Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОВОРОНЕЖ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОВОРОНЕЖ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STRATEGIC ANALYSIS / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / МИССИЯ / MISSION / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / STRATEGIC OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смотрова Т. И.

В статье представлены результаты стратегического анализа городского округа Нововоронеж в рамках разработки проекта Стратегии социально-экономического развития на период до 2035 года. Проведен анализ основных показателей и современных тенденций социально-экономического развития, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, представлены результаты исследования субъектов стратегического развития (различных групп населения, бизнеса, общественных организаций). Результаты анализа позволили сформулировать миссию, приоритеты и стратегические цели социально экономического развития городского округа Нововоронеж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смотрова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ANALYSIS OF THE POTENTIAL AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE CITY DISTRICT OF NOVOVORONEZH FOR THE PERIOD UP TO 2035

The article presents the results of the strategic analysis of the urban district area in the development of the draft Strategy for socio-economic development for the period up to 2035. The analysis of the main indicators and trends of socio-economic development, competitiveness and investment attractiveness, the results of studies of subjects of strategic development (various groups, businesses and public organizations). The results of the analysis allowed to formulate the mission, priorities and strategic objectives of socio-economic development of the city district of Novovoronezh.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОВОРОНЕЖ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА»

УДК 338.24

Т. И. Смотрова

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОВОРОНЕЖ Н А ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА

Аннотация: в статье представлены результаты стратегического анализа городского округа Нововоронеж в рамках разработки проекта Стратегии социально-экономического развития на период до 2035 года. Проведен анализ основных показателей и современных тенденций социально-экономического развития, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, представлены результаты исследования субъектов стратегического развития (различных групп населения, бизнеса, общественных организаций).

Результаты анализа позволили сформулировать миссию, приоритеты и стратегические цели социально экономического развития городского округа Нововоронеж.

Ключевые слова: стратегический анализ, стратегия, социально-экономическое развитие, миссия, стратегические цели.

UDK 338.24

Т. I. Smotrova

STRATEGIC ANALYSIS OF THE POTENTIAL AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE CITY DISTRICT OF NOVOVORONEZH FOR THE PERIOD UP TO 2035

Abstract: the article presents the results of the strategic analysis of the urban district area, in the development of the draft, Strategy for socio-economic development for the period, up to 2035. The analysis of the main indicators and trends of socio-economic development, competitiveness and investment attractiveness, the results of studies of subjects of strategic development, (various groups, businesses and public organizations).

The results of the analysis allowed to formulate the mission, priorities and strategic objectives of socio-economic development of the city district of Novovoronezh.

Keywords: strategic analysis, strategy, socio-economic development, mission, strategic objectives.

Введение

Стратегическое управление регионом является основой для его устойчивого социально-экономического развития. Потенциал Воронежской области зависит от устойчивого развития всех муниципальных районов и городских округов. Основанием для стратегического анализа потенциала и перспектив развития социально-экономической системы городского округа город Нововоронеж Воронежской области на период до 2035 года является совокупность требований, определенных Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1], а также принятом Законе Воронежской области

от 19.06.2015 № 114-03 «О стратегическом планировании в Воронежской области» [2], который определяет основополагающие этапы и направления стратегического планирования в Воронежской области, полномочия и отношения участников стратегического планирования; условия мониторинга и проведение контроля выполнения сроков стратегического планирования.

Методическое и нормативно-правовое обеспечение стратегического планирования Воронежской области определяется распоряжением правительства Воронежской области от 15 февраля 2016 г. № 58-р «О разработке проекта стратегии социально-экономического развития Воронежской области

на период до 2035 года» [3]; распоряжением администрации городского округа город Нововоронеж от 03.04.2017 г. № 33-р «Об утверждении Плана разработки Стратеги и социально-экономического развития городского округа город Нововоронеж на период до 2035 года» [4]; Методическими рекомендациями по разработке стратегии социально-экономического развития муниципального района (городского округа) Воронежской области (утвержденные приказом департамента экономического развития Воронежской области от 21 декабря 2016 г. № 51-1309/179-0) [5].

Таким образом, требуется всесторонний стратегический анализ в рамках реализации первого этапа разработки Стратегии социально-экономического развития городского округа Нововоронеж Воронежской области до 2035 года.

1. Оценка достижения целей социально-экономического развития городского округа и тенденции его развития.

