Научная статья на тему 'ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОВОРОНЕЖ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА'

ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОВОРОНЕЖ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смотрова Т. И.

П р е д м е т. Анализ реализуемых мероприятий, направленных на социально - экономическое и инфраструктурное развитие городского округа город Нововоронеж. Т е м а . Достижение целевых значений стратегических показателей развития городского округа город Нововоронеж в рамках реализации стратегии социально - экономического развития 2035. Ц е л и . Оценка достижения целевых значений показателей стратегии 2035 по итогам 2020 г. и влияние на них внутренних и внешних условий, определивших результаты отклонения плановых значений. М е т о д о л о г и я . Методы логического и сравнительного анализа целевых значений показателей по годам и статистический анализ достижения плановых значений показателей. Результаты. Оценка мероприятий, проводимых в рамках реализации стратегии социально - экономического развития по итогам 2020 г. позволила определить показатели,плановые значения которых не достигнуты. Выявлено, что 77 % показателей достигнуты в полном объёме или превышают запланированный уровень. Недостижение целевых значений 12 показателей из 52 связано в первую очередь с особым режимом хозяйствования прошедшего года, вызванного последствиями пандемии и введенными ограничениями в 2020 г. вследствие COVID-19.О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Планирование и регулирование деятельности муниципальных образований.В ы в о д ы . Реализация стратегии социально - экономического развития предусматривала несколько сценариев в зависимости от сложившейся конъюнктуры рынка. Итоги реализации мероприятий в рамках стратегии 2035 городского округа Нововоронеж можно признать успешными и не требующими внесения корректировок на текущем этапе в процессе дальнейшей реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смотрова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF MEASURES FOR IMPLEMENTING THE STRATEGY OF SOCIO - ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE URBAN DISTRICT OF NOVOVORONEZH FOR THE PERIOD UP TO 2035

S u b j e c t . Analysis of the implemented measures aimed at the socio - economic and infrastructural development of the Novovoronezh City District.T o p i c . Research achievement of target values of strategic indicators of development of the city district of Novovoronezh in the framework of the implementation of the strategy of socio - economic development 2035. P u r p o s e. Assessment of the achievement of the target values of the strategy 2035 indicators by the end of 2020 and the impact on them of internal and external conditions that determined the results of the deviation of the planned values. M e t h o d o l o g y. Methods of logical and comparative analysis of the target values of indicators by year and statistical analysis of the achievement of the planned values of indicators. R e s u l t s . The assessment of the activities carried out within the framework of the implementation of the strategy of socio - economic development by the end of 2020 allowed us to identify indicators whose planned values have not been achieved. It was revealed that 77 % of the indicators were achieved in full or exceed the planned level. The failure to achieve the target values of 12 indicators out of 52 is primarily due to the special management regime of the past year, caused by the consequences of the pandemic and the restrictions imposed in 2020 due to COVID - 19. A p p l i c a t i o n a r e a . Scope of application. Planning and regulation of the activities of municipalities. C o n c l u s i o n s . The implementation of the socio - economic development strategy provided for several scenarios, depending on the current market conditions. The results of the implementation of measures under the strategy 2035 of the Novovoronezh City District can be considered successful and do not require adjustments at the current stage in further implementation.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОВОРОНЕЖ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА»

LIST OF LITERATURE

1. Buchwald E. M. Constitutional changes and a new stage in the development of Russian federalism / E. M. Buchwald // Federalism. — 2021. — Vol. 26. 11 (101). — P. 44—61.

2. Buchwald E. M. New horizons of transformations in local self-government of Russia / E. M. Buchwald // Self-government. — 2020. — № 5 (122). — P. 13—16.

3. Zubarevich N. V. State management in the space of the Russian Federation: a corridor of opportunities / N. V. Zubarevich // Journal of the New Economic Association. — 2011. — No. 10. — P. 153—155.

4. Zubarevich N. V. The impact of the pandemic on the socio-economic development and budgets of the regions / N. V. Zubarevich // Voprosy teoreticheskoy ekonomiki. — 2021. — No. 1. — Pp. 48—60.

