Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЦ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ'

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЦ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ / САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИЯ / INTELLECTUAL DEFICITS / INTELLECTUAL DISABILITIES / MENTAL RETARDATION / OLYGOPHRENOPEDAGOGY / ADAPTIVE POTENTIAL / INDIVIDUAL ADAPTIVE PROFILE / SELF-AWARENESS OF A PERSON / SOCIAL ADAPTATION / PERSONAL DISADAPTATION / OLYGOPHRENOPSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Татьяна Ивановна

В статье представлен и методологически обоснован практический вариант комплексной оценки личностного адаптационного потенциала лиц разного возраста с интеллектуальными нарушениями, позволяющий формировать индивидуальный адаптационный профиль на основании количественной оценки качественных показателей адаптивности/дезадаптивности субъектов диагностики с легкой умственной отсталостью. На основании данного профиля может быть в дальнейшем усилиями специалистов составлен индивидуальный адаптационный маршрут, учитывающий как нарушенные, так и относительно сохранные звенья адаптационного потенциала и реализующий дифференцированный подход к организации коррекционно-воспитательных воздействий. Адаптационный профиль составляется на основании экспертной оценки специалистов по ряду параметров, отражающих уровень развития компонентов адаптационного потенциала воспитанника с нарушением интеллекта легкой степени выраженности. Уровень адаптивности представляет собой сумму оценок всех качественных параметров личностной, поведенческой, компетентностной реализации имеющихся у лица с интеллектуальными нарушениями адаптационных ресурсов. В индивидуальном адаптационном профиле рассмотрены следующие компоненты адаптивности: телесный, биографический, познавательный, эмоциональный, регулятивный, рефлексивный, прогностический, деятельностный, творческий, морально-нравственный, социально-бытовой, технический, профессиональный. Особую актуальность составление подобного адаптационного профиля приобретает для лиц с легкой степенью умственной отсталости, официально не имеющих инвалидности и юридически полностью дееспособных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PERSONAL ADAPTATION POTENTIAL OF PERSONS WITH MILD INTELLECTUAL DISABILITY

The article presents and provides a methodological foundation of a practical variant of comprehensive assessment of personal adaptation potential of persons of different ages with intellectual disabilities, which allows creating an individual adaptation profile on the basis of quantitative estimation of qualitative indicators of adaptivity / dysadaptivity of diagnostics subjects with mild intellectual disability. Then, on the basis of this profile, specialists can work out an individual adaptation route taking into account both impaired and relatively safe chains of the adaptation potential and realizing a differentiated approach to the organization of rehabilitation-educational interventions. The adaptation profile is made up on the basis of expert estimation by specialists on a number of parameters reflecting the level of development of the components of the adaptation potential of the patient with mild intellectual disability. The level of adaptivity is a sum total of the scores of all qualitative parameters of personal, behavioral and competence-based realization of the adaptive resources of a person with intellectual disability. The following adaptive components are singled out in the individual adaptive profile: bodily, biographical, cognitive, emotional, regulatory, reflexive, prognostic, activity-based, creative, moral-ethical, socio-economic, technological, and professional. The creation of such an adaptive profile is especially urgent for persons with mild intellectual disability, who have no official status of disability and are fully legally capable.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЦ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ»

УДК 376.42:159.923 DOI 10.26170/sp20-01-04

ББКЮ972.5 ГСНТИ 15.41.21; 14.07.03 Код ВАК 19.00.10

Т. И. Кузьмина T. I. Kuz'mina Москва, Россия Moscow, Russia

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЦ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Аннотация. В статье представлен и методологически обоснован практический вариант комплексной оценки личностного адаптационного потенциала лиц разного возраста с интеллектуальными нарушениями, позволяющий формировать индивидуальный адаптационный профиль на основании количественной оценки качественных показателей адаптивно-сти/дезадаптивности субъектов диагностики с легкой умственной отсталостью. На основании данного профиля может быть в дальнейшем усилиями специалистов составлен индивидуальный адаптационный маршрут, учитывающий как нарушенные, так и относительно сохранные звенья адаптационного потенциала и реализующий дифференцированный подход к организации коррекционно-воспита-тельных воздействий. Адаптационный профиль составляется на основании экспертной оценки специалистов по ряду параметров, отражающих уровень развития компонентов адаптационного потенциала воспитанника с нарушением интеллекта легкой степени выраженности. Уровень адаптивности представляет собой сумму оценок всех качественных параметров личностной, поведенческой, ком-петентностной реализации имеющих-