Стратегическое развитие направлено на повышение уровня и качества жизни населения городского округа город Нововоронеж на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, повышения эффективности социальной сферы, инженерной инфраструктуры и совершенствования системы местного самоуправления.

Цель стратегического анализа заключается в определении перспектив развития социально-экономической системы городского округа город Нововоронеж Воронежской области, формирование приоритетов и стратегических целей социально-экономического развития городского округа город Нововоронеж на период до 2035 года.

Исходя из цели формируются задачи:

1. Провести анализ основных показателей и современных тенденций социально-экономического развития городского округа город Нововоронеж Воронежской области, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, включая оценку достижения ранее поставленных целей социально-экономического развития городского округа;

2. Исследовать основные факторы социально-экономического развития городского округа, в том числе влияющие на экономический рост;

3. Провести анализ стратегических интересов субъектов стратегического развития (различных групп населения, бизнеса, общественных организаций и т. п.) на территории городского округа;

4. Провести комплексный анализ и оценку внешних и внутренних условий развития городского округа;

5. Выявить ключевые проблемы развития городского округа;

6. Определить миссию, приоритеты и стратегические цели социально-экономического развития городского округа [4].

Городской округ — город Нововоронеж основай в 1957 г. как рабочий посёлок Ново-Грэсовский (в том же году переименован в посёлок городского типа Нововоронежский) в связи со строительством Нововоронежской атомной электростанции (НВ АЭС). Указом Президиума ВС РСФСР от 23.03.1987 г. преобразован в город областного подчинения.

Территория городского округа граничит с Каширским, Острогожским, Хохольским и Лискинским муниципальными районами, пилотную примыкают населенные пункты — с. Каменно-Верховка и с. Олень-Колодезь, относящиеся к Каширскому муниципальному району.

Численность населения — 30 409 (2016 г), наблюдается убыль населения по сравнению с 2015 г. (31 560 человек), эта тенденция к сокращению населения наблюдается с 2013 года. Общая площадь территории городского округа 4613 га.

Нововоронеж наделен статусом городского округа, город с особым режимом хозяйственной деятельности. Его промышленный комплекс сформирован 12 предприятиями. Ведущей и градообразующей отраслью является атомная энергетика, представленная филиалом ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная электростанция», на которой занято около 20 % экономически активного населения. Одно из ключевых событий в атомной энергетике России и мира произошло на Нововоронежской АЭС — новейший энергоблок № 1 Нововоронежской АЭС-2 с реактором ВВЭР-1200 поколения «3+» сдан в промышленную эксплуатацию. Соответствующий приказ подписал 27 февраля 2017 г. генеральный директор Концерна «Росэнергоатом» Андрей Петров на

основании полученного разрешения Госкорпорации «Росатом».

Социально-экономическая политика, проводимая в регионе и в районе, ориентирована на устойчивое развитие города с высоким уровнем жизни, комфортной и безопасной средой обитания населения.

Динамика показателей социально-экономического развития района в 2016 году показывает достижение положительных результатов, причем по ряду показателей наблюдается превышение фактических значений над плановыми.

Из 22 показателей достижения стратегических целей в полном объеме или с пре-вышеЦием выполнено 13 показателей. Среди них:

• Объем инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования.

• Доходы бюджета, в т. ч. за счет, собственных источников.

• Численность занятых в экономике.

• Доля занятых в малых предприятиях в общей занятости.

Наряду с этими успехами имеет место отставание, порой значительное, по таким показателям, как:

• Численность и естественный прирост населения.

• Уровень зарегистрированной безработицы.

• Степень износа водопроводных сетей и системы водоснабжения.

• Степень износа тепловых сетей.

• Инвестиции в развитие дорожного хозяйства.

Городской округ город Нововоронеж занимает 1 место в области по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. Наблюдается рост доходов бюджета, в основном за счет собственных средств (1 087 638,8 р.). Однако в перспективе ожидается снижение доходной части бюджета в связи с окончанием реализации инвестиционного проекта «Строительство HB АЭС-2 в составе 1 и 2 блоков».

Ситуация на рынке труда в 2016 году характеризовалась как стабильная. В городе зарегистрировано 242 безработных (2016 г.). В 2016 году уровень регистрируемой безработицы 1 %. Средняя номинальная начисленная заработная плата работников 43 946,8 р. Из них (безработных) 53 % женщин и 47 % мужчин. В основном, в горо-

де востребованы профессии, связанные со стройкой — электромонтажники, инженеры, подсобные рабочие и т. д.

