Д.Ф. Таут,
заместитель начальника ОУКОМД, ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5405-3138 О.Р. Швабский,
заместитель генерального директора, ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
A.Г. Толкачёва,
руководитель Регионального центра компетенций в области управления качеством и безопасностью медицинской деятельности в медицинских организациях Тюменской области, г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4579-9728
B.А. Беленькая,
главный врач, ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 5», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], https://orcid.org /0000-0002-3897-0104 И.Б. Минулин,
начальник ОУКОМД, ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2617-6410 Е.В. Зиновьева,
аспирант кафедры инновационных технологий управления в здравоохранении ФНМО медицинского института РУДН, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2263-578X
ОЦЕНКА КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
УДК: 614.256 DOI: 10.21045/1811-0185-2021-3-33-39
Таут Д.Ф., Швабский О.Р., Толкачёва А.Г., Беленькая В.А., Минулин И.Б., Зиновьева Е.В. Оценка культуры безопасности медицинских работников для улучшения качества медицинской помощи ¡ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, г. Москва, Россия; Региональный центр компетенций в области управления качеством и безопасностью медицинской деятельности в медицинских организациях Тюменской области, г. Тюмень, Россия., ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 5», г. Тюмень, Россия; ФНМО медицинского института РУДН, г. Москва, Россия)
Аннотация. В статье представлена информация о корпоративной культуре безопасности медицинского персонала, ключевых факторах ее формирования в медицинских организациях с точки зрения современных подходов управления. Представлены результаты анкетирования персонала по вопросам безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную и стационарную помощь и внедряющих Практические рекомендации Росздравнадзора по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.
Ключевые слова: культура безопасности, медицинская деятельность, система управления качеством, опрос, анкетирование.
Введение
□ беспечение безопасности при оказании медицинской помощи является серьезной общепризнанной проблемой во всем мире. Согласно данным ВОЗ [1] в странах с низким и средним доходом нежелательные явления, вызванные оказанием небезопасной медицинской помощи, являются одной из 10 основных причин смертности и инвалидности.
Учитывая имеющуюся статистику вероятности наступления нежелательных событий, а также растущую сложность лечебно-диагностических процессов, вопросы обеспечения безопасности медицинской деятельности изучаются на системном уровне во всем мире. Каждый этап, каждая манипуляция, каждое вмешательство при оказании медицинской помощи имеет определенную степень риска. Именно поэтому предотвращение и снижение уровня риска,
© Д.Ф. Таут, О.Р. Швабский, А.Г. Толкачёва, В.А. Беленькая, И.Б. Минулин, Е.В. Зиновьева, 2021 г.
_
№3
2021
Менедже,
числа медицинских ошибок и масштабов вреда, причиняемого пациентам в процессе оказания медицинской помощи - ключевая задача медицинских организаций.
В настоящее время широко обсуждается эффективность инструментов обеспечения безопасности медицинской деятельности, таких как внедрение безопасной клинической практики, инфекционного контроля, безопасного использования лекарственных препаратов и медицинских изделий, безопасных условий для оказания помощи. Наряду с этим растет понимание, что особое значение для повышения безопасности при оказании медицинской помощи имеет создание корпоративной культуры безопасности в медицинских организациях. Комиссия по охране труда и технике безопасности (HSC) в своем докладе представила определение: «культура безопасности организации является продуктом индивидуальных и групповых ценностей, отношений, восприятий, компетенций и моделей поведения, которые определяют приверженность, а также стиль и мастерство управления организацией в области здравоохранения и безопасности».
Разработка обязательных требований для медицинского персонала не может гарантировать их соблюдения, если при этом отсутствует система ценностей у сотрудников медицинской организации в отношении вопросов безопасности. Культура безопасности персонала в медицинской организации напрямую влияет на уровень безопасности медицинской деятельности и служит в качестве барьера, фильтра от неблагоприятных событий, инцидентов и основой для принятия решения сотрудниками в процессе оказания медицинской помощи.