ASSESSMENT OF PERSONAL ADAPTATION POTENTIAL OF PERSONS WITH MILD INTELLECTUAL DISABILITY

Abstract. The article presents and provides a methodological foundation of a practical variant of comprehensive assessment of personal adaptation potential of persons of different ages with intellectual disabilities, which allows creating an individual adaptation profile on the basis of quantitative estimation of qualitative indicators of adaptivity / dysadaptivity of diagnostics subjects with mild intellectual disability. Then, on the basis of this profile, specialists can work out an individual adaptation route taking into account both impaired and relatively safe chains of the adaptation potential and realizing a differentiated approach to the organization of rehabilitation-educational interventions. The adaptation profile is made up on the basis of expert estimation by specialists on a number of parameters reflecting the level of development of the components of the adaptation potential of the patient with mild intellectual disability. The level of adaptivity is a sum total of the scores of all qualitative parameters of personal, behavioral and competence-based realization of the adaptive resources of a person with intellectual disability. The following adaptive components are singled out in the individual adaptive profile: bodily, biographical, cognitive, emotional, regulatory, reflex-

ся у лица с интеллектуальными нарушениями адаптационных ресурсов. В индивидуальном адаптационном профиле рассмотрены следующие компоненты адаптивности: телесный, биографический, познавательный, эмоциональный, регулятивный, рефлексивный, прогностический, дея-тельностный, творческий, морально-нравственный, социально-бытовой, технический, профессиональный. Особую актуальность составление подобного адаптационного профиля приобретает для лиц с легкой степенью умственной отсталости, официально не имеющих инвалидности и юридически полностью дееспособных.

Ключевые слова: нарушения интеллекта; интеллектуальные нарушения; умственная отсталость; олигофренопедагогика; адаптационный потенциал; индивидуальный адаптационный профиль; самосознание личности; социальная адаптация; дезадаптация личности; олигофренопсихология.

Сведения об авторе: Кузьмина Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук.

Место работы: доцент кафедры специальной психологии и реабили-тологии, Московский государственный психолого-педагогический университет.

Контактная информация: 127051,

E-mail: ta-1@list.ru.

ive, prognostic, activity-based, creative, moral-ethical, socio-economic, technological, and professional. The creation of such an adaptive profile is especially urgent for persons with mild intellectual disability, who have no official status of disability and are fully legally capable.

Keywords: intellectual deficits; intellectual disabilities; mental retardation; olygophrenopedagogy; adaptive potential; individual adaptive profile; self-awareness of a person; social adaptation; personal disadaptation; olygophreno-psychology.

About the author: Kuz'mina Tat'ya-na Ivanovna, Candidate of Psychology.

Place of employment: Associate Professor of Department of Special Psychology and Rehabilitation Studies, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia.

Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29.

Лица с интеллектуальными нарушениями (детского, подросткового, юношеского и взрослого возраста) имеют стойкое, необратимое нарушение психического, преимущественно интеллектуального, развития, возни© Кузьмина Т. И., 2020

кающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органического поражения центральной нервной системы, в связи с чем испытывают значительные трудности при формировании и реализации социализационных компонентов

поведенческой и познавательной активности на всех возрастных этапах [2; 3; 4; 5; 6; 7].

Лица с легкой умственной отсталостью испытывают трудности профессионального самоопределения относительно последующего поступления в средние специальные учебные заведения, обучения в них и организации дальнейшей самостоятельной жизни. Нередко самостоятельная жизнь, связанная с окончанием школы и достижением совершеннолетия, для них ознаменована формированием асоциального поведения, зависимости от психоактивных веществ или других людей, отсутствием трудовой занятости, маргинализацией и в целом нарушением социального взаимодействия, достигающего уровня дезадаптации [6; 7; 14].

Социальная адаптация — процесс и результат установления относительного взаимного соответствия между потребностями личности и требованиями социальной среды [17, а 138]. Психологическое содержание личностной адаптации определяется через осознание субъектом изменений окружающей среды и рефлексию контекста ситуационной средовой картины; через реализацию собственных адаптивных возможностей, необходимых для преобразования вариантов взаимодействия с окружающей средой и самим собой; через транс-

формацию способов взаимодействия с миром сообразно наличной ситуации; через эгоориента-цию как возможное следствие усиления потребности в самораскрытии; через изменение я-кон-цепции [1; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 15; 16; 17; 18; 19; 20].

В случае с лицами, имеющими нарушения интеллекта, все психологическое содержание личностной адаптационной направленности имеет качественную специфику, заключающуюся: 1) в сложности восприятия ситуационных задач; 2) сложности выработки адекватной эмоциональной оценки происходящих событий и своего места в них; 3) трудностях построения алгоритмов действий в ситуации; 4) наличии стереотипных способов построения отношений с окружающими без учета требований наличной ситуации и особенностей диалогического взаимодействия с другими. Также наблюдается качественное своеобразие структуры и содержания я-концепции. [6; 7].

