N-acetyltransferase 2, glutathione S-transferases Ml and T1 9. Rossini A., et al. Frequencies of GSTM1, GSTT1, and
genes in the development of endometriosis // Mol. Hum. Reprod. GSTP1 polymorphisms in a Brazilian population // Genet. Mol.
- 1999. - Vol. 5. №7. - P.636-641. Res. - 2002. - Vol. 1. №3. - P.233-240.
Информация об авторах: 664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, дом 16, УРАМН НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН, тел. (3952) 207636, 207367, e-mail: [email protected], Загарских Елена Юрьевна -н.с., к.м.н.; Колесникова Любовь Ильинична - директор, член-корр. РАМН, проф.; Колесников Сергей Иванович -академик РАМН, заместитель председателя комитета по охране здоровья Государственной Думы ФС РФ; Долгих Владимир Валентинович - главный врач клиники, д.м.н., проф.; Шенин Владимир Анатольевич - с.н.с., д.м.н., профессор
© КАРАБИНСКАЯ О.А., ИЗАТУЛИН В.Г., МАКАРОВ О.А., КОЛЕСНИКОВА О.В., КАЛЯГИН А.Н., АТАМАНЮК А.Б. - 2011 УДК 378.14
ОЦЕНКА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Ольга Арнольдовна Карабинская, Владимир Григорьевич Изатулин, Олег Александрович Макаров, Оксана Владимировна Колесникова, Алексей Николаевич Калягин, Александр Болеславович Атаманюк (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, курс психологии и педагогики, зав. - к.м.н., доц. А.Б. Атаманюк, кафедра гистологии и эмбриологии, зав. - д.б.н., проф. Л.С. Васильева, кафедра общей гигиены, зав. - д.м.н., проф., акад. РАМН М.Ф. Савченков, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. - д.м.н., проф. Ю.А. Горяев)
Резюме. Исследован комплекс медико-биологических, социально-гигиенических факторов влияющих на формирование образа жизни студенческой молодёжи. Установлены наиболее важные негативные факторы: увеличение продолжительности учебного времени обусловленного фактической академической нагрузкой и временем переездов; значительным снижением времени отдыха (свободного времени и продолжительности сна); низкая двигательная активность (снижение числа студентов, занимающихся физкультурой и спортом); не рациональное питание (нарушение режима и качества питания); широкое распространение в студенческой среде вредных привычек (табакокурение, употребление алкогольных напитков).
Ключевые слова: образ жизни, студенты, социально-гигиенические факторы.
ESTIMATION OF MEDICAL AND BIOLOGIC AND SOCIALLY-HYGIENIC FACTORS INFLUENCING UPON FORMATION OF THE WAY OF LIFE OF STUDENTS OF MEDICAL HIGHER SCHOOL
O.A. Karabinskaja, V.G. Izatulin, O.A. Makarov, O.V. Kolesnikova, A.N. Kalyagin, A.B. Atamanjuk
(Irkutsk State Medical University)
Summary. The complex of medical and biologic, socially-hygienic factors influencing upon formation of the way of life of students has been investigated. The most important negative factors have been established: increase in duration of school hours caused actual academic loading and time of removal; considerable decrease of time for rest (free time and duration of sleep); low motion (decrease of number of students engaged in physical culture and sports); not balanced diet (violation of behavior and quality of nutrition); a wide circulation of bad habits (a tobacco smoking, use of alcoholic drinks) in student’s environment.
Key words: way of life, students, socially-hygienic factors.
В конце XX века и начале XXI столетия отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья населения, его различных возрастных групп и особенно лиц молодого возраста. Особую тревогу вызывает негативная динамика практически всех показателей здоровья студенческой молодежи, поскольку она представляет собой тот потенциал, которому предстоит решать важнейшие задачи по развитию и преобразованию общества [3].
