Научная статья на тему 'Оценка конкуренции на продовольственном рынке республики Бурятия'

Оценка конкуренции на продовольственном рынке республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
730
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / МЕСТНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ / COMPETITIVENESS / COMPETITION / FOOD MARKET / LOCAL PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калмынина Татьяна Викторовна -.

В статье рассматривается состояние конкурентной среды на потребительском рынке продовольственных товаров Республики Бурятия. На основании данных социологического обследования выявлены предпочтения потребителей и оценена конкурентоспособность продукции местных производителей по товарным группам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калмынина Татьяна Викторовна -.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of competition at the food market of the Republic of Buryatia

The article deals with the state of competitive environment on the consumer food market of the Republic of Buryatia. Consumer preferences and evaluation of the local production competitiveness by commodity groups were based on the data of sociological survey.

Текст научной работы на тему «Оценка конкуренции на продовольственном рынке республики Бурятия»

- освоение креативного мышления руководством муниципального образования (самое сложное);

- создание коммуникационных площадок для публичного обсуждения местными жителями и всеми заинтересованными сторонами вопросов местного значения и путей их решений;

- разработка и продвижение имиджа муниципального образования как открытого, толерантного и благоприятного места для всех талантливых и креативных людей;

- создание условий для привлечения талантливых и креативных людей посредством повышения качества муниципальной среды, физической (природной и рукотворной) и социальной;

- стимулирование создания рабочих мест в креативных индустриях, в народных промыслах, поддержка молодежных инициатив и проектов.

4. Использование хорошо известных инструментов поддержания экономического развития:

Финансовые стимулы: дотации, ссуды и процентные субсидии; прямые субсидии; гарантии займов; инвестиционный налоговый кредит; равное или близкое к равному финансирование (публично-частное партнерство); снижение цены на землю и использование общественных работ при строительстве предприятия; льготы по аренде муниципального имущества; налоговые льготы.

Нефинансовая помощь: деловое консультирование, подготовка менеджеров, анализ рынка; выбор участка под застройку; упрощение процедур лицензирования, регулирования и выдачи разрешений; целевое профессиональное обучение;

УДК 339.137.2 (571.54)

субсидирование исследований и разработок; передача местным предприятиям муниципальных контрактов (механизм муниципального заказа).

Улучшение делового климата: оздоровление окружающей среды и развитие общественной инфраструктуры; организация предпринимательских советов и корпораций по содействию экономическому развитию.

В рамках этого направления стоит напомнить, что бюджет не является инструментом стратегического развития, поэтому финансовые стимулы не должны рассматриваться как главные и единственные инструменты подкрепления экономического развития.

Таким образом, мы считаем, что применение вышеуказанной технологии приведет к положительному результату по социальноэкономическим показателям.

Литература

1. Метелева Е.Р. Эволюция подходов к развитию городов.

- Иркутск: БГУЭП, 2007. - 280 с.

2. Тулохонов О.С. Контроллинг в системе муниципального стратегического управления // Вестник БГУ Экономика и право. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2010. - №2.

- С. 103-105.

Тулохонов Олег Сергеевич - канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления БГУ 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, тел. 8 (301-2) 21-35-06, e-mail: [email protected] Tulokhonov Oleg Sergeevich, candidate of economical sciences, senior teacher of department of state and municipal management, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24 a, tel. 8 (301-2) 21-35-06, e-mail: [email protected]

Т.В. Калмынина

Оценка конкуренции на продовольственном рынке Республики Бурятия

В статье рассматривается состояние конкурентной среды на потребительском рынке продовольственных товаров Республики Бурятия. На основании данных социологического обследования выявлены предпочтения потребителей и оценена конкурентоспособность продукции местных производителей по товарным группам. Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, продовольственный рынок, местные производители.

T.V. Kalmynina

Evaluation of competition at the food market of the Republic of Buryatia

The article deals with the state of competitive environment on the consumer food market of the Republic of Buryatia. Consumer preferences and evaluation of the local production competitiveness by commodity groups were based on the data of sociological survey.

