Научная статья на тему 'ОБЗОР ПОДХОДОВ К УЧЕТУ И АНАЛИЗУ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОБЗОР ПОДХОДОВ К УЧЕТУ И АНАЛИЗУ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
936
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОБЫТИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТОВ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Минулин И.Б., Швабский О.Р., Иванов И.В., Матыцин Н.О., Щеблыкина А.А.

В статье представлен обзор литературы по вопросу организации и проведения учета, анализа и мониторинга нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности, являющегося одним из обязательных мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях в соответствии с Приказом Минздрава России № 785н от 31 июля 2020 г. «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Минулин И.Б., Швабский О.Р., Иванов И.В., Матыцин Н.О., Щеблыкина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF APPROACHES TO ACCOUNTING AND ANALYSIS OF ADVERSE EVENTS IN MEDICAL ACTIVITY

The article presents a review of the literature on the organization and conduct of accounting, analysis and monitoring of undesirable events in the performance of medical activity, which is one of the essential measures of internal quality and safety control of medical activity in medical organizations in accordance with the Order of the Ministry of health of the Russian Federation № 785n of Jule 31, 2020 “On approval of requirements for the organization and conduct of internal quality control and safety of medical activities”.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ПОДХОДОВ К УЧЕТУ И АНАЛИЗУ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

И.Б. Минулин,

начальник ОУКОМД, ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: ibminulin@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-2617-6410 О.Р. Швабский,

заместитель генерального директора, ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: shvabo@yandex.ru И.В. Иванов,

канд. мед. наук, генеральный директор, ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, заведующий кафедрой инновационных технологий управления здравоохранением ФНМО МИ ФГАОУ ВО «РУДН», г. Москва, Россия, e-mail: ivi1976@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-0971-853X Н.О. Матыцин,

канд. мед. наук, заместитель начальника Управления медицинского обеспечения конверсионных и экстремальных работ и службы крови ФМБА России, доцент кафедры инновационных технологий управления здравоохранением ФНМО МИ ФГАОУ ВО «РУДН», г. Москва, Россия, e-mail: n.matytsin@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-1255-1128 А.А. Щеблыкина,

эксперт отдела управления качеством и оценки медицинской деятельности, ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: a.shchebl@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-1812-7611 Д.Ф. Таут,

заместитель начальника ОУКОМД, ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: dylya80@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5405-3138

ОБЗОР ПОДХОДОВ К УЧЕТУ И АНАЛИЗУ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК: 614.2 DOI: 10.21045/1811-0185-2021-3-9-17

Минулин И.Б., Швабский О.Р., Иванов И.В, Матыцин Н.О., Щеблыкина А.А., Таут Д.Ф. Обзор подходов к учету и анализу нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора, г. Москва, Россия; ФМБА России, ФГАОУ ВО «РУДН», г. Москва, Россия)

Аннотация. В статье представлен обзор литературы по вопросу организации и проведения учета, анализа и мониторинга нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности, являющегося одним из обязательных мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях в соответствии с Приказом Минздрава России № 785н от 31 июля 2020 г. «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

Ключевые слова: нежелательные события при осуществлении медицинской деятельности, безопасность пациентов, внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Н

Введение

а основании оценок ВОЗ, здравоохранение относится к наиболее опасным отраслям, даже в сравнении с теми, которые имеют повышенный уровень риска, такими как авиация и атомная промышленность. Так, например, риск гибели в авиакатастрофе составляет 1 к 3 000 000 перелетам. В свою очередь, риск смерти пациента в результате предотвратимого несчастного случая в медицинской практике составляет порядка 1 к 300 [1]. Небезопасное

© И.Б. Минулин, О.Р. Швабский, И.В. Иванов, Н.О. Матыцин, A.A. Щеблыкина, Д.Ф. Таут, 2021 г.

_

№3

2021

Менедже,

оказание помощи во всем мире приводит к утрате 64 миллионов лет жизни, скорректированных на инвалидность. Это означает, что причинение вреда пациентам в результате неблагоприятных событий может входить в число десяти ведущих причин смертности и инвалидности в мире [2].

Данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) указывают на то, что в странах с высоким уровнем дохода при оказании стационарной помощи вред причиняется по меньшей мере каждому десятому пациенту, при этом почти 50% нежелательных событий можно предотвратить. При оказании амбулаторной медицинской помощи вред причиняется четырем из 10 пациентов, причем почти в 80% случаев нежелательные последствия можно отнести к предотвратимым.

