Научная статья на тему 'Основные проблемы питания студентов в связи с их образом жизни'

Основные проблемы питания студентов в связи с их образом жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3966
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / СБАЛАНСИРОВАННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / WAY OF LIFE / THE STUDENTS / BALANCED AND A BALANCED DIET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабинская Ольга Арнольдовна, Изатулин Владимир Григорьевич, Макаров Олег Александрович, Колесникова Оксана Владимировна, Калягин Алексей Николаевич

Рассматриваются основные проблемы питания студентов, первых курсов, обусловленные их образом жизни, которые существенно влияют на показатели здоровья, учебной деятельности и процесс адаптации. В результате обследования 350 студентов медико-профилактического факультета было установлено следующее: 94% студентов отмечают, что не соблюдают режим питания; 25% студентов не завтракают на первом курсе, 39% на втором, 45% на третьем; 8% питаются 1 раз в день, 73% -2-3 раза в день. И лишь 30% студентов принимают пищу, как и рекомендовано врачами-диетологами, 4-5 раз в день. К сожалению, во многих случаях наблюдается нарушение не только режима питания, но и качественного состава пищи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карабинская Ольга Арнольдовна, Изатулин Владимир Григорьевич, Макаров Олег Александрович, Колесникова Оксана Владимировна, Калягин Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC PROBLEMS OF A FOOD OF STUDENTS IN CONNECTION WITH THEIR WAY OF LIFE

Th e basic problems of a food of the students, the fi rst courses, caused by their way of life which essentially infl uence indicators of health, educational activity and adaptation process are considered. As a result of inspection of 450 students of mediko-preventive faculty the following has been established: 94 % of students notice that dont observe a diet; 25 % of students havent breakfast at the fi rst year, 39 % on the second, 45 % on the third; 8 % eat once a day, 73 %-2-3 once a day. And only 30 % of children accept food, as well as 4-5 times a day are recommended dietitians. Unfortunately, in many cases infringement not only a diet, but also qualitative structure of food is observed.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы питания студентов в связи с их образом жизни»

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов П.Л. Использование индивидуализирующих систем на основе полиморфизма длины амплифицирован-ных фрагментов (ПДАФ) ДНК в судебно-медицинской экспертизе идентификации личности и установлении родства: Методические указания. — М.: Минздрав РФ, 1999. — 12 с.

2. Brinkmann B., Junge A., Meyer A., Wiegand P. Population genetic diversity in relation to microsatellite

henerogeneiny. // Hum. Mutat. — 1998. — Vol. 11. — P. 135-144.

3. Sambrook J., Fritsch E.E., Maniatis T.R. Molecular cloning. A Laboratori Manual. Cold spring Harbour. — N.Y.: Cold Spring Harbor Lad. Press, 1989.

4. Sun G., McGarvey S.T., Bayoumi R., et al. Global genetic variation at nine short tandem repeat loci and implicaftions on forensic genetic. // Eur. J. Hum. Genet. — 2003. — Vol. 11. — P. 39-49.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания,1,

Исаева Елена Николаевна — Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы, заведующая судебно-биологическим отделением; тел.8-(39-52)-33-35-16 Исаев Юрий Сергеевич — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.,

Семинский Игорь Жанович — заведующий кафедрой патологии, профессор, д.м.н.

© КАРАБИНСКАЯ О.А., ИЗАТУЛИН В.Г., МАКАРОВ О.А., КОЛЕСНИКОВА О.В., КАЛЯГИН А.Н., АТАМАНЮК А.Б. — 2011 УДК 613.2:378.17

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ

Ольга Арнольдовна Карабинская, Владимир Григорьевич Изатулин, Олег Александрович Макаров, Оксана Владимировна Колесникова, Алексей Николаевич Калягин, Александр Болеславович Атаманюк (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов)

Резюме. Рассматриваются основные проблемы питания студентов, первых курсов, обусловленные их образом жизни, которые существенно влияют на показатели здоровья, учебной деятельности и процесс адаптации. В результате обследования 350 студентов медико-профилактического факультета было установлено следующее: 94% студентов отмечают, что не соблюдают режим питания; 25% студентов не завтракают на первом курсе, 39% на втором, 45% на третьем; 8% питаются 1 раз в день, 73% —2-3 раза в день. И лишь 30% студентов принимают пищу, как и рекомендовано врачами-диетологами, 4-5 раз в день. К сожалению, во многих случаях наблюдается нарушение не только режима питания, но и качественного состава пищи.

