Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"'

ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ / ЗАЕМЩИК-ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ / LOAN FOR LEGAL PERSONS / CREDITWORTHINESS OF THE BORROWER-LEGAL ENTITY / OF THE METHODOLOGY OF CREDIT RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова М.В.

В статье рассматривается оценка кредитоспособности юридических лиц, в том числе в ПАО Сбербанк, предлагаются направления совершенствования оценки кредитоспособности юридических лиц.The article discusses the assessment of the creditworthiness of legal entities, including Sberbank, offered directions of improvement of assessing the creditworthiness of legal entities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"»

Галиахметова; Институт экономики, управления и права. - Казань: Познание, 2014, с 62

2. Толкачева Н.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н.А. Толкачева, Т.И. Мельникова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014, с.74

3. Колачева Н. В., Быкова Н. Н. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / Н. В. Колачева, Н. Н. Быкова // Вестник НГИЭИ. — 2015. — № 1(44). — С. 29-35

4. Чуев И. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учеб. для вузов. - М.: Издательство: ИТК Дашков и К, 2014, с.230.

5. Атаулов Р. Р. Взаимосвязь качества продукции и финансового результата деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2013. — № 4. — С. 9-11

6. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Савицкая Г. В. — М.: Инфра — М, 2013. — 384с.

7. Колачева Н. В., Быкова Н. Н. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / Н. В. Колачева, Н. Н. Быкова // Вестник НГИЭИ. — 2015. — № 1(44). — С. 29-35

УДК 336.7

Харитонова М.В. студент 4 курса Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Волков А.Ю. научный руководитель Россия, г. Ярославль ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В

ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» В статье рассматривается оценка кредитоспособности юридических лиц, в том числе в ПАО Сбербанк, предлагаются направления совершенствования оценки кредитоспособности юридических лиц.

Ключевые слова: кредит для юридических лиц, кредитоспособность, заемщик-юридическое лицо, методики оценки кредитоспособности.

The article discusses the assessment of the creditworthiness of legal entities, including Sberbank, offered directions of improvement of assessing the creditworthiness of legal entities.

Keywords: loan for legal persons, creditworthiness of the borrower-legal entity, of the methodology of credit rating.

В условиях рыночной экономики основным источником заемных средств организаций является кредит. Но прежде чем банк выдаст кредит необходимо провести оценку кредитоспособности потенциального заемщика. Поэтому проблема оценки потенциальных и фактических заемщиков, их финансового состояния, с точки зрения возвращения суммы

основного долга и процентов по нему, была и остается одной из самых актуальных проблем в деятельности банка, так как от этого зависит его прибыльность.

Причем, зачастую, в оценке кредитоспособности заинтересован не только банк, но и заемщик, так как оценка кредитоспособности позволяет провести детальный и беспристрастный финансовый анализ и подготовить управленческие решения [8; 9], а так же оценить возможности предприятия по реализации разного рода проектов, например реальность реализации инновационных проектов предприятиями [1; 2].

С целью обеспечения максимальной возвратности денежных средств оценка кредитоспособности заемщика [10], ставшая обязательным элементом взаимоотношения банков и клиентов, используется как инструмент контроля [6].

Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, каждый из которых должен быть оценен и изучен.

В исследовании рассмотрены теоретические аспекты кредитоспособности заемщика, изучение которых позволило сделать вывод, что кредитная сделка предполагает взаимоотношения двух партнеров: кредитора и заемщика. Кредитор передает заемщику объект сделки -ссуженную стоимость на условиях платности, возвратности, срочности и обеспеченности, но при этом остается собственником объекта сделки.

В каждой кредитной сделке присутствуют элементы риска: неуплата долга и процентов по кредиту, нарушение срока выплат и прочие. Наличие риска и его сложная зависимость от большого количества различных факторов делают необходимым выбор банком критериальной методики оценки кредитоспособности заемщика, с помощью которой можно оценить вероятность выполнения заемщиком своих обязательств.

Изучение ряда существующих методов оценки кредитоспособности позволили сделать вывод, что все они являются достаточно узко целенаправленными. При невозможности рассмотрения всех факторов, влияющих на оценку кредитоспособности, их обычно группируют и рассматривают при анализе отдельно или прибегают к средним значениям.

Объектом исследования в данной работе является деятельность по кредитованию юридических лиц осуществляемая ПАО Сбербанк. На примере ПАО Сбербанк был проведен анализ кредитоспособности организации, который показал, что предприятие относится ко второму классу кредитоспособности и может кредитоваться на общих условиях при наличии соответствующий гарантий возврата.