По данным специального исследования [2], культура безопасности занимает важнейшую позицию по значимости наравне с системой учета и мониторинга нежелательных событий в обеспечении безопасности медицинской деятельности. Мотивация медицинских работников к обеспечению безопасности в процессе оказания медицинской помощи во многом определяет уровень безопасности медицинской организации в целом. Культура безопасности включает в себя восприятие, понимание персоналом всех практических аспектов обеспечения безопасности.
Однако внедрение культуры безопасности в медицинские организации, в отличие от инструментов системы менеджмента качества, может быть длительным по времени. В настоящее время самым основным препятствием для развития культуры безопасности в медицинских организациях является использование
подхода «поиска виновного». Только изменение подобной практики и поиск системных ошибок при возникновении инцидентов позволяет повысить уровень безопасности, снизить риски и развить приверженность персонала к обеспечению безопасности при оказании медицинской помощи.
Цель исследования - изучение ключевых факторов формирования и оценки текущего уровня культуры безопасности медицинского персонала в медицинских организациях, участвующих во внедрении Практических рекомендаций Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности [3].
Материалы и методы
Для оценки уровня культуры безопасности проведено анкетирование персонала (5 146 сотрудников: врачи, средний медицинский персонал, вспомогательный и административный персонал) - представители различных структурных подразделений и профилей медицинских организаций Тюменской области на тему «Отношение к безопасности» на основании адаптированного опросника SAQ-Short-Form-2006 [4].
Содержание, результаты и обсуждение
Ключевые аспекты внедрения культуры безопасности
По данным Института медицины (ЮМ) США, «самой большой проблемой на пути к более безопасной системе здравоохранения является изменение поведения от обвинения людей в ошибках к культуре, в которой ошибки рассматриваются не как личные неудачи, а как возможности для улучшения системы и предотвращения вреда» [5].
Для формирования культуры безопасности руководству медицинской организации необходимо создать соответствующие условия в коллективе, необходимо отказаться от «поиска виновного», и использовать анализ коренной причины при выявлении неблагоприятного события. Руководство должно поддерживать культуру безопасности и демонстрировать приверженность к вопросам обеспечения безопасности медицинской деятельности. Необходимо взаимодействие руководителей с сотрудниками, с пациентами непосредственно в структурных подразделениях для решения вопросов обеспечения безопасности медицинской деятельности.
енеджер № 3
здравоохранения 2021
Ключевыми аспектами внедрения культуры безопасности в медицинскую организацию являются: командная работа, вовлечение персонала, открытое обсуждение проблем безопасности, внедрение эффективной системы управления качеством и безопасностью с использованием риск-ориентированного подхода.
Медицинские организации, которые не уделяют внимание культуре безопасности, могут иметь более высокие риски следующих неблагоприятных последствий: недостоверные (заниженные) показатели уровня безопасности медицинской деятельности; отсутствие улучшений; высокий риск причинения вреда пациенту или персоналу; эмоциональное выгорание и текучесть кадров; растущие затраты на оказание медицинской помощи.
Медицинские организации с высокой степенью надежности минимизируют неблагоприятные события, несмотря на присущие им риски в ходе оказания медицинской помощи. В таких организациях соблюдаются следующие ключевые принципы [6]:
1. признание рискованного характера медицинской деятельности;
2.создание и поддержка среды, свободной от обвинений, в которой сотрудники могут сообщать об ошибках или рисках причинения вреда, не опасаясь последствий;
3. организация взаимодействия сотрудников для решения проблем обеспечения безопасности медицинской деятельности;
4. выделение ресурсов для решения проблем обеспечения безопасности;
5. проведение оценки уровня культуры безопасности.
Проведение опроса персонала позволяет медицинской организации оценить отношение и руководителей, и персонала к вопросам безопасности медицинской деятельности. Такое исследование может помочь определить проблемы обеспечения безопасности медицинской деятельности для дальнейшего анализа и разработки корректирующих мероприятий.
Оценку уровня культуры безопасности в медицинской организации проводят с помощью опросов и анкетирования сотрудников.