5. Marchenko M. N. The European Union: present and future: comparative legal research / M. N. Marchenko, E. M. Deryabin. — Moscow : Prospekt, 2017. — 528 p.

6. Napalkova I. V. The Process of regionalization in the framework of the constitutional reform of the United Kingdom of great Britain and Northern Ireland the turn of XX—XXI centuries / I. V. Napalkova // Master of the vitae electronic journal for historical Sciences and archeology. — 2018. — No. 2. — P. 134—145.

7. Slinko A. A. Ukraine: peculiarities of formation of the political system // A. A. Slinko, E. A. Slinko // Voronezh : CPI «Scientific Book», 2011. — 116 s.

8. Slinko E. A. Reform of local self-government in Ukraine: interim results of decentralization / E. A. Slinko, V. I. Kapustin // Region: systems, economy, management. — Voronezh, 2020. — № 2 (49). — Pp. 150—156.

9. Friedman J. Regional development policy / J. Friedman. — Boston, 1966.

10. Fujita M. Spatial Economics: Cities, Regions, and International Trade / M. Fujita, P. Krugman, F. J. Venables. — Massachussets, 2000.

УДК 338.24

ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОВОРОНЕЖ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА

Коды JEL: H 10, H 70, R 50

Смотрова Т. И., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: s-tanik@yandex.ru

SPIN-код: 6624-9283

Поступила в редакцию 07.06.2021. Принята к публикации 14.06.2021

Аннотация

Предмет. Анализ реализуемых мероприятий, направленных на социально-экономическое и инфраструктурное развитие городского округа город Нововоронеж.

Тема. Достижение целевых значений стратегических показателей развития городского округа город Нововоронеж в рамках реализации стратегии социально-экономического развития 2035.

Цели. Оценка достижения целевых значений показателей стратегии 2035 по итогам 2020 г. и влияние на них внутренних и внешних условий, определивших результаты отклонения плановых значений.

Методология. Методы логического и сравнительного анализа целевых значений показателей по годам и статистический анализ достижения плановых значений показателей.

Результаты. Оценка мероприятий, проводимых в рамках реализации стратегии социально-экономического развития по итогам 2020 г. позволила определить показатели,

плановые значения которых не достигнуты. Выявлено, что 77 % показателей достигнуты в полном объёме или превышают запланированный уровень. Недостижение целевых значений 12 показателей из 52 связано в первую очередь с особым режимом хозяйствования прошедшего года, вызванного последствиями пандемии и введенными ограничениями в 2020 г. вследствие COVID-19.

Область применения. Планирование и регулирование деятельности муниципальных образований.

Выводы. Реализация стратегии социально-экономического развития предусматривала несколько сценариев в зависимости от сложившейся конъюнктуры рынка. Итоги реализации мероприятий в рамках стратегии 2035 городского округа Нововоронеж можно признать успешными и не требующими внесения корректировок на текущем этапе в процессе дальнейшей реализации.

Ключевые слова: стратегия, стратегические цели, целевые показатели, социально-экономическое развитие, управление муниципальным образованием.

UDK 338.24

EVALUATION OF MEASURES FOR IMPLEMENTING THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE URBAN DISTRICT OF NOVOVORONEZH FOR THE PERIOD UP TO 2035

JEL Codes: H 10, H 70, R 50

Smotrova T. I., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia

E-mail: s-tanik@yandex.ru

SPIN-code: 6624-9283

Annotation

Subject. Analysis of the implemented measures aimed at the socio-economic and infrastruc-tural development of the Novovoronezh City District.

Topic. Research achievement of target values of strategic indicators of development of the city district of Novovoronezh in the framework of the implementation of the strategy of socio-economic development 2035.

Purpose. Assessment of the achievement of the target values of the strategy 2035 indicators by the end of 2020 and the impact on them of internal and external conditions that determined the results of the deviation of the planned values.

