Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / CONCURANTION / CONCURANTIFICITY / CONCURANTIES / CONCURANTAL PROPERTIES / STRATEGY OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исакова А.А.

Статья посвящена вопросам конкурентоспособности строительного предприятия. В последнее время в связи с последствиями мирового финансового кризиса и нестабильностью внешней предпринимательской среды внимание акцентируется на оптимизации использования имеющихся ресурсов для повышения эффективности бизнеса. Ориентируясь на операционную эффективность, т. е. эффективность использования имеющихся ресурсов в условиях их ограничений, порождаемую в том числе кризисной экономикой и нецелесообразностью наращивания ресурсного потенциала, конкурентоспособным является то строительное предприятие, которое наиболее оптимально использует ресурсы. В виду этого в статье предлагается авторский подход к оценке конкурентоспособности строительного предприятия, основанный на оценке эффективности использования различных видов ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF THE CONSTRUCTION COMPANY

The article is devoted to the issues of competitiveness of a construction company. Recently in connection with consequences of world financial crisis and instability of external enterprise environment the attention is focused on optimization of use of available resources for increase of efficiency of business. Focusing on operational efficiency, i.e. efficiency of use of available resources in the conditions of their restrictions generated including by crisis economy and inexpediency of increase in resource potential, the building enterprise which uses resources most optimally is competitive. In view of it in article the author's approach to an estimation of competitiveness of the building enterprise, based on an estimation of efficiency of use of various kinds of resources is offered.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 69.003

Исакова А.А. студент магистратуры Институт государственного управления и предпринимательства

Уральский федеральный университет Россия, г. Екатеринбург ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация. Статья посвящена вопросам конкурентоспособности строительного предприятия. В последнее время в связи с последствиями мирового финансового кризиса и нестабильностью внешней предпринимательской среды внимание акцентируется на оптимизации использования имеющихся ресурсов для повышения эффективности бизнеса. Ориентируясь на операционную эффективность, т. е. эффективность использования имеющихся ресурсов в условиях их ограничений, порождаемую в том числе кризисной экономикой и нецелесообразностью наращивания ресурсного потенциала, конкурентоспособным является то строительное предприятие, которое наиболее оптимально использует ресурсы. В виду этого в статье предлагается авторский подход к оценке конкурентоспособности строительного предприятия, основанный на оценке эффективности использования различных видов ресурсов.

Ключевые слова: КОНКУРЕНЦИЯ, конкурентоспособностЬ, строительство, КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Isakova A.A. student of magistracy Institute of public administration and entrepreneurship

Ural Federal University Russia, Yekaterinburg ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF THE CONSTRUCTION COMPANY. Abstract. The article is devoted to the issues of competitiveness of a construction company. Recently in connection with consequences of worldfinancial crisis and instability of external enterprise environment the attention is focused on optimization of use of available resources for increase of efficiency of business. Focusing on operational efficiency, i. e. efficiency of use of available resources in the conditions of their restrictions generated including by crisis economy and inexpediency of increase in resource potential, the building enterprise which uses resources most optimally is competitive. In view of it in article the author's approach to an estimation of competitiveness of the building enterprise, based on an estimation of efficiency of use of various kinds of resources is offered.

Keywords: CONCURANTION, CONCURANTIFICITY, CONCURANTIES, CONCURANTAL PROPERTIES, STRATEGY OF DEVELOPMENT

Конкурентоспособность — это своеобразный показатель уровня развития хозяйствующего субъекта относительно аналогичных субъектов, осуществляющих деятельность на этом же рынке. В рамках постиндустриальной экономики параллельно с развитием науки и техники происходит смена потребностей людей, появляются всё более высокие требования к товарам и услугам. Современные предприятия с целью выживания на таком высококонкурентном рынке, вынуждены не отставать от тенденций рынка и создавать совершенно новые продукты, дорабатывать выпускаемые виды продукции, заниматься улучшением собственного имиджа, использовать качественные ресурсы, работать над улучшением финансовых результатов.

Проблемы обеспечения конкурентоспособности для российских предприятий особенно актуальны, так как только конкурентоспособные предприятия способны к эффективному функционированию в рыночных условиях. К основным способам повышения конкурентоспособности относят ориентацию на потребности покупателей, возможность подстраиваться под условия рынка, улучшение качественных характеристик продукции, совершенствование условий и качественных показателей работы персонала, внедрение в производство инновационных разработок.

Анализ экономической литературы, содержащей теоретические взгляды на экономическую сущность понятия «конкурентоспособность предприятия» показал, что к настоящему времени в научной литературе не сложился единый подход к трактованию данного понятия. При этом существуют различные трактовки, которые по мнению большинства исследователей связаны с определённой сложностью самого явления конкуренции, а также многоаспектностью и многомерностью категории конкурентоспособность, применимой к различного рода объектам (государству, региону, предприятию, продукции и пр.). Однако, несмотря на определенные различия в подходах к пониманию конкурентоспособности среди отдельных исследователей, можно выделить некоторые основополагающие аспекты, которые являются важными для трактования данного понятия.

