УДК 796.412 DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-3-82-90
ОЦЕНКА МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ В НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ
Т.В. Сизова1, О.Г. Румба2
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Россия
2 Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация
Данная статья продолжает серию публикаций авторов, посвященную проблеме методического обеспечения занятий художественной гимнастикой со студентками нефизкультурных вузов, избирающих данный вид спорта в качестве базы для освоения учебных дисциплин «Физическая культура» (72 часа) и «Прикладная физическая культура» (328 часов).
В статье «О проблеме методического обеспечения занятий художественной гимнастикой со студентками нефизкультурных вузов» [3] было определено, что методическая коррекция в обязательном порядке должна включать поиск эффективных подходов к построению музыкально-двигательной подготовки занимающихся.
Методы и организация исследования. Музыкально-двигательная подготовленность студенток оценивалась по показателям уровня музыкальной культуры и музыкальности. Уровень музыкальной культуры выявлялся с применением методов анкетирования и тестирования. Музыкальность определялась с применением методов экспертной оценки и тестирования.
Результаты исследования. В данной статье представлены результаты оценки музыкально-двигательной подготовленности студенток, проведённой по итогам двух семестров занятий художественной гимнастикой с целью научного обоснования переработки методики музыкально-двигательной подготовки и формирования соответствующих методических материалов к данному разделу. Заключение. На основании полученных в ходе исследования результатов авторами сделан вывод о низком уровне музыкально-двигательной подготовленности студенток, занимающихся художественной гимнастикой в рамках вузовской физической культуры. Детализация полученных данных конкретизировала пробелы в исследуемом виде подготовки и определила направления для переработки методики музыкально-двигательной подготовки занимающихся художественной гимнастикой в нефизкультурных вузах.
В статье представлен фрагмент диссертационного исследования Т.В. Сизовой «Музыкально-двигательная подготовка студенток вузов нефизкультурного профиля на занятиях по художественной гимнастике» (2017), выполненного под фактическим руководством О.Г. Румба.
Ключевые слова: физическая культура, художественная гимнастика, студентки нефизкультурных вузов, музыкально-двигательная подготовка, музыкальная культура, музыкальность.
ON THE ASSESSMENT OF MUSICAL AND MOTOR PREPAREDNESS OF STUDENTS ENGAGED IN MODERN RHYTHMIC GYMNASTICS IN NON-PHYSICAL EDUCATION INSTITUTIONS T.V. Sizova1, [email protected], ORCID: 0000-0001-9154-1803 O.G.Rumba2, [email protected], ORCID: 0000-0002-9257-3986
1 Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, St. Petersburg, Russia
2 Military Institute of Physical Training, St. Petersburg, Russia Abstract
This article continues a series of authors' publications focused on the problem of practical support of modern rhythmic gymnastics classes for students at non-sport related universities who select this sport as a base for the «Physical Education» (72 hours) and «Applied Physical Education» (328 hours) academic disciplines. The first study «On the issue of practical support of modern rhythmic gymnastics classes for students at nonsport related universities» [3] revealed that methodical correction must include the search for efficient approaches to the arrangement of music-supported motor training of students.
Research methods and organization. We assessed students' music-supported motor technique according to the indicators of musical awareness and musicality levels. We applied testing and questionnaire surveys to determine the level of musical awareness. We used methods of an expert assessment and testing to identify musicality.
Research results. This research presents outcomes of an assessment of music-supported motor technique of female students after two terms of modern rhythmic gymnastics classes. The assessment aimed at the scientific substantiation of revising music-supported motor training methods and the development of appropriate practical materials for this topic.
Conclusion. The research revealed the low level of music-supported motor technique of female students engaged in rhythmic gymnastics in the framework of Physical Education course at the university. We used data received from our study to identify research gaps in the explored type of training and to determine the directions for revising music-supported motor training methods of students engaged in rhythmic gymnastics at non-sport related universities.
The article contains a fragment of the dissertation by T.V. Sizova «Music-supported motor training for students at rhythmic gymnastics classes at non-sport related universities» prepared under the supervision of O.G. Rumba.
