зедгенизова Алла Николаевна, Зедгенизов Антон Викторович, Липницкий Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF CORRESPONDENCE GENERATION VOLUME TO A LARGE UNIVERSITY BY EXAMPLE OF IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY

The paper considers a twenty-four hours operation mode of a large university by example of ISTU, determines a procedure for the experimental part and processing of obtained study results. The operation mode of the adjacent parking is identified and its loading by the hours of the day is shown. The estimation of the generation volumes of the territory under examination is carried out with regard to the classification of people arriving by individual and public transport. The university loading is evenly distributed throughout the day. The average parking duration is 143 minutes, whereas 56% of all vehicles are included in the time range up to 1 hour.

Текст научной работы на тему «Оценка объема генерации корреспонденций к крупному вузу на примере ИрГТУ»

11. Горский А.В., Буйносов А.П. Влияние профиля на ресурс бандажа // Локомотив. 1990. № 6. С. 27-28.

12. Буйносов А.П. Снизить интенсивность износа гребней // Локомотив. 1995. № 6. С. 31 -32.

13. Буйносов А.П. Влияние условий эксплуатации на износ бандажей // Локомотив. 1995. № 1. С. 33 -34.

14. Буйносов А.П., Тихонов В.А. Наноматериал увеличит срок службы бандажей колесных пар // Научное обозрение. 2011. № 5. С. 266-274.

15. Буйносов А.П., Тихонов В.А. Результаты применения триботехнического состава для уменьшения износа гребней колесных пар электроподвижного состава // Вестник ВЭлНИИ. 2011. № 2 (62). С. 114-125.

16. Буйносов А.П., Балдин В.Л., Тихонов В.А. Повышение долговечности колесных пар за счет упрочнения гребней бандажей локомотивов // Вестник транспорта Поволжья. 2011. № 5 (29). С. 57 -60.

УДК 623.3

ОЦЕНКА ОБЪЕМА ГЕНЕРАЦИИ КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ К КРУПНОМУ ВУЗУ НА ПРИМЕРЕ ИрГТУ

© А.Н. Зедгенизова1, А.В. Зедгенизов2, А.С. Липницкий3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрен режим функционирования крупного вуза в течение суток на примере Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ). Определена методика проведения экспериментальной части и обработки полученных результатов исследования. Выявлен режим функционирования прилегающей парковки, показана её загрузка по часам суток. Проведена оценка объемов генерации рассматриваемой территории с учетом разделения прибывающих на индивидуальном и общественном транспорте. Загрузка университета равномерно распределена в течение суток. Средняя продолжительность паркирования составила 143 минуты, причем в диапазон времени до 1 часа входит 56 % всех транспортных средств. Ил. 8. Табл. 2. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: оценка транспортного спроса; генерация корреспонденций; продолжительность паркирования; емкость транспортного расчетного района.

EVALUATION OF CORRESPONDENCE GENERATION VOLUME TO A LARGE UNIVERSITY BY EXAMPLE OF IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY A.N. Zedgenizova, A.V. Zedgenizov, A.S. Lipnitsky

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The paper considers a twenty-four hours operation mode of a large university by example of ISTU, determines a procedure for the experimental part and processing of obtained study results. The operation mode of the adjacent parking is identified and its loading by the hours of the day is shown. The estimation of the generation volumes of the territory under examination is carried out with regard to the classification of people arriving by individual and public transport. The university loading is evenly distributed throughout the day. The average parking duration is 143 minutes, whereas 56% of all vehicles are included in the time range up to 1 hour. 8 figures. 2 tables. 5 sources.

Key words: estimation of transport demand; correspondence generation; parking duration; capacity of estimated transport area.