Keywords: competitiveness, competition, food market, local producers.

Региональный потребительский рынок Буря- развития республики, повышения ее конкурен-

тии до настоящего времени не изучен. В свете тоспособности особую значимость приобретают

выработки стратегии социально-экономического вопросы определения конкурентоспособности

83

местной продукции и производителей, оценка конкуренции на продовольственном рынке. Возникает необходимость в выяснении структуры регионального рынка, вопросов его регулирования и позиций местных товаропроизводителей.

В структуре регионального рынка выделяют рынок продовольственных товаров, непродовольственных товаров и рынок услуг, которые, в свою очередь, подразделяются на потребительский рынок и рынок товаров (услуг) промышленного назначения. В данной статье рассматривается региональный потребительский рынок продовольственных товаров.

Оценка конкуренции на потребительском рынке продовольственных товаров Республики Буря-

тия предполагает анализ отрасли пищевой промышленности. Пищевая промышленность республики является одной их самых многоотраслевых и устойчивых подсистем народно-хозяйственного комплекса Бурятии. В республике получили развитие мясное, молочное, рыбное, мукомольнокрупяное, комбикормовое, ликеро-водочное, кондитерское и ряд других производств.

В отраслевой структуре продукции пищевой промышленности доминирует мясо-молочная промышленно сть.

В производстве пищевых продуктов занято 266 предприятий республики (не считая индивидуальных предпринимателей) (табл. 1).

Таблица 1

Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности в промышленности на 1 января 2010 года*

Виды экономической деятельности Количество предприятий

А 1

ПРОИЗВОДСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, ВКЛЮЧАЯ НАПИТКИ 266

Производство мяса и мясопродуктов 80

Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов 9

Переработка и консервирование картофеля, фруктов и овощей 14

Производство растительных и животных масел и жиров 4

Производство молочных продуктов 33

Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крах-малопродуктов 8

Производство готовых кормов для животных 3

Производство прочих пищевых продуктов 68

Производство напитков 47

*Статистический бюллетень 07-09-01. Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности в промышленности и формам собственности на 1 января 2010 г.

Наибольшее количество предприятий-производителей отмечено в производстве мяса и мясопродуктов.

От количества предприятий-продавцов зависит уровень конкуренции на рынке. Оценка состояния конкурентной среды на потребительском рынке продовольственных товаров осуществляется с помощью индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НН). Он рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке, и может измеряться в долях или процентах:

п

НН = X S2l * 100,

1=1

где Si - доля продаж 1-го предприятия в общем объеме реализации; п - число хозяйствующих субъектов на рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка по степени концентрации (табл. 2).

Таблица 2

Типы рынков по степени концентрации

Тип рынка Значения коэффициентов и индексов

Высококонцентрированные рынки При 70% <CR-3 < 100% 2000 < НН < 10 000 При 80% <CR-4 < 100% 1800 < НН < 10 000

Умеренно концентрированные рынки При 45% <CR-3 < 70% 1000 < НН < 2000 При 45% <CR-4 < 80% 1000 < НН1 < 1800

Низкоконцентрированные рынки При CR-3 < 45 % НН < 1000 При CR-4 < 45 % НН < 1000

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем субъектов рынка. Чем больше поставщиков с разномасштабной поставкой продукции действует на

соответствующем товарном рынке, тем меньшее значение имеют перечисленные показатели. Ти-пологизация рынков по группам товаров и степени концентрации хозяйствующих субъектов на основании индекса Герфиндаля-Гиршмана приведена в табл. 3.