Анализ результатов анкетирования «Отношение к безопасности»:
В медицинских организациях, начиная с 2017 года, внедрялась система управления качеством и безопасностью медицинской деятельности на
основе Практических рекомендаций по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Росздравнадзора. В основу методологии вошли современные подходы к управлению качеством и безопасностью медицинской деятельности.
В Тюменской области с 2018 года в поликлиниках г. Тюмени проводилось пилотное внедрение, а с 2019 года внедрение распространили на все медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения Тюменской области. Из 23 медицинских организаций, сотрудники которых приняли участие в опросе, 12 учреждений (9 поликлиник и 3 стационара) успешно прошли добровольную сертификацию на соответствие требованиям системы добровольной сертификации «Качество и безопасность медицинской деятельности». Анкетирование персонала медицинских организаций проводилось на основе опросника SAQ-Short-Form-2006 (таблица 1). Следует отметить, что анкетирование проводилось в период пика численности количества заразившихся новой коронавирусной инфекцией CЮVID -19 в Тюменской области. Участники опроса - представители различных структурных подразделений и профилей медицинских организаций.
Проведенный анализ помогает выявить вероятные риски в медицинских организациях по основным направлениям, обеспечивающим безопасность медицинской деятельности.
Структура опрошенных респондентов представлена на диаграмме (рис. 1).
Подавляющее большинство опрошенных - медицинские работники (суммарно 89,2%), врачей - 28%, работников со средним медицинским образованием - 62%.
Общие результаты оценки отношения сотрудников медицинских организаций к вопросам безопасности медицинской деятельности, с учетом направлений, обеспечивающих культуру безопасности, представлены на рис. 2.
Согласие с утверждениями анкеты составило более 60% по следующим направлениям: командная работа; преемственность, передача клинической информации о пациенте; система эффективного наставничества; обратная связь с персоналом.
Максимальный положительный отклик среди опрошенных по вопросам удовлетворенности работой составил 72% от общего количества ответов по данному направлению. Резервным направлением повышения уровня ценности безопасности является
С
#хс
Менедже,
Таблица 1
Перечень вопросов анкеты, объединенных в группы по направлениям
1. Пациентоцентризм
2. Можно утверждать, что в МО не существуют проблем в процессе оказания помощи/ухода за пациентами1.
3. Разногласия в МО разрешаются соответствующим образом (т.е., не кто прав, а то, что лучше для пациента).
7. Как пациент, я бы чувствовал себя здесь в безопасности.
25. В МО4 руководство сознательно не ставит под угрозу безопасность.
2. Оценка командной работы
1. В МО роль среднего медицинского персонала2 оценивается/воспринимается положительно.
4. У меня есть необходимая поддержка остального персонала для оказания медицинской помощи/осуществления ухода за пациентами.
6. Врачи, фельдшера3 и медсёстры работают здесь, как слаженная команда.
16. Работать здесь - все равно, что быть частью большой семьи.
19
27
33
34
35
£
Моральный дух в данном МО высок.
К сотрудникам, которые занимаются решением проблем, члены коллектива подходят конструктивно.
В МО у меня есть хороший опыт сотрудничества/взаимодействия с медсестрами подразделения/отделения.
В МО у меня есть опыт хорошего сотрудничества/взаимодействия со штатными врачами подразделения/отделения.
В МО у меня есть хороший опыт сотрудничества с фармацевтами.
36. В МО редко встречается нарушение взаимоотношений, коммуникации между членами коллектива, приводящие к задержкам
в оказании медицинской помощи1
3. Преемственность. Передача клинической информации о пациенте
28. Я получаю адекватную, своевременную информацию о событиях, которые могут повлиять на мою работу. 31. Вся необходимая информация для принятия диагностических и терапевтических решений постоянно доступна для пользования.
4. Система эффективного наставничества
30. В МО осуществляется хорошая работа по подготовке новых сотрудников.
32. Стажеры в коллективе по моей специальности адекватно и надлежаще контролируются наставниками.
5. Обратная связь с персоналом
5. Персонал не испытывает трудностей, чтобы задать вопрос коллегам/наставнику/руководителю подразделения, в случае, если он чего-то не понимает.