Methodology. Methods of logical and comparative analysis of the target values of indicators by year and statistical analysis of the achievement of the planned values of indicators.

Results. The assessment of the activities carried out within the framework of the implementation of the strategy of socio-economic development by the end of 2020 allowed us to identify indicators whose planned values have not been achieved. It was revealed that 77 % of the indicators were achieved in full or exceed the planned level. The failure to achieve the target values of 12 indicators out of 52 is primarily due to the special management regime of the past year, caused by the consequences of the pandemic and the restrictions imposed in 2020 due to COVID-19.

Application area. Scope of application. Planning and regulation of the activities of municipalities.

Conclusions. The implementation of the socio-economic development strategy provided for several scenarios, depending on the current market conditions. The results of the implementation of measures under the strategy 2035 of the Novovoronezh City District can be considered successful and do not require adjustments at the current stage in further implementation.

Keywords: strategy, strategic goals, target indicators, socio-economic development, management of the municipality.

DOI: 10.22394/1997-4469-2021-53-2-63-72

Введение

Система стратегического планирования в Российской Федерации введена ФЗ № 172 от 28.06.2014 г. [13]. На его основе базируется разработка ряда документов, одним их которых является Стратегия социально-экономического развития муниципального образования [4, 9, 10]. Разработке Стратегии социально-экономического развития городского округа город Нововоронеж Воронежской области на период до 2035 года (далее Стратегия) предшествовал стратегический анализ [12], обсуждение отдельных положений с представителями бизнеса и общественностью, а затем ее утверждение и разработка и принятие «Плана мероприятий по реализации Стратегии) [8].

Реализация стратегии осуществляется тремя этапами [6]: первый этап — с 2019 г. по 2024 г., второй — с 2025 по 2030 г., и третий до конца 2035 г. На каждом из этапов предусматривается достижение целевых значений стратегических показателей.

Реализация Стратегии направлена [11] на формирование высокого качества и уровня жизни населения г. Нововоронеж путем комплексного подхода в сфере совершенствования экономического развития, развития и поддержания социальной и инженерной инфраструктуры и качественное по -вышение уровня местного самоуправления.

Оценка реализации Стратегии городского округа город Нововоронеж

Ключевые цели развития г. Нововоронеж на период до 2035 г. связаны с формированием комфортного и безопасного проживания, а также ориентированы на повышение уровня и качества жизни населения.

Стратегия 2035 задала приоритеты стратегического развития г. Нововоронеж [11]:

1. Развитие человеческого потенциала. Люди — основа стратегического развития, поэтому в городском округе Нововоронеж предусмотрены мероприятия по поддержанию и формированию высокого уровня дошкольного, школьного и дополнительного образования; создание условий и повышение мотивации к занятиям спортом; а также разработку мер поддержки для трудоспособных квалифицированных мигрантов.

2. Уровень благоустройства в городе связан в первую очередь с формированием доступной среды для инвалидов и поддержа-

нии на должном техническом уровне дорожного покрытия и тротуаров.

3. Применение цифровых технологий и повышение цифровой грамотности населения возможно путем обеспечения доступа через высокоскоростной интернет к сервисам, обеспечивающим предоставление различных услуг, в том числе муниципальных.

4. Обеспеченность жильем связана с мерами поддержки строительства нового жилого фонда и повышению уровня его благоустроенности.

5. Развитие инженерных коммуникаций с реконструкцией и модернизацией коммунальной инфраструктуры.

6. Обеспечение благоприятных экологических условий связано с эффективным обращением с твердыми бытовыми отходами и реализация мероприятий по стимулированию населения к сортировке отдельных видов отходов, подлежащих переработке, а также реконструкция очистных сооружений на территории городского округа.

7. Создание и развитие индустриального парка «Нововоронежский», выделение необходимого участка земли и привлечение инвесторов.

8. Поддержание малого и среднего бизнеса, разработка мероприятий по его поддержке и развитию и создание благоприятных условий для их хозяйствования.