Сегодня развитие технологического комплекса характеризуется увеличением темпов производства. Появляются новые материалы и принципиально новые подходы к реализации промышленного цикла, снижается себестоимость готовой продукции. С каждым годом автомобильный транспорт индивидуального пользования становится все более доступным, та-

ким образом, неизбежно растет уровень автомобилизации и потребления невозобновляемых источников энергии. На фоне технологического перевооружения растут и темпы освоения селитебных территорий, отодвигаются границы городов. Примечательно отметить, что в России в настоящее время основной прирост городского населения осуществляется за счет

1Зедгенизова Алла Николаевна, аспирант, тел.: (3952)405738,e-mail: zedgenizova@gmail.com Zedgenizova Alla, Postgraduate, tel.: (3952)405738, e-mail: zedgenizova@gmail.com

2Зедгенизов Антон Викторович, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952)405353, e-mail: azedgen@gmail.com

Zedgenizov Anton, Associate Professor of the Department of Management and Logistics in Transport, tel.: (3952)405353, e-mail: azedgen@gmail.com

3Липницкий Алексей Сергеевич, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952)405408, e-mail: Alex33310@yandex.ru

Lipnitsky Aleksei, Associate Professor of the Department of Management and Logistics in Transport, tel.: (3952)405408, e-mail: Alex33310@yandex.ru

«моногородов» и поселков городского типа, усложняя при этом геополитическое расселение населения в масштабах страны. Россия - страна с очень низкой плотностью населения, которая составляет 8,7 чел/км2 [7]. При этом до 70 % населения страны проживает в крупных и крупнейших городах, в том числе и городах-«миллионниках», и эта доля продолжает расти (рис. 1). Увеличение доли городского населения требует расстановки приоритетов в градостроительном секторе, транспортном планировании, а также оценки перераспределения транспортных потоков в масштабе города. В зависимости от специфики порождения и поглощения пассажиропотоков, актуальной может стать загрузка улично-дорожной сети (УДС) в её отдельных «узких» местах. Прогнозирование пассажиропотоков относится к задачам градостроительного характера и предполагает разработку или улучшение существующих методик макромоделирования передвижений городского населения. В этой связи оценка генерации к различным объектам представляется важнейшей научно-практической задачей.

В данной работе рассматривается крупный вуз -ИрГТУ, характерной особенностью которого является монотонная загрузка в течение суток с ярко выраженным «пиковым» периодом в 13 часов и спадом загрузки в 17 часов. Одновременно с этим, учитывая специфику рассматриваемого объекта, в течение суток будут наблюдаться микро «пики» перед началом каждого академического занятия (8:15, 10:00, 11:45 и т.д.) (рис. 3). Подобные исследования генерации к объектам массового тяготения проводились А.В. Зедгенизо-вым, А.Г. Левашевым, А.Н. Зедгенизовой. Нужно учесть, что при обследованиях такого рода важна систематизация данных и учет особых условий, при которых были произведены замеры.

Общие характеристики вуза:

- число строений, одновременно участвующих в обследовании - 1;

- этажность застройки - 4;

- район города - городская территория;

- период обследования - с 7:00 до 23:00;

- дата проведения обследования - 3.04.2012, вторник;

- погодные условия - без осадков;

- удаленность остановочного пункта - в пределах 2 минут пешком;

- гаражные кооперативы и стоянки - в непосредственной близости 3 крупные охраняемые стоянки и 1 не охраняемая парковка;

- площадь здания 75408 м2;

- площадь парковки 6000 м2.

Необходимо отметить, что в таких обследованиях чрезвычайно важным является своевременность и слаженность работы всех учетчиков, поскольку неверный учет автомобилей и людей может привести к срыву суточного обследования. Общая схема эксперимента представлена на рис. 2.

В ходе эксперимента и последующей обработки данных были выявлены характеристики функционирования ИрГТУ. Так, например, число транспортных средств, тяготеющих к рассматриваемой территории, может дать представление о распределении транспортной нагрузки, приходящейся на прилегающую УДС (рис. 3). Из представленного рисунка можно сделать вывод о незначительной активности въезда на территорию и выезда с неё на индивидуальном транспорте в утренние часы «пик», в вечерние часы просматривается до «пиковая» фаза с 15:00 до 17:00 часов, затем наступает вечерний час «пик» с 17:00 до 19:30. Всплеск активности рассматриваемого района в этот период обусловлен, на наш взгляд, завершением рабочего дня. После 21:00 наблюдается резкий спад активности. Общее число въехавших автомобилей в рассматриваемую территорию за период обследования составило 1000 ед., при этом среднее наполнение транспортных средств составило 1,41 чел. Следовательно, можно утверждать, что рассматриваемая территория генерирует примерно 1412 человек в сутки на личных автомобилях.