Согласно проведенным международным исследованиям, в больницах стран с низким и средним уровнем доходов ежегодно происходит 134 миллиона неблагоприятных событий, вызванных небезопасным оказанием помощи, которые становятся одним из факторов смерти 2,6 миллиона человек [2]. На страны с низким и средним уровнем дохода приходится примерно две трети глобального бремени неблагоприятных событий, вызванных небезопасным оказанием помощи, в том числе в виде утраченных по этой причине лет жизни с поправкой на инвалидность^]. Согласно оценкам, в странах с высоким уровнем дохода при оказании больничной помощи вред наносится каждому десятому пациенту [4].

Масштабный анализ патологоанатомических исследований, выполнявшихся за последние десятилетия в США, показал, что с диагностическими ошибками связано около 10% случаев смерти пациентов. Кроме того, результаты анализа медицинских карт указывают на то, что 6-17% всех нежелательных событий в больницах являются следствием ошибок при постановке диагноза.

Выпущенная в 1999 году работа Института медицины США «Человеку свойственно ошибаться» («To err is human») кардинально изменила отношение общественности к медицинской ошибке, так как в документе был впервые представлен детальный анализ рисков, связанных с оказанием медицинской помощи, указаны статистические данные о произошедших смертельных исходах, ставших последствиями медицинских ошибок и нежелательных событий [5].

Приведенные выше данные свидетельствуют о наличии перманентных рисков для жизни и здоровья пациентов при оказании медицинской помощи.

Определение термина «безопасность» в здравоохранении

Существуют различные интерпретации понятия «безопасность», но на сегодняшний день в мировом медицинском сообществе сложился консенсус, в соответствии с которым безопасность понимается как предотвращение возможного вреда (например, при перегрузке персонала, недостатках организации работы, плохой коммуникации между сотрудниками) и минимизация последствий вреда, когда риски связаны в первую очередь с самой технологией, до приемлемого уровня (оперативным вмешательством, медикаментозной терапией, ограниченностью возможностей диагностических тестов и т.д.). При этом под приемлемым минимумом понимается консенсус всех заинтересованных сторон с учетом имеющихся знаний, доступных ресурсов и условий, в которых оказывалась медицинская помощь, с учетом риска отсутствия лечения вообще или другого вида лечения [6]. Кроме этого, к безопасности имеет прямое отношение и способность анализа - «извлечения уроков» как из случаев нанесения вреда жизни и здоровью пациента, так и нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (инцидентов), которые по счастливой случайности не имели последствий для пациента и медицинского работника, для профилактики подобных событий в будущем. Поэтому, признавая высокую значимость безопасности медицинской деятельности, формирование системы мер для снижения возможных рисков и последствий от их наступления с необходимым ресурсным обеспечением является непременным условием снижения потерь для жизни и здоровья пациентов и медицинских работников.

Исследования международных экспертов стран ОЭСР показывают, что среди существующих подходов к повышению безопасности медицинской помощи, таких как: использование стандартов по безопасности, ресурсные вложения в инфраструктуру, совершенствование нормативного регулирования, стимулирование медицинских работников и лидерство руководства, наиболее эффективным является наличие в медицинской организации системы учета и мониторинга нежелательных событий [7].

Классификация нежелательных событий

Целью формирования системы учета и мониторинга нежелательных событий при осуществлении

енеджер № 3

здравоохранения 2021

медицинской деятельности является возможность предотвращения наступления подобных рисков в будущем. Следует отметить, что сбор информации о нежелательных событиях является частью комплексного процесса, где сообщение о нежелательном событии инициирует углубленное внутреннее расследование для выявления основных сбоев текущей системы оказания медицинской помощи в медицинской организации и проводит к конкретным мероприятиям по усовершенствованию и реформированию осуществляющихся процессов для недопущения подобных нежелательных событий в будущем.

Для организации работы по снижению рисков при оказании медицинской помощи следует согласовать единые определения того, что следует считать нежелательным событием при осуществлении медицинской деятельности, какова роль медицинских работников при реализации рисков, а также корректно определить право медицинских работников на совершение ошибки.

Учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности является одним из неотъемлемых элементов современной системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В соответствии с п. 10 Приказа Минздрава России от 7 июня 2019 г. № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (с 1 января 2021 года вступает в силу - Приказ Минздрава России от 31 июля 2020 г. № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности») (далее - Требования) нежелательными событиями при осуществлении медицинской деятельности являются факты и обстоятельства, создающие угрозу причинения или повлекшие причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведшие к удлинению сроков оказания медицинской помощи.

По мнению ряда авторов, нежелательные события при осуществлении медицинской деятельности могут быть условно разделены на две группы по принципу возможной предотвратимости нежелательных исходов. К первой группе относятся нежелательные события, зависящие от человеческого фактора и объединенные под понятием «медицинская (врачебная) ошибка». Во вторую группу входят нежелательные события при осуществлении

медицинской деятельности, неблагоприятные исходы которых напрямую связаны с рисками в применении медицинских технологий и процедур, методик лечения, использованием лекарственных препаратов и медицинских изделий. При этом особо важно отметить, что обе группы нежелательных событий составляют непреднамеренные риски. Это означает, что медицинский работник при оказании медицинской помощи пациенту не имеет намерения нанести ему вред. Данное обстоятельство позволяет инициировать переход от поиска и наказания виновных при наступлении нежелательного события к глубокому и всестороннему анализу (разбору) произошедшего нежелательного события на предмет поиска корневых причин его возникновения, а также реализации корректирующих и профилактических мероприятий, направленных на минимизацию риска его возникновения в будущем. Подобный подход направлен на повышение прозрачности, открытости и снижение давления обязательного обвинения и наказания медицинских работников, что позволит наиболее конкретно выявить недостатки в организации медицинской помощи и направить усилия сотрудников на их устранение.

С учетом изложенной в Требованиях терминологии, нежелательные события при осуществлении медицинской деятельности могут быть классифицированы по следующим группам:

I. Факты или обстоятельства, создавшие угрозу причинения вреда, но не повлекшие причинение вреда жизни и здоровью граждан и не приведшие к удлинению сроков оказания медицинской помощи. Факты и обстоятельства данной группы следует рассматривать как события, которые не достигли пациента по случайности или благодаря активным действиям медицинских работников, но которые могли бы привести к нанесению вреда. К таким фактам и обстоятельствам относятся: нарушение режима дозирования лекарственного препарата, ошибка при идентификации пациента, создавшая угрозу проведения манипуляции «не тому» пациенту, падение пациента.

II. Факты или обстоятельства, создавшие угрозу причинения вреда, повлекшие незначительное причинение вреда жизни и здоровью граждан, но не приведшие к удлинению сроков оказания медицинской помощи. К таким фактам и обстоятельствам относятся: выявленное нарушение требований к обработке рук медицинского персонала, повлекшее воспаление места инъекции, аллергическую

с

#хс

Менедже,

реакцию (крапивницу) на препарат, известный в аллергоанамнезе пациента, лекарственную по-липрагмазию.

III. Факты или обстоятельства, повлекшие причинение вреда жизни и здоровью граждан, приведшие к удлинению сроков оказания медицинской помощи и/или временной утрате трудоспособности. К таким фактам и обстоятельствам относятся: неправильное использование непрямых антикоагулянтов при проведении оперативного вмешательства, приведшее к осложнению - кровотечению, неправильная дозировка лекарственного препарата, вызвавшая ухудшение состояния пациента

^.Факты или обстоятельства, повлекшие причинение вреда жизни и здоровью граждан, приведшие к удлинению сроков оказания медицинской помощи и стойкой утрате трудоспособности. К таким фактам и обстоятельствам относятся: заражение пациентов ВИЧ из-за неадекватно проведенной стерилизации, ампутация конечности неправильному пациенту.

V. Факты или обстоятельства, приведшие к летальному исходу. К таким фактам и обстоятельствам относятся: отсутствие адекватного мониторинга состояния здоровья пациента с угнетением сознания и последующее необратимое нарушение дыхания, травмирование пациента элементами

медицинских изделий в процессе диагностики и лечения, приведшее к летальному исходу.

В зарубежной литературе существуют классификации нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности по различным критериям и признакам.

Так, например, Агентство по исследованиям в области качества в здравоохранении (AHRQ, США) предлагает классификацию нежелательных событий по степени причинения вреда пациенту (рис. 1).

Все возможные нежелательные события поделены на 9 групп, где:

• Небезопасное состояние (потенциальное нежелательное событие) - это любые обстоятельства, повышающие шансы на возникновение нежелательного события.