Эта проблема становится все более актуальной в связи с трудностями социально-экономического характера, переживаемыми в настоящее время Россией. Студенчество имеют низкую социальную защищенность, между тем как специфика возраста и учебного процесса требует наличия адекватных социальных гарантий (медицинского обслуживания, полноценного питания и отдыха, материального, спортивнооздоровительного обеспечения и др.). Ослабленное чаще всего еще до ВУЗа физическое здоровье и психика, недостаточное питание, гиподинамия, невысокий в целом уровень валеологической культуры обусловливает то, что половина студентов нездорова, и многие из них находятся в премор-бидных (предболезненных) состояниях.
Состояние здоровья и физического развития студента отражается на всех сферах его жизнедеятельности и является важным условием осуществления им функций как будущего специалиста, а потребность в здоровом образе жизни необходимым фактором социальной адаптации. В то же время проявляется и обратная зависимость: образ жизни студента, степень и характер активности его учебной и вне
учебной деятельности во многом определяют состояние его здоровья.
Студенты - представляют собой динамичную группу, находящуюся в периоде активного формирования социальной и физиологической зрелости, хорошо адаптируемую к комплексу факторов социального и природного окружения, но вместе с тем, в силу ряда причин, подверженную высокому риску нарушений в состоянии здоровья.
Основными элементами здорового образа жизни и сохранения здоровья студентов являются эффективная организация учебно-трудовой деятельности; оптимальная двигательная активность; рациональное питание; отказ от вредных привычек; психофизиологический статус (выработка положительных эмоций) и т.д.
Несмотря на многочисленные исследования, зарубежные ученые считают, что студенты медицинских вузов являются одной из наименее обследованных в социальногигиеническом отношении групп учащейся молодежи [4].
В научных работах отмечается, что количество студентов специальной медицинской группы увеличилось с 10 до 2025%, а в некоторых ВУЗах достигает 40%, и по прогнозам к 2012 году может достигнуть 70% от общего количества студентов [2]. За время обучения в ВУЗе здоровье студентов не улучшается, ряд авторов отмечают его ухудшение [1].
Цель исследования: Изучить влияние медико-
биологических, социально-гигиенических факторов на формирование образа жизни студентов медиков.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 450 студентов первых лет обучения, из них 99 (22%) юношей и 351 (78%) девушек. Большинство (48,3%) опрошенных были в возрасте 18-19 лет, в возрасте 20-22 года - 37,2%, от 17 до 18 лет - 12,8% и 1,8% составляли возрастную группу старше 22 лет. Анкетирование позволило установить, что семейные студенты составили 8%, в том числе замужних женщин в 2 раза больше, чем женатых мужчин.
Изучение образа жизни студентов проводилось с применением анкетного метода. Анкета содержала вопросы, касающиеся общих сведений (пол, возраст, семейное положение студента, совмещение учебы с работой), условий проживания, субъективной оценки состояния здоровья, наличия вредных привычек (курение, употребление напитков, содержащих алкоголь, в т.ч. пива), распорядка дня, появления начальных признаков утомления в процессе обучения; сведений об отдыхе студентов (длительность ночного сна, сон в одно и тоже время, предпочтение «активного» или «пассивного» отдыха), занятиях спортом и физической культурой. Для оценки психофизиологического статуса студентов использовали тест «САН», основанный на субъективной оценке состояния по категориям «самочувствие», «активность», «настроение», разработанный В.А. Доскиным и соавт. (1973). Этот тест адекватно отражает изменения функционального состояния организма в процессе учебной и трудовой деятельности.
Данные представлялись в виде относительных величин. Статистическая обработка выполнялась с использованием непараметрических критериев, коэффициента корреляции по Спирмену. Значимыми считались различия при р<0,05.
Результаты и обсуждение
Поступление в высшее учебное заведение у большинства студентов влечет за собой изменение привычных жизненных стереотипов, смену места проживания, изменения условий для самостоятельной работы, изменение режима и качества питания. Выявлено, что перед поступлением в ВУЗ основная масса студентов приезжие (70%), причём 30% из них проживало в сельской местности. При этом значительная часть студентов проживает в общежитии.