По показателю «Средняя номинальная начисленная заработная плата работников» наблюдается отставание от плановых значений (уровень достижения цели оценивается в 75 %), тем не менее абсолютное значение (43 946 р.) превышает показатели по области в среднем в 1,5 раза.

В структуре промышленного производства городского округа атомная энергетика является основной отраслью. Важнейшим видом продукции промышленности является — выработка электро- и тепло-энергии.

Атомная энергетика представлена филиалом ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская АЭС». В настоящее время в эксплуатации на Нововоронежской АЭС находятся энергоблоки №№ 3, 4, 5 суммарной электрической мощностью 1834 МВт.

В 2007 году началась реализация инвестиционного проекта филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Строительство Нововоронежской АЭС-2 в составе энергоблоков № 1 и № 2». Строительство первого блока НВ АЭС-2 планируется завершить в 2016 году, второго энергоблока — в 2017 году. Введение в эксплуатацию новой станции позволит полностью обеспечить регион электрической и тепловой энергией. Кроме того, НВ АЭС-2 позволит сдержать рост тарифов на электроэнергию на 20—30 %, по сравнению с электроэнергией, вырабатываемой тепловыми станциями |6|.

Так же, на территории городского округа производятся хлебобулочные, макаронные и кондитерские изделия, современные отделочные материалы из древесины, профили гнутые стальные.

За 2015 год объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования на территории городского округа составил 44 625,9 млн руб. (86,9 % относительно 2014 года в действующих ценах, 79,5 % — в сопоставимых). Основными объектами инвестирования в отчётном периоде является строительство 1 и 2 энергоблоков Нововоронежской АЭС-2, реконструкция основного производства.

Несмотря на отсутствие серьезных строительных ограничений, связанных

с геологическими условиями, развитие города возможно только в направлениях на север и на восток, т. к. с юга расположена НВ АЭС и ведется строительство НВ АЭС-2, а с западной стороны находится русло реки Дон.

По состоянию на 01.01.2016 г. в городе (без учета рынка) действуют 307 объектов розничной торговой сети, в т. ч. 166 магазинов; 109 павильонов и обособленных отделов; 32 киоска. Из 307 объектов торговли — в 302 (98,4 %) осуществляется негосударственная розничная торговля. Доля розничного товарооборота негосударственного сектора составляет 99,2 %. В городе действует одна универсальная ярмарка на 740 торговых мест (организатор — МУП «Центральный рынок»).

По состоянию на 01.01.2016 г. в городе действуют 62 объекта общественного питания на 4102 посадочных места, из них — 54 частной формы собственности (87,1 %), кроме того — 11 объектов сезонного размещения (квас в розлив).

Ведется строительство (реконструкция) социально важных объектов:

— сети водоснабжения и водоотведения индивидуальной застройки города Новово-ронеж (90 % готовности);

— детского сада на 140 мест в Северном районе г. Нововоронеж (80 % готовности);

— здания Аварийно-спасательного центра (АСЦ);

— группы многоквартирных жилых домов по ул. Космонавтов (70 % готовности);

— цент!)а боевых искусств;

— магазина Люксор;

— магазина «Антарес»;

— 69 индивидуальных жилых домов;

— выдано разрешение на строительство многоквартирных домов в Северном районе по ул. 141 Стрелковой дивизии, 6, 6В, 6А;

— автодороги местного значения по ул. Советская, ул, Алёновская;

— группы многоквартирных жилых домов «Горки» 1 очередь по ул. Коммунальная;

— Храма в честь Рождества Иоана Крестителя.

Ведутся работы по подготовке схем благоустройства дворовых территорий, эскизной документации по капитальному ремонту ВТС (киосков), готовятся предложения по строительству автодороги,

соединяющей ул. Духовскую и ул. Алёнов-скую, ул. Советскую, внесены изменения в схему размещения ВТС (киосков) на территории г. Нововоронеж^ внесены изменения в схему размещения рекламных конструкций.

Проводится работа по корректировки и внесению изменений в Генеральный план г. Нововоронежа и правила землепользования и застройки.

Введено в эксплуатацию — 47 объектов капитального строительства.

Выдано 104 разрешений на строительство объектов капитального строительства (из них — 69 на индивидуальные жилые дома).

