ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT
УДК 351 DOI 10.24411/2618-9852-2019-14301
ББК 65.05
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТРОИЦКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА
А. С. Вильвер, В. А. Грищук
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
В статье приводятся результаты анализа реализации Стратегии социально-экономического развития Троицкого городского округа Челябинской области до 2020 года. В настоящий момент из 20 основных показателей достигнуто 14. Остаются проблемы в сфере демографии и здравоохранения, не в полной мере реализуются социальные, инфраструктурные и приоритетные инвестиционные проекты.
Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития, Троицкий городской округ, Челябинская область.
ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY
FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY OF TROITSK
OF THE CHELYABINSK REGION UNTIL 2020
A.S. Vilver, V.A. Grischuk
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia
The article presents the results of the analysis of the implementation of the Strategy of socio-economic development of the Trinity urban district of Chelyabinsk region until 2020. Currently, 14 of the 20 main indicators have been achieved. Demographic and health problems remain, and social, infrastructure and priority investment projects are not being fully implemented.
Keywords: socio-economic development strategy, Troitsk city district, Chelyabinsk region.
Стратегическое планирование является одной из функций управления, которая определяет цели, а также основные направления устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде. С помощью стратегического планирования может осуществляться процесс формирования видения будущего и проверки эффективности объекта.
К основным элементам системы планирования стратегического развития муниципального образования относятся: концепция развития и инвестиционные проекты на территории города, комплекс краткосрочных и долгосрочных стратегических планов, частные стратегии, планы действий в чрезвычайных ситуациях, комплексные программы развития материально-технической
базы и организационной структуры, а также своевременная информационная поддержка и пр. [5; 7].
Основной целью стратегического планирования является создание базовых задач управления и способов их решения. Основные задачи территориального стратегического планирования включают:
• планирование процесса, отвечающего за улучшение качества жизни населения городского округа. Приоритетными направлениями деятельности органов власти являются: последовательное улучшение качества жизни населения, снижение бедности, обеспечение достойных условий жизни населения и развитие социального государства;
• сосредоточение внимания на недостатках территориального развития и обозначение слаборазвитых районов жизнедеятельности городской территории;
• планирование реализации проектов в конкретных сферах деятельности. Грамотный план проекта, который учитывает специфику городской территории, характеристики и тенденции рынка, ряд предпочтений потребителей, риски и многие другие факторы, помогает избежать неэффективных затрат даже на этапе разработки стратегии;
• изучение эффективности деятельности территории. Процесс исследования ряда исходных (существующих на этапе разработки) показателей по сравнению с внесенными изменениями, составление динамичного развития показателей;
• повышение конкурентоспособности городской территории (конкуренция за инвестиционные и территориальные ресурсы, за труд и туристов) [1—4; 8].
Планирование эффективно, если решения по важным и главным вопросам экономики принимаются с учетом стратегии развития на будущее.
Стратегия социально-экономического развития города Троицка Челябинской области до 2020 г. «...определяет долгосрочную систему приоритетов социально-экономической политики городского округа и муниципальные меры эффективного управления, направленные на этапы реализации Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года, которая утверждена Указом Губернатора Челябинской области от 26.07.2013 г. за № 138-рп»1.
Стратегическое планирование городских округов — это универсальный механизм для
1 Официальный сайт администрации Троицкого городского округа. URL: http://www.troick.su (дата обращения: 01.04.2019).
реализации комплексного решения стратегических, а также тактических задач, основанный на централизованном управлении и использовании партнерских отношений в целом регионе, определении стратегических ориентиров и обеспечении скоординированных действий для их достижения [6].
При определении соответствия целям стратегии следует учитывать, что если в стратегические цели социально-экономического развития области входит рост благосостояния, а также качества жизни трудоспособного населения за счет динамичного и планомерного развития и повышения конкурентноспособности экономики региона, то в Стратегии городского округа Троицк полностью соответствуют стратегическим целям социально-экономического развития города, в частности: повышению конкурентноспособности городской экономики, повышению качества жизни всего городского населения, а также повышению эффективности систем муниципального и государственного управления.