У лиц с умственной отсталостью означенные личностные адаптационные ресурсы организованы и проявлены вовне специфически. Так, например, ценностные ориентации зачастую имеют гедонистический уклон, а направленность личности далеко не всегда является положительной и просоциальной. Особенно в подростковом возрасте

она неустойчива и в большей степени асоциальна. Для подростков с умственной отсталостью характерны неустойчивые поведенческие ориентации, преимущественно основанные на получении личной выгоды или на страхе, а не на морально-нравственном компоненте. В сознательном возрасте у лиц с умственной отсталостью отмечаются значительные расхождения между «я» реальным и «я» идеальным. У лиц данной категории этот факт говорит не столько о непринятии себя (так как зачастую самооценка и уровень притязаний остаются неадекватно завышенными, несмотря на имеющиеся тенденции к их адеквати-зации), сколько о том, что недостаточно хорошо развивается способность понимать свои потенциальные возможности наряду с оценкой их на предмет реалистичности («Я хочу быть таким...», «Я хочу быть таким, как.») [6; 7].

При этом сохраняется неадекватное представление о возможности перехода «идеальных» прообразов и качеств в реальную перспективу и высокий запрос на принятие окружающими субъекта с умственной отсталостью «таким, как есть». Рефлексия на всех возрастных этапах находится на низком уровне, активизируясь лишь на этапе подросткового/юношеского возраста и, как

правило, угасая без должного развития навыка обращения к себе, которому не уделяется внимания в учебно-воспитательном процессе. Эмпатия и доброжелательность при их наличии также специфически окрашены ситуативностью, могут сменяться агрессивностью в случае конфликта интересов. Волевой контроль над импульсами, аффектом и побуждениями снижен, характерна внушаемость и ведомость, импульсивность, несдержанность, агрессивность (в том числе и ауто-агрессия, саморазрушающее поведение). При отсутствии достаточного самоконтроля и саморегуляции таким лицам необходим внешний контроль как на уровне эмоциональных проявлений, так и в области любой выполняемой деятельности. Адаптивные свойства интеллекта снижены в силу первичного нарушения, мышление шаблонно, стереотипно, туго-подвижно, также редуцировано чувство юмора, которое при наличии может отличаться грубостью, примитивностью, жестокостью.

Рассматривать возможность изучения потенциальной способности к социализации и социальной адаптации умственно отсталых лиц, на наш взгляд, необходимо в контексте определения личностного адаптационного потенциала и формирования разнообразных характеристик адаптивных механизмов и способно-

стей человека с нарушением интеллекта. Адаптационный потенциал личности и при нормативном, и при нарушенном развитии можно описать:

• как интегративную индивидуальную характеристику, выражающуюся в соотношении человека с миром и системными взаимосвязями, существующими в нем, а также в направленности его личности, внутренних личностных ресурсах, интенциальности поведения;

• систему знаний и установок субъекта, регулирующих деятельность и отношения с окружающими, способность действовать в изменяющихся условиях и самостоятельно формировать благоприятные условия собственной реализации;

• набор актуальных знаний, умений, навыков и компетенций для осуществления необходимой деятельности;

• способность нестереотипно разрешать возникающие проблемные ситуации;

• потенциальность творческой (условно-творческой) реализации.

В работе практикующего специального педагога и психолога с лицами с умственной отсталостью крайне важен аспект разработки инструментария оценки адаптационного потенциала субъекта педагогического, психологического, воспитательного воздействия с нарушением интеллекта с

целью выделения нарушенных и сохранных звеньев в формировании и реализации адаптивных способностей личности и осуществлении поведенческой активности. Отражением такой оценки может стать индивидуальный адаптационный профиль ученика или коллективный адаптационный профиль класса, сформированный на основании количественной оценки качественных показателей адаптивности/дезадап-тивности субъектов диагностики. На основании данного профиля может быть в дальнейшем усилиями специалистов составлен индивидуальный адаптационный маршрут, учитывающий как нарушенные, так и относительно сохранные звенья адаптационного потенциала. Адаптационный профиль составляется на основании экспертной оценки, полученной от специалистов относительно ряда параметров, отражающих адаптационный потенциал учащегося. Уровень адаптивности представляет собой сумму оценок всех качественных параметров личностной, поведенческой, ком-петентностной реализации имеющихся у учащегося адаптационных ресурсов. Ниже приведены параметры оценки личностного адаптивного потенциала. Пункты 1 —10 подходят для субъектов всех возрастов. Для субъектов подросткового/юношеского и взрослого возраста добавляются к

оценке еще пункты 11—13. Если выявляются иные особенности компонентов поведенческого потенциала адаптивных возможностей, не указанные ниже, они предполагают качественную оценку и в обязательном порядке учитываются, но не оцениваются в баллах («другое» — 0 баллов).

