ятий во главе с материнской компанией того же наименования. Функции материнской компании определяются как «стратегическое руководство», когда корпоративный центр разрабатывает общую концепцию, в пределах которой бизнес-единица обладает относительной свободой [4].
В завершение формирования холдинговой структуры в 2012 году создано подразделение Radical Sports Cars, выступающее в рамках компании единственным в РФ официальным дистрибьютором английских спортпрототипов «Radical» для треков любой сложности.
На рисунке 1 отражена пространственно-временная модель формирования данной холдинговой группы.
Таким образом, в целом компания предлагает свои коммерческие услуги по десяти видам деятельности, в конечном итоге сводящимся к двум главным: организация участия в элитных видах технического спорта и/или, активного отдыха на его базе. Все эти виды деятельности в той или иной мере входят в четыре основных группы услуг согласно приведенной ранее их классификации. В развернутом виде такое распределение услуг по субъектам их предоставления в рамках компании и однонаправленным группам схематично представлено на рисунке 2.
Как видно из схемы, практически все виды услуг взаимосвязаны и замыкаются на основные -
организацию элитного водно-моторного или рал-лийного спорта, организацию активного отдыха. Действительно, проектирование, производство и продажа гоночных лодок, продажа автомобилей; реставрация их старинных и классических моделей; последующее техническое обслуживание и сопровождение - все это представляется как инфраструктурное обеспечение конечных видов коммерческих услуг социального сервиса, хотя каждый из этих видов деятельности может также выступать как самостоятельная услуга.
Библиографический список
1. Задорина И.Н. Травин Г.М., Токарев В.А. Системный анализ места производственных технологических услуг в промышленном комплексе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Системный анализ. Теория и практика. - 2008. - №1.- С. 16-19.
2. Токарев В.А., Ковальский П.Г. Отраслевые системы производственной инфраструктуры. Становление и развитие.- М., 2010. - 168 с.
3. Russian Racing Grup. Рекламный проспект. - 8 с.
4. Потемин С.Б., Травин Г.М. Моделирование системы корпоративного управления // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Системный анализ. Теория и практика. - 2008. - №2.- С. 9-13.
УДК 332.1
Гладких Максим Олегович
Воронежский государственный университет [email protected]
АНАЛИЗ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматриваются особенности моногородов. Показаны основные направления комплексного развития моногородов, наличие специфических проблем на их территории. Принципы системности и комплексности рассмотрены как ключевые. Главной задачей устойчивого развития моногородов является повышение качества жизни населения. Проанализированы программы социально-экономического развития моногородов Воронежской области.
Ключевые слова: моногорода, социально-экономическое развитие моногородов, комплексная программа модернизации моногорода, комплексный инвестиционный план.
В последние годы в экономике и социальной сфере моногородов сформировалось множество проблем, решение которых требует координации усилий исполнительной власти, бизнеса и населения города.
Для моногородов характерны низкая диверсификация сферы занятости; ограниченное число внешних городских функций (как правило, одна несколько функций взаимодополняют и поддерживают основную); отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром; внешние функции города реализует ограниченное число предприятий; низкий уровень диверсификации структуры городской экономики [7].
Учитывая специфику отдельных моногородов, для каждого из них необходимо разработать свои частные подцели, которые должны быть существенными, действенными, значимыми, а не тривиальными и пассивными. Хотя подцели развития отдельных моногородов не одинаковы, и их нельзя механически переносить из одного города на другой, на наш взгляд, можно выделить следующие наиболее характерные, типичные подцели:
1. В области создания эффективной городской экономики: диверсификация общей структуры экономики; развитие (модернизация) градообразующих предприятий; формирование и развитие малого и среднего предпринимательства; создание новых бизнес-структур; обеспечение роста инве-
114
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014
© Гладких М.О., 2014
стиций; создание новых высокотехнологичных рабочих мест с достойной оплатой труда и т.п.