Система стратегических целей городского округа г. Нововоронеж содержит два направления целей первого уровня. Первое направление связано с развитием человеческого капитала и повышением качества и уровня жизни населения и содержит 6 подцелей. Второе направление ориентировано на экономическое развитие путем диверсификации и содержит две подцели. Всего же были разработаны 52 показателя и запланированы индикаторы их достижения по годам 2019—2021, 2024, 2030 и 3035 от базового значения 2018 года.

Итоги 2020 г. демонстрируют достижения по ряду показателей плановых значений [3] в рамках реализации Стратегии. Первая стратегическая цель содержит 6 подцелей, при этом показатели пяти целей достигнуты по итогам года. Подцель вторая «Повышение уровня благоустроенности городской среды» достигнуты все 4 запланированных показателя,

подцель третья «Расширение использования цифровых технологий» — достигнуты все 5, подцель четвертая «Обеспечение населения городского округа доступным и качественным жильем» — также все 5, подцель пятая «Обеспечение развития инженерных коммуникаций» — все 7 и подцель

шестая «Обеспечение экологически благоприятных условий проживания» — все 4 из запланированных показателей. Таким образом, только по первой подцели «Развитие человеческого капитала» имеются отклонения от плановых значений по 6 показателям из 15 (рис. 1).

120

100

80

60

40

95,19

I

95,2

95,21

Достигнуто 93,6

Г

95,22

Г

95,3

Достигнуто 81,3

Достигнуто 75,9

68,3 Достигнут ' 27,2

Достигнуто 42,7

55

Г

95,35 95,4 _/

84,5

55

85

70,4

55

20

Достигнуто 10

0 -0 000000 2018 2019 2020 2021 2024 2030 2035

(оценка)

Доля детей в возрасте 1—6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1—6 лет, % Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет), %

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, %

Доля граждан, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %

Доля оздоровленных детей к общей численности детей школьного возраста в муниципальном образовании, %

Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа, %

Рис. 1. Целевые значения стратегических показателей и их достижение в 2020 г.

Так охват детей в возрасте 1—6 лет дошкольным образованием равен 93,6 % (план 94,51 %), что объясняется оттоком детей, прибывавших с родителями в г. Но-воворонеж на время строительства Нововоронежской атомной электростанции, а также проживающих в близлежащих районах. Обхват детей 5—18 лет программами дополнительного образования равен 75,9 % (план 76,4 %), что связано с введением ограничительных мер, вызванных COVID-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также потребовался капитальный ремонт МКДОУ Нововоронежский детский сад № 15, в то время как плановое значение по этому показателю на весь период реализации стратегии было установлено как нулевое.

Не достижение показателя охвата граждан, занимающегося физической культурой и спортом 42,7 % (план 44,0 %) и показателя оздоровления детей 27,2 % (план 58,9 %) так же связывается с ограничительными мерами и невозможностью выезда за пределы области.

Показатель удовлетворенность населения деятельностью органов местного са-

моуправления городского округа 81,3 % (план 83,0 %) можно считать практически выполненным.

По второй стратегической цели «Обеспечение экономического развития городского округа город Нововоронеж на основе диверсификации» плановые значения не достигнуты по 5 показателям из 7.

Необходимо отметить, что в указанный период из бюджета Воронежской области были выделены средства в размере 460,6 млн р. по программе «Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления» на социально-экономическое развитие и инфраструктуру.

Показатель объема инвестиций в основной капитал на душу населения 114,6 тыс. руб. (план 124,9 тыс. руб.), представленный на рисунке 2, недостижение планового показателя связывается с завершением реализации крупнейшего инвестиционного проекта в Воронежской области по строительству 6—7 энергоблоков Нововоронежской АЭС.

(оценка)

Рис. 2. Целевые значения объема инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. руб. и их достижение и достижение показателя в 2020 г.

Значения объёма отгруженных то- преимущественно результаты деятельно-

варов собственного производства сти филиала АО «Концерн Росэнергоатом»

94 147,9 млн руб. (план 102 166,0 млн руб.), «Нововоронежская АЭС». представленные на рисунке 3 отражают

140000

40000

20000

0

2018 2019 2020 2021 2024 2030 2035 (оценка)

Рис. 3. Целевые значения объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по всем видам деятельности), млн руб.

