Научная статья на тему 'Инновационная политика как способ поддержания конкурентоспособности и развития'

Инновационная политика как способ поддержания конкурентоспособности и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакумова Карина Николаевна

Конкурентоспособность является показателем уровня развития хозяйствующего субъекта в сравнении с аналогичными фирмами, действующими на том же рынке. В постиндустриальной экономике одновременно с развитием науки и техники меняются потребности людей, требования к потребляемым товарам и услугам становятся всё более высокими. Для того чтобы выжить на таком остроконкурентном рынке, современные предприятия вынуждены идти в ногу со временем, создавать принципиально новые продукты, совершенствовать традиционно выпускаемые виды продукции, улучшать собственный имидж, привлекать качественные ресурсы, заботиться об улучшении финансовых результатов. Вопрос повышения конкурентоспособности российских предприятий актуален, поскольку только конкурентоспособные предприятия могут эффективно функционировать в условиях рынка. Основные способы повышения конкурентоспособности это ориентация на потребности покупателя, подстройка под условия рынка, повышение качества продукции, улучшение условий и качества работы персонала, внедрение инновационных разработок в производство. Цель исследования заключается в обосновании роли инновационной политики для поддержания конкурентоспособности и развития предприятия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: рассмотреть основные подходы к понятию конкурентоспособности, исследовать основные факторы повышения конкурентоспособности предприятия, определить место инноваций в повышении конкурентоспособности и развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика как способ поддержания конкурентоспособности и развития»

Инновационная политика как способ поддержания конкурентоспособности и развития

сч со £

Б

а

2 о

Абакумова Карина Николаевна

аспирант, ФГБУ «Московский Политехнический Университет», [email protected]

Конкурентоспособность является показателем уровня развития хозяйствующего субъекта в сравнении с аналогичными фирмами, действующими на том же рынке. В постиндустриальной экономике одновременно с развитием науки и техники меняются потребности людей, требования к потребляемым товарам и услугам становятся всё более высокими. Для того чтобы выжить на таком остроконкурентном рынке, современные предприятия вынуждены идти в ногу со временем, создавать принципиально новые продукты, совершенствовать традиционно выпускаемые виды продукции, улучшать собственный имидж, привлекать качественные ресурсы, заботиться об улучшении финансовых результатов. Вопрос повышения конкурентоспособности российских предприятий актуален, поскольку только конкурентоспособные предприятия могут эффективно функционировать в условиях рынка. Основные способы повышения конкурентоспособности - это ориентация на потребности покупателя, подстройка под условия рынка, повышение качества продукции, улучшение условий и качества работы персонала, внедрение инновационных разработок в производство. Цель исследования заключается в обосновании роли инновационной политики для поддержания конкурентоспособности и развития предприятия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: рассмотреть основные подходы к понятию конкурентоспособности, исследовать основные факторы повышения конкурентоспособности предприятия, определить место инноваций в повышении конкурентоспособности и развития предприятия. Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, инновационная политика, развитие предприятия, факторы конкурентоспособности

Результаты анализа существующих в экономической литературе теоретических взглядов на экономическую сущность понятия «конкурентоспособность предприятия» позволяют утверждать, что на настоящий момент в научной литературе отсутствует единый подход к трактованию такого понятия как конкурентоспособность предприятия. При этом наличие различных трактовок связано, по мнению большинства исследователей, со сложностью самого явления конкуренции, многоаспектностью и многомерностью категории конкурентоспособность, которая может быть применена к объектам разного рода (государство, регион, предприятие, продукция и др.). Вместе с тем, по результатам проведенного анализа ряда литературных источников, несмотря на различия в подходах к определению конкурентоспособности отдельными исследователями, может быть выделен ряд основополагающих аспектов, безусловно, важных для определения и объяснения данного понятия.

Прежде всего, исследователями однозначно признается, что, конкурентоспособность предприятия может быть определена как способность одерживать победу в конкурентной борьбе, превосходить своих конкурентов. Как подчеркивает абсолютное большинство исследователей, конкурентоспособность имеет релятивистскую природу, определяется относительно предприятий-конкурентов либо эталонных предприятий и зависит в целом от уровня конкуренции на конкретном рынке. Также справедливо отмечается, что конкурентоспособность является динамическим показателем, ее необходимо рассматривать применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений как внешних, так и внутренних факторов. Поэтому многими авторами в общем виде под «конкурентоспособностью» понимается способность выносить конкуренцию по сравнению со схожими объектами в рамках конкретного рынка в определенный период времени.

