Научная статья на тему 'Формирование методики оценки конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса'

Формирование методики оценки конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПО УМЕНИЯМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПО РЕСУРСАМ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ / COMPETITIVENESS ON THE SKILLS / COMPETITIVENESS ON THE RESOURCES / MACHINE-BUILDING COMPLEX / FUNCTIONAL AREA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трунов А. О.

В статье представлены основные этапы методики оценки конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса. Разработанная методика позволяет определить интегральный показатель конкурентоспособности, который является основой для выработки дальнейшей стратегии развития предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the main stages of the technique of estimation of competitiveness of machinebuilding complex enterprises. The developed technique allows determining the integral indicator of competitiveness, which is the basis for the elaboration of further development strategy of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Формирование методики оценки конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса»

А. О. Трунов

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: конкурентоспособность по умениям, конкурентоспособность по ресурсам, машиностроительный комплекс, функциональная область.

В статье представлены основные этапы методики оценки конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса. Разработанная методика позволяет определить интегральный показатель конкурентоспособности, который является основой для выработки дальнейшей стратегии развития предприятия.

Key words: competitiveness on the skills, competitiveness on the resources, machine-building complex, functional area.

This article presents the main stages of the technique of estimation of competitiveness of machine-building complex enterprises. The developed technique allows determining the integral indicator of competitiveness, which is the basis for the elaboration offurther development strategy of the enterprise.

Важнейший показатель конкурентоспособности экономического субъекта любого уровня - наличие у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников. Конкурентные преимущества организации можно разделить на две категории: «превосходство в умении» и «превосходство в ресурсах». Первая категория обусловлена эффективностью работы маркетологов и сбытовиков и включает в себя ноу-хау в исследованиях и проектировании, умелое использование возможностей маркетинга, умение организовать стимулирование сбыта, инициативность всех звеньев производственно-сбытовой деятельности [1, 3, 5]. Разнообразными могут быть и ресурсы, способствующие

возникновению преимуществ в конкуренции: доступ к сырью, энергии, комплектующим; финансы, кадровый состав и его квалификация; производственные возможности, требующие небольших затрат; наличие развитой системы научно-технического, производственного, коммерческого сотрудничества [2].

Следовательно, оценку конкурентоспособности предприятия машиностроительного комплекса целесообразно производить на основе определения наличия и уровня конкурентных преимуществ в ключевых для него функциональных областях - как по ресурсам, так и по умениям. Этого, в свою очередь, можно достичь на основе сопоставления ключевых показателей функционирования предприятия с аналогичными показателями конкурентов. Этот тезис лег в основу разработанной в данной статье методики определения уровня конкурентоспособности предприятия, общая схема которой представлена на рисунке 1.

Рассмотрим реализацию предложенной методики поэтапно.

Этап 1. Определение частных (абсолютных) показателей

На данном этапе осуществляется отбор ключевых показателей и коэффициентов экономической деятельности по обследуемому предприятию и основному конкуренту (конкурентам).

Следует отметить, что несомненным достоинством предлагаемой методики является отсутствие необходимости стандартизации величин (приведения к единому измерению), обусловленное технологией дальнейших расчетов.

Расчет частных (абсолютных) показателей эффективности деятельности

Расчет групповых показателей эффективности функциональных областей

суммирование взвешенных по значимости относительных показателей

расчет коэффициентов значимости групповых показателей

Рис. 1 - Схема реализации методики определения уровня конкурентоспособности машиностроительного предприятия

Этап 2. Расчет относительных показателей конкурентоспособности предприятия

На данном этапе производится расчет относительных показателей конкурентоспособности предприятия на основе сопоставления частных показателей его деятельности, рассчитанных на предыдущем этапе, с аналогичными показателями конкурентов:

¿( = »: (1) ■ ’

где I] - относительный показатель конкурентоспособности предприятия по _ртому параметру; х] предпр- — Ьтый параметр обследуемого предприятия; х] конк. — Ьтый параметр конкурента.

Под «параметрами» в данном случае понимаются рассчитанные на предыдущем этапе частные абсолютные показатели и коэффициенты. Такой подход к расчету относительных показателей обеспечивает отмеченную ранее возможность избежать необходимости стандартизации используемых абсолютных величин.