Акцент в Стратегии Троицка на пункте «Повышение конкурентоспособности городской среды» обусловлен решающей важностью для развития исторического города в решении задач поддержки инфраструктуры (транспортная, инженерная и социальная), реконструкции зданий, жилищное строительство, сохранение объектов исторического и культурного наследия, развитие потребительского рынка, экологическая безопасность и эффективное управление твердыми бытовыми отходами. В то же время эти задачи определены в качестве приоритетных в Стратегии региона.
С точки зрения стратегических целей по повышению конкурентоспособности экономики Троицкого городского округа обозначены: развитие малого и среднего предпринимательства; создание условий для развития различных отраслей производства; обеспечение наличия профессионального управленческого персонала; создание условий для сотрудничества между промышленными предприятиями округа и субъектами бизнеса; развитие инноваций в различных сферах деятельности; создание условий с целью повышения инвестиционной активности субъектов хозяйствования и развития внешнеэкономических связей; следует отметить, что они напрямую соответствуют стратегическим целям и основным приоритетным направлениям роста конкурентоспособности экономики Челябинского региона, определенным в Главе 4 и в Разделе IV Стратегии области.
С точки зрения стратегических целей, направленных на повышение качества жизни жителей Троицкого городского округа, включены: формирование здорового образа жизни населения
города; повышение качественных показателей и доступности услуг по общему и дополнительному образованию детей; создание условий, а также возможностей с целью успешной самореализации молодежи, развития их потенциала; способствование созданию рабочих мест, повышение уровня доходов жителей; развитие сферы культуры и досуга, расширение доступа к объектам культурного наследия; обеспечение доступной среды для людей с ограниченными возможностями и людей с ограниченной подвижностью («жизнь без границ»); обеспечение комфортных жилищных условий, улучшение условий жизни населения, проживающего в жилых помещениях, которые не соответствуют установленным санитарно-техническим требованиям. Следует отметить, что они также соответствуют стратегическим целям и основным приоритетным направлениям повышения качества жизни граждан региона, определенным в главе 4 и в разделе IV Стратегии области.
В то же время ключевые инициативы (базовые проекты) Стратегии Троицкого городского округа включают ряд приоритетных направлений, в том числе: создание условий для позиционирования города Троицка в качестве исторической и культурной столицы Южного Урала; создание современной спортивной инфраструктуры в городе для увеличения числа населения, регулярно участвующих в занятиях физической культурой и спортом; сохранение и развитие системы охраны здоровья детей в оздоровительных лагерях; профилактика антиобщественного поведения молодежи, создание механизмов поддержки молодых граждан, которые находятся в трудном жизненном положении, организация досуга несовершеннолетних детей, пропаганда здорового образа жизни; создание благоприятных условий для частных инвестиций и другие области.
С точки зрения стратегических целей, которые направлены на повышение эффективности муниципальной системы и государственного управления, а именно: обеспечение «открытости» власти для населения, привлечение общественного мнения к практическому участию в социально-экономическом развитии города Троицка; устранение административных барьеров; развитие государственного и частного (муниципального и частного) партнерства; улучшение качества муниципального финансового управления; повышение эффективности управления муниципальной собственностью; совершенствование стратегического планирования, следует также отметить, что они соответствуют стратегическим целям и основным направлениям повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного само-
управления Челябинской области, определенным в пункте 41 и разделе VI Стратегии Челябинской области.
В то же время в базовые проекты Стратегии Троицкого городского округа включены такие направления как: развитие системы общественных, а также консультативных органов (координационных, общественных советов и др., комиссий при мэре, экспертных советов в структурных подразделениях администрации города); развитие территориального общественного самоуправления; предоставление в качественном отношении муниципальных услуг за счет внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий (комплексное предоставление муниципальных услуг — «одно окно», перевод муниципальных услуг в электронную форму и т. д.); внедрение механизма оценки регулируемого воздействия нормативно-правовых актов местных органов власти города.
Таким образом, Стратегия социально-экономического развития города Троицка обеспечивает единство документов стратегического планирования развития области и Троицкого городского округа до 2020 г., что позволит синхронизировать управленческие решения на региональном и муниципальном уровне, которые направлены на реализацию Стратегии развития региона, а также и Стратегии развития городского округа.