2. В области системы жизнеобеспечения: развитие социальной инфраструктуры, модернизация инженерной инфраструктуры, непрерывное повышение качества городской среды, реализация доступности городских услуг, эффективное использование всех ресурсов городского развития и т.п.
3. В области социально-политических отношений: формирование элементов гражданского общества; развитие партнерства в экономической, социальной и культурной сферах; обеспечение активного взаимодействия всех заинтересованных групп населения в достижении стратегических целей.
Социально-экономическая ситуация в моногородах существенно изменилась в период мирового финансового кризиса, затронувшего Россию в 2008-2009 годах. Основные причины произошедших изменений: затруднение деятельности градообразующих предприятий, узкая сфера занятости и ограниченные возможности смены работы, изменение социальной инфраструктуры, сокращение налогооблагаемой базы местных бюджетов. Снижение спроса и стоимости экспортной продукции, сворачивание инвестиционных программ привело к снижению рентабельности производства градообразующих предприятий. В условиях кризиса обострились такие проблемы моногородов, как:
- удаленность от основных экономических центров и неразвитость транспортной инфраструктуры;
- острая зависимость муниципальных бюджетов от налоговых платежей градообразующих предприятий;
- задолженность по оплате труда;
- снижение объемов ввода жилья;
- устаревшие технологии, износ основных фондов градообразующих предприятий [5].
Чтобы выйти из сложившейся ситуации, моногорода должны добиться появления положительных экономических и социальных эффектов. С этой целью разрабатываются различные программы социально-экономического развития моногородов.
Комплексная программа модернизации моногорода - это программа действий на среднесрочную и долгосрочную перспективу, необходимых для модернизации моногорода и создания условий для расширенного воспроизводства и устойчивого социально-экономического развития. Программа синхронизируется со стратегией долгосрочного социально-экономического развития субъекта Федерации, текущими приоритетами и стратегиями развития Федерации.
Комплексный инвестиционный план (КИП) -уникальный инструмент, созданный Министерством регионального развития РФ (с учетом современного этапа состояния и развития моногородов)
в интересах реализации наиболее эффективной, обоснованной и отвечающей «вызовам» времени государственной поддержки.
Целью формирования федеральной целевой программы развития моногородов является стимулирование интереса корпоративных (в крайнем случае, прямых) инвесторов к развитию экономики моногородов. Государство, в первом случае, беря на себя создание инфраструктуры, значительно понижает накладные расходы корпоративного инвестора. Во втором случае, поддерживая определенные социальные стандарты качества жизни, в какой-то мере способствует сохранению трудовых ресурсов моногорода, в отсутствие которых привлечение корпоративных инвестиций практически невозможно.
Проанализируем содержание программных документов социально-экономического развития моногородов Воронежской области.
В соответствии с перечнем, утвержденным Министерством регионального развития РФ, в Воронежской области 4 муниципальных образования относятся к моногородам, а именно: г. Нововоронеж (градообразующее предприятие -Нововоронежская АЭС - филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом»), г. Россошь (градообразующее предприятие - ОАО «Минудобрения»), г. Се-милуки (градообразующее предприятие - ОАО «Семилукский огнеупорный завод»), г. Павловск (градообразующее предприятие - ОАО «Павловск-гранит») [4].
В г. Нововоронеж реализуется Программа комплексного социально-экономического развития, рассчитанная на 2009-2013 гг. [6]. Цель данной программы - повышение уровня и качества жизни населения городского округа город Новово-ронеж на основе устойчивого сбалансированного развития экономики города, повышения эффективности функционирования социальной сферы, инженерной инфраструктуры и совершенствования системы местного самоуправления. При этом позиционируются следующие задачи Программы, определяющие приоритетные направления социально-экономического развития:
1. Создание условий для экономического роста городского округа город Нововоронеж.
2. Формирование основы для повышения уровня и качества жизни населения.
3. Создание эффективной системы организации муниципального управления.