Ключевые слова: образ жизни, студенты, сбалансированное и рациональное питание.

THE BASIC PROBLEMS OF A FOOD OF STUDENTS IN CONNECTION WITH THEIR WAY OF LIFE

O.A. Karabinskaya, V.G. Izatulin, O.A. Makarov, O.V. Kolesnikova, A.N. Kalyagin, A.B. Atamanjuk

(Irkutsk State Medical University)

Summary. The basic problems of a food of the students, the first courses, caused by their way of life which essentially influence indicators of health, educational activity and adaptation process are considered. As a result of inspection of 450 students of mediko-preventive faculty the following has been established: 94 % of students notice that don’t observe a diet; 25 % of students haven’t breakfast at the first year, 39 % on the second, 45 % on the third; 8 % eat once a day, 73 %-2-3 once a day. And only 30 % of children accept food, as well as 4-5 times a day are recommended dietitians. Unfortunately, in many cases infringement not only a diet, but also qualitative structure of food is observed.

Key words: way of life, the students, balanced and a balanced diet.

Важнейшим условием сохранения и улучшения здоровья является здоровый образ жизни, формирование которого составляет основу первичной профилактики многих заболеваний.

На организм студентов, особенно, младших курсов большое влияние оказывает изменение привычного уклада жизни. Увеличение объема информации, новая по сравнению со школой форма ее подачи, необходимость самостоятельно распределять время и организовывать свой быт (особенно для иногородних студентов) повышает нагрузку на психоэмоциональную сферу.

Для нормального функционирования организма студентов, в этот не простой и ответственный период, питание играет далеко не последнюю роль.

Основными гигиеническими требованиями к питанию являются следующие:

— рацион питания должен соответствовать возрастным особенностям человека;

— пища должна быть разнообразной и сбалансированной по содержанию различных веществ;

— суточный рацион питания должен быть правильно распределен по калорийности между завтраком, обедом и ужином;

— необходимо строго соблюдать время приемов пищи и промежутков между ними.

В студенческом возрасте еще не завершено формирование ряда физиологических систем, в первую очередь нейрогуморальной, поэтому молодой организм очень чувствителен к нарушению сбалансированности пищевых рационов. Наиболее существенные изменения происходят в характере питания студентов, приехавших в город из сельской местности, где

пищевые рационы содержат значительное количество растительных продуктов.

Цель работы: изучить характер и особенности питания студентов медицинского вуза.

Материалы и методы

В ходе исследования было опрошено более 450 студентов первых лет обучения, из них 22% составляли юноши и 88% — девушки. В возрасте 18-19 лет — было большинство (48,3%) опрошенных, в возрасте 20-22 лет — 37,2%, от 17 до 18 лет — 12,8%, и возрастную группу старше 22 лет составляли 1,8%. Студенты обучались на медико-профилактическом факультете.

Гигиеническая оценка адекватности питания осуществлялась согласно рекомендациям, предложенным академиком РАМН, профессором Г.И. Румянцевым (2000). Основой для изучения рациональности питания

Рис. 1. Режим питания студентов первых курсов

служили данные анкет, содержащие информацию по следующим показателям: пол, возраст, режим питания, усредненные данные об индивидуальном наборе продуктов, входящих в состав рациона питания и др. показатели.

Статистический анализ проводили с использованием компьютерных программ Excel, Statgrafics, пакета программ Statistica v. 6.0, с использованием сглаживания методом скользящей средней, кросскорреляцион-ного анализа (коэффициент Пирсона), корреляционного анализа (коэффициент Спирмена), дисперсионного анализа.

Результаты и обсуждение

Различные нарушения питания особенно ярко проявляются в студенческие годы, трудно соблюдать режим питания из-за неуклонно увеличивающейся учебной нагрузки, из-за стиля и образа жизни студентов, а так же не всегда стабильного материального положения.

Выявлено, что студенческое питание, характеризуется не регулярным приёмом пищи. Согласно опросу, 96% первокурсников не принимают пищу в определённое время, и такая тенденция сохраняется на втором и третьем году обучения в вузе. Дефицит времени приводит к тому что, в течение рабочего дня 83% первокурсников питаются в «сухомятку» каждый день, или несколько раз в неделю. На втором и третьем курсах положение практически не улучшается: 76% и 78% анкетируемых сохраняют этот режим питания (рис. 1).

Следствием этого у 41% первокурсников наблюдается дефицит, а в 9% случаев избыточная масса тела. Аналогичные результаты были [4] получены при изучении антропометрических показателей студентов вузов в других регионах.