При попытке дальнейшей конкретизации определения конкурентоспособности предприятия мнения исследователей расходятся, и порой достаточно значительно. Помимо того, что на настоящий момент в современной экономической теории и практике нет единого универсального набора факторов, по которым предприятие может быть определено как конкурентоспособное, неоднозначность в толковании понятия конкурентоспособности различными исследователями связана еще и с тем, что каждым автором согласно целям и задачам исследования, а также изучаемых объектов чаще всего дает собственное определение конкурентоспособности предприятия, акцентируя внимание на тех или иных аспектах конкурентоспособности.

Для разработки целостного подхода к проблеме определения понятия конкурентоспособность предприятия необходимо проведение анализа обширной совокупности представленных в экономической литературе определений. Для достижения данной цели исследователями был разработан ряд классификаций, систематизирующих понятие, что позволяет утверждать, что при всем многообразии трактовок конкурентоспособности могут быть выделены несколько основных подходов к определению данного термина.

На настоящий момент в основе большинства классификаций, предложенных различными исследователями, лежит методология, в рамках которой выделяется три основных подхода к определению понятия конкурентоспособность предприятия. В основе определений конкурентоспособности, которые относятся к первому подходу, лежит товарная составляющая конкурентоспособности: под конкурентоспособностью предприятия (для потребителей) понимается способность удовлетворять потребности потребителей (решать их проблемы) за счет производства товаров и услуг, которые по необходимому набору параметров превосходят конкурентов»1. В данном определении находят отражения такие аспекты конкурентоспособности, как удовлетворение нужд потребителей, оценка конкурентоспособности на основе определенного набора параметров, превосходство над конкурентами и относительный характер конкурентоспособности предприятия.

Для определений, формирующих второй подход к конкурентоспособности, характерно сочетание и товара и производственной деятельности субъекта при определении конкурентоспособности. В качестве одного из примеров, характеризующих данный подход, можно привести определение, предложенное Л.В. Донцовой, которая под конкурентоспособностью понимает способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности2 . Положительным аспектом представленного подхода является включение в состав факторов, определяющих конкурентоспособность, не только товаров, способных удовлетворять потребности, но и характеристик производственной деятельности предприятия.

Третий подход представлен определениями, характеризующими внутреннюю и внешнюю деятельность фирмы, без упоминания товара. Согласно определениям, относящимся к данному подходу, конкурентоспособность может быть представлена как совокупность факторов внешней и внутренней среды предприятия, взаимодействие которых позволяет предприятию одерживать победу в конкурентной борьбе. Для данного подхода характерна трактовка конкурентоспособности, используемая А.В. Дементьевой: «Конкурентоспособность предприятия -это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках»3. В целом, данный подход позволяет более комплексно охарактеризовать конкурентоспособность предприятия, охватив большее количество факторов, ее определяющих.

Представленная классификация позволяет выявить предложенные различными учеными составляющие конкурентоспособности предприятия, а также учитывать факторы конкурентоспособности предприятий, имеющие наибольшую значимость в конкурентной борьбе для обеспечения устойчивого и эффективного функционирования и развития предприятий.

В настоящее время среди факторов повышения конкурентоспособности предприятия можно выделить4:

- внедрение в производство новейших достижений науки и техники;

- увеличение числа высококвалифицированных сотрудников;

- рост качественных показателей товара или услуги при одновременном уменьшении издержек производства;

- освоение новых внутренних и внешних рынков сбыта продукции.

Используя в производстве достижения научно-технического прогресса, производитель товаров и услуг может создавать принципиально новые товары, совершенствовать технологию производства, значительно повышать качество продукции. Всё это дает возможность предприятию существенно влиять на собственную конкурентоспособность и рыночную позицию.

Для эффективного внедрения в производственный процесс новейших достижений науки и техники необходим высококвалифицированный персонал, который сможет не только реализовать предложенные руководством идеи, но и принять непосредственное участие в инициировании изменений в организации. Инициативные квалифицированные сотрудники представляют собой один из наиболее важных экономических ресурсов предприятия, позволяющих организации выйти на новый уровень развития.

Сегодня лишь небольшая часть российских предприятий уделяет этому вопросу должное внимание. Мотивация сотрудников на результат, улучшение условий работы - важные составляющие успеха, на которые руководители должны обратить внимание, поскольку эти затраты вернутся повышением качества и количества выпускаемой продукции, уменьшением количества обслуживающего предприятие персонала.

Способность хозяйствующего субъекта быть конкурентоспособным закладывается ещё на этапе проектирования производственного предприятия. Следовательно, конкурентоспособностью можно и нужно управлять. Специалисты по маркетингу должны рассчитать соотношение качества, сервиса и стоимости товара или услуги, которое позволит обеспечить конкурентоспособность продукции и приведёт компанию к успеху.

Вначале осуществляется маркетинговый анализ, задачами которого являются:

- изучение платежеспособного спроса на товар или услугу;

- исследование существующих и потенциальных рынков сбыта;

- обоснование ассортимента продукции;

- определение объема продукции;

- оценка возможных рисков, связанных с выведением товара (услуги) на рынок;

- определение возможных резервов повышения качества продукции;

- оценка эффективности производства.

