Научная статья на тему 'ОЦЕНКА МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ'

ОЦЕНКА МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюченко В.Ф., Лутковский В.Е., Сухарева С.М., Врублевский Е.П.

Цель исследования - выявить особенности технической и физической подготовленности студентов как результата освоения дисциплины «Теория и методика обучения видам легкой атлетики» с учетом направленности их специальной мотивации. Методика и организация исследования. В научном эксперименте приняли участие студенты (очной и заочной форм обучения), специализирующиеся в различных видах спорта и обучающиеся на 1-м курсе университета (n=356). Были установлены мотивы, побудившие их к занятию спортом и получению высшего профессионального образования. Техническая подготовленность в видах легкой атлетики определялась при помощи экспертного метода оценивания с использованием балльно-рейтинговой системы. Уровень физической подготовленности оценивался при помощи нормативных результатов, показанных в видах легкой атлетики. Мотивация определялась путем анализа анкетного опроса. Результаты исследования и выводы. Выявлено, что уровень физической подготовленности у студентов дневной формы обучения обоего пола, в сравнении с заочной формой, достоверно выше (р≤0,05). Студенты дневного отделения эффективнее осваивают технические виды легкоатлетических упражнений. У студентов дневного отделения выявлен более высокий уровень профессиональной мотивации, а студенты заочной формы обучения целенаправленно мотивированы на получение высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюченко В.Ф., Лутковский В.Е., Сухарева С.М., Врублевский Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF MOTIVATION FOR GOING IN FOR SPORTS AND FITNESS OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS UNIVERSITIES USING ATHLETICS EXERCISES

Objective of the study was to identify the features of the technical and physical readiness of students as a result of mastering the discipline "Theory and methods of teaching the types of athletics" taking into account the direction of their special motivation. Methods and structure of the study. Students (full-time and part-time) who specialize in various sports and study at the 1st year of university (n=356) took part in the scientific experiment. The motives that prompted them to go in for sports and receive higher professional education were established. Technical readiness in the types of athletics was determined using an expert assessment method using a point-rating system. The level of physical fitness was assessed using the standard results shown in the types of athletics. Motivation was determined by analyzing a questionnaire survey. Results and conclusions. It was revealed that the level of physical fitness among full-time students of both sexes, in comparison with the part-time form, is significantly higher (р≤0.05). Full-time students master the technical types of track and field exercises more effectively. Full-time students have a higher level of professional motivation, and part-time students are purposefully motivated to receive higher education.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ»

ОЦЕНКА МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

УДК/UDC 796.011.3:378

Информация для связи с автором: vru-evg@yandex.ru

Поступила в 23.06.2022 г.

Доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Костюченко1

Кандидат педагогических наук, доцент В.Е. Лутковский1

Кандидат педагогических наук, доцент С.М. Сухарева1

Доктор педагогических наук, профессор Е.П. Врублевский2

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

2Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель, Беларусь

ASSESSMENT OF MOTIVATION FOR GOING IN FOR SPORTS AND FITNESS OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS UNIVERSITIES USING ATHLETICS EXERCISES

Dr. Hab., Professor V.F. Kostyuchenko1 PhD, Associate Professor V.E. Lutkovsky1 PhD, Associate Professor S.M. Sukhareva1 Dr. Hab., Professor E.P. Vrublevskiy2

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

2 Skorina Gomel State University, Gomel, Belarus

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности технической и физической подготовленности студентов как результата освоения дисциплины «Теория и методика обучения видам легкой атлетики» с учетом направленности их специальной мотивации.

Методика и организация исследования. В научном эксперименте приняли участие студенты (очной и заочной форм обучения), специализирующиеся в различных видах спорта и обучающиеся на 1-м курсе университета (п=356). Были установлены мотивы, побудившие их к занятию спортом и получению высшего профессионального образования. Техническая подготовленность в видах легкой атлетики определялась при помощи экспертного метода оценивания с использованием балльно-рейтинговой системы. Уровень физической подготовленности оценивался при помощи нормативных результатов, показанных в видах легкой атлетики. Мотивация определялась путем анализа анкетного опроса.

Результаты исследования и выводы. Выявлено, что уровень физической подготовленности у студентов дневной формы обучения обоего пола, в сравнении с заочной формой, достоверно выше (р<0,05). Студенты дневного отделения эффективнее осваивают технические виды легкоатлетических упражнений. У студентов дневного отделения выявлен более высокий уровень профессиональной мотивации, а студенты заочной формы обучения целенаправленно мотивированы на получение высшего образования.