и достижение показателя в 2020 г.

Несмотря на то, что показатель реальной заработной платы (рис. 4) составил 101 % (план — 102 %), это не достижение нельзя считать критичным, посколь-

ку уровень заработной платы в размере 58,8 тыс. рублей является выше областного в 1,5 раза (по Воронежской области — 39,7 тыс. руб.).

(оценка)

Рис. 4. Целевые значения объема реальной заработной платы, % и достижение показателя в 2020 г.

Значение показателя уровня регистрируемой безработицы (рис. 5) составляет 2,0 % (план — 0,9 %), при этом на рынке труда наблюдается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в связи с завершением строительства новых энергоблоков Нововоронежской АЭС, а также в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Показатель коэффициент напряженности (рис. 6) на полном рынке труда — 2,1 единиц (план — 1,00 единиц), при этом необходимо отметить, что завершение строительных работ новых энергоблоков Нововоронежской АЭС повлекло за собой уменьшение востребованности по ряду вакансий на рынке труда. Кроме этого отдельные граждане

в силу специализации профессии не обла- также вызывает диспропорции в равновесии дают высокой конкурентоспособностью, что спроса и предложения на рынке труда.

1,2

0,6

0,4

0

0,2

0

2018 2019 2020 2021 2024 2030 2035 (оценка)

Рис. 5. Целевые значения уровня регистрируемой безработицы, % и достижение показателя в 2020 г.

1,2 1

0,8 0,6 0,4

Достигнуто 2

♦ 0,98 0,98 0,96 ♦<0,94

Ж.,0,75

0,6 0,5

0,2

0

2018 2019 2020 2021 2024 2030 2035

(оценка)

Рис. 6. Целевые значения коэффициента напряженности на полном рынке труда, единиц и и

достижение показателя в 2020 г.

Что касается достижения показателей по подцели «Создание и развитие индустриального парка «Нововоронежский», то из 2 запланированных показателей наблюдается существенное снижение по показателю «Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (все виды деятельности, кроме производства элек-

троэнергии)» — 1089,9 тыс. руб. (план — 2250,0 тыс. руб.). Основным критерием определяющим показатель является монозависимость экономики города (98,8 % — генерация атомной энергии) и фактически невысокий темп развития промышленных предприятий, связанных с обрабатывабщи-ми производствами, а также водоснабжением и водоотведение.

По второй подцели «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства» из 3 запланированных показателей достигнуты все.

Общей проблемой для всех сфер социально-экономического развития городского округа город Нововоронеж стало введение ограничительных мер, что существенно повлияло на выполнения плановых значений показателей.

Также к основным факторам, сдерживающим социально-экономическое развитие городского округа можно отнести [1, 2, 5, 7, 14]:

— ухудшение демографической ситуации, естественную убыль населения;

— монозависимость экономики города. Более 98,8 % промышленного производства — это генерация электрической энергии и связанные с ней производства. Этот фактор несет в себе риски, так как у градообразующего предприятия отсутствуют планы по значительному увеличению численности персонала;

— уменьшение деловой активности малого и среднего бизнеса в сфере производства, что приводит с сокращению привлекательных рабочих мест;

— отсутствие свободных земельных участков площадью свыше 10 га на существующей промышленной зоне «Восточная» не позволяет привлечь в экономику города достаточно крупных инвесторов, имеющих масштабные инвестиционные проекты;

— отсутствие земель для индивидуального жилищного строительства;

— высокая степень износа объектов коммунальной инфраструктуры (от 60 % до 70 %).

В тоже время следует отметить, что вышеназванные риски и угрозы не представляют собой потенциально острые социально-экономические проблемы, поскольку находятся в сфере контроля и влияния администрации городского округа город Ново-воронеж и решаются на системной основе.