Рассмотрев на конкретном примере некоторые из методов оценки кредитоспособности можно сделать определенные выводы. Фактически все методики используют одинаковые коэффициенты - это коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности, но при этом они имеют разные веса при оценке кредитоспособности. Каждая методика имеет свои достоинства и

недостатки. Так при использовании рейтинговой оценки анализ кредитоспособности является несколько незавершенным, т.к. здесь не учитывается деятельность предприятия (является ли она эффективной или нет).

Методика ПАО Сбербанк по отношению к российской экономике является более реальной. Она учитывает многие стороны деятельности фирмы и достаточна «сдержана» при оценке класса кредитоспособности. То есть, если по рейтинговой оценке организация могла кредитоваться и на льготных условиях, то по оценке ПАО Сбербанк - нет.

Разносторонне оценивается предприятие и в американской методике. Здесь выделяются такие показатели как прибыльность фирмы, которые в некоторой степени способны компенсировать зависимость предприятия от заемных средств.

При оценке кредитоспособности предприятия необходимо учитывать следующее:

оценка ликвидности (текущей и абсолютной); зависимость предприятия от заемных средств; долгосрочные вложения и обязательства; рентабельность деятельности; прибыльность фирмы.

Подводя итог, можно сделать вывод, что существенных расхождений между подходами нет и для определения кредитоспособности можно использовать любую из рассмотренных методик.

Зачастую, при выдаче кредитов рядом банков применяется и иные, инновационные более сложные и тщательные методики оценки заемщика. Однако инновации в России тяжело приживаются [3; 4], и банки, в том числе и ПАО Сбербанк предпочитают консервативные подходы.

Таким образом, правильная кредитная политика ПАО Сбербанк в современной весьма сложной, часто и быстро меняющейся экономике [5; 7] позволяет с меньшим риском осуществлять активные операции и получать максимальный доход от размещения свободных денежных средств.

В качестве предложения по усовершенствованию методики оценки кредитоспособности, можно предложить более глубокий анализ предприятия-клиента. Ввести в анализ клиента плановые показатели, перспективы развития. Глубже изучать менеджмент самого заемщика.

Использованные источники:

1. Бурыкин А.Д. Инновационный проект как составляющая развития экономики предприятия // Труд и социальные отношения. 2015. Т. 26. № 1. С. 128-141.

2. Бурыкин А.Д., Юрченко А.В. Роль инновационного проекта в развитии экономики предприятия // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2015. № 4. С. 124-138.

3. Волков А.Ю. Инновации в России // Экономика, статистика и

информатика. Вестник УМО. 2012. № 2. С. 15-19.

4. Волков А.Ю. Инновации и Россия // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. Т. 136. С. 102-113.

5. Волков А.Ю. Исследование динамики развития экономики Ярославской области за 9 месяцев 2015 года // В сборнике: Региональный маркетинг сборник научных статей IV Международного конгресса по маркетингу. Под общ. ред. М.В. Макаровой; РЭУ им Г.В. Плеханова; Ярославский филиал РЭУ им Г.В. Плеханова. 2015. С. 37-41.

6. Волков А.Ю. Походы к понятию «финансовый контроль» // В сборнике: Мировая наука и современное общество: актуальные проблемы экономики, социологии и права. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2014. С. 53-56.

7. Волков А.Ю. Экономика Ярославской области за 9 месяцев 2015 года // Теория и практика современной науки. 2015. № 6 (6). С. 228-231.

8. Зборовская Е.Б. Финансовая устойчивость компании в современных условиях // В сборнике: Партнерство бизнеса и образования в инновационном развитии региона. Материалы XIII Международной научно-практической конференции. 2014. С. 140-144.

9. Зборовская Е.Б., Волков А.Ю. О роли финансового анализа, рисков и инноваций в практической работе промышленного предприятия в условиях нестабильной внешней среды // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т.8. № 4 (35). С. 52.

10.Тюрин С.Б., Бурыкин А.Д., Волков А.Ю. Организация деятельности коммерческого банка: Учебное пособие для бакалавров / Под ред. С.Б. Тюрина. Ярославль. 2013. 114 с.

УДК 339.13

Хижняк М. Д. студент 4 курса Кузьмик А.П. студент 4 курса Потёкина А.А. студент 4 курса Институт экономики Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет Прядко С.Н., к. э. н. научный руководитель, доцент Россия, г. Белгород МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ГОВЯДИНЫ Аннотация: статья посвящена такому элементу маркетинговой политики как сегментация рынка. Сегментация проводится с целью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.