Ключевые слова: студенты, спортивное образование, физическая подготовленность, мотивы занятий, легкая атлетика.

Abstract

Objective of the study was to identify the features of the technical and physical readiness of students as a result of mastering the discipline "Theory and methods of teaching the types of athletics" taking into account the direction of their special motivation.

Methods and structure of the study. Students (full-time and part-time) who specialize in various sports and study at the 1st year of university (n=356) took part in the scientific experiment. The motives that prompted them to go in for sports and receive higher professional education were established. Technical readiness in the types of athletics was determined using an expert assessment method using a point-rating system. The level of physical fitness was assessed using the standard results shown in the types of athletics. Motivation was determined by analyzing a questionnaire survey.

Results and conclusions. It was revealed that the level of physical fitness among full-time students of both sexes, in comparison with the part-time form, is significantly higher (p<0.05). Full-time students master the technical types of track and field exercises more effectively. Full-time students have a higher level of professional motivation, and part-time students are purposefully motivated to receive higher education.

Keywords: students, sports education, physical fitness, motives for training, athletics.

Введение. Современная система высшего образования в области физической культуры и спорта предъявляет высокие требования к результатам, структуре и условиям подготовки будущих специалистов данной отрасли. Эффективная реализация этой программы возможна при соответствии целевых установок образовательного стандарта высшей

школы особенностям обучающей среды университетов [4, 5, 8]. Успешность получения спортивного образования определяется степенью физического здоровья, двигательной и технической подготовленности студентов [2, 3, 7, 9], а также их мотивацией [1, 2, 6]. Учет исходных мотивов к занятиям физическими упражнениями помогает скорректировать на-

56

http://www.teoriya.ru

№10^ 2022 Октябрь | October

правление мотивов, не обладающих достаточной устойчивостью, обеспечить перемещение мотива с результата на саму деятельность [6].

Цель исследования - выявить особенности технической и физической подготовленности студентов как результата освоения дисциплины «Теория и методика обучения видам легкой атлетики» с учетом направленности их специальной мотивации.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты (очной и заочной форм обучения), специализирующиеся в различных видах спорта и обучающиеся на 1-м курсе университета (п=356). Были установлены мотивы, побудившие их к занятию спортом и получению высшего профессионального образования. Техническая подготовленность студентов в видах легкой атлетики определялась при помощи экспертного метода оценивания с использованием балльно-рейтинговой системы. Уровень физической подготовленности оценивался при помощи нормативных результатов, показанных в видах легкой атлетики.

Мотивация определялась путем анализа анкетного опроса. Мотивы были разделены на группы (физиологические, психологические, коммуникативные и профессиональные). В каждой группе определялись частные мотивы, которые обобщались по групповой принадлежности. В анкете участники исследования должны были оценить свое отношение к каждому мотиву в баллах - от 1 до 5 (1 балл - совсем не важно, 2 балла - важно, 3 балла - как важно, так и не важно, 4 балла - важно, 5 баллов - очень важно). После статистической обработки вариантов ответов определялись средние величины по каждому мотиву в баллах.

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что, хотя процент регулярно тренирующихся студентов заочной формы обучения ниже, по сравнению с очной, но уровень их подготовленности отличается незначительно. Наибольшее различие у мужчин выявлено в беге на 1000 м и в прыжках в высоту, где результат на 10,1 % и 7,4 % выше в группе очной формы обучения. Уровень развития силовых способностей статистически достоверно не отличается, однако среднее значение по группе заочников несколько ниже (менее 1 %о). Студентки очной формы обучения статистически достоверно превышают заочниц по уровню развития специальной выносливости (на 11,8 %о), скоростно-силовых (прыжок в высоту - на 5,6 %) и силовых способностей (на 2,7 %о). Уровень развития комплексной формы быстроты и скорост-но-силовых способностей по результатам оценивания прыжка в длину отличаются несущественно.

Также наблюдается разная степень освоения техники у студентов очной и заочной формы обучения. Так, студенты дневных отделений более эффективнее овладевают координационно сложными видами легкоатлетических упражнения благодаря более углубленному разучиванию и совершенствованию основ и деталей техники упражнений. Обучающиеся «заочно» лишены возможности детального изучения техники движения, причиной чего является ограниченное количество контактной работы с преподавателем для освоения дисциплины. Данный вывод подтверждают более высокие баллы в толкании ядра и в прыжках в высоту у студентов очной формы обучения. Однако наибольшую трудность в разучивании техники составляет прыжки в длину. По нашему мнению, невысокие баллы отражают сложность освоения техники, связанную с изменением координации и структуры движения и перераспределением скорости и усилий при переходе от разбега к отталкиванию.