К настоящему времени основу большинства классификаций, предлагаемых различными исследователями, составляет методология, выделяющая три основных подхода к трактованию понятия «конкурентоспособность предприятия» (рис. 1)

Товарная составляющая

Основа подхода к понятию «конкурентоспособность предприятия»

Сочетание и товара и

производственной деятельности субъекта

Внутренняя и внешняя деятельность хозяйствующего субъекта без акцента на товар

Рисунок 1.Подходы к трактованию понятия «конкурентоспособность

предприятия»

Согласно первому подходу основу определений конкурентоспособности формирует ее товарная составляющая: конкурентоспособность предприятия (для потребителей) это способность удовлетворять потребности потребителей (решать их проблемы) с помощью производства товаров и услуг, у которых необходимый набор параметров превосходит конкурентов» 130. В данном определении отражены такие важные аспекты конкурентоспособности, как удовлетворенность потребителей, оценка конкурентоспособности с помощью конкретного набора параметров, превосходство конкурентов и относительность показателя конкурентоспособности предприятия.

Второй подход к конкурентоспособности основан на сочетании и товара и производственной деятельности субъекта. Одним из примеров такого подхода является определение, которое предлагается Л.В. Донцовой: «конкурентоспособность - это способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности» 131. Положительными сторонами данного подхода является учет в составе факторов, которые определяют конкурентоспособность, не только товаров, удовлетворяющих потребности, но и характеризуют производственную деятельность предприятия.

Согласно третьему подходу конкурентоспособность характеризуется

130 Кагарманова, А.И. Механизм управления конкурентоспособно-стью региона [Текст] / А.И. Кагарманова // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №3 (2015). - С.4.

131 Донцова, Л.В., Ивушкина, О., Дун, И.Р. Эффективные регуляторы экономической конкурентоспособности [Текст] / Л.В. Донцова, О. Ивушкина, И.Р. Дун // Международная экономика. - 2014. - № 02. - С. 39.

внутренней и внешней деятельностью хозяйствующего субъекта без акцента на товар. В рамках данного подхода конкурентоспособность определяется как набор факторов внешней и внутренней среды предприятия, совместное действие которых обеспечивает предприятию победу в конкурентной борьбе. К данному подходу можно отнести трактовку конкурентоспособности, встречаемую у А.В. Дементьевой: «Конкурентоспособность предприятия - это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках» 132. В целом, подобный подход дает более комплексную характеристику конкурентоспособность предприятия, учитывающую большой набор ее определяющих факторов.

Рассмотренная классификация подходов дает возможность установить предложенные составляющие конкурентоспособности предприятия, выделяемые различными учеными, а также принять во внимание те факторы конкурентоспособности предприятий, которые имеют наибольшее значение в конкурентной борьбе, обеспечивающей устойчивое и эффективное функционирование и развитие предприятий.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Понятие конкурентоспособности предприятия до сих пор не получило и вряд ли получит сколько-нибудь единообразное трактование среди экспертов. Суммируя суть многочисленных определений, конкурентоспособность предприятия в данном случае можно в самом общем виде определить как способность эффективно конкурировать на определенных рынках за потребителя и за ресурсы, как следствие, получая аналогичную или большую прибыль по сравнению с другими игроками рынка.

За последние 10 лет строительная отрасль Российской Федерации претерпела множество изменений в производственном и технологическом плане. Ещё несколько лет назад было сложно представить, что строительная продукция и технологии российского производства способны составить реальную конкуренцию зарубежным товарам на мировом рынке. Однако, введение санкционной политики в отношение России в последние годы стимулировало рост интереса предпринимателей к разработке импортозамещающей продукции, не уступающей по своим показателям зарубежным аналогам.

Одним из наиболее перспективных направлений по созданию конкурентоспособной продукции сегодня является промышленность строительных материалов. Немаловажным фактором, тормозящим развитие данного сектора, является практически полное отсутствие отечественной базы строительных машин и оборудования. Кроме того, улучшение инвестиционного климата в различных регионах Российской Федерации в

132 Дементьева, А. Г. Конкурентоспособность международных ком-паний [Текст] / А. Г. Дементьева // Маркетинг. - 2012. - №3. - с. 65.

последние годы оказало заметное влияние на общую инвестиционную привлекательность российского строительного сектора для зарубежных инвесторов.