Анализ данных целевых установок позволяет сделать вывод о том, что позиционируемые задачи в определенной степени дублируют цель Программы. Таким образом, в данном документе произведена декомпозиция главной цели Программы на подцели. С нашей точки зрения, такой подход является не вполне целесообразным. Полагаем, что задачи должны быть сформулированы в более
конкретной форме. Они должны конкретизировать, а не дублировать цель. При этом решение поставленных задач должно содействовать реализации цели.
Кроме целей и задач в данном программном документе в рамках реализации приоритетных направлений социально-экономического развития определяются следующие ключевые «точки роста» города:
1. Повышение эффективности деятельности промышленных предприятий за счет привлечения инвестиций в модернизацию оборудования, освоение выпуска новых конкурентоспособных видов продукции.
2. Развитие предприятий стройиндустрии.
3. Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.
4. Развитие социальной инфраструктуры города (строительство, реконструкция объектов социальной сферы: учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта и отдыха).
5. Развитие инженерной инфраструктуры (завершение газификации частного сектора; обеспечение централизованным водоснабжением частного сектора; реконструкция теплосетей, очистных сооружений, строительство полигона ТБО; повышение уровня благоустройства территории города; капитальный ремонт жилищного фонда).
Заметим, что все проекты полностью соответствуют установленным приоритетам (задачам) социально-экономического развития г. Нововоронеж. Анализ содержания Программы свидетельствует о том, что подавляющее большинство проектов ориентировано на решение социальных проблем.
Существенным положительным моментом данной Программы является то, что для каждого из предусмотренных ею проектов определены экономические и социальные эффекты, которых планируется достичь по итогам реализации соответствующих мероприятий. Экономическая и социальная составляющая проводимых управленческих мероприятий рассматриваются во взаимосвязи, а Программа социально-экономического развития городского округа город Нововоронеж носит комплексный характер.
Что касается механизма реализации данной Программы, то в качестве его главной составляющей в документе позиционируется нормативно-правовая база, необходимая для достижения поставленных целей.
Существующая нормативно-правовая база не позволяет эффективно решать вопросы социально-экономического развития города. Проведение нормативно-правовых преобразований должно быть направлено, прежде всего, на реформирование местного самоуправления; создание прозрачных и стабильных условий осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие про-
изводства и предпринимательства, притока инвестиций; создание условий для развития социальной и инженерной инфраструктур городского округа; создание муниципальных автономных учреждений, территориальных общественных самоуправлений; переход к «результативному управлению» и программно-целевому бюджету, повышение качества управления финансами.
К механизму реализации Программы относится также деятельность органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для реализации коммерческих и некоммерческих проектов, как заявленных в Программе, так и новых.
Система финансирования программных мероприятий предусматривает два варианта получения средств: централизованное выделение бюджетных средств, необходимых на реализацию мероприятий и использование механизма муниципальных заказов, инвестиционных конкурсов. Учитывая крайне ограниченные средства бюджета города, финансирование из федерального и областного бюджетов предусматривается на безвозвратной основе. Одновременно с этим предусматривается привлечение средств предприятий и организаций, инвесторов, а также других источников.
Если обратиться к следующему монопрофильному муниципальному образованию Воронежской области - г. Семилуки, то здесь отсутствует Программа комплексного социально-экономического развития. При этом решением Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки от 10.03.2010 г. №329 был принят Комплексный инвестиционный план модернизации г. Семилуки [2].
Целью КИПа является устойчивое развитие г. Семилуки на основе диверсифицированной экономики, использующей конкурентные преимущества города. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Стабилизация ситуации на градообразующем предприятии.
2. Снижение зависимости экономики города от градообразующего предприятия.
3. Рост качества жизни жителей города.
Если сравнить данные целевые установки с теми, которые были позиционированы в Программе социально-экономического развития г. Нововоронеж, то в Комплексном инвестиционном плане г. Семилуки задачи носят более конкретный характер. Кроме того, в данном программном документе в большей степени сделан акцент на проблемы, связанные с градообразующим предприятием. Данные отличия вызваны, прежде всего, различной сущностью программных документов. Комплексная программа по своей сути носит более общий характер и затрагивает все сферы жизнедеятельности людей. КИП ориентирован на решение конкретных проблем, как правило, тех, которые невозможно решить за счет средств муниципалитета.
