_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
опыт и инновации №2 2020
УДК 614.2
ОЦЕНКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИТУАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ КОРОНАВИРУСА COVID-19
Клычев Р. А.,
кандидат юридических наук
доцент кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте Российской Федерации
Мифтахова А.Х.,
заместитель руководителя по поликлиническому разделу работы
БУ «Покачевская городская больница» Анзорова Э.С.,
кандидат медицинских наук, заведующий стоматологическим отделением
БУ «Покачевская городская больница», магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации Чуркина Л.Е.,
заведующая организационно-методическим отделом БУ «Покачевская городская больница»
Распространение коронавируса ^ УЮ-19 затронуло все сферы общества. Поэтому оценка нормативно-правового регулирования данной ситуации предполагает анализ соответствия действующего законодательства и других нормативных правовых актов стоящим в настоящее время задачам по всем направлениям, что, однако, не является задачей данного исследования. Поэтому оценке будут подвергнуты нормативно-правовое регулирование только ряда сфер, имеющих наибольшее отношение к здравоохранению.
Ключевые слова: нормативное регулирование деятельности медицинских работников, ко-ронавирус, ОМС, регулирование трудовых отношений, телемедицина
К сожалению, существовавшая нормативно-правовая база деятельности медицинских организаций оказалась недостаточной для оперативного реагирования на ситуацию с корона-вирусом. Это касается следующего:
- нормативного регулирования изменения профиля деятельности медицинских организаций в условиях распространения коронавируса;
- законодательства в сфере обязательного медицинского страхования, не предполагавшего механизмов компенсации выпадающих доходов медицинских организаций, их работы в режиме ожидания и т.д.;
- разрешительной сферы оказания медицинской помощи: необходимости наличия лицензий на медицинскую деятельность при временном перепрофилировании медицинских организаций в инфекционные, пульмонологические и т.д., а также с точки зрения оказания телемедицинских услуг врачами из дома и т.д.;
- квалификационных требований к медицинским работникам: наличие интернатуры (ординатуры), профессиональной подготовки, сертификатов (свидетельств об аккредитации)
и т.д. при необходимости врачам других специальностей оказывать медицинскую помощь пациентам с коронавирусом;
- трудового законодательства (противоречивость законодательства в отношении дистанционного труда, заемного труда и т.д.)
- законодательства в сфере телемедицинских технологий и т.д. Разрешительная сферы регулирования оказания медицинской помощи в условиях распространения коронавируса приводит к большому числу «исключений из правил», особенно при перепрофилировании медицинских организаций в инфекционные. Например:
- оказание медицинской помощи по инфекционному профилю, не заявленному в лицензии;
- оказание медицинской помощи вне адресов, по которым выдана лицензия;
- плановое оформление лицензии вновь вводимых медицинских организаций и т.д.
Государство достаточно оперативно отреагировало на нынешнюю ситуацию, в частности, принято Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении дей-
ствия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году». Но представляется, что само законодательство о лицензировании и т.д. должно было изначально предусматривать такие варианты.
Нормативное регулирование деятельности медицинских работников в условиях борьбы с коронавирусом
Безусловно, невозможно детально подготовиться ко всем возможным ситуациям, когда может потребоваться медицинская помощь значительной части населения. Однако наиболее вероятные причины таких ситуаций хорошо известны: эпидемии, отравления, травмы, ожоги и ранения. Очевидно и то, что квалифицированных врачей и медсестер по конкретным специальностям будет не хватать — независимо от причин, при массовом поражении населения медицинскую помощь будут оказывать медицинские работники всех специальностей. Но это требует хотя бы элементарной переподготовки персонала и юридического права оказывать помощь по иной специальности, чем имеет медицинский работник. Минздрав России своевременно отреагировал на нынешнюю ситуацию, издав приказ от 19 марта 2020 года № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19». Приняты меры по допущению медицинских работников к оказанию медицинской помощи при отсутствии сертификата либо свидетельства об аккредитации:
- Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году»;
- Приказ Минздрава России от 14.04.2020 № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста». Однако представляется, что определенные алгоритмы (инструкции и т.д.) действий на период эпидемий и других чрезвычайных ситуаций должны были быть разра-
ботаны уже давно. Они должны были бы лишь уточняться и обновляться с учетом конкретной ситуации.