Оценка личностного адаптационного потенциала при нарушении интеллекта

1. Телесный компонент — сохранное соматическое здоровье, физические и физиологические функции организма:

- «достаточная адаптивность», 3 балла — соматическое здоровье, отсутствие физических ограничений в деятельности в школьном и подростковом/ юношеском возрасте, отсутствие физических профессиональных ограничений во взрослом возрасте;

- «низкая адаптивность», 2 балла — соматическая ослаблен-ность, физические ограничения в деятельности, злоупотребление ПАВ в младшем школьном, подростковом/юношеском возрасте, физические профессиональные ограничения во взрослом возрасте;

- «дезадаптивность», 1 балл — хронические заболевания, в том числе зависимости от ПАВ (алкоголизм, наркомания и другие) в младшем школьном,

подростковом/юношеском и взрослом возрасте.

2. Биографический компонент — социальная ситуация развития (семейная ситуация, образовательная и воспитательная ситуация):

- «достаточная адаптивность», 3 балла — благоприятная социальная ситуация развития (хорошее материальное положение семьи, конструктивные взаимоотношения в семье, получение дифференцированного/ интегрированного обучения);

- «низкая адаптивность», 2 балла — неблагоприятная социальная ситуация развития (деструктивная, дисфункциональная семья, ограниченные материальные ресурсы семьи, зависимости и маргинализация в семье), которая компенсируется в рамках образовательного учреждения при дифференцированном обучении (преимущественно интернатного типа). Получение субъектом инклюзивного образования. Доказанные факты совершения субъектом правонарушений, квалифицирующихся в административном кодексе;

- «дезадаптивность», 1 балл — неблагоприятная социальная ситуация развития (бедственное материальное положение семьи, дисфункциональные взаимоотношения в семье, за-

висимости, маргинализация) не компенсируется коррекци-онно-педагогическим воздействием в рамках образовательного учреждения (например, при инклюзивном образовании). Минимализация воспитательных воздействий. Совершение субъектом правонарушений, квалифицирующихся в уголовном кодексе.

3. Познавательный параметр (развитие высших психических функций, познавательная активность, способность к адекватному восприятию и оценке ситуаций):

- «достаточная адаптивность», 3 балла — достаточно успешное в рамках имеющегося состояния формирование познавательной активности в условиях дифференцированного/ инклюзивного обучения, усвоение адаптивной образовательной программы в рамках возрастных и интеллектуальных ограничений, хорошая успеваемость в специальной (коррекционной) школе;

- «низкая адаптивность», 2 балла — сложности в усвоении программного материала и при дифференцированном/инклюзивном обучении, средняя и ниже среднего успеваемость в рамках предусмотренной адаптивной образовательной программы;

- «дезадаптивность», 1 балл — возрастные и интеллектуаль-

ные ограничения познавательной активности, (в ряде случаев) подкрепленные педагогической запущенностью, низкая успеваемость, неуспеваемость в рамках соответствующей адаптивной образовательной программы.

4. Эмоциональный компонент — эмоциональное отношение к ситуации, получение эмоций удовольствия/неудовольствия:

- «достаточная адаптивность», 3 балла — адекватность эмоций наличной ситуации, особенно в незнакомой ситуации, ассертивность;

- «низкая адаптивность», 2 балла — неадекватность эмоций в незнакомой ситуации, адеква-тизация их после разбора ситуации и объяснения ее специфики, незначительные проявления агрессивности/пассивности;

- «дезадаптивность», 1 балл — неадекватность эмоциональных оценок и проявлений в ситуации, выраженная агрессивность или пассивность.

5. Регулятивный компонент — самоконтроль/саморегуляция, способность управлять собственной деятельностью на всех ее этапах, начиная от мотивации и целепола-гания, заканчивая оценкой результатов. Способность осознавать свои эмоциональные состояния, управлять их выражением сообразно наличной ситуации:

- «достаточная адаптивность», 3 балла — имеется собственный контроль поведения в знакомых и незнакомых ситуациях, способность регулировать эмоциональные проявления в разнообразных ситуациях (особенно контроль проявлений агрессии и влечений);

- «низкая адаптивность», 2 балла — необходим частичный внешний контроль, «внешняя воля», реализующаяся в действиях сторонних лиц по отношению к поведению субъекта, необходимо сопровождение в незнакомых ситуациях, в связи с тем что способность регулировать эмоциональные проявления нестабильна, особенно в незнакомых ситуациях и с незнакомыми людьми;

- «дезадаптивность», 1 балл — необходим тотальный внешний контроль поведения, сопровождение. Присутствует неспособность к эмоциональной регуляции и самоконтролю (особенно контролю влечений и проявлений агрессии).

