Научная статья на тему 'Анализ основных методов оценки конкурентоспособности энергетического предприятия'

Анализ основных методов оценки конкурентоспособности энергетического предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ГРУППОВЫЕ И ЕДИНИЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КОЭФФИЦИЕНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / METHODS / EVALUATION OF COMPETITIVE / GROUP-TIONS AND INDIVIDUAL PERFORMANCE / THE COEFFICIENT OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуруллина Лилия Ахатовнат, Маймакова Людмила Владимировна

Проведен анализ основных методов оценки конкурентоспособности предприятия, основанный на определении групповых и единичных показателей конкурентоспособности, позволяющий установить количественные значения показателей, провести их ранжирование по значимости, выявить резервы и получить объективную картину положения предприятия на отраслевом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нуруллина Лилия Ахатовнат, Маймакова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the basic methods of estimating the competitiveness of the enterprise

Analysis of the main methods for assessing the competitiveness of an Enterprise based on the definition of group and individual indicators of competitiveness, enabling it to identify the quantitative values of the indicators to their ranking in importance, identify the reserves and get an objective picture of the company at the industry market.

Текст научной работы на тему «Анализ основных методов оценки конкурентоспособности энергетического предприятия»

УДК 339.137.2

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Л.А. НУРУЛЛИНА, Л.В. МАЙМАКОВА Казанский государственный энергетический университет

Проведен анализ основных методов оценки конкурентоспособности предприятия, основанный на определении групповых и единичных показателей конкурентоспособности, позволяющий установить количественные значения показателей, провести их ранжирование по значимости, выявить резервы и получить объективную картину положения предприятия на отраслевом рынке.

Ключевые слова: методика, оценка конкурентоспособности, групповые и единичные показатели, коэффициент конкурентоспособности.

Одной из важнейших предпосылок экономического возрождения России является стабилизация и рост производства во всех отраслях, в частности энергетической отрасли. Однако в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участия в ее решении государства стоит очень остро. Не существует универсальной методики оценки конкурентоспособности энергетического предприятия.

Все применяемые методы определения и оценки уровня конкурентоспособности энергетического предприятия могут быть объединены в следующие девять групп [1-4]: методы, основанные на анализе сравнительных преимуществ; методы, базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли; методы, построенные на основе теории эффективной конкуренции; методы, основанные на теории качества товара; матричные методы оценки конкурентоспособности; интегральный метод; метод, основанный на теории мультипликатора; метод определения позиции в конкуренции с точки зрения стратегического потенциала предприятия; методы, основанные на сравнении с эталоном. В связи с этим необходимо определить общую основу методологических подходов к оценке конкурентоспособности энергетических предприятий.

Современные условия существования энергетических предприятий предъявляют определенные требования к критериям и показателям оценки уровня конкурентоспособности предприятий. Показатель конкурентоспособности должен отражать не только текущее состояние предприятия, но и тенденции развития; быть устойчивым к изменениям конъюнктуры рынка; быть пригодным для практического применения; не зависеть от степени монополизма предприятия.

Исследование методик оценки конкурентоспособности энергетического предприятия показало, что наиболее объективную оценку можно получить при помощи методов комплексной оценки, которая включает определение группового и единичных показателей конкурентоспособности предприятия. Из всего вышеизложенного на основании подходов, указанных в работах [5,6,8], уточнена и разработана система показателей оценки конкурентоспособности энергетических предприятий (табл.1).

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии © Л.А. Нуруллина, Л.В. Маймакова Проблемы энергетики, 2012, № 9-10

изготовления товара, организацию труда на производстве. Во вторую группу входят показатели, отражащие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам. В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования. И в четвертую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара, условия платежа, цена, срок поставки, уровень гарантийного и сервисного обслуживания.

Таблица 1

Показатели конкурентоспособности энергетического предприятия_

Групповой показатель Единичный показатель конкурентоспособности

1. Эффективность производственной деятельности( Эп): Эп=а1И + а2Ф+а^Рт+а4 П 1.1. Издержки производствана единицу продукции(И) 1.2. Фондоотдача(Ф) 1.3. Рентабельность продукции( Рт ) 1.4. Производительность труда (П)

2.Финансовоеположение предприятия Фп : Фп=й^Ка +а2Кп+азКал+а4Ко 2.1. Коэффициент автономии (Ка) 2.2. Коэффициент платежеспособности(Кп) 2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности(Кал) 2.4. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств(Ко)