Наиболее частым нарушением режима питания является отсутствие завтрака. Так, установлено, что число первокурсников, которые не завтракают или завтракают не каждый, день составляет — 28%. На втором и третьем курсах, число таких студентов возрастает до 39% и 45% соответственно (рис. 2).

Как видно из диаграммы, около половины студентов к третьему курсу не успевают принимать пищу перед занятиями, и что негативно — это становиться «нормой» студенческой жизни.

Исследования последних лет показали, что между успеваемостью и режимом питания существует прямая зависимость: студенты, приступающие к занятиям

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%

Рис. 2. Число не завтракающих студентов (%).

натощак, хуже усваивают учебный материал. Поэтому особое внимание необходимо уделять не только приёму завтрака перед рабочим днём, но и его качеству. Диетологи считают, что завтрак должен состоять обязательно из горячего блюда и горячего тонизирующего напитка и содержать полноценные белки в количестве не менее 25-30 г (животный и растительный), около 30 г жира и 100 г углеводов [1].

Необходимой составляющей полноценного питания является режим питания, предполагающий 3-4 разовый приём пищи в течение дня. Наиболее оптимальный режим, когда приём пищи осуществляется в одно, и тоже время, а интервалы времени между ними не превышают 4-5 часов. Такой режим приёма пищи обеспечивает постепенное поступление питательных веществ и энергетического материала в течение периода максимальной активности. Проведённое анкетирование выявило дисбаланс в режиме питания студентов, который проявляется не только в снижении кратности приёма пищи, но и в увеличении интервалов между приёмами. На третьем курсе отмечается уменьшение числа студентов принимающих пищу 3 раза в день. Если, на первом и втором курсах они составляли по 18%, то на третьем курсе их количество уменьшилось до 6%. Число студентов, принимающих пищу 2 раза в день, напротив, значительно выросло. Так на первом курсе их число составляло 73%, на втором 80%, а на третьем увеличилось до 86%.

■ 3 и более раза в день Ш2 разв в день □ 1 раз в день

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рис. 3. Кратность приёма пищи в течение суток

Установлено, что 8% первокурсников принимают пищу в течение дня только 1 раз, что абсолютно не соответствует рекомендованным гигиеническим нормам питания. На втором курсе количество таких студентов уменьшается до 2%, а на третьем курсе каждый 10 студент принимает пищу один раз в день (10%) (рис.3).

Учебное расписание на третьих курсах составлено так, что получасовые перерывы между занятиями, расходуются практически на переезды между учебными базами, а на приём пищи не остаётся времени.

Недостаток времени между занятиями, влияет и на увеличение интервалов между приёмами пищи. Из результатов анкетирования выявлено, что у 16% первокурсников интервал между приемами пищи составляет 6 и более часов, на втором курсе таких студентов 12%, а на третьем курсе их количество увеличивается и составляет 22%.

Исследования показали, что неполноценное и несбалансированное питание наносит вред не только здоровью студентов, но и негативно отражается на усвоении ими учебного материала и на результатах образовательного процесса в целом. Негативное обстоятельство, которое выявил социологический опрос это ухудшение и удорожание питания в студенческих столовых. В связи с экономическим кризисом в стране произошло резкое подорожание стоимости обедов, при этом ухудшилось и качество кулинарной обработки, что сделало общественное питание недоступным для каждого третьего студента. Из студентов первых лет обучения 65% пользуются предприятиями общественного питания, но в последние годы почти в два раза увеличилось число студентов питающихся только в буфетах. Это увели-

Рис. 4. Суьективная оценка недостатка ингредиентов в пищевом рационе

чило чрезмерное потребление жидкости, в виде массы различных напитков, снизило полноценность питания и его соответствие возрастным нормам.

Исследования также выявили, что в студенческой среде популярен «американский» стиль питания — употребление большого количества бутербродов, которые запиваются газированными напитками, с небольшим содержанием овощей и фруктов. В перерывах между занятиями большинство студентов перекусывают продуктами быстрого питания: шоколад, конфеты, газированная вода, а также используют жевательную резинку.

Несколько слов о неполезной, нездоровой но, к сожалению очень популярной, особенно среди молодежи, пище — фастфуде, чипсах, газированных напитках и др. О вреде перечисленных продуктов знает около 80% наших студентов. При этом 35% — увлекаются фастфудом;

В 2004-м году С. Морган снял фильм «Двойная порция» («Super Size Me»), в котором проверил на себе пропагандируемую безопасность фастфуда. Он и другие исследователи в эксперименте показали, что «американский образ питания» вызывает резкое повышение уровня холестерина, нарушение функции печени, ухудшение состояния здоровья накопление избыточной массы тела [5].