• Почти ошибка - событие произошло, но не «достигло» пациента.

• Событие без вреда - событие произошло с пациентом, но ущерб здоровью не был нанесен и зафиксирован.

• Эмоциональный дискомфорт или неудобство -боль, физический дискомфорт средней тяжести и переменного характера, без необходимости дополнительного лечения.

• Дополнительное лечение - ущерб здоровью пациента, ограниченный дополнительным

Рис. 1. Классификация нежелательных событий по степени причинения вреда пациенту (AHRQ, США)

1енеджер № 3

здравоохранения 2021

медицинским вмешательством и/или более длительный срок госпитализации.

• Временный излечимый нанесенный вред - физическая или психологическая травма с возможностью излечения.

• Неизлечимый нанесенный вред - значительная (до конца жизни пациента) физическая или психологическая травма или повышенная восприимчивость к заболеваниям.

• Значительный неизлечимый нанесенный вред -значительная (до конца жизни пациента) физическая или психологическая травма, которая существенно влияет на качество жизни и функциональные возможности пациента.

• Смерть - во время проведения оценки пациент уже мертв.

Причины нежелательных событий

В целях предотвращения и минимизации возникновения нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности следует четко определять причины их возникновения. Так, эксперты Европейского регионального бюро ВОЗ выделяют две группы причин нежелательных событий: причины, связанные с системными сбоями, а также дефекты, связанные с отношением и традициями медицинских работников и менеджеров [8]. В первой группе причин выделяются нежелательные события, произошедшие в связи с некорректным расставлением приоритетов, как, например, предпочтение вопросов финансового характера над вопросами обеспечения качества. Кроме этого, в качестве одной из причин нежелательных событий следует отметить низкое качество имеющихся статистических данных: собранная информация о деятельности медицинской организации не является показательной и полезной для принятия управленческих решений. Во второй группе причин следует отметить существующее среди практикующих медицинских специалистов ложное представление о недопустимости ошибок при осуществлении профессиональной деятельности. Медицинские работники часто не могут в полной мере осознать, что в самой природе системы здравоохранения заложено то, что риск и ошибки - это не обязательно исключение. Другой причиной нежелательных событий является существующая в медицинской организации культура управления и психологический климат в коллективе [8].

Важнейшими условиями для эффективного функционирования системы учета, анализа

и мониторинга нежелательных событий при осу^ ществлении медицинской деятельности являются: обеспечение участия всех сотрудников медицинской организации, которым ясны и понятны цели, задачи данной системы; процедура подачи сообщений удобна, проста для любого медицинского работника; гарантировано отсутствие наказаний в отношении медицинских работников при сообщении о нежелательном событии; существует культура «справедливости», защищающая сообщающего сотрудника от юридического и иных видов преследования; ясно указана ответственность сообщающего в случае «дачи ложных показаний», ограничивающая таким образом намеренную подачу ложных сведений; анализ и разбор произошедших нежелательных событий проводится экспертами по определенным направлениям деятельности медицинской организации в соответствии с типом и характером нежелательного события; имеется система обратной связи о проведенных корректирующих действиях медицинскому работнику, сообщившему о нежелательном событии.

Методологические подходы к учету и анализу нежелательных событий

Формирование системы учета, анализа и мониторинга нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности в медицинских организациях представляется возможным при регулярном сообщении (репортировании) от медицинских работников о произошедших нежелательных событиях, которые в дальнейшем подвергаются глубокому анализу, проведению корректирующих мероприятий по их недопущению в будущем, в том числе посредством обучения персонала. Кроме получаемых сообщений о нежелательных событиях, для анализа и мониторинга медицинской организацией могут использоваться рутинно собираемые статистические данные, к которым относятся первичные статистические данные (документированная информация по формам федерального статистического наблюдения), статистические данные, выбранные медицинской организацией самостоятельно в зависимости от видов, условий и форм оказываемой медицинской помощи [9]. Не менее важным источником информации о нежелательных событиях является информация от пациентов, в т.ч. жалобы и обращения: информация, поступающая от пациентов, имеет уникальную и ценную точку зрения на процесс оказания медицинской помощи, особенно когда что-то идет не по плану или

с

#ис

Менедже,

на догоспитальном этапе (до контакта с системой здравоохранения).

