УДК 338.45.01
ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В. Г. Бревнов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: Vasiliy.brevnov@mail.ru.
Оборонно-промышленный комплекс, как и несколько десятилетий назад, является движущей силой экономического развития Российской Федерации. Долгие годы конверсия обеспечивала переток инновационных разработок из оборонно-промышленного комплекса в различные отрасли народного хозяйства. Результаты исследований в виде конечной продукции необходимы, прежде всего, для поддержания обороноспособности государства, развития гражданской сферы экономики, продажи на мировом рынке изделий военного и двойного назначения. Важнейшим инструментом устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса является инновационный проект. В настоящий момент отечественными предприятиями оборонной промышленности реализуется ряд сложных инновационных проектов, направленных на модернизацию отрасли и выполнение государственных программ. Одной из характеристик инновационного проекта является его конкурентоспособность, поскольку именно конкурентоспособные проекты обладают необходимым набором особенностей, в частности высокой степенью надёжности и высоким качеством. От эффективности инновационных проектов зависят сроки выполнения государственного оборонного заказа, номенклатура и различные параметры производимой продукции. В свою очередь от конкурентоспособности инновационного проекта зависит его результативность, способность удовлетворять потребностям государственного заказчика и покупателей продукции оборонно-промышленного комплекса за рубежом, возможность внедрения в различные отрасли народного хозяйства. На начальном этапе исследования затрагивается вопрос о роли инновационных проектов в развитии российской экономики. Приводится перечень особенностей предприятий оборонно-промышленного комплекса. Исследованы точки зрения на содержание понятия «инновация», представлены признаки рассматриваемого термина. На основе анализа особенностей предприятий оборонной промышленности предложены авторские толкования понятий «инновационный проект» и «конкурентоспособность инновационного проекта» на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Систематизированы подходы к понятию конкурентоспособность, отражающие сущность и содержание рассматриваемой категории, приводится описание. Выделяется круг факторов, оказывающих непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности инновационных проектов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, предлагается их группировка на внутренние и внешние. Делается вывод об их влиянии на скорость, время, результативность и стоимость реализации инновационного проекта.
Ключевые слова: инновации, инновационный проект, конкурентоспособность, конкурентоспособность инновационного проекта.
THE FACTORS EXERTING IMPACT ON COMPETITIVENESS OF DEFENSE
INDUSTRY ENTERPRISES
V. G. Brevnov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation. E-mail: Vasiliy.brevnov@mail.ru
The defense industry, as well several decades ago, is a driving force of economic Russian Federation development. For many years conversion provided an overflow of innovative development from defense industry in various branches of national economy. Results of researches in the form end products are necessary, first of all, for maintenance of defense the state capability, development of the civil sphere of economy, sale in the world market products of a military and dual purpose. The most important tool of a sustainable development of defense industry is the innovative project. At the moment the defensive industry enterprises realize a number of the difficult innovative projects directed on modernization of branch and state performance programs. One of innovative project characteristics is its competitiveness as competitive projects possess a necessary set of features, in particular high degree of reliability and high quality. Terms of implementation state defensive order, the
nomenclature and various parameters of the made production depend on innovative projects efficiency. In turn its productivity, ability to satisfy to needs state customer and buyers of defense industry complex production abroad, introduction possibility in various branches domestic national economy depends on innovative project competitiveness. At the initial stage of research the question of a innovative projects role in Russian economy development is raised. The list features of the defense industry enterprises is provided. The points of view on the content "innovation " are investigated, signs of the considered term are presented. On the features basis of the defensive industry enterprises of the author's interpretation of the concepts "innovative project" and "innovative project competitiveness" at the defense industry enterprises are offered. The approaches to concept competitiveness reflecting essence and content of the considered category are systematized the description is provided. The circle of the factors having direct impact on the level of innovative projects competitiveness at the enterprises of defense industry is allocated, their group on internal and external is offered. The conclusion about their influence on speed, time, productivity and cost of implementation of the innovative project is drawn.
Keywords: innovations, innovative project, competitiveness, competitiveness of the innovative project.