Отсутствие единого подхода к определению конкурентоспособности, повлияло на создание большого количества методик оценки рассматриваемой проблемы. Каждый метод позволяет оценить факторы конкуренции или выявить определенное конкурентное преимущество, некоторую совокупность преимуществ, но не дает системной оценки. Оценку конкурентоспособности строительного предприятия предлагается проводить по следующей авторской методике.

Определим наиболее значимые группы показателей для строительных компаний. В качестве основных групп показателей конкурентоспособности организации выбираем:

- эффективность основной деятельности,

- эффективность вспомогательной деятельности (менеджмент, маркетинг, управление персоналом),

- группа показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности организации,

- группа показателей, характеризующих продукцию организации.

Проведем выбор наиболее значимых единичных показателей

конкурентоспособности по каждой группе и представим их в таблице 1. Таким образом, составлен список индивидуальных показателей конкурентоспособности строительного предприятия с разделением их по группам. Каждому показателю в таблице 1 присваивается рейтинг. В таблице 2 представлена матрица подбора рейтинговых значений единичных показателей конкурентоспособности строительной организации.

Таблица 1

Показатели конкурентоспособности организации

Групповой показатель Единичный показатель конкурентоспособности

1 Эффективность производственной деятельности (П): - материалоотдача (М) - фондоотдача (Ф) - рентабельность основной деятельности (Род) - производительность труда (П)

2 Финансовое положение организации (Ф): - коэффициент финансовой зависимости (Кф) - коэффициент абсолютной ликвидности (Кл) - коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности (Кд/к)

- коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко)

3 Эффективность вспомогательной деятельности (менеджмент, маркетинг, управление персоналом) (М): - рентабельность продаж (Рп) - коэффициент оборачиваемости готовой продукции (Когп) - коэффициент загрузки производственных мощностей (Кзм) - Коэффициент текучести кадров (Ктек)

4 Показатель конкурентоспособности продукции (Т): - качество (Кп) - цена(Ц) - условия платежа (Уп) - срок строительства (Сп)

Далее определяется рейтинг по каждой группе показателей как среднее рейтингов, показателей включенных в группу:

1. Рейтинг группы «Эффективность деятельности» (Я(П)):

Я(П) =

КМ +КФ+ КРод + Кп

4 (1)

где ЯМ - рейтинг по показателю «затратооотдача»; Яф - рейтинг по показателю «фондоотдача»; ЯРод - рейтинг по показателю «рентабельность основной деятельности»; ЯП - рейтинг по показателю «производительность труда».

2. Рейтинг группы «Финансовое положение организации» (Я(Ф)):

ЩФ) =

Ккф +ККд/к +Кк0

4 (2)

где ЯП - рейтинг по показателю «коэффициент финансовой зависимости»; ЯКл - рейтинг по показателю «коэффициент абсолютной ликвидности»; ЯКд/к - рейтинг по показателю «коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности»; ЯКо - рейтинг по показателю «коэффициент оборачиваемости оборотных средств».

Таблица 2

Матрица подбора рейтинговых значений единичных показателей конкурентоспособности строительной организации_

Единичный показатель конкурентоспособности Рейтинговое значение

Диапазон значений показателя

1.1 Материалоотдача (М), (руб. продукции с руб. материальных затрат) 1 2 3 4 5

<1,9 1,9-2,0 2,0-2,2 2,2-2,5 >2,5

1.2 Фондоотдача (Ф) (руб. продукции с руб. фондов) 1 2 3 4 5

<6,0 6,0-7,0 7,0-8,5 8,5-10,0 >10

1.3 Рентабельность основной деятельности (Род) 1 2 3 4 5

<0,07 0,07-0,09 0,09-0,12 0,12-0,15 >0,15

1.4 Производительность труда (П) (тыс. руб./г) 1 2 3 4 5

<3000 3000-3500 3500-4000 4000-4500 >4500

2.1 Коэффициент финансовой зависимости (Кф) 1 2 3 4 5

>2,8 2,5-2,8 2,25-2,5 2,1-2,25 <2

2.2 Коэффициент абсолютной ликвидности (Кл) 1 2 3 4 5

<0,12 0,12-0,18 0,18-0,25 0,25-0,3 >0,3

2.3 Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности (Кд/к) 1 2 3 4 5

<0,8 0,8-0,9 0,9-1,0 1,0-1,1 >1,1

2.4 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко) 1 2 3 4 5

<1,5 1,5-1,8 1,8-2,3 2,3-2,5 >2,5

3.1 Рентабельность продаж (Рп) 1 2 3 4 5

<0,07 0,07-0,09 0,09-0,12 0,12-0,15 >0,15

3.2 Коэффициент оборачиваемости готовой продукции (Когп)(изменение за год, %) 1 2 3 4 5