Значение ] >1 означает превосходство предприятия над конкурентом по ]-тому параметру, а ] <1 - отставание от конкурента.

Этап 3. Расчет групповых показателей конкурентоспособности функциональных областей

Групповые показатели конкурентоспособности каждой из выделенных функциональных областей рассчитываются как сумма взвешенных по значимости относительных показателей, соответствующих конкретной функциональной области.

Необходимость взвешивания показателей по значимости определяется тем, что для каждого предприятия в разных условиях разные показатели будут оказывать неодинаковое воздействие на уровень конкурентоспособности. Можно предположить, что для компании, действующей на высококонкурентном потребительском рынке, самыми важными окажутся показатели, связанные с маркетинговой деятельностью. Например, в условиях преобладающей ценовой конкуренции большое значение будут иметь показатели затрат [4].

Расчет коэффициентов значимости относительных показателей можно осуществить как минимум двумя способами: с помощью метода экспертных оценок или на основе корреляционного анализа.

После определения значимости частных относительных показателей производится расчет групповых индексов конкурентоспособности по функциональным областям через суммирование взвешенных по значимости относительных показателей по следующим формулам:

¡пр = к1Ким +к2Спр, (2)

где ¡пр — индекс конкурентоспособности функциональной области «производство»;

Ким - относительный показатель использования среднегодовой мощности;

Спр - относительный показатель себестоимости продукции.

¡фин = к3Кавт + к4КрентСК + к5Ктл, (3)

где ¡фин - индекс конкурентоспособности функциональной области «финансы»;

Кавт - относительный показатель автономии;

КрентСК - относительный показатель рентабельности собственного капитала;

Ктл — относительный показатель текущей ликвидности.

¡пер = к6Кпр.тр. + к7Кт.к.+ к8Зп, (4)

где ¡пер - индекс конкурентоспособности функциональной области «персонал»;

К пр.тр. - относительный показатель производительности труда;

Кт.к. - относительный показатель текучести кадров;

Зп - относительный показатель средней заработной платы.

¡м = к9Др + кюКпр + кцЭм, (5)

где ¡м - индекс конкурентоспособности функциональной области «маркетинг»;

Др - относительная доля рынка;

Кпр - относительный показатель конкурентоспособности продукции;

Эм - относительная эффективность затрат на маркетинг.

¡сб = к12Крент + к13Тоб + к14Зобр, (6)

где ¡сб — индекс конкурентоспособности функциональной области «сбыт»;

Крент - относительный показатель рентабельности продаж;

Тоб - относительный показатель среднегодового товарооборота;

Зобр - относительная доля издержек обращения в совокупных издержках.

¡иннов = к15Иа + к1бИм + к17Ио + к18Кв.и.+ к^Зи+ к2оИтов, (7)

где ¡иннов - индекс конкурентоспособности функциональной области «инновации»;

Иа - относительная инновационная активность;

Им - относительное количество реализованных маркетинговых инноваций;

Ио - относительное количество реализованных организационных инноваций;

Кв и. - относительный показатель внедрения инноваций;

Зи - относительные совокупные затраты на инновационную деятельность;

Итов - относительный удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг.

¡сн = к21Зм + к22З, (8)

где ¡сн - индекс конкурентоспособности функциональной области «снабжение»;

Зм — относительная доля затрат на сырье и материалы в структуре себестоимости;

З — относительный уровень запасов сырья и материалов.

Рассчитанные групповые показатели конкурентоспособности функциональных областей 1пр, 1сб, М, 1фин, 1пер, 1иннов, 1сн используются в дальнейших расчетах, но имеют и самостоятельную аналитическую ценность. Значение отдельного показателя больше единицы означает превосходство предприятия над конкурентом в соответствующей функциональной области, а меньше единицы - отставание от конкурента. Эти показатели могут оцениваться в динамике, что удобно сделать с помощью лепестковой диаграммы (рис.2).