Городской бюджет за январь-сентябрь 2016 года исполнен;

— по доходам на сумму 929,6 млн руб. или 163,3 % к прошлому году;

— по расходам на сумму 552,1 млн руб. или 98,3 % к прошлому году.

Просроченная кредиторская задолженность городского бюджета отсутствует. Муниципальный долг составляет 139 млн руб.

Таким образом, оценка показала устойчивое развитие городского округа Нововоронеж в настоящее время.

2. Стратегический анализ городского округа Нововоронеж, формирование миссии и стратегических приоритетов

В рамках стратегического анализа было проведено исследование экспертного мнения представителей населения (417 чел.), предпринимателей (58), органов власти (59), общественных организаций (6) по вопросам социально-экономического развития городского округа [5].

Результаты опроса показали, что население Нововоронежа очень высоко оценивает комфортность проживания. Среди преимуществ проживания отмечается близость к областному центру, красивая природа и благоустройство территорий, наличие условий для спорта и отдыха (рис.).

Среди проблем, требующих немедленного решения чаще всего называются низкое качество дорог, отсутствие рабочих мест, низкий уровень медицинского обслуживания.

61,89

> ¿Г ^

✓ / ¿г у/' У *

У V/////sУ/////

У /> ^г /У> / V

- * //У+/У

У

Рис. Оценка степени удовлетворенности проживания в г. Нововороиеж, %

Реализация приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения и улучшения жилищных условий также определяет повышение уровня и качества жизни населения и оказывает положительное влияние на улучшение демографической ситуации в городском округе.

В целях смягчения ситуации на рынке труда в городе осуществляется профессиональное обучение, переподготовка, повышение квалификации безработных граждан и незанятого населения, с учётом имеющихся специальностей и опыта работы. Возникновения критических ситуаций на рынке труда не прогнозируется.

В 2016 г. введено в эксплуатацию 21 738 м2 жилья за счёт собственных и заёмных средств (в 2,3 раза больше соответствующего периода 2015 года), из них за счёт индивидуального строительства 2852 м2 (19 домов).

Оборот розничной торговли за январь-сентябрь 2016 года составил 2254,5 млн руб. Отмечается рост розничного товарооборота по сравнению с соответ-

ствующим периодом 2015 года в действующих (110 %), в сопоставимых ценах — спад (102,3 %). Наибольший удельный вес в товарообороте занимают предприятия торговли негосударственной формы собственности (99,2 %).

Оборот общественного питания составил 315,3 млн руб. (рост в действующих ценах 106,5 % к 2015 г., в сопоставимых — 100,6 %)

Платных услуг населению за отчётный период оказано на сумму 1040,2 млн руб., это составляет 105,1 % в действующих ценах к уровню 2015 года (в сопоставимых — 100,1 %), в том числе бытовых услуг — на сумму 95,1 млн руб. (107,3 % к прошлому году в действующих ценах, в сопоставимых — 105,1 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В составе платных услуг преобладают: жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги связи, медицинские, услуги системы образования, а в составе бытовых: услуги парикмахерских, услуги предприятий по ремонту и строительству жилья, изготовлению окон и дверей, ритуальные услуги и др.

Стратегический анализ выпол- 8\\гОТ-аналпза, результаты цредставле-нен с применением матричного метода ны в таблице.

Таблица

SWOT-анализ городского округа город Нововоронеж

Сильные стороны Слабые стороны

1. Наличие в городе градообразующего предприятия (4000 раб. мест). 2. Развитая транспортная инфраструктура. 3. Развитая инженерная инфраструктура: централизованная система газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения, наличие ливневой канализации, высокое качество питьевой воды, муниципальные кабельные сети. 4. Развитая социальная инфраструктура. 5. Доля населения трудоспособного возраста составляет 65 %. 6. Высокий уровень образованного населения. 1. Ухудшение демографической ситуации. 2. Отсутствие свободных земельных участков для развития производственной зоны в целях привлечения серьезных инвесторов. 3. Высокая степень износа коммуникаций ЖКХ (около 70 %). 4. Высокая степень износа автодорожного полотна. 5. Низкая активность предпринимателей в сфере производства. 6. Разрыв уровня дохода занятых в бюджетной сфере н промышленном производстве. 7. Отсутствие земли для индивидуального строительства. 8. Сокращение промышленного потенциала про-из в одств енных пр е дпр и я ти п

Возможности Угрозы

1. Возможность получения средств из федерального н областного бюджета при участии в реализации приоритетных проектов (развитие сферы услуг в области культуры, образования) 2( Наличие соглашения между корпорацией РосАтом н правительством ВО 3. Изменение бюджетного законодательства 1. Глобальные проявления мирового экономического кризиса 2. Экологическая опасность техногенного характера (радиационная) 3. Отсутствие территорий, для которых Нововоронеж являлся бы административным центром

Результаты SWOT анализа и опрос жителей, бизнес сообщества, органов власти и общественных организаций позволил сформулировать ключевые проблемы города Новоронеж:

1. Сокращение количества производственных предприятий.