116
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014
Комплексным инвестиционным планом г. Се-милуки предусматривается реализация трех стратегических направлений:
1. Модернизация и финансовое оздоровление градообразующего предприятия.
2. Диверсификация экономики города.
3. Модернизация инфраструктуры.
Отметим, что с целью содействия развитию
приоритетных направлений малого и среднего предпринимательства в г. Семилуки была разработана муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского поселения - город Семилуки» на 2010-2012 годы, мероприятия которой включали создание благоприятных условий для развития предпринимательской среды, развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, финансовую и имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Анализ содержания данного документа позволил выделить одну из характерных черт КИПа, отличающую КИП от иных инвестиционных проектов. Это наличие многих субъектов, заинтересованных в его реализации. В данном случае к таким субъектам относятся: Администрация г. Семилуки, Администрация Воронежской области, руководство градообразующих предприятий, бизнес, население, инвесторы и т.д.
Также отличительной особенностью данного документа является четко прописанная ответственность руководителя реализации КИП, координатора реализации КИП, руководителя направления КИП. Заметим, что в рамках Программы социально-экономического развития г. Нововоронеж такие моменты не зафиксированы.
В содержании данного документа, на наш взгляд, заслуживает внимания широкий спектр мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Причем эффекты от этих мер рассматриваются не только с точки зрения обеспечения экономического роста, но и стимулирования занятости населения.
В отличие от Программы социально-экономического развития г. Нововоронеж, которая носит комплексный характер, КИП г. Семилуки включает в себя ряд проектов, которые в большинстве случаев рассматриваются обособленно друг от друга. При этом для многих проектов оценены только экономические эффекты, без учета социальных последствий их реализации. Также обращает на себя внимание тот факт, что в КИП г. Семилуки включены преимущественно коммерческие проекты. Полагаем, что такая расстановка приоритетов может сказаться на уровне жизни населения, проживающего на территории муниципального образования.
Следующее муниципальное образование Воронежской области, которое относится к числу монопрофильных, - г. Россошь. В данном моно-
городе, как и в г. Семилуки, отсутствует Программа социально-экономического развития. При этом решением Совета народных депутатов городского поселения город Россошь от 29.03.2012 г. № 117 принят Комплексный инвестиционный план модернизации г. Россошь на период до 2015 года [1]. Анализ содержания данного документа позволяет сделать вывод о том, что его положения во многом подобны тем, которые зафиксированы в КИПе г. Семилуки. Так, например, и в том, и в другом КИПе одинаково позиционируются цели, задачи и стратегические направления.
Данное сходство объясняется влиянием нескольких факторов. Во-первых, расположением в рамках одного региона, что предопределяет общность некоторых мероприятий, проводимых в рамках государственной политики. Во-вторых, общностью некоторых социально-экономических проблем, возникающих вследствие монопрофильной структуры экономики. В-третьих, тем, что разработчики КИПов принимают за основу Методические рекомендации по подготовке и реализации комплексных инвестиционных планов развития монопрофильных населенных пунктов, предлагаемые Министерством регионального развития РФ [3]. Причем, на наш взгляд, влияние третьего фактора, носящего субъективный характер, играет определяющую роль.
Что касается четвертого муниципального образования Воронежской области, относящегося к числу монопрофильных, - г. Павловск, то здесь отсутствуют комплексные программные документы, не разработана ни Программа социально-экономического развития, ни КИП. На территории данного моногорода реализуются отдельные муниципальные целевые программы и отдельные проекты. Полагаем, что обособленность реализуемых мероприятий препятствует достижению главной цели социально-экономического развития - повышению уровня и качества жизни населения, проживающего на данной территории.