Key words: physical culture, rhythmic gymnastics, students in non-sport related universities, music-supported motor training, musical awareness, musicality.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из перспективных направлений развития вузовской физической культуры является построение учебного процесса на основе избранного вида спорта. Данный подход позволяет путём занятий привлекательными видами двигательной активности вовлечь студентов в регулярную физкультурную деятельность и тем самым приобщить их к здоровому образу жизни [8, 9]. Практическая реализация подхода допускается действующими ФГОС ВО, в соответствии с которыми преподавание физической культуры осуществляется в объёме 400 часов в рамках двух дисциплин: «Физическая культура» (72 часа — цикл базовых (обязательных) дисциплин) и «Прикладная физическая культура» (328 часов — элективный (дисциплины по выбору) цикл). Наличие у студентов возможности избирать тот или иной вид спорта зависит от многих причин, в числе которых особенности региона, ресурсы вуза, наличие специалистов, методическое обеспечение и т.д. Вместе с тем существуют традиционно наиболее привлекательные для молодёжи спортивные дисциплины, востребованные повсеместно. Для многих девушек к таковым относится художественная гимнастика, что в первую очередь связано с её направленностью на достижение признаваемых в обществе идеалов женской красоты, таких как фигура, осан-
ка, походка, гармоничность и грациозность движений [2, 6].
По мнению Л.А. Карпенко [1], художественная гимнастика на текущем этапе развития функционирует на трёх уровнях: 1) высший уровень — элитно-олимпийская художественная гимнастика (центры олимпийской подготовки); 2) средний уровень — спортивно-образовательная художественная гимнастика (ДЮСШ, ДСО, вузы); 3) массовый уровень — оздоровительно-развивающая художественная гимнастика (спортивно-оздоровительные клубы, школьные и вузовские секции). При этом с позиции оздоровления населения страны развитие спорта на массовом уровне является востребованным и перспективным [5]. В частности, поддержка оздоровительно-развивающей художественной гимнастики обусловила её вливание в массовый студенческий спорт и, как следствие, проведение соревнований среди вузов по данному виду спорта. Так, статистика Открытого чемпионата вузов Санкт-Петербурга по художественной гимнастике свидетельствует о троекратном увеличении количества участниц из числа студенток за последние 11 лет (с 2009 по 2019 гг.) [3]. Развитие художественной гимнастики в составе массового студенческого спорта выдвигает на передний план проблему методического обеспечения занятий физической культурой со студентками нефизкультурных
вузов, поскольку параметры вузовских учебных программ не соответствуют тем, что практикуются в учреждениях спорта. Более того, большинство девушек, приходящих на отделение художественной гимнастики в нефизкультурном вузе, впервые начинают осваивать данную спортивную дисциплину в возрасте 17-19 лет, что создаёт дополнительные трудности в обучении [2]. Ранее нами были опубликованы результаты исследования удовлетворённости студенток занятиями художественной гимнастикой в рамках вузовской физической культуры [3]. Было установлено, что существующее построение учебно-тренировочного процесса не полностью отвечает ожиданиям девушек. В числе прочего было определено, что одной из наиболее привлекательных составляющих этого вида спорта является красота гармоничных движений тела под музыку. На формирование данного компонента мастерства направлена музыкально-двигательная подготовка, являющаяся важным разделом технической подготовки в художественной гимнастике и подразумевающая формирование умений понимать музыку и выполнять движения в соответствии с её характером, темпом, ритмом, динамикой [7]. При этом практическая реализация музыкально-двигательной подготовки в рамках вузовских занятий разочаровала девушек в наибольшей степени: их ожидания в начале учебного года оценивались в среднем в 9,30 балла по 10-балльной шкале, а к концу года интерес к указанному компоненту снизился до 5,50 балла [3].
На основании полученных данных был сделан вывод о том, что коррекция методического обеспечения занятий художественной гимнастикой со студентками нефизкультурных вузов в обязательном порядке должна подразумевать поиск эффективных подходов к построению музыкально-двигательной подготовки занимающихся [3]. Однако прежде чем приступать к подобной работе, важно понимать реальный уровень музыкально-двигательной подготовленности девушек, приходящих на отделения художественной гимнастики в нефизкультурных вузах.
МЕТОДЫ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование музыкально-двигательной подготовленности студенток, занимающихся художественной гимнастикой в рамках вузовской физической культуры, проводилось на базе Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС). Его реализация осуществлялась по итогам двух семестров занятий художественной гимнастикой — в конце учебного года. Всего были задействованы 60 студенток 2-го курса в возрасте 17-19 лет. Музыкально-двигательная подготовленность оценивалась по двум параметрам: 1) уровню музыкальной культуры; 2) музыкальности [4]. Уровень музыкальной культуры студенток выявлялся с применением методов анкетирования и тестирования.