Таблица 3

Показатели товарных рынков Республики Бурятия

№ Наименование рынка Кол-во хоз. субъектов Сумма долей крупных ХС ^) Степень концентрации (НН ) Степень откры- тости рынка Тип рынка

1 Мясо птицы >11 94,5 1816 97,0 Умеренноконцентрированный, открытый

2 Колбасные изделия >23 93,7 2707 45,6 Высококонцентрированный, открытый

3 Консервы мясные >11 51,2 735 5,8 Низкоконцентрированный, закрытый

4 Рыба, включая сельдь >48 61,1 612 36,4 Низкоконцентрированный, открытый

5 Консервы рыбные >13 92,2 2733 36,4 Высококонцентрированный, открытый

6 Масло животное >22 81,0 1510 29,0 Умеренноконцентрированный, открытый

7 Цельномолочная продукция >60 70,9 1001 36,1 Умеренноконцентрированный, открытый

8 Сыр >20 81,7 1351 43,9 Умеренноконцентрированный, открытый

9 Молоко сухое >9 99,2 4997 97,9 Высококонцентрированный, открытый

10 Мороженое >5 100,0 3071 100,0 Высококонцентрированный, открытый

11 Молочные консервы >14 94,8 2586 100,0 Высококонцентрированный, открытый

12 Масло растительное >15 87,6 2111 97,4 Высококонцентрированный, открытый

13 Маргариновая продукция >11 94,4 2205 81,5 Высококонцентрированный, открытый

14 Яйцо >8 95,4 2867 50,0 Высококонцентрированный, открытый

15 Сахар >16 76,7 1559 100,0 Умеренноконцентрированный, открытый

16 Кондитерские изделия >50 58,2 1075 39,0 Умеренно- концентрированный, открытый

17 Чай >10 94,8 6129 100,0 Высококонцентрированный, открытый

18 Мука >52 82,0 2440 87,7 Высококонцентрированный, открытый

19 Крупа > 21 69,4 1012 97,3 Умеренноконцентрированный, открытый

20 Макаронные изделия >26 88,3 5728 7,8 Высококонцентрированный, закрытый

21 Соль >11 94,1 1971 100,0 Умеренноконцентрированный, открытый

22 Овощные консервы >18 84,9 2025 75,4 Высококонцентрированный, открытый

23 Фруктовые консервы >16 95,0 3687 9,3 Высококонцентрированный, открытый

24 Пищеконцентраты >10 76,6 1224 95,5 Умеренноконцентрированный, открытый

25 Майонез >9 92,8 2680 87,4 Высококонцентрированный, открытый

26 Мясные полуфабрикаты >24 78,8 1601 11,5 Умеренноконцентрированный, открытый

27 Безалкогольные напитки >24 87,4 1753 18,1 Умеренноконцентрированный, открытый

28 Пиво >15 98,9 2304 97,8 Умеренноконцентрированный, открытый

29 Минеральная вода >17 78,0 1219 50,4 Умеренноконцентрированный, открытый

Наибольшее количество поставщиков наблюдается на рынках рыбной продукции, мясных консервов. Высококонцентрированы рынки колбасных изделий, рыбных, фруктовых и молочных консерв, сухого молока, яиц, чая, макаронных изделий, что говорит о большей монополизации этих рынков, что также подтверждает сумма долей в общем объеме товаров по каждой категории товаров крупных поставщиков потребительского рынка. Причем по многим позициям в число крупных поставщиков, являющихся лидерами торговой сети, входят местные производственные предприятия, за исключением производителей колбасных и макаронных изделий и яиц.

Доля местных производителей в общем объеме поставляемой продовольственной продукции является явно недостаточной по многим товарным позициям, да и потребности населения по ряду продуктов являются неудовлетворенными. В настоящее время состояние пищевой промышленности республики характеризуется следующим образом. Индекс производства пищевой промышленности в первом полугодии 2010 г. составил 138,9%. В структуре промышленного производства доля данного вида деятельности составила

12,4% (1 место в СФО).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2010 г. в 13 из 19 основных видов производства пищевых продуктов отмечен рост. Наиболее высокими темпами росло производство колбасных изделий (186,9%), полуфабрикатов мясных охлажденных (182,2%), мясных консервов (177,5%), комбикормов (151,1%), полуфабрикатов мясных подмороженных и замороженных (143,6%), мяса и субпродуктов (140,8%).

Начиная с 2009 г. наблюдается снижение в производстве сыров (81,3%). Основными причинами спада явились дефицит высококачественного, сыропригодного молока-сырья в сельскохозяйственных организациях и сезонность его поступления с мая по сентябрь, также оптимизация ассортимента в сторону увеличения производства цельномолочной продукции.