Фирма, которая провела необходимые маркетинговые исследования, не выйдет на рынок с некачественной или маловостребованной продукцией. Её продукция конкурентоспособна и выгодно отличается от продукции других участников рынка. Показателем конкурентоспособности предприятия на рынке является то, насколько его товар удовлетворяет ожиданиям потребителя. Конкурентный товар более привлекателен для покупателя на действующем рынке по цене и качеству, чем аналогичная продукция других фирм.

Из перечисленных путей повышения конкурентоспособности предприятия особое место занимают инновации, так как они оказывают влияние на все составляющие конкурентоспособности. Различают производственно-технологическую, экономическую, социальную и психологическую конкурентоспособность. На эти виды конкурентоспособности влияют разные типы инноваций: технические, маркетинговые, организационные, управленческие.

Новшества в организации труда и управлении персоналом дают возможность оптимизировать потери рабочего времени, снизить трудоемкость. Установка оборудования меньшего энергопотребления, снижение отходов производства дает возможность снизить экологический вред и повысить рациональность производства. На рост психологической конкурентоспособности оказывает влияние, например, обновление дизайна, разработка нового стиля, ребрендинг, следование модным тенденциям. Комплексное внедрение инноваций уменьшает издержки, что позволяет сделать стоимость продукции более конкурентоспособной5 .

В международной практике инновацией принято считать окончательный результат инновационной деятельности, представленный в виде нового или модернизированного продукта или технологического процесса для осуществления производства. В период становления постиндустриального общества ценность стали представлять не только товары, работы и услуги, но и информация, результаты интеллектуального труда. Инновации сегодня чаще всего определяют именно как результат интеллектуальной

О £

ю

5

г

ы

сч со £

Б

а

2 ©

деятельности. Соответственно, под инновациями понимают процесс (или его результат) применения результатов интеллектуальной деятельности, отдачу от объектов интеллектуальной собственности в процессе осуществления деятельности хозяйствующего субъекта (например, выпуск патентоспособной продукции, создание товаров и услуг нового мирового уровня качества)6.

Важным показателем внедрения инноваций на предприятии является инновационная активность - целенаправленная деятельность производителя, направленная на приращение рыночных, технологических, организационных и других показателей в конкурентоспособное время. Если рассматривать вклад инноваций различного вида в обеспечение данных результатов, то в первую очередь следует выделить технические и технологические инновации. На этом фоне наблюдается снижение доли экологических, маркетинговых и организационных инноваций.

Многие российские предприятия работают с применением импортных материалов и оборудования. Задержка или отмена поставок, безусловно, отражается на инновационной активности организаций. Кроме того, в условиях экономического кризиса последних лет многие государственные федеральные и региональные программы по поддержке инноваций приостановлены, или их финансирование существенно урезано, поэтому развиваться инновационным предприятиям в последние годы стало сложнее. Выходом из этой ситуации может стать политика импортозамещения, которая основана на активном внедрении новшеств. Ожидается, что это позволит поднять конкурентоспособность отечественного производства.

Литература

1. Айдинова А.Т. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / А.Т. Айдинова, Е.С. Головко // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 371-373.

2. Васильева З.А., Лихачева Т.П. Методические вопросы обеспечение конкурентоспособности территорий как фактора их экономического роста // Инновационные технологии в экономике как фактор развития современного общества: монография. - Саратов: из-во ЦПМ «Академия Бизнеса». - 2011.

3. Гальченко С.А. Значимость метода иерархии в форме Саати при разработке инновационного пути развития предприятия / С.А. Гальченко, Н.Н. Бобринев //

Материалы международной научно-практической конференции «Научные перспективы XXI века». - 2015. - С.72-76

4. Дементьева А. Г. Конкурентоспособность международных компаний / Маркетинг. - 2012. - №3. - с. 64-67.

5. Донцова Л.В., Ивушкина О., Дун И.Р. Эффективные регуляторы экономической конкурентоспособности // Международная экономика. - 2014. - № 02.

- С. 39-51.

6. Козлов Д.В. Инновации как ключевой фактор повышения конкурентоспособности предприятий / Д.В. Козлов // Молодой ученый. - 2011. - №9. - С. 9497.

7. Полетаев В.Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: Монография / В.Э. Полетаев. - М.: Инф-ра-М, 2016.

8. Ретнева А.Д. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности / А.Д. Ретнева // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 2012. URL: http://Www.rae.ru/

9. Филосова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / Т.Г. Филосова, В.А. Быков // Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика». Изд-во: «ЮНИТИ-ДАНА», 2015.