В ряде исследований было показано, что в первые, годы обучения резкий переход вчерашних школьников к новым специфическим условиям труда и жизни вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов и компенсаторно-приспособительных систем организма студентов. Снижение динамики показателей оперативной и долговременной памяти, подвижности нервных процессов, устойчивости внимания, снижение функциональности рефлекторных механизмов регуляции гемодинамики, свидетельствующие о переутомлении, особенно ярко проявляются у студентов первого курса впервые месяцы учебы. Это проявляется в ухудшении состояния здоровья студентов, негативно отражается на эффективности процесса обучения в высшем учебном заведении, приобретении профессиональных навыков. Фактическая академическая нагрузка студентов-медиков составляет 36-40 часов в неделю (что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта 3 поколения, 2011), в других вузах нагрузка редко превышает 24 часов, то есть отличается в 1,5 раза. Более того, студенты медицинских вузов по сравнению со студентами других вузов находятся в более сложном положении, так как большая разобщённость учебных баз связана с длительными переездами с одной кафедры на другую, что приводит к увеличению рабочего дня. Выявлено, существенное увеличение времени, затрачиваемого на переезды между учебными базами при переходе к изучению клинических дисциплин.
Проведённое нами исследование достоверно показало, что 45% студентов первых лет обучения считают учебную нагрузку чрезмерной. В конце рабочего дня 58% студентов констатируют ухудшение самочувствия, из них 55% предъявляют жалобы на сонливость, ослабление внимания - 26% и 19% на рассеянность. Одновременно у 66% студентов появляются стойкие изменения в характере, из них 41% стали агрессивны, 23% - чувствительны, 18% стали более спокой-
ны, 18% - безразличны. И только 1/3 студентов изменений в характере не отмечает (рис. 1). Изменения в характере в значительной мере отражаются на межличностных отношениях в студенческих коллективах.
Стойкие изменения в характере
Рис. 1. Стойкие изменения в характере у студентов за время обучения в ВУЗе.
Существенным фактором, отягощающим обучение в вузе в современных социально-экономических условиях, является постоянная необходимость совмещения учебы с работой. Так, согласно данным анкетирования, учёбу с работой совмещают от 10-20% студентов. Как правило, они заняты малоквалифицированным трудом или выполняют обязанности младшего медицинского персонала в вечернее и ночное время. Все это ведет к значительному нарушению режима дня, укорачивает свободное время, необходимое на самоподготовку, отдых, отражается на их самочувствии.
Из особенностей образа жизни студентов отмечено: имеют достаточную продолжительность сна (8 и более часов) 45% опрошенных, затрачивают на сон менее 6 часов -остальные 55%, при этом ложатся спать до 23 часов - только 6% студентов, не имеют определенного времени отхода ко сну - 18%, а ложится спать после 23-24 часов - 76%.
Негативным моментом образа жизни студентов является снижение физической активности, которое наблюдается к третьему курсу. Так спортом среди респондентов занимаются только 17%, активный отдых предпочитают 30%. Так же выявлено, что пребывание на воздухе более 2-2,5 часов отмечают всего 34% студентов. И самое печальное то, что утреннюю гимнастику делают только 4% из числа опрошенных (рис. 2).
Не делают утреннею гимнастику
Рис. 2. Физическая активность студентов.
Опрос показал, что 96% первокурсников, не принимают пищу в опредёлённое время, причём такая тенденция сохраняется на втором и третьем году обучения. Из-за недостатка времени, в течение рабочего дня 83% первокурсников питаются «в сухомятку» каждый день или несколько раз в неделю. На втором и третьем курсах ситуация изменяется не существенно, и количество этих студентов сохраняется в пределах 76-78%.
Отрицательное воздействие на организм оказывают табакокурение и потребление алкоголя, что обуславливает возникновение и развитие хронических неинфекционных заболеваний. При проведении анкетирования выявлено, что в среде студентов первых лет обучения 16% курят, 28% принимают алкогольные напитки и употребляют пиво 50% опрошенных студентов. Что само по себе является недопу-
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
■ Ухудшение здоровья
Рис. 3. Самооценка состояния здоровья студентов.