Специально разработанная анкета охватывает темы музыкальных жанров, теории музыки, фамилий композиторов, их произведений и т.д. В её основу положен опросник, предложенный Т.И. Науменко, В.В. Алеевым в учебнике «Музыка». Ответы ранжируются в диапазоне от 0 до 3 баллов, за исключением вопросов на определение музыкального кругозора, в которых максимальная оценка составляет 9 баллов. Максимальная сумма баллов — 15.
Тестирование подразумевало выявление знаний классической музыки на слух — по фонограммам, содержащим аудиозаписи музыкальных произведений, авторов которых необходимо было назвать. В рамках испытания студенткам предоставлялся бланк с фамилиями композиторов, после чего последовательно включались 10 фонограмм, порядковый номер каждой из которых необходимо было указать напротив предполагаемого автора произведения. За каждый правильный ответ выставлялся один балл (максимум — 10 баллов).
Музыкальность студенток оценивалась с применением методов экспертной оценки и тестирования.
Экспертная оценка осуществлялась по результатам просмотра видеоматериалов, на которых фиксировалось выполнение ис-
пытуемыми двух задании: самостоятельной разминки и упражнения в виде комбинации на 8 счётов под заданную музыку. В качестве музыкального сопровождения в обоих случаях использовалась современная зарубежная эстрадная музыка в размере 4/4, темп — умеренный. Экспертами являлись три тренера по художественной гимнастике с опытом работы в спортивных школах более 15 лет. Видеозаписи выполнения контрольных заданий осуществлялись на учебно-тренировочных занятиях по художественной гимнастике, проводимых в рамках обучения по дисциплине «Физическая культура». Студенткам предлагалось самостоятельно выполнить разминку продолжительностью 5 минут под музыку и сообщался факт ведения видеозаписи. Очное присутствие преподавателей и экспертов исключалось. Упражнения не оговаривались. В качестве инвентаря допускалось использование находящегося в зале оборудования — гимнастической стенки, скамеек, ковриков. Зеркала отсутствовали. Разрешалось выполнение упражнений в одиночку, парами, группами. В зале была установлена видеокамера, включающаяся с пульта дистанционного управления одновременно с началом воспроизведения фонограммы. Контрольное упражнение на 8 счётов для проверки умения согласовывать движения с музыкой записывалось аналогичным образом. Предварительно оно разучивалось с испытуемыми, после чего они поодиночке должны были повторить его четыре раза подряд под музыку (32 счёта), самостоятельно выбрав момент начала выполнения. Выполняющая задание девушка находилась в зале одна, камера включалась с пульта. При анализе видеозаписей эксперты применяли 10-балльную шкалу и систему сбавок, разработанную с учётом значимости совершаемых ошибок.
Тестирование чувства ритма студенток осуществлялось с применением специально разработанной в рамках проводимого исследования компьютерной программы «Ритм», предназначенной для оценки чувства ритма человека путём сравнения образца (предварительно записанного аудиофайла — ритми-
ческого рисунка, произведенного хлопками) и варианта, воспроизведённого испытуемым непосредственно после его прослушивания (пробы).
Для создания программы были привлечены специалисты-программисты и проведена серия пилотажных испытаний. Разработанная программа «Ритм» запатентована — свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2015611712, дата государственной регистрации в Реестре для ЭВМ 04.02.2015 г. Авторы - Т.В. Сизова, В.В. Сизов; правообладатель — Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. Программа «Ритм» обеспечивает выполнение следующих функций:
— позволяет оценить точность воспроизведения ритмического рисунка (абсолютное совпадение образца и пробы (100%) — оценивается как единица);
— позволяет вычислить коэффициент личного времени как отношение времени выполнения пробы к времени звучания образца (коэффициент учитывается в итоговых расчётах и позволяет вычислить показатель точности воспроизведения независимо от личного времени);
— позволяет сравнить громкость звучания образца и пробы.