Более половины опрошенных студентов первых лет обучения считают своё питание разнообразным, а 35% указывают на недостаток в рационе молочных, мясных и рыбных продуктов, фруктов и овощей (рис. 4).

Негативную роль, при этом играют отсутствие элементарных знаний об организации рационального питания. Анкетирование студентов 1-3-го курсов ИГМУ показало, что почти половина из них (45%) не владеют основами рационального питания, и не могут самостоятельно его организовать. В основном (52%) студенты не обращают внимание на качественный состав пищи (её биологическую ценность), а ориентируются главным образом на количество пищи.

Следующей проблемой питания является избыток потребления жиров, легкоусваиваемых углеводов, хлеба, картофеля, макаронных изделий и катастрофически

малое использование в меню фруктов, овощей и соков. Недостаточно по рациональным нормам использование молочных продуктов и рыбы.

Исследования показали, что большую часть суток студенты ведут малоподвижный образ жизни (за исключением тех, кто занимается спортом). Чтобы предупредить последствия этого студентам необходимо больше включать в рацион растительную пищу, богатую пищевыми волокнами. На протяжении всего периода учебы, и особенно во время экзаменационной сессии, большое внимание следует уделять потреблению витаминов — свежих фруктов и овощей, зелени, плодовоягодных отваров и сиропов. Согласно нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации студенты относятся к работникам преимущественно умственного труда. Для юношей потребность в энергии должна составлять 2450 ккал, для девушек — 2000 ккал. Потребность в белках, соответственно — 72 г и 61 г; в жирах 81 г и 67 г; в углеводах — 358 и 289 г. Потребность в витаминах и минеральных веществах также приравнивается к таковым для лиц 1 группы интенсивности труда [1].

Среди причин, которые не позволяют самостоятельно организовать рациональное питание студентов, опрошенные на первое место поставили организационные («не хватает времени») — 30%. Экономическая причина оказалась на втором месте — 25%.

При анализе ориентированности опрошенных на физиологичность питания было выявлено, что только 65% планируют придерживаться принципов рационального питания, и, только 28% связывают свою будущую профессиональную деятельность с вопросами физиологичного питания. Это, несмотря на то, что реально профессиональная деятельность выпускников факультетов непосредственно связана с вопросами питания.

Если подвести итог, то можно сказать, что большинство студентов питаются нерегулярно, перекусывая на ходу, часто не запивают пищу. В рационе питания многих преобладают углеводы, т.к. за счет них легче восполнить энергетические затраты. Беспокоит рост популярности у студентов продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты.

Опрос так же показал, что организация рационального питания в вузе востребована студентами, и принесла бы ощутимую пользу в повышении уровня здоровья и рационализации общего режима дня. Несомненно, также, и то, что организация физиологически правильного питания студентов имеет важное и учебно-воспитательное значение, иллюстрирующее практическое применение принципов рационального питания, повышая ориентированность будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березина И.С., Бритвин В.В., Гопьчикова Н.Ю., Дожук И.В. Школа здоровья: Учебное пособие. — Архангельск: Архангельский медицинский колледж, 2010. — 112 с.

2. Галкин А.А., Одинцов Н.И. Анализ мотивации рационального питания студентов ГМА на медицинских и немедицинских факультетах. // Материалы 11-ой региональной науч.-практ. конф. / Под ред. И.В. Шешунова, Е.Н. Касаткина. — Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2007. — С. 27.

3. Румянцев Г.И. Гигиена. — Изд.2-е, доп. и перераб. — М.: Медицина, 2000. — 608с.

4. Сахарова О.Б., Лапардин М.П., Кику П.Ф., Гришанов А.В. Организация общественного питания в Дальневосточном государственном университете и заболеваемость студентов. // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — №3. — С. 87-93.

5. Фасфуд без вреда /http://doctor-travel.ru/vkusnaya_zhizn/ gruppy_diet/256/

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ Карабинская Ольга Арнольдовна — ассистент,

Изатулин Владимир Григорьевич профессор д.м.н., Макаров Олег Александрович — профессор, д.м.н., Колесникова Оксана Владимировна — ассистент, к.б.н.,

Калягин Алексей Николаевич — проректор по лечебной работе и последипломному образованию, доцент, д.м.н., Атаманюк Александр Болеславович заведующий курсом, доцент, к.м.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.