6. Рефлексивный компонент — развитие самосознания и формирование я-концепции как итогового продукта самопознания:

- «достаточная адаптивность», 3 балла — осознание себя как субъекта просоциального поведения, относительно сформированная я-концеция, ус-

тойчивые / относительно устойчивые поведенческие ориентации, достаточно предсказуемое поведение, способность декларировать свое возможное поведение;

- «низкая адаптивность», 2 балла — дестабилизация осознания себя как субъекта поведения, частично сформированная / не сформированная я-концеция, неустойчивые поведенческие ориентации, ограниченно предсказуемое поведение;

- «дезадаптивность», 1 балл — осознание себя как субъекта асоциального поведения / отсутствие осознания своих поступков. Несформированная / относительно сформированная я-концеция / я-концепция, сформированная с асоциальным уклоном, устойчивые асоциальные / относительно устойчивые / неустойчивые поведенческие ориентации. Непредсказуемое, хаотичное поведение, предсказуемые асоциальные поведенческие тенденции.

7. Прогностический компонент — способность соотноситься с контекстом системных взаимосвязей в понимании возможной самореализации в поступке:

- «достаточная адаптивность», 3 балла — понимание отдаленных последствий поступка, принятие решения с опорой на предположение и принятие возможных последствий;

- «низкая адаптивность», 2 балла — ограниченное понимание отдаленных последствий поступка, принятие решения без опоры на предполагаемые последствия;

- «дезадаптивность», 1 балл — отсутствие понимания отдаленных последствий поступка, импульсивные, реактивные действия.

8. Деятельностный компонент — знания, умения, навыки, компетенции в области выполняемой деятельности:

- «достаточная адаптивность», 3 балла — полный набор необходимых для самостоятельного принятия решения и осуществления действий знаний, умений, навыков, сформированных жизненных компетенций (в соответствии с возрастом и степенью снижения интеллекта);

- «низкая адаптивность», 2 балла — редуцированный набор знаний, умений, навыков, сформированных жизненных компетенций, необходимых для самостоятельного принятия решения и осуществления действий;

- «дезадаптивность», 1 балл — отсутствие набора знаний, умений, навыков, сформированных жизненных компетенций, необходимых для самостоятельного принятия решения и осуществления действий.

9. Творческий компонент — творческий потенциал, способность к созданию продукта творчества, уважительное отношение к чужому творчеству:

- «достаточная адаптивность», 3 балла — способность к самостоятельному или самостоятельному воссоздающему творчеству, наличие хобби, эстетических потребностей;

- «низкая адаптивность», 2 балла — ограниченная способность к творчеству, необходимость организующей помощи, отсутствие хобби, увлечений, невыраженные эстетические потребности;

- «дезадаптивность», 1 балл — неспособность к творчеству, негативное отношение к его проявлениям, отсутствие эстетических потребностей, гедонистические тенденции в поведении.

10. Морально-нравственный компонент — морально-нравственные основы поведения, понимание оснований своих поступков и поступков других людей, способность объяснить свои поступки и давать объяснения поступкам других:

- «достаточная адаптивность», 3 балла — поступки в соответствии с общепринятыми нормами, незначительные девиации, развитая способность, ограниченная способность к объяснению своих поступков;

- «низкая адаптивность», 2 балла — девиации поведения, не доходящие до границы делин-квентности, ограниченная способность к объяснению своих поступков;

- «дезадаптивность», 1 балл — делинквентное поведение, неспособность объяснить свои поступки и поступки других людей, реактивное поведение.

11. Социально-бытовой компонент — способность к самообслуживанию, навыки социально-бытовой ориентировки, деловое письмо, элементарные правовые представления:

- «достаточная адаптивность», 3 балла — сформированные навыки СБО, делового письма, наличие элементарных прикладных правовых знаний;

- «низкая адаптивность», 2 балла — недостаточно сформированные навыки СБО, делового письма, размытые элементарные прикладные правовые представления;

- «дезадаптивность», 1 балл — несформированные навыки СБО, делового письма, отсутствие элементарных прикладных правовых знаний.

12. Технологический компонент — способность к использованию электронных ресурсов (мессенд-жеры, Интернет, социальные сети):

- «достаточная адаптивность», 3 балла — способность поль-

зоваться электронными и сетевыми ресурсами в целях общения, поиска необходимой информации или работы, проведения досуга и т. д.;

- «низкая адаптивность», 2 балла — ограниченная способность пользоваться электронными и сетевыми ресурсами в целях общения, поиска необходимой информации или работы, проведения досуга, использование сетевых и электронных ресурсов при совершении правонарушений (например, мошеннических действий);

- «дезадаптивность», 1 балл — неспособность пользоваться электронными и сетевыми ресурсами в целях общения, поиска необходимой информации или работы, проведения досуга, использование сетевых и электронных ресурсов в преимущественно противоправных целях.