Сам город Троицк уникален тем, что имеет несколько направлений городского развития, что не характерно для малых городов, к числу которых он относится. Это электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность, легкая промышленность, сельское хозяйство, производство строительных материалов, металлургия. Все это позволяет определить миссию Троицкого городского округа как развивающейся территории с большим потенциалом приграничного взаимодействия. Эта миссия не является характерной для большинства российских малых городов, но в Троицке она обусловлена исторически, а с учетом реальных экономических и социальных условий востребована и реальна.
В марте 2019 г. в городской администрации Троицка состоялось совещание по промежуточным итогам реализации Стратегии социально-экономического развития Троицкого городского округа до 2020 г. Было отмечено, что из 20 ключевых показателей 14 удалось достигнуть. Удалось достичь планируемых цифр по объему отгруженной продукции (увеличение в 2,4 раза), среднемесячной заработной платы (рост до 133 %), объему инвестиций (в 1,8 раза), созданию новых рабочих мест (2466 мест), доступности дошкольного образования, хорошие
показатели в области культуры и спорта, ремонта многоквартирных жилых домов, газификации жилых объектов.
За пятилетний период реализации Стратегии не удалось достичь запланированных показателей смертности (превышение на 6 %), обеспеченности врачами (на 40 % меньше запланированного показателя), ниже плановой оказалась доля молодых педагогических работников.
С 2014 г. смертность в городском округе растет быстрее рождаемости более чем в 1,1 раза. Основные причины этого явления — абсолютное увеличение числа смертей и старения населения. Однако в последнее время в демографическом развитии Троицка наметились положительные тенденции: фиксируется естественный прирост населения.
В настоящий момент губернатор области Алексей Текслер заверяет, что в скором времени будут приняты необходимые меры по решению основных проблем в области здравоохранения. В частности, будет разработана программа привлечения молодых специалистов и врачей узких специальностей в те места, где эта потребность существует. За последние пять лет в Троицк приехало 39 врачей, но этого недостаточно для решения проблемы укомплектования штатов.
В 2016 г. Постановлением администрации города Троицка также была утверждена на основании Стратегии муниципальная программа «Развитие образования в городе Троицке» на период с 2017 по 2019 гг. В городе функционирует 14 муниципальных общеобразовательных учреж-
дений, 2 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждения, 15 дошкольных образовательных учреждений и 4 учреждения дополнительного образования детей. Количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют действенные механизмы распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Для повышения социального статуса педагогических работников используются различные формы стимулирования, в том числе поощрение денежными премиями Администрации города Троицка и Собрания депутатов города Троицка в связи с Днем учителя, а также по итогам учебного года, поощрение участников, призеров и победителей городских конкурсов профессионального мастерства («Учитель года», «Самый классный классный», «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Педагогический дебют»). До 2015 г. в области действовала региональная поддержка молодых специалистов. Однако статистика показала, что эта мера была не достаточно эффективной. Самой действенной мерой остается предоставление жилья специалистам.
Как было отмечено выше, остаются проблемы в области демографии и здравоохранения, а социальные, инфраструктурные и приоритетные инвестиционные проекты не реализуются в полной мере. Все эти направления будут учтены при разработке Стратегии социально-экономического развития Троицкого городского округа до 2035 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грищук, В. А. Методы разработки программ стратегического развития муниципального образования / В. А. Грищук // Совершенствование механизмов взаимодействия региональной власти, органов местного самоуправления и населения : материалы межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию образования Новосиб. обл., г. Новосибирск, 26—27 окт. 2017 г. : в 3 ч. Ч. 1 / под науч. ред. Е. А. Белой. — Новосибирск : Изд-во СИБАГС, 2017. — С. 122—131.
2. Грищук, В. А. Мониторинг реализации программ стратегического развития в городских округах (на примере Челябинской области) / В. А. Грищук, Е. А. Колесник // Общество, экономика, управление. — 2018. — № 4. — С. 6—13.