- с.8. - 245 с.

10. Шпак Г.Б. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / Г.Б. Шпак, В.А. Болдури-на // VIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные направления научных исследований: от теории к практике, том 2. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016 № 2 (8). С. 247-251. URL: https://interactive-plus.ru

Ссылки:

1 Васильева З.А., Лихачева Т.П. Методические вопросы обеспечение конкурентоспособности территорий как фактора их экономического роста // Инновационные технологии в экономике как фактор развития современного общества: монография. - Саратов: из-во ЦПМ «Академия Бизнеса». - 2011. - с.54.

2 Донцова Л.В., Ивушкина О., Дун И.Р. Эффективные регуляторы экономической конкурентоспособности // Международная экономика. - 2014. - № 02.

- С. 39-51.

3 Дементьева А. Г. Конкурентоспособность международных компаний / Маркетинг. - 2012. - №3. - с. 64-67.

4 Айдинова А.Т. Пути повышения конкурентоспособности предприятий /

А.Т. Айдинова, Е.С. Головко // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 371-373.

5 Козлов Д.В. Инновации как ключевой фактор повышения конкурентоспособности предприятий / Д.В. Козлов // Молодой ученый. - 2011. - №9. - С. 9497.

6 Полетаев В.Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: Монография / В.Э. Полетаев. - М.: Инф-ра-М, 2016. - с.28.

Innovative policy as way of maintenance of competitiveness and development Abakumova K.N.

Federal State Budgetary Institution

Moscow Polytechnical University Competitiveness is an indicator of the level of development of an economic entity in comparison with similar firms operating in the same market. In the post-industrial economy at the same time people's needs are changing with the development of science and technology, the requirements for goods and services consumed are becoming increasingly high. In order to survive in this highly competitive market, modern enterprises have to keep up with the times, to create entirely new products, improve the traditionally produced products, to improve their own image, to attract high-quality resources to take care of improving the financial results. Question increase the competitiveness of Russian enterprises is relevant, since only competitive businesses can function effectively in the marketplace. The main ways to improve competitiveness - is the focus on the customer needs, adjustment to market conditions, improving product quality, improve the conditions and quality of staff, the introduction of innovations into production. The purpose of the study is to justify the role of innovation policy in order to maintain competitiveness and enterprise development. To achieve this goal the following tasks: to consider the main approaches to the concept of competitiveness, to investigate the main factors increasing the competitiveness of enterprises, to determine the place of innovation in enhancing the competitiveness and development of the enterprise. Keywords: innovation, competitiveness, innovation policy, enterprise development, factors of competitiveness References

1. Aydinova A T. Ways of increase in

competitiveness of enterprises / AT. Aydinova E. S. Golovko//Young scientist. - 2015. - No. 12. - Page 371-373.

2. Vasilyeva Z. A., Likhacheva T. P.

Methodical questions ensuring competitiveness of territories as factor of their economic growth// Innovative technologies in economy as a factor of development of

modern society: monograph. -Saratov: publishing house of TsPM «Academy of Business». - 2011.

3. Galchenko S.A The importance of a

method of hierarchy in the form of Saati when developing an innovative way of development of the enterprise / S. A Galchenko, N. N. Bobrinev//Materials of the international scientific and practical conference «Scientific Prospects of the 21st Century». - 2015. - Page 72-76

4. Dementieva A G. Competitiveness of

the international companies / Marketing. - 2012. - No. 3. - page 64-67.

5. Dontsova L. V., Ivushkina O., Doon I.R.

Effective regulators of economic

competitiveness//International economy. - 2014. - No. 02. - Page 39-51.

6. Goats D. V. Innovations as key factor

of increase in competitiveness of the enterprises / D. V. Kozlov//Young scientist. - 2011. - No. 9. - Page 9497.

7. Poletayev V. E. The state and business

in Russia: innovations and prospects: Monograph / V. E. Poletayev. - M.: Infra-M, 2016.

8. Retneva A D. Innovations as factor of

increase in competitiveness / AD. Retneva//IV International student's electronic scientific conference «Student's Scientific Forum» 2012. URL: http://www.rae.ru/

9. T.G's phyloowl. Competition. Innovations. Competitiveness / T. G.

Filosova, V. A Bykov//the Manual for students of higher education institutions, students in the directions «Management», «Economy». Publishing house: UNITY-DANA, 2015. - page 8. - 245 pages.

10. Shpak G. B. Innovations as factor of increase in competitiveness of the enterprise / G. B. Shpak, V. A Boldurina//VIII International scientific and practical conference «Urgent directions of scientific research: from the theory to practice, volume 2. Cheboksary: TsNS «Interactive Plus», 2016 No. 2 (8). Page 247-251. URL: https:// interactive-plus.ru

О À

BS

I

i? W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.