Беговые виды легкой атлетики успешнее осваивают студенты заочных отделений. Относительная естественность движений в беговых видах легкой атлетики и повышенные

требования к соревновательному результату у студентов очной формы обучения не дают возможности осознать ими важность структуры движений. Это отражается в существенной разнице показателей уровня владения техникой бега на средние дистанции.

Результаты анкетирования студентов дневного и заочного отделений выявили ряд существенных отличий в мотивации, побудившей их к занятию физической культурой и спортом, в зависимости от различной формы обучения (рис. 1, 2).

У студентов очной формы обучения более выражены физиологические мотивы. Средний балл по каждому частному мотиву превышает 4,5 баллов, что соответствует значению «очень важно». И лишь мотив «желание иметь эстетически красивое тело» менее значимо.

Физиологические мотивы у студентов заочной формы обучения находятся в диапазоне от 3 до 4 баллов. Желание иметь здоровое и эстетически красивое тело с достаточным уровнем развития физических способностей не является первостепенным. Психологические мотивы у студентов различных форм обучения имеют отличия в «желании быть частью спортивного коллектива». У студентов, обучающихся заочно, средний балл не превышает значение в 3,5 балла. Наиболее важным мотивом к регулярным занятиям физической культурой и спортом вне зависимости от формы обучения является «получение удовольствия от занятий, преодоление трудностей».

Из коммуникативных мотивов, желание удовлетворить потребности в общении во время занятий физической культурой и спортом более актуальным является у студентов очной формы обучения. Для студентов заочной формы обучения эта группа мотивов находится в пределах от 2,9 до 3,8 баллов. Причем «желание заниматься с друзьями физической культурой и спортом» является менее значимым, частным мотивом в данной группе.

Профессиональные мотивы регулярных занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи, обучающихся в университетах физической культуры и спорта, также

Физиологические мотивы

стремление к развитию определенных физических способностей

стремление приблизиться в развитии к своему' идеалу

желание иметь эстетически красивое тело желанне укрепить иммунитет и здоровье

желанне быть

физически

подготовленным

Психологические мотивы

желание стать дисциплинированным, настойчивым, самоуверенным и самоорганизованным

получение удовольствия от занятий, преодоление трудностей

снятие стресса, 1 психологическая разгрузка желание участвовать в соревнованиях, испытывать чувство соперничества

желание быть частью спортивного коллектива

4 гз

—Ряд1 -И-Ряд2 Рис. 1. Физиологические и психологические мотивы студентов к занятиям физической культурой и спортом (Ряд 1 - дневное отделение, Ряд 2 - заочное отделение, 1- 5 - баллы)

№10 • 2022 Октябрь | ОСоЬег

http://www.teoriya.ru

Коммуникативные мотивы

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с I-

стремление к успешному выступленшо за спортивный коллектив

желание заниматься с друзьями физической культурой и спортом

желание бы& лидером в спортивном коллективе

'желание встречаться с новыми людьми, расширять круг общения

желание общаться с друзьями в спортивном коллективе

Профессиональные мотивы

стремление получить высшее образование и 1 работать в любой сфере деятельности

желание быть тренером по виду спорта

желание работать в научной или 4 организаторской сфере физического воспитания

стремление работать 2 преподавателем физической культуры в различных учебных заведениях

желание работать > Ряд 1

в области рекреации или двигательной Я Ряд2

реабилитации

Рис. 2. Коммуникативные и профессиональные мотивы студентов к занятиям физической культурой и спортом (Ряд 1 - дневное отделение, Ряд 2 - заочное отделение, 1- 5 - баллы)

имеют различия. Значимыми мотивами для студентов очной формы обучения являются «стремление получить высшее образования» (4,6 балла) и «желание быть тренером по виду спорта» (4,1 балла). У студентов заочной формы обучения в приоритете находятся получение профессии «тренер» (3,9 баллов) и «желание заниматься научной или организаторской деятельностью в сфере физического воспитания» (3,5 балла).

Выводы. Необходимый уровень сформированных компетенций обеспечивается высокой физической подготовленностью студентов в комплексе с достаточным объемом профессиональных знаний. Это дает преимущество в успешности овладения техникой осваиваемых соревновательных упражнений и понимании их структуры. Закрепление специальных знаний, умений и навыков студентами в рамках изучаемой дисциплины гарантирует им в дальнейшем эффективную и самостоятельную профессиональную деятельность.