3. Грищук, В. А. Стратегическое планирование в муниципальном образовании : учеб. пособие /
B. А. Грищук. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2016. — 119 с.
4. Жаворонков, А. А. Управленческие решения в системе государственного и муниципального управления / А. А. Жаворонков // Экономическая среда. — 2016. — № 3. — С. 10—14.
5. Колесник, Е. А. Первые территории опережающего социально-экономического развития в Челябинской области: опыт и перспективы / Е. А. Колесник // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. — 2018. — № 2. —
C. 91—98.
6. Колесник, Е. А. Современные тенденции в управлении отдельными отраслями социальной сферы Российской Федерации / Е. А. Колесник // Вестник Челябинского государственного университета. — 2016. — № 6 (388). — С. 44—50.
7. Колмакова, Е. М. Пространственное развитие региона в контексте стратегии социально-экономического роста / Е. М. Колмакова, И. Д. Колмакова, Н. А. Дегтярева // Вестник Челябинского государственного университета. — 2018. — № 3 (413). — С. 30—37.
8. Родионова, Е. В. Стратегическое управление организациями: учебное пособие / Е. В. Родионова, А. Н. Рида, Л. С. Ширшова ; под общ. ред. Е. В. Родионовой. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2015. — 272 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Вильвер Алексей Сергеевич — магистрант кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Грищук Владимир Андреевич — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
REFERENCES
1. Grishchuk V.A. Metody razrabotki programm strategicheskogo razvitiya municipal'nogo obrazovaniya [Methods of development of programs of strategic development of municipal formation]. Sovershenstvo-vanie mekhanizmov vzaimodejstviya regional'noj vlasti, organov mestnogo samoupravleniya i naseleniya: v 3 ch. Ch. 1 [Improvement of mechanisms of interaction between regional authorities, local authorities and the population: in 3 parts. Part 1]. Novosibirsk, Siberian Academy of Public Administration Publ., 2017. Pp. 122—131. (In Russ.).
2. Grishchuk V.A., Kolesnik Е.А. Monitoring realizacii programm strategicheskogo razvitiya v gorodskih okrugah (na primere CHelyabinskoj oblasti) [Monitoring the implementation of strategic development programs in urban districts (on the example of the Chelyabinsk region)]. Obshchestvo, ekonomika, upravlenie [Society, economy, management], 2018, no. 4, pp. 6—13. (In Russ.).
3. Grishchuk V.A. Strategicheskoe planirovanie v municipal'nom obrazovanii [Strategic planning in the municipality]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State University Publ., 2016. 119 p. (In Russ.).
4. Zhavoronkov A.A. Upravlencheskie resheniya v sisteme gosudarstvennogo i municipal'nogo uprav-leniya [Management decisions in the system of state and municipal management]. Ekonomicheskaya sreda [Economic environment], 2016, no. 3, pp. 10—14. (In Russ.).
5. Kolesnik Е.А. Pervye territorii operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya v CHelyabinskoj oblasti: opyt i perspektivy [The first territories of advanced socio-economic development in the Chelyabinsk region: experience and prospects]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sociologicheskie i ekonomicheskie nauki [Bulletin of Kemerovo state University. Series: Political, sociological and economic Sciences], 2018, no. 2, pp. 91—98. (In Russ.).
6. Kolesnik Е.А. Sovremennye tendencii v upravlenii otdel'nymi otraslyami social'noj sfery Rossijskoj Federacii [Current trends in the management of certain sectors of the social sphere of the Russian Federation]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2016, no. 6 (388). pp. 44—50. (In Russ.).
7. Kolmakova ЕЖ, Kolmakova I.D., Degtyareva N.A. Prostranstvennoe razvitie regiona v kontekste strate-gii social'no-ekonomicheskogo rosta [Spatial development of the region in the context of socio-economic growth strategy]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2018, no. 3 (413), pp. 30—37. (In Russ.).
8. Rodionova Е^. Strategicheskoe upravlenie organizaciyami [Strategic management of organizations]. Joshkar-Ola, Volga State Technical University Publ., 2015. 272 p. (In Russ.).