Для осуществления детекции и сбора нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности имеется ряд апробированных и доказавших свою эффективность методик, например, исследование случаев near-miss на уровне медицинской организации [10]. В зарубежной литературе термин «near miss» определяется как любое происшествие при оказании медицинской помощи, которое угрожало жизни и здоровью пациента, но не привело к серьезным последствиям либо в силу вовремя предпринятых действий медицинских работников, либо по счастливой случайности [11]. Анализ near-miss позволяет выявлять и решать имеющиеся системные проблемы для предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Другим эффективным инструментом повышения эффективности учета нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности является метод Глобальных триггеров неблагоприятных событий (Global Trigger Tool), разработанный Институтом усовершенствования здравоохранения (IHI, США). Методология триггеров представляет собой ретроспективный обзор случайной выборки медицинских документов с использованием т.н. «триггеров» (предвестников) для выявления возможных нежелательных событий с последующим более глубоким анализом этих случаев с точки зрения оценки вреда для здоровья пациентов, его предотвратимости и необходимых организационных мероприятий по снижению (профилактике) неблагоприятных событий в дальнейшем. Метод предусматривает классификацию нежелательных событий в зависимости от степени тяжести причиняемого пациенту вреда (таблица 1). Методология глобальных триггеров позволяет выявлять, регистрировать и осуществлять мониторинг

различных медицинских ошибок и нежелательных событий, является эффективной альтернативой традиционным методам регистрации нежелательных событий [12].

Авторами методологии предусмотрено 6 групп триггеров [13]:

С - Care Modules Triggers. Медицинская помощь. M - Medication Module Triggers. Лекарственные препараты.

S - Surgical Module Triggers. Хирургическая безопасность.

I - Intensive care Module Triggers. Интенсивная помощь.

P - Perinatal Module Triggers. Перинатальная помощь.

Emergency Department Module Triggers. Экстренная помощь.

В целях обеспечения корректности при идентификации нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности эффективным инструментом является разработка реестра рисков или перечней инцидентов, рекомендуемых подавать в форме сообщений. Так, во многих странах имеется практика разработки, в т.ч. на национальном уровне, перечней случаев, которые никогда не должны происходить в медицинских организациях («never events»), например: самоубийство пациентов в стационаре, проведение инвазивной процедуры не тому пациенту, неправильное позиционирование оро- или назо-гастрального зонда, повлекшее за собой тяжелые последствия, включая смерть пациента, и т.п. [14]. В дальнейшем эти случаи используются для тщательного расследования причин и извлечения уроков с целью изменения практики на местах. В некоторых странах, например, в Великобритании и США существует перечень «always еvents», тех мероприятий, которые медицинские работники должны

Таблица 1

Категории нежелательных событий в методике глобальных триггеров

Категория Определение

E Временный вред здоровью, потребовавший медицинского вмешательства/помощи, но без увеличения продолжительности госпитализации

F Временный вред здоровью, потребовавший госпитализации или повлекший увеличение продолжительности госпитализации

G Стойкий вред здоровью/инвалидность

H Необходимость реанимационных мероприятий/вмешательств, поддерживающих жизнь

I Смерть пациента

енеджер № 3

здравоохранения 2021

последовательно выполнять при каждом случае оказания медицинской помощи, как наиболее важные для пациентов и членов их семей [15].

Функционирование системы учета, анализа и мониторинга нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности предусматривает процедуру разбора нежелательных событий для поиска основных причин, проведения корректирующих мероприятий и снижения подобных рисков для пациентов и медицинских работников в будущем. Анализ нежелательных событий следует проводить с использованием мультидисциплинарного подхода, с вовлечением различных экспертов, чьи компетенции относятся к произошедшему событию; основой для принятия решения о причинах наступления нежелательного события должны стать нормативные требования в сфере охраны здоровья (порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации, клинические протоколы, разрабатываемые в медицинской организации); при проведении мероприятий в рамках разбора нежелательного события с участием пациента необходимо учитывать мнение и позицию пациента, родственников с соблюдением принципов конфиденциальности.

Один из эффективных методов анализа нежелательных событий является метод поиска корневой причины нежелательного события - т.н. метод «5 Почему»: когда возникает проблема, ставится вопрос «Почему это произошло?», и затем этот вопрос задается еще несколько раз до тех пор, пока не обнаруживается истинная причина проблемы. Например, произошедшее нежелательное событие - пациент получил неправильный лекарственный препарат, может быть проанализировано данным методом следующим образом:

1. Почему пациент получил неправильный лекарственный препарат? - Медицинская сестра не полностью провела идентификацию пациента.