Анализ полученных данных показывает, что студенты очных отделений имеют более выраженные обобщенные показатели по всем группам мотивов. Однако, они мало дифференцируют наиболее важные для себя доводы, характеризующие отношение к выбранному виду деятельности. В отличие от студентов, обучающихся очно, студенты заочных отделений имеют более сбалансированную аргументацию к выбору тех или иных ведущих для себя частных мотивов. Высокий уровень физической подготовленности и степень мотивации к получению образования позволя-

ет повысить эффективность технического освоения видов легкой атлетики.

Учитывая низкую заинтересованность работодателей в трудоустройстве молодых людей без опыта работы, необходимо усилить практическую направленность студентов дневного обучения. Более глубокое понимание мотивации к учебе и ожиданий от работы нового поколения студентов очной и заочной формы обучения может помочь университетам и работодателям лучше сотрудничать, чтобы студенты могли получить адекватный практический опыт и найти подходящую работу в перспективе.

Литература

1. Бондин В.И. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом как основа формирования культуры здоровья в студенческой среде / В.И. Бондин, Т.А. Степанова, М.В. Белавкина // Теория и практика физической культуры. - 2020 - № 1. - С. 27-28.

2. Кобелева Е.Г. Влияние уровня физической подготовленности студентов на динамику и мотивы посещения занятий по физическому воспитанию / Е.Г. Кобелева, А.П. Кизько // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № (170). - С. 150-154.

3. Тарабарина Е.В. Организационно-методическое обеспечение процесса коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов вуза / Е.В. Тарабарина, В.В. Кононец, Т.И. Диденко и др. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 2. - С. 254-262.

4. Щенникова М.Ю. Концепция оптимизации развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 344-349.

5. Щенникова М.Ю. Логика трансформации блоков дисциплин социально-гуманитарной и профессиональной направленности в образовательных программах в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 291-297.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bondin V.I, Stepanova T.A., Belavkina M.V. Motivatsiya k zanyati-yam fizicheskoy kulturoy i sportom kak osnova formirovaniya kul-tury zdorovya v studencheskoy srede [Motivation for physical education and sports as basis for cultivation of health culture among students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 1. Pp. 27-28.

2. Kobeleva E.G., Kizko A.P. Vliyaniye urovnya fizicheskoy podgotov-lennosti studentov na dinamiku i motivy poseshcheniya zanyatiy po fizicheskomu vospitaniyu [Influence of the level of physical fitness of students on the dynamics and motives of attending classes in physical education]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. (170). Pp. 150-154.

3. Tarabarina E.V., Kononets V.V., Didenko T.I. et al. Organizatsionno-metodicheskoye obespecheniye protsessa korrektsii nizkogo urovnya fizicheskoy podgotovlennosti studentov vuza [Organizational and methodological support of the process of correction of the low level of physical fitness of university students]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. No. 2. Pp. 254-262.

4. Shchennikova M.Yu., Kostyuchenko V.F. Kontseptsiya optimizatsii razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v oblasti fizicheskoy kultury i sporta [The concept of optimizing the development of the system of higher education in the field of physical culture and sports]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 9 (175). Pp. 344-349.

5. Shchennikova M.Yu. Logika transformatsii blokov distsiplin sotsialno-gumanitarnoy i professionalnoy napravlennosti v obrazovatelnykh programmakh v oblasti fizicheskoy kultury i sporta [The logic of transformation of blocks of disciplines of social, humanitarian and professional orientation in educational programs in the field of physical culture and sports]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. No.1 (131). Pp. 291-297.

6. Cuberos R.C. Ortega F.Z., Zagalaz J.C., Garces T.E., Sanchez M.C., Cortes A.J.P. Perceived Motivational Climate Toward Sport in University Physical Education Students. Apunts educacion fisica y deportes. 2018. 131. Pр. 49-59.

7. Fagaras S., Radu L.E., Vanvu G.I. The Level of Physical of University Students. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. 197. Pр. 1454-1457.

8. Karanauskiene D., Kardelis K., Kardeliene L. Athletic Identification of Would-Be Specialists of Physical Education and Sports at the Institution of Higher Education. Baltic Journal of Sport and Health Sciences. 2018. 3(66). Pp. 25-30.

9. Yakovlev A.N., Vrublevskiy E.P., Stadnik V.I., Kravchenin A.A., Yakov-leva M.A., Glushenko N.A. Perception of future in physical education and sports process: Problems and prospects. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No.1. Pр. 98-100.

http://www.teoriya.ru

№10^ 2022 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.