Таким образом, из четырех моногородов, находящихся на территории Воронежской области, лишь в г. Нововоронеж разработана комплексная программа социально-экономического развития, действие которой рассчитано до конца 2013 года. Что касается КИПов, разработанных в других моногородах Воронежской области, то они не обеспечивают взаимоувязку реализуемых инвестиционных проектов. Как следствие, экономическая и социальная составляющие развития города не усиливают друг друга, что препятствует достижению стратегических целей развития территории. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на территории Воронежской области не в полной мере задействован потенциал программно-целевых методов управления в решении ключевых проблем моногородов.
Библиографический список
1. Комплексный инвестиционный план модернизации г. Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области на период до 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rossosh.info/docs/2653.doc
2. Комплексный инвестиционный план модернизации города Семилуки Воронежской области на период до 2015 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://semi1uki-goшd.m/deputat/ docZ2013ZKIP1305.pdf
3. Краткое изложение проекта методических рекомендаций по подготовке и реализации комплексных инвестиционных планов развития монопрофильных населенных пунктов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minregion.ru
4. Перечень моногородов (по состоянию на 26 июля 2013 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minregion.ru/ а^^/689/690/293Шт1
5. Петрикова Е.М. Комплексная инвестиционная программа развития моногородов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecocity. №^^2-32-80-89^
6. Программа комплексного социально-экономического развития городского округа - город Нововоронеж Воронежской области на 20092013 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://new-voronezh.ru/?node_id=11760
7. Тургель И.Д. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию. -Екатеринбург, 2010. - 360 с.
УДК 331
Новиков Виктор Алексеевич
доктор экономических наук, профессор Ивановский государственный политехнический университет
Маслов Дмитрий Николаевич
Ивановский государственный политехнический университет
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ
В статье рассматривается понятие «качество трудовой жизни» и характеризуются факторы, влияющие на формирование качества трудовой жизни.
Ключевые слова: качество трудовой жизни, гуманизация труда, факторы.
Качество трудовой жизни тесно связано с категорией качества жизни и возможностью личностного развития человека в соответствии с его социально-психологическими потребностями. Качество жизни в целом в большой степени характеризуется качеством трудовой жизни, поскольку работа - это важнейшая часть активной деятельности человека. Все это актуализирует рассмотрение факторов, определяющих формирование качества трудовой жизни.
В научной литературе имеются различные определения качества трудовой жизни. В теоретическом плане качество трудовой жизни связывают с действием законов перемены и разделения труда, тенденциями интеллектуализации и гуманизации труда. Именно перемена и сочетание деятельно-стей, по мнению В.Я. Ельмеева, выступают основой развития личности работника [3, с. 354-355] .
А.П. Егоршин считает, что качество трудовой жизни - это интегральный показатель, который всесторонне характеризует уровень экономического развития общества, медико-экологического и духовного благосостояния [2, с. 359].
Б.М. Генкин в структуре качества трудовой жизни выделяет: рабочее место, производственную среду, оплату труда и её организацию, взаимоотношения в производственных коллективах [1, с. 21].
Наша позиция по данному вопросу может быть охарактеризована следующим образом. На определённом этапе развития индустриального общества внимание ученых и предпринимателей концентрировалось на создании условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека. Рационалистические методы организации труда в большей степени были направлены на эффективное управление производством. Например, тейлоризм и фордизм упорядочили сферу труда, повысили его эффективность, но в условиях формирования постиндустриального общества их роль в повышении производительности труда стала уменьшаться. В этих теориях не учитывалось в должной мере значение развития личности человека, в том числе, в процессе трудовой жизни.
Гуманистический подход отличается от рационалистического. В рамках него человек становится главной фигурой производства, его удовлетворённость и психологические предпочтения становятся объектами наиболее пристального внимания. В формирующемся постиндустриальном обществе, в экономике с доминированием интеллектуального труда исследование гуманизации труда выдвигается на первый план. Качество трудовой жизни, обеспечивающее благоприятные условия для развития человека, является важным мотива-ционным ресурсом.
118
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014
© Новиков В.А., Маслов Д.Н., 2014