Заключение

Проведенная оценка результатов по итогам 2020 г. достижения плановых показателей реализации мероприятий социально-экономического развития городского округа город Нововоронеж Воронежской области позволяет констатировать ее успешную реализацию.

В первую очередь это связано с тем, что проводимые работы охватывают все стратегические цели и запланированные мероприятия реализованы в полном объеме. Помимо этого из 52 показателей, представленных в Плане [8], выполнено 40, из них по 18 показателям плановые значения перевыполнены. По 12 показателям плановые значения выполнены не в полном объеме, но по 6 из них процент выполнения составил от 90,0 % до 99,3 %.

Выявленные угрозы не оказывают критического воздействия на реализацию мероприятий Стратегии, а достижение плановых значений не требует внесения корректировок на текущем этапе.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимова Н. А. Структурно-инвестиционная политика как инструмент ликвидации асимметрии в развитии регионов / Н. А. Анисимова, Н. Ю. Романова // Проблемы современных экономических, правовых и естественных наук в России — синтез наук в конкурентной экономике : реферативный сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции : в 2 т. — 2018. — С. 94—97.

2. Бейнар И. А. Оценка инновационной направленности стратегического развития региона / И. А. Бейнар, Т. С. Наролина // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы пути и их решения : сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 55—58.

3. Городской округ город Нововоронеж. Официальный сайт. — Режим доступа: https://new-voronezh.ru/its/strategiya-2035

4. О стратегическом планировании в Воронежской области : закон Воронежской области от 19.06.2015 № 114-ОЗ. — Режим доступа: http://pravo.govvrn.ru/

5. Князева И. Ю. Стратегический финансово-экономический анализ факторов социально-экономического развития муниципального района как этап разработки стратегии развития территории / И. Ю. Князева, А. Г. Волкова // Финансовая экономика. — 2018. — № 5. — С. 807—811.

6. Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития муниципального района (городского округа) Воронежской области (утвержденные приказом департамента экономического развития Воронежской области от 21 декабря 2016 г. № 51-1309/179-0). — Режим доступа: http://pravo.govvrn.ru/sites/ default/files/doceconom179-22122016.pdf

7. Назаров Н. Н. Современное территориальное развитие и теории размещения социально-экономических стратегий развития / Н. Н. Назаров // Экономика и социум. — 2021. — № 3-2 (82). — С. 189—192.

8. Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа город Нововоронеж Воронежской области на период до 2035 года : постановление администрации городского округа город Но-воворонеж № 1346 29.12.2018, внесение изменений от 08.05.2019 № 461, от 30.12.2019 № 1431, от 26.12.2020 № 1258.

9. О разработке проекта стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года : распоряжение правительства Воронежской области от 15 февраля 2016 г. № 58-р. — Режим доступа: http://pravo.govvrn.ru/

10. Об утверждении Плана разработки Стратегии социально-экономического развития городского округа город Нововоронеж на период до 2035 года : распоряжение администрации городского округа город Но-воворонеж от 03.04.2017 г. № 33-р. — Режим доступа: http://pravo.govvrn.ru/

11. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа город Нововоронеж Воронежской области на период до 2035 года : решение Нововоронежской городской Думы № 326 от 06.12.2018.

12. Смотрова Т. И. Стратегический анализ потенциала и перспектив развития социально-экономической системы городского округа Нововоронеж на период до 2035 года / Т. И. Смотрова // Регион: системы, эко-

номика, управление. — 2018. — № 1 (40). — С. 33—39.

13. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/ minec/activity/sections/strategicPlanning/ regulation/20151113

14. Управление социально-экономическими системами: тенденции и вызовы : коллективная монография / Е. И. Макаров, И. Г. Кожевникова, Г. В. Голикова [и др.] ; под ред. Е. В. Макарова. — Воронеж, 2020. — 165 с.

LIST OF LITERATURE

1. Anisimova N. A. Structural and investment policy as a tool for eliminating asymmetry in the development of regions / N. A. Anisimova, N. Yu. Romanova // Problems of modern economic, legal and natural sciences in Russia-synthesis of sciences in a competitive economy : Abstract collection of articles based on the materials of the VII International Scientific and Practical Conference : in 2 volumes. — 2018. — P. 94—97.