>-20 % -5-20 % ±5 % +5-20 % >+20 %

3.3 Коэффициент загрузки производственных мощностей (Кзм) 1 2 3 4 5

<0,6 0,6-0,75 0,75-0,85 0,85-0,92 >0,92

3.4 Коэффициент текучести кадров (Ктек) 1 2 3 4 5

>0,4 0,3-0,4 0,2-0,3 0,1-0,2 <0,1

4.1 Качество (Кп) (доля жалоб и недоделок) 1 2 3 4 5

>5 % 4-5 % 3-4 % 2-3 % 0-2 %

4.2 Цена (Ц) (отклонение от среднерыночной цены) 1 2 3 4 5

>+15 % +5-15 % ±5 % -5-10 % >-10 %

4.3 Условия платежа (Уп) (экспертная оценка показателя) 1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

4.4 Срок строительства (Сп) (отклонение от планового срока сдачи, мес.) 1 2 3 4 5

>9 6-9 3-6 1-3 <1

3. Рейтинг группы «Эффективность вспомогательной деятельности (менеджмент, маркетинг, управление персоналом)» (Я(М)):

Я(М) =

+ &Когп + Кк?м + ККтек

4 (3)

где ЯКф - рейтинг по показателю «рентабельность продаж»; ЯКогп -рейтинг по показателю «коэффициент оборачиваемости готовой продукции»; ЯКзм - рейтинг по показателю «коэффициент загрузки производственных мощностей»; ЯКтек - рейтинг по показателю «коэффициент текучести кадров».

4. Рейтинг группы «Конкурентоспособность предприятия» (Я(Т)):

Д(7>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кк» + Кц + Куп + К-Сп

4 (4)

где ЯКф - рейтинг по показателю «качество продукции/услуги»; ЯЦ -рейтинг по показателю «цена продукции/услуги»; ЯУп - рейтинг по показателю «условия платежа»; ЯСп - рейтинг по показателю «срок поставки/выполнения заказа».

По полученным рейтингам уже будет видно какая из групп показателей является проблемной. Это уже укажет направления дальнейшего стратегического развития предприятия. Далее рассчитывается обобщенный показатель стратегического потенциала предприятия:

Я = Я(П) + Я(Ф) + /?(М) + Я(Т) (5)

Максимально возможное значение рейтинга равно 20, а минимальное -4. Для интерпретации полученного значения предлагается использовать следующую шкалу (табл. 3).

Таблица 3

Шкала оценки уровня конкурентоспособности предприятия

Стратегический потенциала Интервал значений рейтинга потенциала

Высокий 16 < Я < 20

Средний 11 < Я < 15

Низкий 5 < Я < 10

Критический Я < 4

При высоком уровне конкурентоспособности строительному предприятию следует продолжить использовать выбранную стратегию развития. Средние, низкое и критическое значение конкурентоспособности требует изменения используемой стратегии развития (табл. 4).

Таблица 4

Критерии выбора стратегии развития строительного предприятия

Тип общекорпорати вной стратегии предприятия Инновационна я стратегия развития предприятия Инновационны й тип развития предприятия Стратегия использования и развития производственного потенциала Уровень конкурент о- способнос ти

Стратегия прорыва (наступательна я стратегия) Стратегия генератора Интенсивное развитие Стратегия радикального опережения 8 < Я < 11

Стратегия ин-новатора Лицензионная стратегия

Стратегия имитатора Стратегия продуктовой и/или процессной имитации

Стратегия стабилизации (наступательно оборонительна я стратегия) Стратегия ин новатора Комбинирован ное развитие Стратегия поддержки ретронововведений 5 < Я < 7

Стратегия имитатора

Экстенсивное развитие Стратегия выжидания

Стратегия выживания (оборонительна я стратегия) Стратегия консерватора Интенсивное развитие Стратегия следования рыночному тренду Я < 4

Комбинирован ное развитие Стратегия поддержки сложившегося ассортимента

Экстенсивное развитие Стратегия сохранения текущих технологических позиций

Применение разработанной методики выбора направления стратегического развития предприятия позволяет, во-первых, не оставить без

внимания взаимовлияние единичных показателей потенциала промышленного предприятия, а во-вторых, избежать завышенного учета влияния единичных показателей друг на друга. Также следует отметить достаточную простоту расчета обобщенного показателя потенциала предприятия.

Использованные источники:

1. Дементьева, А. Г. Конкурентоспособность международных ком-паний [Текст] / А. Г. Дементьева // Маркетинг. - 2012. - №3. - с. 65.

2. Донцова, Л.В., Ивушкина, О., Дун, И.Р. Эффективные регуляторы экономической конкурентоспособности [Текст] / Л.В. Донцова, О. Ивушкина, И.Р. Дун // Международная экономика. - 2014. - № 02. - С. 39.

3. Кагарманова, А.И. Механизм управления конкурентоспособно-стью региона [Текст] / А.И. Кагарманова // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №3 (2015). - С.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.