На рынке кондитерских изделий (93,2%) снижение выпуска продукции обусловлено удорожанием электроэнергии на 23% и снижением спроса на производимую продукцию из-за ввоза кондитерских изделий из других регионов.

Снижение в производстве муки (56,0%) и крупы (95,5%) связано с недостаточным уровнем наличия сырья по причине недобора зерна и крупя-

ных культур из-за стихийных бедствий 2009 г.

Высокая конкуренция с продукцией, завозимой из других регионов, а также частичное прекращение отгрузки продукции в другие регионы страны явились основными причинами спада производства водки (86,1%) в регионе.

Однако по сравнению с 2009 г., наблюдается рост производства таких видов продукции, как хлеб и хлебобулочные изделия, пиво, спреды и смеси топленые, маргарин, майонез.

Доля прибыльных организаций пищевой промышленности увеличилась на 5,5% пункта и составила 83,3 %.

Среднемесячная заработная плата работников предприятий в производстве пищевых продуктов составила 15 543,2 р., или 133,4% к соответствующему периоду прошлого года. Среднесписочная численность работников увеличилась на 14,2% и составила 4 883 человека.

Значительный рост численности работников наблюдается в сфере производства мяса и мясопродуктов (145,2%) за счет открытия новых производств. Спад наблюдается в производстве продуктов

мукомольно-крупяной промышленности (55,6%).

Предварительный анализ потребительского рынка продовольственной продукции позволяет сделать предположение о наличии возможностей для повышения доли продукции местного производства на региональном рынке по определенным товарным позициям. При оценке конкуренции на товарных рынках, выявлению резервов нельзя полагаться только на данные статистики. Конкурентоспособность товаров предполагается возможным оценить на основе выявления потребительских предпочтений и экспертных оценок. Сотрудниками отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН был осуществлен опрос экспертов среди специалистов и руководителей отделов организаций и учреждений, осуществляющих регулирование, контроль потребительского рынка продовольственных товаров республики. Было опрошено 54 человека в г. Улан-Удэ. По оценкам экспертов конкурентоспособным является производство хлеба и хлебобулочных изделий, мясопродуктов, картофеля, кондитерских изделий и алкогольных напитков (рис.1).

Рис.1. Оценка конкурентоспособности продовольственной продукции, %

Рынок реализации продовольственных товаров можно в целом охарактеризовать как конкурентный, однако отмечается присутствие только по одному производителю при производстве некоторых видов продукции (овощные консервы, переработка дикоросов). Доля местного сырья остается достаточно низкой.

Продукция местного производства составляет незначительную долю, как на рынке республики, так и на рынках других регионов и стран.

Для выявления потребительских предпочтений сотрудниками отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН был проведен экспресс-опрос потребителей продовольственной продукции в торговых точках г. Улан-Удэ в мае 2010 г. В опросе участвовало 203 человека, 0,05% генеральной совокупности. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, национальности, пространственно-территориальному размещению, сформирована посредством квотного отбора.

Таблица 4

Распределение предпочтений потребителей продукции местных производителей

№ Наименование продукции, предприятия % чел.

1 Хлеб и хлебобулочные изделия ОАО «Бурятхлеб-пром» 75,9 154

2 Колбасные изделия ООО БМПК 62,1 126

3 Кондитерские изделия ЗАО «Кондитерпром» (АМТА) 53,2 108

4 ИП Бредний («Титан») 52,2 106

5 Молочная продукция ОАО «Молоко» 44,8 91

6 Колбасные изделия ООО «Эко-Фуд» («Николаевский») 43,8 89

7 Молочная продукция ЗАО «Мухоршибирский маслозавод» 32,5 66

8 Алкогольная продукция ОАО «Байкалфарм» 29,6 60

9 ИП Гуржапов («Николаевский») 27,6 56

10 Хлебобулочные изделия ОАО «Хлеб Улан-Удэ» 27,1 55

11 ИП Гордеева («Либерти») 19,4 19

12 Кондитерские изделия ИП Скосырский (г. Улан-Удэ) 15,3 31

13 Хлебобулочные изделия ОАО «Хлеб» (г. Северобай-кальск) 9,9 20

14 Алкогольная продукция ОАО «Коммерсант» 5,4 11

В целом благоприятной является тенденция предпочтения продукции местных производителей.