Введение. Развитие инновационной составляющей российской экономики происходит под влиянием различных преобразований. Так, на современном этапе реализуется ряд сложных инновационных проектов в различных отраслях экономики. Осуществляется модернизация оборонно-промышленного комплекса, предприятий, занятых добычей стратегического сырья, компаний, ориентированных на производство инновационной и конкурентоспособной продукции. На данный момент инновации имеют стратегическую важность и определяют эффективность, конкурентоспособность, качество развития экономики государства.
В советский период предприятия оборонной отрасли являлись локомотивом технологического развития страны. В настоящее время их роль несколько снизилась, но не потеряла своей актуальности. Инновационные проекты являются важной составляющей технологического развития предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее ОПК). В настоящем времени в виду последних общемировых политических изменений возросла необходимость импортозамещения. Санкции, введённые некоторыми странами в отношении Российской Федерации оставили предприятия ОПК без некоторых видов комплектующих и оборудования, в частности элементной базы для производства микросхем.
В данной ситуации устойчивое развитие предприятий ОПК, достигаемое также за счет расшире-
ния военно-технического сотрудничества, удовлетворения нужд отечественных вооружённых сил и развития производства гражданской продукции, является важнейшим условием для решения проблемы обеспечения обороноспособности страны и развития экономики в целом [1].
Особенности деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Предприятия такой важной отрасли как ОПК имеют ряд особенностей, присущих исключительно данной отрасли, представлены в табл. 1.
Так, исходя из особенностей отрасли, формируются типологии инновационных проектов. Поскольку, их реализация, требует от руководства предприятий отрасли чёткой классификации, с целью выбора проектов, обладающих наилучшими показателями.
Сущность и содержание понятия инновационный проект. Инновационный проект является движущей силой экономического развития, имеющей ряд существенных особенностей, в зависимости от специфики отрасли, в которой он реализуется. Рассмотрим последовательно содержание следующих понятий: инновация, инновационный проект, инновационный проект предприятий ОПК, конкурентоспособность инновации, конкуренте -способность инновационного проекта предприятий ОПК.
1. Имеют в наличии два вида производств: военное и гражданское
2. Предприятия ОПК реализуют широкий спектр инноваций, отрасль производит значительные объёмы инновационной продукции_
3. Преобладают наукоёмкие производства_
4. Предприятия ОПК представлены: конструкторскими бюро, производственными предприятиями и научно-производственными объединениями. Результатами их деятельности могут быть инновационные проекты: «новшества» либо «инновации»_
5. Состав и количество этапов инновационного процесса на предприятиях ОПК варьируется в зависимости от типа предприятий и их особенностей_
6. Реализация инновационных проектов и производство изделий осуществляются в строго заданные сроки
7. Продукция, обладает высокой степенью надёжности, высоким качеством
8. Разработки могут быть использованы для производства гражданской продукции
9. Отсутствует, либо существенно ограничен публичный доступ к содержанию некоторых инновационных проектов
Таблица 1
Особенности деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса
Рост количества реализованных и подготовленных к реализации инновационных проектов выдвигает требования к таким важнейшим характеристикам, как конкурентоспособность и качество. Данный вопрос невозможно рассматривать отдельно от понятий «инновация» и «конкурентоспособность» инновации.
Анализ толкований понятия «инновация», предложенных как отечественными, так и зарубежными учёными, позволил выделить несколько распространённых в научной литературе точек зрения.
Первая, приравнивает инновации к новшествам в определённой области, к их числу следует причислять: результаты исследовательского процесса, интеллектуальной деятельности, нового открытия в виде новых ценных свойств существующего продукта для потребителей, нового продукта, товара или услуги, способов (технологий) их производства или применения, результата научного исследования, нового метода продаж или метода деловой практики, организации рабочих мест или внешних связях, новые бизнес модели и создание новых рынков сбыта. Новшества могут применяться в различных сферах общественных отношений.
Вторая, определяет инновации с точки зрения производственного процесса, создания новых изделий, технологий, внедрения новых приёмов в сфере управления производством.
Третья, рассматривает инновацию с позиций внедрения в производство новых элементов, подходов, изделий, кардинально отличающихся от предшествующих. Внедрение происходит по результатам проведённого исследования, либо сделанного открытия.
Отличие рассмотренных терминов свидетельствует об отсутствии единого подхода к содержанию понятия «инновация». Неприемлемым на наш взгляд является мнение о тождественности понятий «инновация» и «новация». Понятие «инновация» в определённой степени включает в себя содержание термина «новация», не следует забывать и о том, что новшество становится инновацией в случае коммерциализации.