2030 2020

2010 2002 1989 1979 1970 1959 1939 1926 1917 1914 1897

_^кл_

|н| Шт

103,7 38,2

106,4 38,7

108,0 39,1

94,9 42,5

80,6 49,3

:.! 56,1

:: 72,1

76,3 I

15,5 | 75,5 ■ Городское □ Сельское

74,2

. ■■:.■ 57,6 Млн. человек

Рис. 1. Численность городского и сельского населения России по данным переписей, текущего учета (на начало года) и прогнозных расчетов Росстата 2009 года по среднему варианту (на начало года, выделено штриховкой),

млн человек [8]

Рис. 2. Общая схема эксперимента

Начало академических занятий

вечерней формы обучения

Рис. 3. Распределение числа въезжающих и выезжающих транспортных средств, тяготеющих к ИрГТУ, по часам

суток

Для выявления особенностей использования территории одним из наиболее важных показателей считается продолжительность паркирования транспортных средств. Этот показатель может лежать в основе расчета необходимого числа мест для паркирования и, соответственно, при оценке уровня обслуживания территории (LOS). Учитывая, что современный уровень автомобилизации давно превышает спрос на парковку во дворах жилых территорий, особенно высотной застройки, объектах социальной направленности (медицинские, детские дошкольные учреждения, средние школы, вузы и др.), то такие исследования должны производиться повсеместно с целью выявления средней продолжительности паркирования [2]. На рис. 4 представлен частный пример продолжительно-

сти паркирования возле крупного вуза. Из рисунка видно, что большая часть автовладельцев (56 %) нуждаются в свободном месте для паркирования не более чем на 60 минут. Желающих припарковаться примерно на 2 часа всего 7 %; на время, превышающее 2 часа, приходится 5 %; тех, кто припарковал свой автомобиль на 8 часов и более - 3%.

Другой показатель активности территории может показывать распределение загрузки стоянки на рассматриваемой территории. Фактически это разница между въезжающими и выезжающими транспортными средствами за определенный промежуток времени (рис. 5). Из рисунка можно заключить, что наибольшее число мест, необходимых для паркирования, приходится на период с 14 до 16 часов.

го m

0 н

1

s

^

s

тз

о\ -с g; CD

i § œ

п: CD оэ ^

H

S Ч

si

H

0

S -С

° 5

01 ^ s z

Ь ш

:аз оз X si

и

п: О

^ Й

s £

ТЗ § Е °

з s

il о ?

ш

CD ТЗ О S H CD H со 03 m CD ТЗ S О Ei

0

01 О Ь CD El О œ

03

о Ь о

ш о Е

CD Е

Е

о тз

X со оз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о О-сг^ о

CD Ш

3 тз .

CD

X

о Е

S3

s X о

S3

оз

CD

X з: S

^ 03 Ь

о\ 5

оз

CD О

03 £

О^ §

О} со CD _|= 03 Е CD CD

S] CD

03

Ь Ш

03 Ш X CD

СП н

IS

О Е

5 X

3 Е.

о ш _ о

ТЗ =1 « 03 CD =1 О J= s =1 s

^ s -в-

S О

тз É о s Q

CD п: ТЗ Е CD S œ

Е £ CD S сг

п: п: CD СГ

Ë

03 _,

T3 03

CD

о тз

=1 s

O El

a о

13 =1

s ° § g

S] СГ

О n:

T3 s

ТЗ Ш

CD CD

О тз

=1 о

о s

п: H

El CD

CD ^

О

тз

S] E

i ® 5 *

-1 S]

о X

о s

£ *

P i

-I E

03 03 Q CD

° =1 O -ñ

T3 J=

CD S

g -a

0 ? "О ï -С Q) U з: о

"Seo

1 S I

о ь

ТЗ CD

S3 ^

Е О О

ё X

G> CD CD Ш

й CD "i

I О S

ГО го

CD

О ТЗ

о;

" тз

=1 CD ТЗ Е S CD

ТЗ

§ -I

Ä CD

S

ГО "О

ш s

3 H

s о

si тз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О I

CD о

CD Е

-С CD

О О _ О

н о\

CD CD

о ш

Í ш

5 CD S

со [J-

ID S.