Для проведения испытания по проверке чувства ритма были подготовлены фонограммы (аудиофайлы) с записью трёх различных ритмических рисунков, произведённых хлопками (по 10 хлопков в каждой). Запись осуществлялась через наружный микрофон, подключенный к компьютеру, с использованием программы Adobe Audition 3.0. Испытуемым предлагалось последовательно прослушать и воспроизвести каждую из трёх аудиозаписей. Воспроизводимые ими ритмические рисунки записывались с использованием того же оборудования. Во избежание внешних помех и шумов задание выполнялось в изолированном помещении. Далее с помощью компьютерной программы «Ритм» проводилось сравнение образцов фонограммы с вариантами, воспроизведёнными студентками (пробами). Поскольку в данном тесте максимальный по-
казатель точности совпадения ритмических рисунков составляет единицу (100% совпадения), результаты испытуемых ранжируются в диапазоне от 0 до 1.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На рисунках 1-2 представлены результаты анкетирования, направленного на определение музыкальной культуры студенток. Уровень знаний по первым семи вопросам анкеты оценивался в категориях «высокий», «средний», «низкий», «нулевой». За каждый ответ выставлялся определённый балл: за вопросы №1-4 — от 0 до 3 баллов (максимум — 12 баллов по сумме четырёх вопросов); за вопросы №5-7 — 0 или 1 балл (не знает / знает) (максимум — 3 балла по сумме трёх вопросов).
Цифры на рисунке 1 свидетельствуют о том, что девушки неплохо разбираются в существующих музыкальных жанрах — около 75%
показали высокий и средний уровни знаний. По теме знания композиторов и их основных произведений большинство опрошенных (61,7%) показали низкий уровень. В удовлетворительном объёме (высокий и средний уровни) данной информацией владеют лишь четверть студенток. Остальные 13,3% не показали знаний вопроса. Однако самые низкие результаты выявлены при оценке общих теоретических знаний в области музыки: 68,3% опрошенных не сумели разъяснить, что такое ритм, метр, музыкальный размер. На высоком и среднем уровне с этой задачей справились 8,4% студенток, остальные 23,3% — на низком. Ответы респондентов на вопрос о предпочитаемых жанрах музыки были систематизированы по четырём группам: классическая музыка (20%); народная музыка (3,3%); джазовая музыка (13,3%); массовые музыкальные жанры (95%), в число которых были включены поп-и рок-музыка (заметно лидируют), КчпчБ, рэп, хип-хоп и др. При ответе на этот вопрос раз-
Рисунок 1 - Результаты оценки знаний в области музыки у студенток ПГУПС, занимающихся художественной гимнастикой (n=60) Figure 1 - Results of musical knowledge assessment of students engaged in rhythmic gymnastics (n=60)
Рисунок 2 - Частота посещения культурных мероприятий студентками ПГУПС, занимающимися художественной гимнастикой (n=60) Figure 2 - Frequency of attending cultural events by students engaged in rhythmic gymnastics (n=60)
решалось указывать несколько жанров, в связи с чем сумма всех ответов превышает 100%. Полученные данные показали, что студентки в основном увлекаются современной массовой музыкой, а жанры, традиционно составляющие основу мировой музыкальной культуры, интересуют их в меньшей степени. На рисунке 2 обобщены ответы респондентов на вопросы №9-11 анкеты о частоте посещения культурных мероприятий, в числе которых были конкретизированы концерты, спектакли (театры), танцевальные вечера (клубы и дискотеки). С учётом того, что более половины студенток являются приезжими, а во многих малых городах и населенных пунктах отсутствуют театры и концертные залы, респондентам разрешалось указывать просмотр спектаклей и концертов на видеоносителях или в интернете. Во избежание разночтений было условлено под словом «редко» понимать посещение мероприятий 1 раз в два года и реже.
Полученные данные свидетельствуют, что более двух третей студенток с определённой периодичностью посещают различные культурные мероприятия, достаточно равномерно распределяя свои предпочтения в посещении концертов (76,7%), театров (70%), клубов (66,7%). При этом около половины опрошенных девушек редко бывают в учреждениях культуры.
На рисунках 3-4 представлены результаты тестирования студенток по теме знания
произведений классической музыки и их авторов, проведённого с помощью прослушивания 10 фонограмм. Данные рисунков свидетельствуют, что студентки в среднем называли авторов трёх из десяти произведений классической музыки. В связи с тем, что за каждый правильный ответ выставлялся один балл, средний балл в выборке составил 3,10+0,20. При этом высшие баллы (9 и 10) не получила ни одна из девушек, а 11,7% не определили ни одного из авторов прослушанной музыки.