2. Beynar I. A. Evaluation of the innovative orientation of the strategic development of the region / I. A. Beynar, T. S. Narolina // Management of socio-economic development of regions: problems of the way and their solutions : Collection of scientific articles of the 8th International Scientific and Practical Conference. — 2018. — P. 55—58.

3. City district of Novovoronezh. Official website. — Access mode: https://new-voronezh. ru/its/strategiya-2035

4. On Strategic planning in the Voronezh Region : Law of the Voronezh Region of 19.06.2015 No. 114-OZ. — Access mode: http:// pravo.govvrn.ru/

5. Knyazeva I. Yu. Strategic financial and economic analysis of the factors of socioeconomic development of the municipal district as a stage in the development of a strategy for the development of the territory / I. Yu. Knyazeva, A. G. Volkova // Financial Economics. — 2018. — No. 5. — Pp. 807—811.

6. Methodological recommendations for the development of a strategy for the socioeconomic development of a municipal district (city district) of the Voronezh Region (approved by Order of the Department of Economic

Development of the Voronezh Region of December 21, 2016 No. 51-1309/179-0). — Access mode: http://pravo.govvrn.ru/sites/ default/files/doceconom179-22122016.pdf

7. Nazarov N. N. Modern territorial development and the theory of placement of socio-economic development strategies / N. N. Nazarov // Economy and Society. — 2021. — № 3-2 (82). — P. 189—192.

8. On approval of the Plan of measures on realization of the Strategy of socio-economic development of the urban district of the Voronezh region for the period up to 2035 : The resolution of administration of city district the city of Novovoronezh No. 1346 29.12.2018, changes from 08.05.2019 No. 461, from 30.12.2019 No. 1431, from 26.12.2020 No. 1258.

9. On the development of a draft strategy for the socio-economic development of the Voronezh Region for the period up to 2035 : Decree of the Government of the Voronezh Region of February 15, 2016 No. 58-r. — Access mode: http://pravo.govvrn.ru /

10. On approval of the Plan for the development of a Strategy for the socioeconomic development of the Novovoronezh City

УДК 331.1

District for the period up to 2035 : Order of the Administration of the Novovoronezh City District of 03.04.2017 No. 33-r. — Access mode: http: //pravo. govvrn .ru/

11. On Approval of the Strategy of SocioEconomic Development of the Novovoronezh City District of the Voronezh Region for the period up to 2035 : Decision of the Novovoronezh City Duma No. 326 of 06.12.2018.

12. Smotrova T. I. Strategic analysis of the potential and prospects for the development of the socio-economic system of the Novovoronezh city district for the period up to 2035 / T. I. Smotrova // Region: systems, economy, management. — 2018. — № 1 (40). — Pp. 33—39.

13. On Strategic Planning in the Russian Federation : Federal Law No. 172-FZ of 28 June 2014. — Access mode: http://economy.gov.ru/ minec/activity/sections/strategicPlanning/ regulation/20151113

14. Management of socio-economic systems: trends and challenges : Collective monograph / E. I. Makarov, I. G. Kozhevnikova, G. V. Golikova, etc. ; ed. by E. V. Makarov. — Voronezh. — 2020. — 165 p.

РЫНОК ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РФ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ1

Коды JEL: O11, O16, P34, P44, P46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старых С. А., кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры таможенного дела и мировой экономики, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

E-mail: cvetlana.staryx.87@ mail.ru SPIN-код: 7335-1794

Лавошникова С. А., студент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

E-mail: tdime-swsu@mail.ru SPIN-код: 7345-1784

Чеснокова А. Д., студент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

E-mail: tdime-swsu@mail.ru SPIN-код: 7135-1794

Поступила в редакцию 12.05.2021. Принята к публикации 04.06.2021

1 Публикация выполнена в рамках государственного задания на 2021 г. (№ 0851-2020-0034)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.