13. Профессиональный компонент — получение конкретных профессиональных навыков для выполнения той или иной профессиональной деятельности:

- «достаточная адаптивность», 3 балла — получение и успешное формирование навыков, необходимых для ведения профессиональной деятельности в рамках получения среднего специального образования, а также на уроках труда и СБО;

- «низкая адаптивность», 2 балла — ограниченная способность к формированию навыков, необходимых для ведения профессиональной деятельности в рамках получения среднего специального образования, а также на уроках труда и СБО;

- «дезадаптивность», 1 балл — неспособность к формированию навыков, необходимых для ведения профессиональной деятельности в рамках получения среднего специального образования, а также на уроках труда и СБО. Составление индивидуального

адаптационного профиля возможно через оценку его структурных компонентов, которая может быть дана на основе наблюдений, экспертных оценок, анализа документации, фактов биографии, результатов анализа поведения, продуктов деятельности, оценки сформированности знаний, умений, навыков и компетенций, специфики социального взаимодействия. В качестве экспертов могут быть задействованы учителя, воспитатели, логопеды, дефектологи и любые специалисты, работающие с ребенком/подростком/юношей/взрослым. Отдельные оценки параметров можно также запросить у родителей, если это возможно. Количествен-

ная оценка дается суммарно в баллах и отдельно в рамках уровней адаптации. За характеристики, находящиеся в разделе «достаточная адаптивность», присваивается 3 балла, в разделе «низкая адаптивность» — 2 балла, и в разделе «дезадаптивность» — 1 балл, в разделе «другое» — 0 баллов. Таким образом, максимальная оценка — 39 баллов по сумме оценок всех компонентов, минимальная — 0 баллов.

Дифференцированная оценка в рамках уровней адаптации (в баллах):

- параметр «достаточная адаптивность»: max — 39 / min — 0;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- параметр «низкая адаптивность»: max — 26 / min — 0;

- параметр «дезадаптивность»: max — 13 / min — 0;

- параметр «другое» — 0 баллов (используется в качественной оценке полученных данных, отражает ситуационную вариативность проявлений).

Общая оценка в рамках уровней адаптации (в баллах):

- «достаточная адаптивность»: max — 39 / min — 27;

- «низкая адаптивность»: max — 26 / min — 14;

- «дезадаптивность»: max — 13 / min — 0.

Пример представления индивидуального адаптационного профиля приведен на рисунке 1.

профессиональный

техническин социально-бытовой морально-нравственный творческий деятельностный прогностический рефлексивный регулятивный эмоциональный познавательный биографический телесный

0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5

Рис. 1. Пример формирования индивидуального адаптационного профиля (в баллах). Индивидуальный адаптационный профиль (юноша М., 17 лет)

Общая и дифференцированная качественно-количественная оценка компонентов индивидуального адаптационного профиля

Общая адаптивность — «низкая» (24 балла). Параметр «достаточная адаптивность» (6 баллов).

Сохранными личностно-адап-тационными компонентами являются профессиональный и телесный: соматически здоров и успешно овладевает профессией столяра, показывает лучший в учебной группе результат.

Параметр «низкая адаптивность» (14 баллов).

На уровне низкой адаптивности развиты технический, социально-бытовой, творческий, дея-тельностный, рефлексивный, познавательный и биографический компоненты. Субъект диагностики имеет отдельные навыки социально-бытовой ориентировки, пользуется техническими средствами общения в сети Интернет, иногда общается/знакомится с целью пообщаться с людьми посредством соцсетей. Частично осознает собственные интеллектуальные и личностные особенности, стремится их не раскры-

вать перед другими, любит мультфильмы, красивые картинки из Интернета, пытается рисовать/срисовывать их самостоятельно, указывает, что эта деятельность ему нравится, это хобби. Восхищается теми, кто рисует «с нуля». Умеет планировать свою деятельность, осуществляет пошаговый контроль действий. В целом деятельность растянута во времени, целепола-гание и доведение до получения результата затруднено. Неусидчив, быстро переключаем, но понимает это, пытается себя контролировать. Ему нравится говорить о себе с другими, но слышать о себе предпочитает только хорошее. Рефлексирует на доступном ему уровне. Сравнивает себя со сверстниками. Часто огорчается, что у него «нет стольких возможностей, сколько у других». Имеет среднюю успеваемость по соответствующей программе, учиться не любит, скучает на уроках. Не любит преодолевать трудности, если деятельность не получается, оставляет ее. Живет в неполной многодетной семье, где есть еще 2 брата и 3 сестры. Материальное положение семьи сложное, вынужден иногда подрабатывать раздачей рекламных листовок. Имеет вредные привычки (курение, употребляет спиртное).

Дезадаптивность (4 балла).