3. Эффективность организации сбыта (Эс ): Эс=а1Рп +а2Когп+азКзм +а4Кр 3.1. Рентабельность продаж (Рп) 3.2. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции (Когп) 3.3. Коэффициент загрузки производственных мощностей (Кзм) 3.4. Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта (Кр)

4. Показатель конкурентоспособности продукции(КСп): КСп =а1Кп +а2Ц + а3уУп + а4Сп+ауо 4.1 Качества продукции(Кп) 4.2. Цена продукции(Ц) 4.3. Условия платежа(Уп) 4.4. Срок поставки(Сп) 4.5. Уровень гарантийного и сервисного обслуживания на всех этапах жизненного цикла(Уо)

Конкурентоспособность энергопредприятия Кпр.=а1Эп+а2Фп+азЭс+а4КСп *а1ап - вес соответствующего показателя в каждой из групп.

В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности, для расчета коэффициента конкурентоспособности энергопредприятия (Кпр)

экспертным путем определяются весовые коэффициенты всех показателей. Для этого можно использовать метод попарных сравнений, основанный на понятиях нечеткого множества. Для перевода единичных показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели; показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке; показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.

Для определения позиции или ранга исследуемых предприятий рассчитывается стандартизированный показатель конкурентоспособности, как минимальное удаление от предприятия-эталона (1 — х-). За нормативное значение (эталон) принимается

лучшее значение из исследуемой совокупности предприятий. Чем меньше разница (1 — Xij ),тем ближе конкурентное предприятие к предприятию-эталону:

_ aij xij _ , J max a,-,-и

j

где i - номера показателей(-=1,2,3,...т); m - количество показателей; j - номера предприятий (i=1,2,3,.. ,.,n); n - количество предприятий; a- - значение i-го

показателя j-го предприятия; х- - стандартизированный показатель

конкурентоспособности.

Предложенная методика позволяет установить количественные значения показателей, провести их ранжирование по значимости, выявить резервы и получить картину положения предприятия на отраслевом рынке [7].

Многие существующие методы оценки конкурентоспособности энергетического предприятия характеризуют лишь отдельные стороны его деятельности и обладают рядом недостатков. Поэтому необходимо их комплексное использование в соответствии с этапами оценки конкурентоспособности предприятия.

В заключение следует отметить, что конкурентоспособность энергетического предприятия количественно определяется на основе ее количественных и качественных характеристик.

Summary

Analysis of the main methods for assessing the competitiveness of an Enterprise based on the definition of group and individual indicators of competitiveness, enabling it to identify the quantitative values of the indicators to their ranking in importance, identify the reserves and get an objective picture of the company at the industry market.

Key words: methods, evaluation of competitive, group-tions and individual performance, the coefficient of competitiveness.

Литература

1. Портер М. Международная конкуренция /М.Портер.- Международные отношения, 1993.

896 с.

2. Конкурентоспособность предприятия: оценка, диагностика, стратегия: Научное издание / Колл. авторов. Х.: Изд. ХНЭУ, 2004. 256 с.

3. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азов. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.

4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия /И. Ансофф. СПб.: Питерком, 1999. 416 с.

5. Воронкова А.Э. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация / А.Э. Воронкова. Луганск: Изд-во Восточно-украинского национального университета, 2000. 316 с.

6. Иванов Ю. Б. Конкурентоспособность предприятия в условиях формирования рыночных отношений /Ю.Б.Иванов. Харьков: ХГЭУ, 1997. 248 с.

7. Марченко Г.Н., Михайлов С.Н., Маймакова Л.В. Оценка экономической эффективности управления интеграционными образованиями на основе слияния организаций промышленности / Г.Н. Марченко, С.Н. Михайлов, Л.В. Маймакова. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2011. 140 с.

8. Попов Е. В. Рыночный потенциал предприятия /Е.В. Попов. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2002. 560 с.

9. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И. Максимова //Маркетинг. 1996. № 3. С. 51-56.

Поступила в редакцию 24 мая 2012 г.

Нуруллина Лилия Ахатовнат - ассистент кафедры «Экономика и организация производства» (ЭОП) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Тел.: 8 (843) 519-42-89. E-mail: Lilya_nurullina@list.ru.

Маймакова Людмила Владимировна - канд. эконом. наук, доцент кафедры «Экономика и организация производства» (ЭОП) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Тел.: 8 (843) 519-42-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.