Регулирование трудовых отношений
В настоящее время остается неурегулированным целый ряд вопросов, связанных с трудовыми отношениями:
- статус «нерабочих оплачиваемых дней» требует законодательного закрепления, четкого определения и регулирования;
- трудовой договор о дистанционной работе, регулируемый статьей 49.1, фактически является особой формой трудового договора (с особыми условиями расторжения договора и т.д.), поэтому перевод на дистанционную работу путем заключения дополнительных соглашений многими юристами оценивается как неоднозначный с правовой точки зрения. Эти и подобные неоднозначные моменты должны быть устранены;
- трудовое законодательство запрещает использование заемного труда, то есть труда, осуществляемого работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника (статья 56.1 Трудового кодекса). Между тем, в условиях распространения коронавируса возникла необходимость перепрофилирования коек, включая «усиление» их врачами-инфекционистами, привлекаемыми из других учреждений; переподчинение части коек федеральных медицинских организаций региональным властям и т.д. В подобных случаях заемный труд оказался вполне приемлемой формой временного привлечения сотрудников других медицинских организаций;
- перепрофилирование коек любого профиля в инфекционные предполагает новые условия труда для работников и подпадает под понятие «ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест», предусмотренное Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» — это основание для проведения внеплановой СОУТ. Необходимо урегулировать вопрос об обязательности проведения СОУТ в подобных условиях;
- перепрофилирование медицинских организаций в инфекционные, пульмонологические и т.д., однозначно создает риски инфици-
рования не только медицинских работников, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи пациентам с коронавирусом, но и других сотрудников медицинских организаций, включая немедицинский (уборщики служебных помещений, гардеробщики, административно-управленческий и т.д.). Это означает необходимость установления для них выплат компенсационного характера. Однако за счет ОМС это можно сделать только по итогам специальной оценки условий труда, которую, в свою очередь, в условиях распространения ко-ронавируса, провести невозможно;
- в настоящее время не могут быть использованы положения п. 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса, посвященные прекращению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Этот пункт предполагает, что трудовой договор подлежит прекращению при наступлении чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Эпидемия коронавируса ни в России в целом, ни в отдельных регионах, не объявлена официально. Поэтому владельцы туристических агентств, ресторанов и т.д. не могут воспользоваться данной статьей, даже если их деятельность полностью остановлена;
- представляется необходимым приостановить на период особых условий, аналогичных нынешним, нормы трудового законодательства по расторжению трудовых договоров с руководителями государственных (муниципальных) учреждений по ряду оснований, не зависящих от руководителя (зависящих не только от него), например, при наличии кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимый уровень; при недостижении установленного соотношения в зарплатах медицинского персонала в рамках дорожных карт и т.д. Это же касается оснований, связанных с достижением предельного возраста и т.д. Смена руководителей без крайней необходимости в чрезвычайных условиях, требующих быстрых компетентных решений, нецелесообразна, поскольку но-
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ: опыт и инновации №2 2020
вому руководителю понадобится значительное
время для того, чтобы войти в курс дела.
Проблемы применения
телемедицинских технологий в период распространения коронавируса
Телемедицинские технологии являются формой оказания медицинской помощи, способной противодействовать распространению эпидемии за счет исключения прямого контакта как медицинских работников с пациентами, так и медицинских работников между собой, а также - пациентов между собой. Фактически в настоящее время это идеальный вариант, сочетающий дистанционную работу и самоизоляцию. Нынешняя ситуация выявила ограниченность в возможностях применения телемедицинских технологий с точки зрения следующих позиций:
- врач может проводить телемедицинскую консультацию или дистанционное наблюдение из своего кабинета в медицинской организации. Однако неурегулированным является вопрос о допустимости выполнения этих же самых функций врачом из своей квартиры: с точки зрения того, что это территория, на которую не распространяется лицензия;
- сложность использования телемедицинских технологий пациентами пожилого возраста;
- постановка диагноза без личного присутствия пациента (без очного посещения и т.д.) недопустима. В целом это оправданная норма. Но имеется множество сфер, где такое ограничение является излишним. Например, в России применяются отечественные программные информационные продукты для морфологической диагностики, построенные на облачных технологиях, которые позволяют специалистам выявлять онкологические заболевания не используя микроскопы - пробы оцифрованы и могут изучаться дистанционно. В подобных случаях и постановка диагноза может осуществляться дистанционно. Поэтому необходимо вести работу по поэтапному выявлению ситуаций, при которых допустимо дистанционная постановка диагноза;
- неоднозначность законодательства о дистанционном труде негативно сказывается и на возможности широкого распространения телемедицинских технологий;
- устаревшие порядки оказания медицинской помощи, многие из которых либо вообще не содержат упоминания об оснащении оборудованием, необходимым для проведения телемедицинских технологий, либо невольно ограничивают сферу их применения.
Заключение
Нормативно-правовая база функционирования как экономики в целом, так и здравоохранения оказалась не в полной мере готовой к условиям распространения коронавируса. Оперативно были внесены изменения в многочисленные нормативные правовые акты. Однако по итогам анализа опыта борьбы с коро-навирусом COVID-19 потребуется пересмотр целого ряда нормативных правовых актов: ст. 49.1 ТК РФ,ст. 56.1 ТК РФ,ст.83.1 ТК РФ,ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и др.
Литература Основная литература
1. Мокий, М.С. Методология научных исследований: учебник для магистратуры — М.: Юрайт 2015. Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/ book/491509BE-75D6-4104-8018-3F5A50F17281.
2. Скворцова, Л.М. Методология научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скворцова Л.М. — Электрон. текстовые данные. —
М.: Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014. - 79 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27036. Дополнительная литература
3. Вайнштейн, М.З. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие — Йошкар-Ола: МГТУ, ПГТУ, ЭБС АСВ, 2011. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22586.
4. Шутов, А.И. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шутов А.И., Семикопенко Ю.В., Новописный Е.А. — Электрон. текстовые данные. — Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ2013. — 101 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28378.
Нормативные правовые документы
5. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // СПС «Консультант Плюс».
6. Трудовой кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».
Интернет-ресурсы, справочные
системы
7. Электронно-библиотечная система «IPRbooks» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.iprbookshop.ru /
8. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://e.lanbook.com /
9. Электронно-библиотечная система издательства ЮРАЙТ[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
© Клычев Р. А., Мифтахова А.Х., Анзорова Э.С.,
Чуркина Л.Е., 2020