* Я,

аз o\

=1 S3

тз X

о

Ê Z

ГО H

03 03

CD 2

S ГО ^ S 03 E

Ш §

I -

® I

E S § -

® Я,

S o\

si _E

CD Q

03

E

CD S3

CD

I "

ni О

03 Q-

IO

CD

3 œ

M О

M

тз с о

?

о ■§

л> съ л> Ï1 л> X

с л>

(U

л> X л> ■О 0> ■С

с с а о

л>

U

съ о

□ □

—1 —1

CD CD

I I

CD CD

"О "О

Ш О)

1— J-

S

=1 =1

о о

m CD

аз Ü1

Ни ti

О о

т; т:

о\ I

ГО СО

со ь

S s

S -С

X I

I о

О г

О -i

н "О

тз ш

си т.

X о э о ^ о

о тз

"О -1 -1 CD

ш

тз

03

о тз

CD

ь о го

CD -г ^ О 03

го

->■ тз

Ji. 03

с» о Ol о со s

03

л н

3 s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ тз

о\ о CD тз

со

я?

о о

Окончание академических занятий Рис. 7. Распределение числа входящих и выходящих людей по часам суток

Следует отметить, что полученный результат может быть распределен в трех направлениях: первое -часть людей воспользуются услугами городского пассажирского транспорта; второе - часть осуществит пешую корреспонденцию; третье - часть воспользуется личным автомобилем. В рамках обследования выявить распределение между первым и вторым направлением не представляется возможным.

Основным научным результатом проведенного исследования можно считать коэффициенты часовой неравномерности функционирования крупного вуза по прибытию и отправлению (табл. 1), а также значения удельной генерации, создаваемой этим объектом (табл. 2).

Данные таблицы 1 наглядно продемонстрированы на рис. 8.

Коэффициенты часовой неравномерности крупного вуза

Таблица 1

Часы суток Коэффициенты суточной неравномерности

По прибытию По отправлению

6:00 0 0

7:00 0,0112667 0,0020939

8:00 0,1046374 0,0052962

9:00 0,1065048 0,0233403

10:00 0,0905696 0,0327011

11:00 0,1427326 0,0805518

12:00 0,0682851 0,1490947

13:00 0,1408652 0,0864023

14:00 0,0715219 0,08437

15:00 0,0723934 0,1251386

16:00 0,0824774 0,1298805

17:00 0,0507314 0,0981648

18:00 0,0401494 0,0806134

19:00 0,0120137 0,0460032

20:00 0,0046063 0,0394137

21:00 0,0012449 0,0169356

22:00 0 0

23:00 0 0

0:00 0 0

Рис. 8. Распределение числа входящих и выходящих людей по часам суток

Основные показатели генерации крупного вуза

Таблица 2

Адрес Площадь 2 основания, м2 Число этажей Общая площадь Объем генерации, чел/сут. Удельный объем генерации, чел/м2 Удельный объем генерации, м2/чел

на инд. тр. без инд. тр.

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83 18852 4 75408 1412 14653 0,213 4,69

Тематика дальнейших исследований может быть направлена на выявление основных характеристик других учреждений высшего и среднего профессио-

нального образования, позволяющих установить закономерности изменения удельной генерации.

Библиографический список

1. Ефремов И.С., Кобозев В.М., Юдин В.А. Теория городских пассажирских перевозок: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1980. 535 с.

2. Зедгенизов А.В. Зедгенизова А.Н. Особенности сбора исходных данных при оценке числа припаркованных автомобилей возле жилых объектов // Вестник ИрГТУ, 2011. № 12 (48). С. 105-108.

3. Лобанов Е.М. Транспортная планировка городов: учебник для студентов вузов. М.: Транспорт, 1990. 240 с.

Градостроительство / под 2-е, перераб., и доп. М.:

4. Справочник проектировщика. общ. ред. В.Н. Белоусова. Изд. Стройиздат, 1978. 367 с.

5. Trip Generation Handbook, 2nd Edition: An ITE Recommended Practice. Washington, DC: ITE, 2004.

6. Trip Generation, 8th Edition. Washington, DC: Institute of Transportation Engineers (ITE), 2008.

7. URL: http://www.sci.aha.ru/ATL/ra13a.htm/

8. URL: http://demoscope.ru/weekly/2010/0437/barom01.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.