Инновация должна обладать следующими признаками: востребованность, способность к внедрению, обладание новизной, способность к коммерциализации.
В рамках оборонно-промышленного комплекса придерживаемся второй точки зрения, определяющей инновации с позиций процесса создания новых изделий, технологий, проведения необходимых производственных и коммерческих мероприятий, внедрения новшеств в сфере управления производством.
В настоящем исследовании используется толкование, данное исследователем А. С. Кулагиным. Согласно данному определению, под инновацией понимается: «Новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продук-
ции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги)» [2].
Сущность понятия инновационный проект. Ключевой формой внедрения инноваций служит инновационный проект, как совокупность взаимосвязанных по ресурсам, срокам и участникам целенаправленных действий, обеспечивающих достижение заявленных инновационным проектом целей. Результативность инновационного проекта определяется путём выбора и внедрения инноваций.
В настоящее время проектное управление широко применяется в различных отраслях экономики. Немаловажным аспектом является и то, что инновации являются первоосновой реализации любого инновационного проекта.
Анализ трудов исследователей в области инноваций, показал, что однозначного определения «инновационный проект» не существует. Однако существует несколько распространённых в научной литературе точек зрения по данному вопросу.
Существуют различные точки зрения на содержание понятия инновационный проект. Инновационный проект представляется как: совокупность различных документов, необходимых для реализации инновационного проекта, форма управления инновационной деятельностью, деятельность, совокупность мероприятий, приводящих к инновации и как определённая работа, приводящая к достижению поставленных целей. Мнения авторов и существующие определения представлены в табл. 2.
Существуют и обособленные точки зрения. В. В. Быковский считает, что инновационный проект - это процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы [12]. В. Д. Дорофеев, В. А. Дресвянников полагают, что Инновационный проект является разновидностью инвестиционного проекта, бизнес-проекта и представляет собой систему, содержащую множество проектных решений в научной, технической, производственной, экономической (финансовой), управленческой, маркетинговой областях [13].
Однако не одно из предложенных определений не отражает специфику и особенности предприятий ОПК. В этой связи, имеет смысл уточнить понятие «инновационный проект».
Инновационный проект на предприятии оборонно-промышленного комплекса - это комплекс соответствующим образом упорядоченных мероприятий полного инновационного цикла, сопряжённых с безопасным жизнеобеспечением, осуществляемых в строго определённые сроки, финансируемых государством, необходимых для достижения целей в передовых областях науки и производства конкурентоспособной продукции военного (двойного, гражданского) назначения, при этом публичный доступ к содержанию инновационного проекта отсутствует либо ограничен.
Таблица 2
Сущность понятия инновационный проект
Подходы к определению понятия Авторы Понятие
Совокупность различных документов, предназначенных для реализации инновационного проекта Р. А. Фатхутдинов Совокупность документов, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по решению какой-либо проблемы, организацию нновационных процессов в пространстве и времени [3]
Форма управления (инновационным развитием) инновационной деятельностью (воплощения инноваций) А. К. Казанцев, А. С. Серова Форма инновационной деятельности [4]
А. Е. Абрамешин Деятельность или мероприятие предполагающее осуществление в определённый период времени каких-либо действий для достижения определённых результатов инновационного процесса [5]
И. Ю. Евграфова Форма целевого управления инновационной деятельностью [6]
Деятельность, совокупность мероприятий, приводящих к инновации Б. В. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели Система взаимосвязанных целей и программ представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации [7]
А. А. Вишняков Комплекс мероприятий определённым образом организованный и направленный на получение инновации, обладающей определёнными характеристиками [8]
Н. А. Трубачёв Комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационных, производственных, финансовых и других мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и приводящих к инновации [9]
Определённая работа, приводящая к достижению поставленных целей З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин, Р. З. Акбнрдин Дело, деятельность, мероприятие, предлагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определённых целей, как система организационно-правовых и расчётно-финансовых документов, необходимых для осуществления определённых действий [10]
Г. Ж. Абдыкерова Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники [11]
Конкурентоспособность инновационного проекта на предприятиях ОПК. Важнейшей характеристикой инновационного проекта, наряду с сроками его осуществления и стоимостью, является его конкурентоспособность. В научной литературе существует множество подходов к определению данного понятия, что обусловлено многогранностью исследуемой проблемы. Данный термин употребляется совместно с такими объектами как: предприятие, регион, инновации, инновационный проект и др. Несмотря на некоторые различия, данные толкования во многом схожи. В виду многообразия данных трактовок целесообразно выделить несколько подходов к рассматриваемому понятию, которые приведены в табл. 3.