9. В данном МО мне известны пути передачи информации, по которым можно направлять вопросы о безопасности пациентов.
10. Я получаю соответствующие отзывы о своей работе.
14. Мои предложения по безопасности будут приняты во внимание, если я передам их руководству. 24. В МО руководство поддерживает мои ежедневные усилия.
26. В МО работу руководства можно оценить, как хорошую.
зхо
змо £
зЯо
6. Отношение к ошибкам
8. В МО медицинские ошибки обрабатываются (анализируются с соответствующими выводами) надлежащим образом.
11. В МО не сложно обсуждать ошибки1.
12. Мои коллеги призывают меня сообщать о любых проблемах, связанных с безопасностью пациентов.
13. Культура в данном МО позволяет легко учиться на ошибках других сотрудников.
7. Влияние интенсивности работы и перенапряжения
20. Когда моя нагрузка становится чрезмерной, моя производительность ухудшается.
21
22
23
Я менее эффективен на работе, когда устаю.
Скорее всего, я ошибаюсь в напряженных или неблагоприятных ситуациях.
Усталость снижает мою работоспособность во время экстренных ситуаций (например, при проведении экстренной реанимации).
29. Уровень кадрового обеспечения в данном МО недостаточен для того, чтобы справляться с потоком пациентов при оказании
медицинской помощи
8. Удовлетворенность работой
15. Мне нравится моя работа.
17. Это хорошее место работы.
18. Я горжусь тем, что работаю в данном МО.
1 данные вопросы были адаптированы;
2 «вклад медицинской сестры» заменен на «вклад среднего медицинского персонала», исходя из организационной разницы функциональных обязанностей в здравоохранении Российской Федерации;
3 добавлена должность «фельдшер» с учетом организационной разницы функциональных обязанностей в здравоохранении Российской Федерации;
4 МО - медицинская организация.
енеджер № 3
здравоохранения 2021
Рис. 1. Структура опрошенных респондентов
Рис. 2. Долевое соотношение степени оценки респондентами направлений, обеспечивающих культуру безопасности
«Пациентоцентризм» (56% ответов). В направлении «Влияние интенсивности работы и перенапряжения» практически в равной степени отмечается влияние и отсутствие влияния фактора усталости на качество работы.
Наиболее чувствительными к чрезмерной нагрузке с ухудшением производительности труда являются врачи и специалисты с высшим немедицинским образованием. Максимальное ухудшение производительности при чрезмерной нагрузке, усталость отмечают сотрудники регистратуры, педиатрических отделений и отделений функциональной диагностики.
С учетом поступательного роста характера предложенной оценки вопросов для реализации возможности применения математических моделей анализа каждому варианту ответа присвоено цифровое значение (баллы) в порядке возрастания/убывания степени согласия респондента (таблица 2).
На рис. 3 представлен средний балл (подсчет среднего балла осуществлялся путем деления суммы всех баллов по искомому показателю на количество ответов по данному показателю) оценки респондентами по всем направлениям,
Менедже1
Таблица 2
Балльное соответствие результатов опроса
Варианты оценки Соответствующее количество баллов
А - Полностью не согласен; 1
в - Не до конца согласен; 2
с - Нейтрален; 3
D - Не до конца согласен; 4
Е - Полностью согласен; 5
X - Неприменимо 6
обеспечивающим культуру безопасности в медицинской организации.
По всем направлениям приверженность сотрудников стационаров вопросам безопасности медицинской деятельности выше, чем в амбулаторном звене.
По направлению «Пациентоцентризм» - разница не превышает 0,01 балла.
По направлению «Оценка командной работы» сотрудники описали недостаточную взаимную поддержку коллегами при оказании медицинской помощи и осуществлении ухода за пациентами, недостаточную слаженность командной работы. Также сотрудники отмечали недостаток в обсуждении ошибок в медицинских организациях, особенно в амбулаторном звене.