Обобщение результатов тестирования всей выборки позволило определить самого «узнаваемого» композитора, которым оказался Л.В. Бетховен — его произведения определили 58,3% испытуемых. Примерно равно узнаваемыми стали произведения И.С. Баха, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Произведения остальных композиторов узнаваемы менее чем четвертью опрашиваемых. На рисунке 5 представлены результаты оценки музыкальности студенток, осуществлённой экспертами в ходе просмотра видеозаписей выполнения самостоятельной разминки под музыку. В процессе наблюдений было определено четыре варианта выполнения разминки: 1) в соответствии с музыкальным сопровождением; 2) с частичным соответствием музыкальному сопровождению; 3) без соответствия музыкальному сопровождению; 4) отказ от выполнения задания. Обобщение полученных данных свидетельствует,
О баллов 1балл 2 балла 3 балла 4 балла э баллов б баллов 7 баллов 8 баллов 9 баллов 10
баллов
Рисунок 3 - Результаты оценки знаний произведений классической музыки у студенток ПГУПС, занимающихся художественной гимнастикой (n=60)
Figure 3 - Results of assessment of classical music knowledge of students engaged in rhythmic gymnastics (n=60)
что лишь 30% девушек выполнили разминку в соответствии с музыкой; у 26% движения частично совпали с музыкой; у 32% — не совпали совсем; остальные 12% отказались от выполнения задания.
В таблице представлены результаты оценки музыкальности студенток, осуществлённой экспертами в ходе просмотра видеозаписей выполнения комбинации на 8 счётов под музыку, и определения чувства ритма с помощью компьютерной программы «Ритм». Согласно обобщённому мнению экспертов, средний результат в выборке по показателю музыкальности составляет 4,50±0,40 балла из 10. Согласно данным компьютерной программы «Ритм», средний результат в выбор-
ке по показателю чувства ритма составляет 0,69±0,04 усл. ед. Это означает, что в среднем испытуемые показали 69% совпадений отхлопываемых ими ритмических рисунков с оригиналами.
В связи с тем, что два последних задания — на выполнение движений в соответствии с музыкой и на чувство ритма — по сути направлены на определение одного и того же, был проведён корреляционный анализ их результатов. Значение рангового коэффициента корреляции Спирмена составило 0,98 (р<0,05), что указывает на сильную корреляционную зависимость между исследуемыми величинами. В принципе, это позволяет в будущем обходиться одним из опробован-
Рисунок 4 - Результаты оценки знаний авторов произведений классической музыки у студенток ПГУПС, занимающихся художественной гимнастикой (n=60)
Figure 4 - Results of assessment of classical composers expertise of students engaged in rhythmic gymnastics (n=60)
Рисунок 5 - Результаты оценки выполнения самостоятельной разминки под музыку студентками ПГУПС, занимающимися художественной гимнастикой (n=60) Figure 5 - Results of assessment of individual rhythmic gymnastics workout performed by students to the music (n=60)
Таблица - Результаты оценки музыкальности и чувства ритма у студенток ПГУПС, занимающихся художественной гимнастикой (n=60)
Table - Results of assessment of musicality and sense of rhythm of students engaged in rhythmic gymnastics (n=60)
Показатели / Indicators Результаты / Results Коэффициент корреляции Спирмена / Spearman's rank correlation coefficient
M±m V, %
Выполнение движений в соответствии с музыкой, баллы / Movement execution in compliance with music, points 4,50±0,40 75,33 0,98 (p«0,05)
Чувство ритма, усл.ед. / Sense of rhythm 0,69±0,04 34,78
ных задании — исследованием чувства ритма с помощью компьютерной программы «Ритм», поскольку другое задание достаточно сложно в организационном плане и менее независимо в оценивании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования, проведённого по итогам двух семестров занятий художественной гимнастикой со студентками нефизкультурного вуза и направленного на оценку их музыкальной культуры и музыкальности, свидетельствуют о низком уровне музыкально-двигательной подготовленности занимающихся. Установлено, что девушки обладают поверхностными знаниями в области музыки, преимущественно ориентируясь в музыкальных жанрах, из которых предпочитают массовые. В основном они редко посещают учреждения культуры и слабо ориентируются
ЛИТЕРАТУРА
1. Карпенко ЛА Организация многоуровневого функционирования современной художественной гимнастики / Л А Карпенко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2007, вып. 8(30). С. 46-49.
2. Сизова Т.В. Влияние музыкально-двигательной подготовки на физическую подготовленность студенток, занимающихся художественной гимнастикой / Т.В. Сизова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2015, вып. 2(120). С. 151-155.
3. Сизова Т.В. О проблеме методического обеспечения занятий художественной гимнастикой со студентками нефизкультурных вузов / Т.В. Сизова, О.ГГ Румба // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2020. №2. С. 55-62.