Интерес представляют следующие обособленные точки зрения. В. В. Баринов считает, что кон-
курентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели [14] М. К. Старовойтов, Б. Ф. Фомин полагают, что конкурентоспособность является общей мерой интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. [15] В материалах Лиссабонской повестки дня Евросоюза изложена следующая точка зрения: конкурентоспособность - это не только высшая производительность работы, конкуренция и прибыльность бизнеса, но и «сознательно управляемый» долгосрочный аспект развития [16].
Научный интерес представляют факторный и качественный подходы, определяющие конкуренте -способность, как состояние производителя, способного изготовить продукт требуемого качества.
Таблица 3
Подходы к понятию конкурентоспособность
Подход Содержание Автор (последователи)
Комплексный Рассматривает конкурентоспособность как, определённое свойство, способность, сравнительное преимущество, совокупность характеристик, определённого объекта или субъекта имеющего определенную долю соответствующего рынка, его способность использовать свои сильные стороны, концентрировать усилия, превзойти конкурентов в заданных условиях, работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ и в конечном учёте достичь поставленных целей Рубин Ю. Б., Коваленко А. И., Захаров А. Н., Конно Т., Петров В., Емельянова С. В., Дементьева А. В., Дулисова И. Л., Донцова Л. В., Фас-хиев Х. А., Литвиненко А. Н., Тать-янченко М. А., Ламбен Ж. Ж., Цели-кова Л., Зиннуров У., Ильясова Л., Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Тара-данов А. А.
Ресурсный Характеризует конкурентоспособность как обладание и выражение производителем, определённого набора возможностей и преимуществ (экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых инновационных, организационных и иных) перед конкурентами, которые дают ему возможность снижать издержки производства, повышать качество продукции, более часто обновлять ассортимент, расширять производство, устойчиво занимать определённую долю рынка (рыночную нишу) и получать высокие доходы Блинов А. О., Захаров В. Я., Конно Т., Фигурнов Э. Б., Донец Ю. Ю., Завьялов П. С., Фатхутдинов Р. А., Васильева З. А., Рубин Ю. Б., Шустов В. В., Сергеев И. В., Золотогоров В. Г., Дементьева А. Г., Азоев Г.
Нормативный Рассматривает конкурентоспособность как степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов Светуньков С. Г., Иванова Е. А., Зайцев Н. Л., Голубков Е. П., Басовский Л. Е., Куликов Г.
Относительный Конкурентоспособность организации как относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя конкурента, организации (фирмы) от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей потребителей, так и по эффективности производственной деятельности, а также возможности и динамику приспособления организации к условиям рыночной конкуренции Ермолов М. О., Мазилкина Е. И., Паничкина Т. Г., Е. Млоток, Мес-кон М. Х., Горькова Т., Шаповалов Г., Моисеева Н.
Качественный Качество как часть конкурентоспособности. Конкурентоспособность, как способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемым качеством и стоимостью, обусловлена различными характеристиками продукта соответствующими требованиям данного рынка, его определённого сегмента и потребительским оценкам, в том числе качеством продукции, качеством управления, способностью к инновациям, способностью продукта быть более привлекательным для потребителя по сравнению с другими продуктами аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию затрат на его приобретение и потребление Калашникова Л. М., Миронов М. Г., Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж., Родионова Л. Н., Кантор О. Г., Ха-кимова Ю. Р., Сухотин Ю. В., Ше-ховцева Л. С.
Индексный Конкурентоспособность как количественный показатель доходности производства или выгодности применения товарной продукции в условиях наличия конкуренции и при соблюдении необходимых качественных требований общего плана (экологические стандарты, патентная чистота, и тп), выражающийся в единицах стоимости Ю. Короткий Короткий Ю., Зиннуров У., Ильясова Л., Короткий Ю., Аристов О. В.