2. Почему медицинская сестра не полностью провела идентификацию пациента? - На пациенте не было идентификационного браслета.

3. Почему на пациенте не было идентификационного браслета? - Идентификационный браслет был снят для проведения процедуры, а новый не был надет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Почему пациенту не был надет новый идентификационный браслет? - Принтер для печати браслетов не работал.

5. Почему не работал принтер для печати браслетов? - Сотрудников технического отдела сократили, а оставшиеся - были заняты.

Таким образом становится понятно, что причи ной выдачи пациенту неправильного лекарственного препарата стала не ошибка медицинской сестры, как это могло показаться на первый взгляд, а нерациональное распределение трудовой нагрузки на сотрудников технического отдела, что создало трудности при взаимодействии пациентов и медицинских работников. Данный метод позволяет определить скрытые связи между трудовыми функциями и специалистами различных подразделений медицинской организации, что часто не представляется возможным при использовании иных методов [16].

При разборе нежелательных событий также используется методология клинического аудита. Клинический аудит (клинический аудит, основанный на критериях) представляет собой процедуру, включающую оценку и сопоставление текущей клинической практики с четкими заранее согласованными критериями. Целью данного аудита является улучшение существующей клинической практики с помощью результатов аудита [10].

Аудит состоит из пошагового разбора события и делится на следующие этапы:

1. Выявление выборки критических случаев, которые будут подвергнуты разбору.

2. Разработка и согласование критериев надлежащей практики по данным случаям.

3. Оценка медицинской помощи (восстановление маршрута пациентов в рамках исследуемых случаев и анализ упущенных возможностей).

4. Информирование персонала о полученных результатах аудита (обратная связь).

5. Реализация корректирующих мероприятий, осуществление изменений в практике при наличии необходимости.

6. Повторная оценка сложившихся практик и регулярное проведение обратной связи.

7. Мониторинг внедрения разработанных рекомендаций и решений.

Заключение

В рамках настоящей публикации проведен обзор причин возникновения и подходов к организации и проведению учета, анализа и мониторинга нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности. Современные вызовы, стоящие перед отечественной системой здравоохранения, требуют выработки единых подходов к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.

с

#хс

Менедже,

Система учета, анализа и мониторинга нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности является эффективным инструментом обеспечения и управления качеством и безопасностью медицинской деятельности, а также неотъемлемым элементом системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации. Для ее эффективного функционирования следует формировать в медицинской организации открытую плодотворную рабочую атмосферу, развивать культуру не наказания, а честного разбора и анализа произошедших нежелательных событий, который будет направлен

на устранение системных проблем и несоответствий, на их предотвращение в будущем. Медицинские организации с успешно функционирующей системой учета, анализа и мониторинга нежелательных событий характеризуются коммуникацией, основанной на взаимном доверии, общим восприятием важности безопасности и уверенностью в эффективности профилактических мер. Полученные данные об учете, анализе и мониторинге нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности в различных медицинских организациях являются средством обучения и совершенствования оказываемой медицинской помощи.

1. 10 фактов о безопасности пациентов [Электронный ресурс]// URL.: https://www.who. int/features/factfiles/patient_safety/ru/

2. Crossing the global quality chasm: Improving health care worldwide// Washington (DC): National Academies Press (US). - 2018. [Электронный ресурс]// URL.: https://www.nap.edu/ catalog/25152/crossing-the-global-quality-chasm-improving-health-care-worldwide

3. Jha A.K., Larizgoitia I., Audera-Lopez C. et al. The global burden of unsafe medical care: analytic modelling of observational studies// BMJ Qual Saf Published Online First. -2013. [Электронный ресурс]// URL.: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24048616

4. Slawomirski L, Auraaen A., Klazinga N. The economics of patient safety: Strengthening a value-based approach to reducing patient harm at national level// Paris: OECD. - 2017 [Электронный ресурс]// URL.: https://www.oecd.org/els/health-systems/The-economics-of-patient-safety-March-2017.pdf

5. To Err is Human: Building a Safer Health System / I.T. Kohn, J.M. Corrigan, M.S. Donaldson. Institute of Medicine, Committee on Quality of Health Care in America. - Washington: National Academy Press. - 2000. - 311 р.