4. Heiner G. Grundlagen musikalischer Begabung und Entwicklung / G. Heiner // Wißner-Lehrbuch Band 2009. 482 p.
REFERENCES
1. Karpenko L.A. Organizacija mnogourovnevogo funk-cionirovanija sovremennoj hudozhestvennoj gimnas-tiki. Uchjonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2007, vyp. 8(30). pp. 46-49.
2. Sizova T.V. Vlijanie muzykal'no-dvigatel'noj podgo-
в произведениях классической музыки, равно как и в их авторах. Способность двигаться в соответствии с музыкой демонстрируют в среднем около половины студенток, из которых часть выполняют упражнения в полном соответствии с музыкальным сопровождением, часть — с неполным. Музыкальность выполнения заданной комбинации под произвольную музыку оценивается экспертами в среднем в 4,5 балла из 10. Точность воспроизведения ритмических рисунков составляет 69%. Полученные данные позволили конкретизировать пробелы в музыкально-двигательной подготовленности студенток, что служит ориентиром для переработки методики музыкально-двигательной подготовки занимающихся художественной гимнастикой в нефизкультурных вузах и формирования соответствующих методических материалов к данному разделу.
5. Janssen I. Systematic review of the health benefits of physical activity and fitness in school-aged children and youth / I. Janssen, A.G. LeBlanc // International journal of behavioral nutrition and physical activity, 2010. V.7. №1. P. 40.
6. Khudolii O.M. Computer simulation of junior gymnasts' training process / O.M. Khudolii, O.V. Ivashchenko, S.S. lermakov, O.G. Rumba // Science of Gymnastics Journal, 2016, vol. 8, num. 3, P. 215-228.
7. Rumba O.G. Improving the quality of the female gymnasts' feet performance by the means of traditional choreography / O.G. Rumba // Science of Gymnastics Journal, 2013, vol. 5, num. 3, P. 19-29.
8. Tremblay M.S. New Canadian physical activity guidelines / M.S. Tremblay et al. // Applied Physiology, Nutrition, and Metabolism, 2011. V.36. №1. P. 36-46.
9. World Health Organization et al. Global recommendations on physical activity for health, 2010.
tovki na fizicheskuju podgotovlennost' studentok, zanimajushhihsja hudozhestvennoj gimnastikoj. Uchjonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2015, vyp. 2(120). pp. 151-155. 3. Sizova T.V. O probleme metodicheskogo obespechen-ija zanjatij hudozhestvennoj gimnastikoj so stu-
dentkami ne fizkul'turnyh vuzov. Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovanijah, 2020. №2. pp. 55-62.
4. Heiner G. Grundlagen musikalischer Begabung und Entwicklung. Wißner-Lehrbuch Band 2009. 482 p.
5. Janssen I. Systematic review of the health benefits of physical activity and fitness in school-aged children and youth / I. Janssen, A.G. LeBlanc // International journal of behavioral nutrition and physical activity, 2010. V.7. №1. P. 40.
6. Khudolii O.M. Computer simulation of junior gymnasts' training process / O.M. Khudolii, O.V. Ivash-
chenko, S.S. lermakov, O.G. Rumba // Science of Gymnastics Journal, 2016, vol. 8, num. 3, P. 215-228.
7. Rumba O.G. Improving the quality of the female gymnasts' feet performance by the means of traditional choreography / O.G. Rumba // Science of Gymnastics Journal, 2013, vol. 5, num. 3, P. 19-29.
8. Tremblay M.S. New Canadian physical activity guidelines / M.S. Tremblay et al. // Applied Physiology, Nutrition, and Metabolism, 2011. V.36. №1. P. 36-46.
9. World Health Organization et al. Global recommendations on physical activity for health, 2010.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Сизова Татьяна Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическая культура»; Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I; 190031, Санкт-Петербург, Московский пр-т., 9; [email protected]; ORCID: 0000-0001-9154-1803
Румба Ольга Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации); Военный институт физической культуры; 194044, Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., 63; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-9257-3986
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Сизова Т.В. Оценка музыкально-двигательной подготовленности студенток, занимающихся художественной гимнастикой в нефизкультурных вузах / Т.В. Сизова, О.Г. Румба // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8, № 3. - С. 82-90. 001: 10.36028/2308-8826-2020-8-3-82-90
FOR CITATION
Sizova T.V., Rumba O.G. On the assessment of musical and motor preparedness of students engaged in modern rhythmic gymnastics in non-physical education institutions. Science and sport: current trends, 2020, vol. 8, no. 3, pp. 82-90 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-88262020-8-3-82-90