Однако следует отметить, что покупательская способность населения является достаточно низкой, наибольшая доля населения при покупке продовольственной продукции руководствуется ее ценой, а также соответствием цены и качества продукции, что является одним из препятствий для расширения сбыта для местных производителей. В качестве наиболее распространенных препятствий при производстве продукции про-

изводители также отмечают высокие тарифы на электроэнергию и недостаток сырья.

В связи с этим определенный интерес представляет изучение каналов распределения продукции, построение интегрированных систем, выявление барьеров для производства и реализации продовольственной продукции, а также пути повышения конкурентоспособности местной продовольственной продукции и создание условий для устойчивой продовольственной безопасности региона.

Литература

1. Конкурентоспособность регионов: теоретико-

прикладные аспекты / под ред. Ю.К. Перского, Н.Я. Калюж-новой. - М.: ТЭИС, 2003.

2. Статистический бюллетень 07-09-01. Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности в промышленности и формам собственности на 1 января 2010 г.

Калмынина Татьяна Викторовна - канд. социол. наук, научный сотрудник отдела региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН. 670031, г. Улан-Удэ, бульвар К. Маркса, д. 14б.

Kalmynina Tatyana Viktorovna, candidate of sociological sciences, scientist of department of regional economic researchers, Buryat Scientific Center, SB RAS. 670031, Ulan-Ude, K. Marks boulevard 14b.

УДК: 338.432 Е.В. Доржиева

Анализ конкурентоспособности сельского хозяйства региона

Дается оценка уровня конкурентоспособности сельского хозяйства региона, необходимая для анализа возможностей формирования кластерных структур в региональном АПК. Обосновывается необходимость организации агропромышленных кластеров для создания и укрепления конкурентных преимуществ региона.

Ключевые слова: кластеры, кластерный подход, конкурентоспособность, сельское хозяйство.

E.V. Dorzhieva

^e analysis of regional agriculture competitiveness

The article includes the estimation of regional agriculture competitiveness, which is necessary for the analysis ofpossibilities for clusters formation in regional agrarian and industrial complex. The need of agricultural clusters organization for realization and consolidation of competitive advantages in the region is proved.

Keywords: clusters, cluster approach, competitiveness, agriculture.

В течение 2002-2007 гг. практически все региональные формирования России разработали стратегии долгосрочного регионального социальноэкономического развития, в которых формирование и развитие тех или иных кластеров зачастую фигурируют в качестве приоритетов. Ряд регионов принял отдельные программы развития кластеров или создал организационные структуры по их развитию.

Таким образом, исследование роли кластерной политики в повышении конкурентоспособности и обеспечении устойчивого развития территорий, изучение вопросов формирования и развития кластеров на современном этапе весьма актуальны.

В Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. при определении приоритетных направлений социально-экономического развития подчеркивается, что развитие сельского хозяйства имеет большое значение для стабилизации социальноэкономической ситуации и формирования комфортной среды обитания на территории Дальнего

Востока и Байкальского региона. Суровые климатические условия и связанные с этим сложности в ведении хозяйства обусловливают необходимость внедрения кластерного подхода в АПК, который позволит определить место и роль каждого субъекта кластера, выделить среди них субъекты, специализирующиеся на наиболее конкурентоспособных направлениях сельскохозяйственного производства либо осуществляющие жизнеобеспечение населения, и оказывать им поддержку в целях достижения продовольственной безопасности и укрепления региональных конкурентных преимуществ, в том числе с использованием механизмов и инструментов государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. ,объем сельскохозяйственной продукции, производимой в РБ, существенно возрастет и по данному показателю республика обгонит ближайших соседей (рис. 1 и 2) [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.