На дезадаптивном уровне находятся компоненты: морально-нравственный, регулятивный, эмоциональный, прогностический. В общении со сверстниками и взрослыми проявляет «взрывной» характер, несдержан в словах и жестах, употребляет обсценную лексику, грубит и дерзит взрослым, занимается рукоприкладством по отношению к сверстникам. Морально-нравственным эталоном считает образ вора в законе, который не работает, но «все деньги контролирует». Понимания последствий возможной для себя связи с криминалом не имеет; думает, что сможет занять «козырное» место в преступной иерархии. Наказание по определенным статьям Уголовного кодекса считает «почетным» и «авторитетным». В связи с этим поступление в среднее специальное учебное заведение не планирует, на работу устраиваться по окончании школы не хочет. Пытается наладить знакомства с представителями криминального мира.

Рекомендации: профориента-ционное консультирование, воспитательно-правовая поддержка, сообщение элементарных соци-оправовых знаний, индивидуальная тренировка способов обхождения с агрессией, развитие ситуационно-прогностических функций через анализ реальных си-

туативных и литературных примеров.

На основе качественно-количественной оценки индивидуального адаптационного потенциала возможно составление индивидуальной программы адаптации с опорой на сохранные адаптационные звенья, с активацией сниженных адаптационных возможностей и попыткой преодоления элементов дезадаптивности в поведении, в том числе за счет формирования жизненных компетенций в рамках направления развития личности обучающихся и выпускников с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающих возможность социализации и социальной адаптации (ср. Приказ Минобрнауки России от 19.12. 2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»).

Литература

1. Богомолов, А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А. М. Богомолов. — Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2008. — № 1. — С.67—73.

2. Кожалиева, Ч. Б. Диагностика уровня развития самосознания и содержания образа «Я» у подростков с нарушением интеллекта (методические рекомендации) / Ч. Б. Кожалиева. — Москва : Издательство МГОУ, 2007. — Текст : непосредственный.

3. Конева, И. А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития / И. А. Конева. — Текст : непосредственный // Специальная психология. — 2004. — № 1. — С. 22—25.

4. Коробейников, И. А. Феноменология, генезис и критерии диагностики легкой умственной отсталости / И. А. Коробейников. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 1. — С. 16—23.

5. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. — Москва : ПЕР СЭ, 2002. — Текст : непосредственный.

6. Кузьмина, Т. И. Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности / Т. И. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. — 2015. — Т. 4. — № 4. — С. 310—314.

7. Кузьмина, Т. И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью / Т. И. Кузьмина. — Москва : НКЦ, 2016. — Текст : непосредственный.

8. Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика : моногр. / С. А. Ларионова. — Белгород, 2002. — Текст : непосредственный.

9. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа / Д. А. Леонтьев. — Текст : непосредственный // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ имени М. В. Ломоносова / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. — Москва : Смысл, 2002. — Вып. 1. — С. 56—65.

10. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях /А. Г. Маклаков. — Текст : непосредственный // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 1. — С. 16—24.

11. Медведев, В. И. Адаптация человека / В. И. Медведев. — Санкт-Петербург :

Институт мозга человека РАН, 2003. — Текст : непосредственный.

12. Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) / А. А. Налчаджян. — Ереван : АН АрмССР, 1988. — Текст : непосредственный.

13. Осницкий, А. К. Определние характеристик социальной адаптации / А. К. Ос-ницкий. — Текст : непосредственный // Журнал практического психолога. — 1998. — № 1. — С. 54—64.

14. Пирожков, В. Ф. Криминальная психология / В. Ф. Пирожков. — Москва : Ось-89, 2007. — Текст : непосредственный.

15. Посохова, С. Т. Адаптационный потенциал личности / С. Т. Посохова. — Текст : непосредственный // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2010. — Т. 5. — № 1. — С. 35—39.

16. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан. — Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008. — Текст : непосредственный.

17. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — Текст : непосредственный.

18. Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме / М. В. Ромм. — Новосибирск : Наука, 2002. — Текст : непосредственный.

19. Толстых, Ю. И. Современные подходы к категории «адаптационный потенциал» / Ю. И. Толстых. — Текст : непосредственный // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. — 2011. — № 1. — С. 493— 496.

20. Ушаков, И. Б. Адаптационный потенциал человека / И. Б. Ушаков. — Текст : непосредственный // Вестник Российской академии медицинских наук. — 2004. — № 3. — С. 8—13.

References

1. Bogomolov, A. M. Lichnostnyy adapt-atsionnyy potentsial v kontekste sistemnogo analiza / A. M. Bogomolov. — Tekst : neposredstvennyy // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2008. — № 1. — C.67—73.

2. Kozhalieva, Ch. B. Diagnostika urovnya razvitiya samosoznaniya i soderzhaniya obraza «Ya» u podrostkov s narusheniem intellekta (metodicheskie rekomendatsii) / Ch. B. Kozhalieva. — Moskva : Izdatel'stvo MGOU, 2007. — Tekst : neposredstvennyy.