Факторный Конкурентоспособность как состояние, предприятия (фирмы). Обусловленное различными (экономическими, социальными, политическими и другими факторами) положение (предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка и тенденции её изменения)) товаропроизводителей на на внутреннем и внешних рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику Селезнев А., Щиборщ К., Иноземцев Ю.
В частности, в данном вопросе мы согласны с авторами качественного подхода, поскольку конкурентоспособность по своей природе является сложным показателем, складывающимся из нескольких составляющих, одним из которых является категория качество. Конкурентоспособность как свойство производителя может быть обусловлено экономическими, социальными, политическими и иными факторами, выступает как положение на внутреннем/внешнем рынках, отражается через показатели, характеризующие статус и динамику производства.
Немаловажным является вопрос о конкуренте»-способности инновационного проекта на предприятиях ОПК. Конкурентоспособность инновационного проекта как самостоятельная категория, не достаточно исследована в научной литературе, имеются лишь отдельные толкования данного понятия. Так, например, Д. П. Барсуков и Д. С. Скорчеллетти под конкурентоспособностью инновационного проекта понимают: «его динамичное свойство, характеризующее его способность быть реализованным в условиях рыночной конкуренции и отражающее привлекательность проекта, как для потребителя, так и для инвесторов, что определяется степенью его экономической эффективности» [17]. Ни одно из имеющихся в научной литературе определений в полной мере не учитывает специфики предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Целесообразно предложить следующее понятие конкурентоспособности инновационного проекта применительно к специфике настоящего исследования.
Конкурентоспособность инновационного проекта на предприятиях оборонно-промышленного комплекса - это динамичное свойство, сочетающее ряд характеристик, формируемое на различных стадиях реализации проекта, соответствующее уровню технологического развития и политике государства в области безопасности, определяемое эффектами/эффективностью от коммерциализации инноваций, позволяющее производить продукцию в установленные сроки в том числе условиях кризисных явлений.
Таким образом, предложенное толкование, определяет «конкурентоспособность инновационного проекта на предприятиях ОПК» как сложное свойство, управляемое заказчиком проекта (государством). При этом эффективность достигается за счёт коммерциализации результатов проекта, путём производства и реализации наукоёмкой продукции, в том числе в условиях различных кризисных явлений, что предполагает наличие риска на всех стадиях реализации проекта.
Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность инновационных проектов предприятий ОПК. На деятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса оказывают влияние множество факторов. При этом степень влияния каждого из них различна. В этой связи в настоящем исследовании была проведена их систематизация, дано разделение факторов на внутренние и внешние. С точки зрения степени влияния на конкурентоспособность инновационного проекта, были выделены следующие (табл. 4).
Таблица 4
Основные факторы, воздействующие на конкурентоспособность инновационных проектов предприятий ОПК
Внутренние факторы Внешние факторы
Технический уровень и темпы обновления продукции Уровень технологического развития государства
Темпы обновления технологий Зависимость от состояния инфраструктуры финансового рынка
Объём производства Состояние экономики государства
Организация производства Состояние конкурентной среды
Статус организации Состояние производственного и ресурсного потенциалов государства
Наличие и полнота использования капитала Развитость рынка
Наличие и полнота использования трудовых ресурсов Наличие рекламных компаний по продвижению продукта
Финансовая состоятельность проекта (стоимость) и ресурсные возможности (потенциал) его реализации Рыночная стратегия
Уровень организационного и информационного обеспечения Наличие научно-исследовательских и образовательных организаций способных к синтезу инноваций
Уровень квалификации инженерно-технического персонала Степень глобализации экономики
Длительность цикла «фундаментальные исследования -прикладные исследования - научно-исследовательские и оптытно-конструкторские работы - промышленное освоение» Наукоёмкость продукции, сложность проводимых НИОКР
Уровень специализации оборудования Характер новизны технологической инновации для отрасли (предприятий)
Наличие и стабильность хозяйственных связей с предприятиями поставщиками Законодательство стран импортёров/экспортёров
Окончание табл. 4
Внутренние факторы Внешние факторы
Уровень доходности и риска инновационных проектов Состояние социальной сферы в рассматриваемом государстве
Состояние и темпы обновления материально-технической базы производства Быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции
Доля покупных изделий и полуфабрикатов в т. ч. импортных Уровень конкурентоспособности соперничающих организаций
Уровень развития системы подготовки кадров Государственная экономическая политика в странах-импортерах товаров и услуг
Способность предприятий ОПК реагировать на требования рынка, учитывать скорость его изменений Государственная экономическая политика в странах-экспортерах товаров и услуг
Обеспеченность персоналом по видам работ Размер рынка
Наличие завершенных исследований и разработок (патенты, лицензии) Темпы роста рынка
Доля специализированных производств, уникального оборудования и технологий Барьеры для входа или выхода на рынок
Уровень износа основных производственных фондов Требования к размерам необходимых капитальных вложений
Уровень экологической и промышленной безопасности производства
Наличие дефицита внутренних финансовых источников
Настоящие факторы имеют разделение на внешние и внутренние по причине того, что инновационные проекты реализуются не только в границах предприятий, но и в тесном взаимодействии с их окружением. Влияние каждого фактора может содействовать скорейшей и продуктивной реализации проекта, либо наоборот поставить под сомнение вопрос о его осуществлении.