стимым для медицинского вуза. Установлено что, число студентов, употребляющих пиво, неуклонно увеличивается от первого курса к третьему(г=0,45).
При самооценке состояния здоровья установлено, что 80% студентов третьего курса не считают своё здоровье «хорошим» и «отличным». Тогда как на втором и первом курсах этого мнения придерживались 44% и 31% соответственно. Низкий уровень самооценки здоровья оказывает негативное влияние на самооценку качества жизни большинства студентов. На 1 курсе отметили ухудшение своего здоровья каждый третий студент, к 3-му курсу отмечали ухудшение своего здоровья практически каждый второй студент (рис. 3).
На субъективную оценку состояния здоровья оказывает тот факт, что студенты третьих курсов в отличие от первокурсников оценивают свое здоровье более негативно, что обусловлено накоплением патологии за годы обучения в вузе. Показателями ухудшения здоровья от хорошего к плохому являются употребление спиртных напитков более 3-4-х раз в месяц и сочетание курения и употребления спиртных напитков (р<0,05).
Отмечена низкая медицинская активность студентов: за медицинской помощью при всех случаях заболеваний не об-
ЛИТЕРАТУРА
1. Акчурин Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: Дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 1996. - 132 с.
2. Коваленко В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов // Физическая культура и спорт в Российской
70% 75% 80% 85% 90%
■ Не обращаются
Рис. 4. Обращение за медицинской помощью в поликлинику.
ращаются 76% первокурсников, на втором - 88% и третьем курсе - 79% (рис. 4). Каждый третий студент занимается самолечением в случае заболевания. Ориентация на самолечение у мужчин преобладает в 1,4 раза в сравнении с женщинами.
Констатируя вышеизложенное можно заключить, что основными элементами, влияющими на образ жизни студентов, являются:
- увеличение продолжительности учебного времени обусловленного фактической академической нагрузкой и временим переездов;
- значительным снижением времени отдыха (свободного времени и продолжительности сна);
- низкая двигательная активность (снижение числа студентов занимающихся физкультурой и спортом);
- не рациональное питание (нарушение режима и качества питания);
- широкое распространение в студенческой среде вредных привычек (табакокурение, употребление алкогольных напитков).
Федерации (студенческий спорт). - М.: Полиграф-сервис, 2002. - С.43-66.
3. Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. - СПб., 2000. - 882 с.
4. Nanakorn S., Osaka R., Chusilp K. Gender differences in health-related practices among university students in northeast Thailand // Asia Pac. J Public Health. - 1999. - Vol. 11. №1. -P10-15.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, Карабинская Ольга Арнольдовна -ассистент; Изатулин Владимир Григорьевич - профессор, д.м.н.; Макаров Олег Александрович - профессор, д.м.н.; Колесникова Оксана Владимировна - ассистент, к.б.н.; Калягин Алексей Николаевич - проректор по лечебной работе и последипломному образованию, доцент, д.м.н.; Атаманюк Александр Болеславович - заведующий курсом, доцент, к.м.н.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
© ЛУБСАНДОРЖИЕВА П.Б., ДАШИНАМЖИЛОВ Ж.Б., ГАРМАЕВА Е.Д., АЖУНОВА Т.А. - 2011 УДК 581.5:581.6:581.9
КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЛАВОНОИДОВ В РАСТИТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ «ЭРИТРОФИТ»
Пунцык-Нима Базыровна Лубсандоржиева, Жаргал Балдуевич Дашинамжилов,
Евгения Дандаржаповна Гармаева, Татьяна Александровна Ажунова
(Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН, Улан-Удэ, директор - д.б.н., проф. Л.Л. Убугунов)
Резюме. Разработана спектрофотометрическая методика определения содержания флавоноидов в растительном средстве «Эритрофит». Валидационная оценка методики показала, что методика определения флавоноидов в «Эритрофите» воспроизводима, линейна в области концентрации флавоноидов в аликвоте - 0,086-0,648 мг/мл, и относительная ошибка среднего результата составляет 1,86%.
Ключевые слова: «Эритрофит», флавоноиды.