Рис. 2 - Пример аналитической лепестковой диаграммы для групповых показателей конкурентоспособности функциональных областей

В представленной диаграмме уровень конкурента по всем показателям всегда будет равен единице. По приведенной в качестве примера диаграмме можно сделать ряд значимых выводов: имеет место положительная динамика уровня конкурентоспособности предприятия; в целом конкурентоспособность к 2011 году достигла достаточно высокого уровня, особенно по показателям снабжения и персонала; наблюдается стабильное превосходство в области маркетинга и др.

Этап 4. Расчет интегральных показателей конкурентоспособности по ресурсам и по компетенциям

Как уже было отмечено, конкурентные преимущества организации можно разделить на две категории: «превосходство в компетенциях» и «превосходство в ресурсах». В

соответствии с представленным в литературе описанием этих категорий, семь выделенных в данной статье ключевых функциональных областей машиностроительного предприятия можно распределить по ним следующим образом:

1. Превосходство в компетенциях: сбыт, маркетинг, инновации.

2. Превосходство в ресурсах: производство, финансы, персонал, снабжение.

Следовательно, оценку конкурентоспособности предприятия по ресурсам и по умениям

можно произвести по следующим формулам:

КСППкомп = ксб 1сб км1м киннов1иннов (9)

где КСППкомп - показатель конкурентоспособности предприятия по компетенциям;

1сб, 1м, 1иннов — соответственно индексы конкурентоспособности предприятия по

функциональным областям, входящим в категорию «превосходство в компетенциях» (сбыт, маркетинг, инновации);

ксб , км, киннов - весовые коэффициенты значимости функциональных областей, входящих в категорию «превосходство в компетенциях» (сбыт, маркетинг, инновации) для конкурентоспособности предприятия по компетенциям.

КСППрес — кпр 1 пр кфинфин кпер1 пер ксн1 сн (10)

где КСППрес - показатель конкурентоспособности предприятия по ресурсам;

1пр, 1фин, 1пер, 1сн - соответственно индексы конкурентоспособности предприятия по функциональным областям, входящим в категорию «превосходство в ресурсах» (производство, финансы, персонал, снабжение);

кпр, кфин, кпер, ксн - весовые коэффициенты значимости функциональных областей, входящих в категорию «превосходство в ресурсах» (производство, финансы, персонал, снабжение) для конкурентоспособности предприятия по ресурсам.

Расчет используемых в формулах весовых коэффициентов значимости функциональных областей к производится в целом по аналогии с расчетами, рассмотренными на третьем этапе реализации данной методики.

Этап 5. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности предприятия машиностроительного комплекса

Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия машиностроительного комплекса включает в себя показатели конкурентоспособности по ресурсам и по умениям и рассчитывается по следующей формуле:

КСПП — кпр Iпр ксб 1сб км1м кфинфин кпер1 пер киннов1 иннов ксн1сн, (11)

где КСПП - интегральный показатель конкурентоспособности предприятия машиностроительного комплекса;

1пр, 1сб, 1м, 1фин, 1пер, 1иннов, 1сн — соответственно индексы конкурентоспособности предприятия по выделенным ключевым функциональным областям (производство, сбыт, маркетинг, финансы, персонал, инновации, снабжение).

Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия машиностроительного комплекса используется как самостоятельный аналитический показатель и подлежит оценки в аспекте его динамики. Определение уровня конкурентоспособности предприятия по ресурсам и умениям является основой для выработки стратегии развития предприятия.

Литература

1. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. - М.: Новости, 2000. - 256 с.

2. Заглумина, Н.А. Управление инновационными процессами на предприятии на основе оценки совокупного инновационного потенциала / Н.А.Заглумина // Инновации. - 2010. -№2 (136). - С.109-113.

3. Повышение конкурентоспособности предприятий и организаций: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / Пензен. гос. ун-т. - Пенза, 2003.

4. Шушкин, М. А. Формирование комплексного подхода обеспечения конкурентоспособности диверсифицированной компании / М.А. Шушкин // Вестник Казан. технол. ун-та. -2008. № 6. Ч 2. С. 11 - 15.

5. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Серия «Учебники, учебные пособия». 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.С.230 - 243.

© А. О. Трунов - асп. Национального исслед. университета «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобчевского»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.