6. Patient Safety/ Technical information//World Health Organization [Офиц.сайт] // URL.: https://www.who.int/teams/integrated-health-services/patient-safety

7. The Economics of Patient Safety in Primary and Ambulatory Care//OECD [Электронный ресурс]// URL: https://www.oecd.org/health/health-systems/The-Economics-of-Patient-Safety-in-Primary-and-Ambulatory-Care-April2018.pdf

8. Восьмой форум по вопросам будущего: управление безопасностью пациентов // Всемирная организация здравоохранения/ Европейское региональное бюро. Копенгаген. - 2006. [Электронный ресурс]// URL.: https://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_

file/0007/98287/E87770R.pdf

9. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности по приказу Минздрава России от 07.06.2019 г. № 381н: Как обеспечить координацию работы службы по внутреннему контролю и врачебной комиссии //Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 10.

10. Руководство «Что кроется за цифрами»// ВОЗ. - 2007. - C. 176

11. AALS Inspector Guidance Note - I GN1.08 According to the Canadian Council on Health Services Accreditation (CCHSA)// Health and Safety executive [Электронный ресурс]// URL.: https://webcommunities.hse.gov.uk/connect.ti/adventureactivitiesnetwork/view?objectId=492261

12. Hibbert P.D. et al. The application of the Global Trigger Tool: a systematic review // International Journal for Quality in Health Care. - 2016. - Т. 28. - № 6. - С. 640-649.

13. Griffin F.A., Resar R.K. IHI Global Trigger Tool for Measuring Adverse Events (Second Edition). IHI Innovation Series white paper. Cambridge, Massachusetts: Institute for Healthcare

енеджер № 3

здравоохранения 2021

Improvement. - 2009 [Электронный ресурс]// URL.: http://app.ihi.org/webex/gtt/ihiglobaltrig gertoolwhitepaper2009.pdf

14. Tingle J. Never events in the NHS //British Journal of Nursing. - 2018. - Т. 27. - № 3. -С. 166-167.

15. Always Events// Institute for Healthcare Improvement [Офиц.сайт]// URL.: http://www.ihi. org/Topics/AlwaysEvents/Pages/default.aspx

16. Latino R.J. How is the effectiveness of root cause analysis measured in healthcare? // Journal of Healthcare Risk Management. - 2015. - Т. 35. - № 2. - С. 21-30.

UDC: 614.2

Minulin I.B., Shvabskiy O.R., Ivanov ¡.V., Matytsin N.O., Shcheblykina A.A., Taut D.F. Review of Approaches to Accounting and Analysis of Adverse Events in Medical Activity ("National Institute of Quality" Roszdravnadzor, Moscow, Russia; Federal Medical and Biological Agency of Russia, Moscow, Russia; Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia)

Abstract. The article presents a review of the literature on the organization and conduct of accounting, analysis and monitoring of undesirable events in the performance of medical activity, which is one of the essential measures of internal quality and safety control of medical activity in medical organizations in accordance with the Order of the Ministry of health of the Russian Federation № 785n of Jule 31, 2020 "On approval of requirements for the organization and conduct of internal quality control and safety of medical activities".

Keywords: adverse cases during the implementation of medical activity, patient safety, internal quality and safety control of medical activities.

Здравоохранение-2021

8< О

МИНЗДРАВ ПРЕДЛОЖИЛ РАЗРЕШИТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕПАРАТОВ ОФФ-ЛЕЙБЛ ДЛЯ ОНКОБОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Минздрав России предлагает включить в стандарт медпомощи детям зарегистрированные на территории России лекарственные препараты, у которых в инструкции по применению отсутствуют показания к их применению у детей. С этой целью разработаны поправки в ст. 37 закона «Об основах охраны здоровья граждан в России».

«Принятие законопроекта позволит обеспечить детей, страдающих в том числе онкологическими заболеваниями, необходимыми лекарственными препаратами и позволит повысить качество оказания медицинской помощи указанным детям», - говорится в пояснительной записке к документу.

В ней также указывается, что в медицине препараты офф-лейбл применяются из-за отсутствия или недоступности альтернативной терапии, а также из-за нежелания фармпроизводителей «проводить пострегистрационные клинические исследования для расширения сферы использования препаратов в коммерчески непривлекательных областях».

Источник: regulation.gov.ru

С

#ХС

№ 3 Менеджер

2021 адравоохрвнвщ/т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.