Заключение. Таким образом, в результате настоящего исследования выявлены признаки инновации, способствующие её внедрению в инновационный процесс. Перечислены особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Уточнены понятия «инновационный проект» и «конкурентоспособность инновационного проекта» на предприятиях ОПК. Представлены семь подходов, отражающих сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Выделены факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность инновационного проекта предприятий ОПК, как основы продуктивной реализации и коммерциализации результатов.
Библиографические ссылки
1. Ерыгина Л. В., Гильц Н. Е. Инструменты контроллинга производства гражданской продукции на машиностроительном предприятии ОПК // Вестник СибГАУ. 2014. № 1 (53). С. 198-203.
2. Кулагин А. С. Немного о термине «инновация» // Инновации. 2004. № 7. С. 26-29.
3. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. СПб. : Питер, 2008. 448 с.
4. Казанцев А. К., Малюк В. И., Серова Л. С. Основы менеджмента : практикум. М. : Высшее образование, 2002. 544 с.
5. Абрамешин А. Е. Инновационный менеджмент. М. : Вита-Пресс, 2001. 272 с.
6. Евграфова И. Ю. Инновационный менеджмент. М. : Окей-книга, 2009. 84 с.
7. Завлин Б. В., Казанцев А. К., Миндели Л. Э., Основы инновационного менеджмента. Теория и практика, М. : Экономика, 2010. 518 с.
8. Вишняков А. А. Совершенствование механизма оценки реализуемости инновационных проектов : дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 1999. 131 с.
9. Трубачев Н. А. Особенности управления и справедливость распределения результатов инновационной деятельности на примере комплексного инновационного проекта // Инновации. 2008. № 1. C. 115-118.
10. Румянцева З. П., Соломатин Н. А., Акбер-дин Р. З. Менеджмент организации. М. : Инфра-М, 2002. 430 с.
11. Мутанов Г. М., Абдыкерова Г. Ж. Информационная система оценки инновационных проектов ; ВКГТУ. Усть-Каменогорск, 2010. 136 с.
12. Поршнев А. Г. Управление организацией : энцикл. словарь. М. : Инфра-М, 2001. 822 с.
13. Дорофеев В. Д., Дресвянников В. А., Инновационный менеджмент : учеб. пособие. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. 189 с.
14. Баринов В. А., Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6. С. 3-16.
15. Фомин Б. Ф., Суворов А. И., Понятие кон -курентоспособности предприятия. Стратегическое управление [Электронный ресурс]. URL: http:// bigc.ru/publications/other/strategy/competitive_ability _of_company.php. (дата обращения: 05.02.2015).
16. Конкурентоспособность страны как национальная идея [Электронный ресурс]. URL: http:// gazeta.zn.ua/ECONOMICS/konkurentosposobnost_str any_kak_natsionalnaya_ideya.html (дата обращения: 05.02.2015).
17. Барсуков Д. П., Скорчеллетти Д. С., Конкурентоспособность инновационного проекта: содержание, факторы, оценка // Российское предпринимательство. 2012. № 4 (202). С. 49-54.