3. Koneva, I. A. K probleme pozdney dif-ferentsial'noy diagnostiki intellektual'nogo nedorazvitiya i zaderzhki psikhicheskogo razvitiya / I. A. Koneva. — Tekst : neposred-stvennyy // Spetsial'naya psikhologiya. — 2004. — № 1. — S. 22—25.

4. Korobeynikov, I. A. Fenomenologiya, genezis i kriterii diagnostiki legkoy ums-tvennoy otstalosti / I. A. Korobeynikov. — Tekst : neposredstvennyy // Vospitanie i obu-chenie detey s narusheniyami razvitiya. — 2012. — № 1. — S. 16—23.

5. Korobeynikov, I. A. Narusheniya razvi-tiya i sotsial'naya adaptatsiya / I. A. Koro-beynikov. — Moskva : PER SE, 2002. — Tekst : neposredstvennyy.

6. Kuz'mina, T. I. Izuchenie samosoz-naniya v kontekste spetsial'noy psikhologii lichnosti / T. I. Kuz'mina. — Tekst : nepos-redstvennyy // Izvestiya Saratovskogo uni-versiteta. Novaya seriya. Ser.: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. — 2015. — T. 4. — № 4. — S. 310—314.

7. Kuz'mina, T. I. Psikhologicheskaya diagnostika samosoznaniya lits raznogo voz-rasta s intellektual'noy nedostatochnost'yu / T. I. Kuz'mina. — Moskva : NKTs, 2016. — Tekst : neposredstvennyy.

8. Larionova, S. A. Sotsial'no-psikhologi-cheskaya adaptatsiya lichnosti: teoretiche-skaya model' i diagnostika : monogr. / S. A. La-rionova. — Belgorod, 2002. — Tekst : neposredstvennyy.

9. Leont'ev, D. A. Lichnostnoe v lichnosti: lichnostnyy potentsial kak osnova / D. A. Le-ont'ev. — Tekst : neposredstvennyy // Uchenye zapiski kafedry obshchey psikho-logii MGU imeni M. V. Lomonosova / pod red. B. S. Bratusya, D. A. Leont'eva. — Moskva : Smysl, 2002. — Vyp. 1. — S. 56—65.

10. Maklakov, A. G. Lichnostnyy adapta-tsionnyy potentsial: ego mobilizatsiya i pro-gnozirovanie v ekstremal'nykh usloviyakh /

A. G. Maklakov. — Tekst : neposred-stvennyy // Psikhologicheskiy zhurnal. — 2001. — T. 22, № 1. — S. 16—24.

11. Medvedev, V. I. Adaptatsiya cheloveka / V. I. Medvedev. — Sankt-Peterburg : Institut mozga cheloveka RAN, 2003. — Tekst : neposredstvennyy.

12. Nalchadzhyan, A. A. Sotsial'no-psikhi-cheskaya adaptatsiya lichnosti (formy, me-khanizmy, strategii) / A. A. Nalchadzhyan. — Erevan : AN ArmSSR, 1988. — Tekst : neposredstvennyy.

13. Osnitskiy, A. K. Opredelnie kharakte-ristik sotsial'noy adaptatsii / A. K. Osnitskiy. — Tekst : neposredstvennyy // Zhurnal prakticheskogo psikhologa. —1998. — № 1. — S. 54—64.

14. Pirozhkov, V. F. Kriminal'naya psikho-logiya / V. F. Pirozhkov. — Moskva : Os'-89, 2007. — Tekst : neposredstvennyy.

15. Posokhova, S. T. Adaptatsionnyy poten-tsial lichnosti / S. T. Posokhova. — Tekst : neposredstvennyy // Zdorov'e — osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti

ikh resheniya. — 2010. — T. 5. — № 1. — S. 35—39.

16. Rean, A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti / A. A. Rean. — Sankt-Peterburg : Praym-Evroznak, 2008. — Tekst : nepos-redstvennyy.

17. Rozum, S. I. Psikhologiya sotsializatsii i sotsial'noy adaptatsii cheloveka / S. I. Ro-zum. — Sankt-Peterburg : Rech', 2006. — Tekst : neposredstvennyy.

18. Romm, M. V. Adaptatsiya lichnosti v sotsiume / M. V. Romm. — Novosibirsk : Nauka, 2002. — Tekst : neposredstvennyy.

19. Tolstykh, Yu. I. Sovremennye podkhody k kategorii «adaptatsionnyy potentsial» / Yu. I. Tolstykh. — Tekst : neposredstvennyy // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. — 2011. — № 1. — S. 493—496.

20. Ushakov, I. B. Adaptatsionnyy potentsial cheloveka / I. B. Ushakov. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk. — 2004. — № 3. — S. 8—13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.