Работоспособность сотрудников поликлиники в большей степени зависит от уровня нагрузки, чем у их коллег из стационаров. Сотрудники лабораторий и отделений функциональной диагностики чаще признают возможность ошибиться в напряженных или неблагоприятных ситуациях, особенно во время экстренных случаев.
Удовлетворенность сотрудников амбулаторного звена ниже, чем персонала стационаров. В меньшей степени чувствуют поддержку руководства своих ежедневных усилий сотрудники отделений реанимации, лабораторий, моногоспиталей, терапии, хирургии, хозяйственно-обслуживающего персонала, отделений функциональной диагностики. Максимальные сложности при обсуждении ошибок в своих клиниках испытывают сотрудники
Рис. 3. Соотношение средних баллов оценки респондентами по всем направлениям, обеспечивающим культуру безопасности в медицинской организации
Менеджер № 3
здравоохранения 2021
отделений реанимации, лабораторий и фельдшерско-акушерских пунктов. По направлению «Обратная связь с персоналом»: сотрудники отметили недостаточную поддержку со стороны руководства, особенно на амбулаторном уровне.
По результатам опроса средний медицинский персонал считает свою работу недооцененной. Для специалистов с высшим немедицинским образованием не в полной мере известны пути передачи информации, по которым можно направлять вопросы о безопасности пациентов, по сравнению с другими категориями должностей. Сотрудники отмечали, что недостаточно принимаются во внимание и используются в работе предложения по безопасности от среднего медицинского персонала и специалистов с высшим немедицинским образованием.
Анкетирование позволило выявить проблемные направления в медицинских организациях: «па-циентцентризм», «влияние интенсивности работы и перенапряжения», «отношение к ошибкам» в системе обеспечения безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях.
Выводы
Формирование культуры безопасности в медицинской организации - одно из важнейших ключевых направлений медицинской деятельности. Культура безопасности включает в себя такие аспекты, как: ценности, установки, отношение персонала к вопросам безопасности.
Развитие культуры безопасности, с одной стороны, требует неформального изменения подходов к организации медицинской деятельности, с другой стороны - трансформации мышления и отношения сотрудников к вопросам безопасности на рабочих местах. При этом, оценка уровня культуры безопасности является эффективным инструментом для выявления «слабых сторон» организации и персонала.
Результаты анкетирования (опроса) можно использовать для формирования плана мероприятий по улучшению культуры безопасности сотрудников различных структурных подразделений медицинских организаций, а также для обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, как в отдельных организациях, так и на уровне региона в целом.
1. https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/patient-safety
2. https://www.oecd.org/health/health-systems/The-Economics-of-Patient-Safety-in-Primary-and-Ambu I a-tory-Care-April2018.pdf
3. Предложения (практические рекомендации) по организации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре). Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономиче-ской экспертизы» Росздравнадзора. М., 2017. - 118 с.
4. https://ru.scribd.com/document/337376126/SAQ-Short-Form-2006
5. https://qualitysafety.bmj.com/content/12/suppl_2/ii17
6. https://www.beckershospitalreview.com/quality/6-elements-of-a-true-patient-safety-culture.html
UDC: 614.256
Taut D.F., Shvabskiy O.R., Tolkaheva A.G., Belenkaia V.A., Minulin I.B., Zinovieva E. V. Safety culture — a fundamental aspect of safety and improving the quality of medical care ("National Institute of Quality" Roszdravnadzor, Moscow, Russia; Regional center of competence in the field of quality and safety management of medical activities in medical organizations of the Tyumen region, Tyumen, Russia; "City polyclinic No. 5", Tyumen, Russia; Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia)
Abstract. The article provides information about the importance of developing a safety culture of personnel in ensuring the safety of medical activities, the key factors in the development of a safety culture in medical organizations, the results of a survey of personnel regarding the safety of medical activities in medical organizations that provide outpatient and inpatient care and implement a quality management system based on Practical recommendations of Roszdravnadzor on the organization and conduct of internal quality control and safety of medical activities in a medical organization.
Keywords: safety culture, medical activity, quality management system, survey, questionnaire.
Менедже1