References
1. Erygina L. V., Gilzem N. E. [Tools of controlling the production of civilian products in the machine-building enterprise OPK]. Vestnik SibGAU. 2014, no 1 (53), p. 198-203. (In Russ)
2. Kulagin A. S. Nemnogo o termine innovaciya [A little bit about the term "innovation"]. Innovatsii. 2004. № 7, р. 26-29. (In Russ.)
3. Fatkhutdinov R. A. Innovatsionnyy menedzhment [Innovation management]. Moscow, Piter. Publ., 2008. 448 p.
4. Kazantsev A. K., Malyuk V. I., Serova L. S. Osnovy menedzhmenta. [Fundamentals of Management]. Moscow, Vysshee obrazovanie. Publ., 2002.544 p.
5. Abrameshin A. E. Innovatsionnyy menedzhment. [Innovation management]. Moscow, Vita-Press. Publ., 2001.272 p.
6. Evgrafova I. Y. Innovatsionnyy menedzhment. [Innovation management]. Moscow, Okey-kniga Publ., 2009. 84 p.
7. Zavlin B. V., Kazantsev A. K., Mindeli L. E., Osnovy innovatsionnogo menedzhmenta. Teoriya i praktika, [Bases of innovative management. Theory and practice]. Moscow, Ekonomika. Publ., 2010. 518 p.
8. Vishnyakov A. A. Sovershenstvovanie mexanizma ocenki realizuemosti innovacionnyx proektov. [Improving the mechanism for assessing the feasibility of innovative projects. Kand. econ. sci. diss]. Saratov, SGSU. Publ., 1999. 131 p.
9. Trubachev N. A. Osobennosti upravleniya i spravedlivost raspredeleniya rezultatov-innovacionnoj deyatelnosti na primere kompleksnogo innovacionnogo-proekta [Features of management and fair distribution of innovative activity on the example
of integrated innovation project]. Innovatsii. Publ. 2008. № 1, p. 115-118.
10. Rumyantseva Z. P., Solomatin N. A., Akberdin R. Z. Menedzhment organizatsii. [Management organization]. Moscow, Infra-M. Publ., 2002. 430 p.
11. Mutanov G. M., Abdykerova G. Z. Informatsionnaya sistema otsenki innovatsionnykh proektov [Information System evaluation of innovative projects]. VKGTU. Publ. 2010. 136 p.
12. Porshnev A. G. Upravlenie organizatsiey: Entsiklopedicheskiy slovar [Management of the organization: Collegiate Dictionary]. Moscow, Infra-M. Publ., 2001. 822 p.
13. Dorofeev V. D., Dresvyannikov V. A., Innovatsionnyy menedzhment: Ucheb. Posobie. [Innovation Management: Proc. Allowance.]. Penza: Izd-vo Penz. gos. un-ta, Publ. 2003. 189 p.
14. Barinov V. A., Razvitie organizatsii v konkurentnoy srede. [Development of the organization in the competitive environment.] Menedzhment v Rossii i za rubezhom. Publ. 2000. № 6, p. 3-16 (In Russ.)
15. Fomin B. F., Suvorov A. I. Ponyatie konkurentosposobnosti predpriyatiya. strategicheskoe upravlenie. [The concept of competitiveness. Strategic management.]. (In Russ.) Available at: URL: http://bigc.ru/publications/other/strategy/competitive_a bility_of_company.php. (accessed: 05.02.2015).
16. Konkurentosposobnost strany kak nacionalnaya ideya [Competitiveness of the country as a national idea]. Available at: http://gazeta.zn.ua/ECONOMICS/ konkurentosposobnost_strany_kak_natsionalnaya_idey a.html. (accessed 05.02.2015). (In Russ.)
17. Barsukov D. P., Skorchelletti D. S., Konkurentosposobnost innovacionnogo proekta soderzhanie faktory ocenka [Competitiveness of the innovative project: content, factors evaluation.]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2012. No 4(202), p. 49-54.
© EpeBHOBB. r.2016
Для цитирования: Бревнов В. Г. Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятий оборонно-промышленного комплекса // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 3. С. 11-18.
For citations: Brevnov V. G. The factors exerting impact on competitiveness of defense industry enterprises // Social and economic systems management. 2016. № 3. Р. 11-18. (In Russ., abstr. in Engl.)