2. Отсутствие привлекательных рабочих мест.

3. Снижение доходной части бюджета.

4. Отсутствие земли для развития промышленности и индивидуального жилищного строительства.

5. Проблемы низкого качества услуг

'¡•If U' V

6. Ухудшение качества дорожного покрытия.

Таким образом, конкурентными преимуществами городского округа являются:

1. Наличие крупного предприятия — Нововоронежская атомная станция.

2. Удобное географическое положение — близко к областному центру, рядом проходят автодороги, расположена железная дорога.

3. Наличие трудовых ресурсов.

Результаты стратегического анализа позволили сделать вывод, что для реализации планируемой стратегии развития Нововоронеж обладает следующим потенциалом:

— демографическим — значительная доля трудоспособного населения;

— интеллектуальным

— инновационно-технологическим

— инвестиционным.

Предлагается следующая формулировка

миссии городского округа Нововоронеж на период до 2035 года: Энергия атома Но-воворонежа на благо жителям города и России.

Генеральная стратегическая цель сформулирована следующим образом: Устойчивое развитие города с высоким уровнем жизни, комфортной и безопасной средой обитания населения.

Переход от цели создания конкурентных преимуществ к повышению конкурентного иммунитета обусловлен тем обстоятельством, что конкурентный иммунитет терри-

тории обеспечивает ее способность в настоящем и, особенно в будущем, успешно вести конкурентную борьбу с другими регионами и городами за инвестиции, бизнес, за людей в целях достижения устойчивого экономического роста, дает ей возможность сохранять, развивать и наращивать и эффективно распространять конкурентные преимущества с экстраполяцией в будущее.

Выводы

Необходимость стратегического планирования и управления развитием региона вызвана вектором стратегических целей, задаваемых Правительством РФ, ориентированных на повышение уровня жизни населения. Стратегические решения, принимаемые на уровне региона, оказывают непосредственное влияние на уровень его социально-экономического развития, поэтому верность определения генеральной стратегической цели и приоритетов развития является основополагающим при р азр аботке Стр атегии.

Проведен анализ текущего состояния социально-экономического развития и выявлены сильные, слабые стороны, возможности и угрозы городского округа Нововороиеж, определены конкурентные преимущества и сформулированы приоритеты развития города.

На основе стратегического анализа сформулирована генеральная стратегическая цель и миссия, которые являются основой для следующего этапа разработки стратегии — целеполагания.

ЛИТЕРАТУРА

1.0 стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный за-

кон от 28 июня 2014 года № 172. — Режим до ступа: http: //economy, gov. ru /minec/activity/ sections/strategicPlanning/regulation/20151113

2. О стратегическом планировании в Воронежской области : закон Воронежской области от 19.06.2015 № 114-03. — Режим доступа : http://pravo.govvrn.ru/

3. О разработке проекта стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года : распоряжение правительства Воронежской области от 15 февраля 2016г. № 58-р. — Режим доступа: http://pravo.govvrn.ru/

4. Об утверждении Плана разработки Стратегии социально-экономического развития городского округа город Нововоронеж на период до 2035 года : распоряжение администрации городского округа город Нововоронеж от 03.04.2017г. № 33-р. — Режим доступа: http: //pravo. govvr n. г и/

5. Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития муниципального района (городского округа) Воронежской области (утвержденные приказом департамента экономического развития Воронежской области от 21 декабря 2016 г. № 51-1309/179-0). — Режим доступа: http://pravo.govvrn.ru/sites/ default/files/doceconom 179 -22122016 .р df

6. Социально-экономическое положение районов Воронежской области (2011—2016 г.)

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал)

Смотрова Т. И., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента

E-mail: s-tanik@yandex.ru

Тел.: 8-910-240-44-04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.