Рахими Шахло,
старший преподаватель кафедры экономики и управления Политехнического института ТТУ им. акад. М. Осими
ФАКТОРЫ И СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СОГДИЙСКОЙ
ОБЛАСТИ
Конкурентоспособность отражает эффективность функционирования предприятия, продуктивность использования всех видов ресурсов. Конкурентоспособность предприятия не имеет абсолютного измерителя, она может определяться по отдельному или нескольким параметрам деятельности фирмы.
Анализ источников литературы показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий. Под факторами конкурентоспособности предприятия понимают те явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате - уровень конкурентоспособности предприятия [1, 96].
Ниже на основе существующих классификаций факторов конкурентоспособности предпринята попытка определить наиболее существенные факторы конкурентоспособности предприятий легкой промышленности Согдийской области и оценить их влияние. Целью исследования является выявление факторов конкурентоспособности предприятий и их оценка. Решение поставленной цели достигнуто в следующей последовательности: определена сущность конкурентоспособности предприятия; проведен анализ факторов конкурентоспособности предприятий и выявлены наиболее существенные из них; проведена выборка предприятий легкой промышленности Согдийской области и на основе существующих методик выбрана приемлемая методика оценки конкурентоспособности предприятий; проведена количественная оценка конкурентоспособности выбранных предприятий легкой промышленности; на основе показателей конкурентоспособ-
ности сделаны выводы и даны рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятий.
Чтобы раскрыть экономическую сущность понятия «конкурентоспособность», необходимо привести анализ его определения.
И.В. Сергеев [2, 25]: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал».
М.Х. Мескон [3, 199]: «Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику приспособления к условиям рыночной конкуренции».
Д.О. Самодуров [4, 18]: «Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия разрабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей в полном объеме его финансово-экономические обязательства, а также количественный и качественный рост его потенциала»
Т. Коно: «Конкурентоспособность предприятия - это совокупность следующих характеристик: захваченная предприятием доля рынка; способность предприятия к производству, сбыту и развитию; способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели» [5, 23].
М.О. Ермолов «Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, отражающая отличие процесса производства данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности».
Н.С. Яшин: «Конкурентоспособность предприятия - это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции» [5, 24].
По результатам проведенного исследования автор делает следующие выводы:
- многие авторы не рассматривают понятие "конкурентоспособность предприятия" с точки зрения занимаемой доли рынка и конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием. Такой подход является не совсем точным с точки зрения экономической сущности;
- конкурентоспособность предприятия является показателем, который зависит как от внешних, так и от внутренних факторов;
- конкурентоспособность предприятия показывает эффективность использования всех ресурсов предприятия;
- конкурентоспособность предприятия является показателем относительным и сравнивается с аналогичными показателями конкурентоспособности предприятий конкурентов либо идеальных предприятий;
- конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке;
- конкурентоспособность предприятия - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке;
- конкурентоспособность предприятия характеризует величину привлекательности данного предприятия для инвестора;
- понятие конкурентоспособности модифицируется в зависимости от целей и задач исследователей, требований субъектов рыночных отношений (конкурентов, потребителей, партнеров, инвесторов и т.д.);
- понятие конкурентоспособности чаще всего ориентировано на оценку уровня на текущий момент времени без учета факторов, определяющих потенциал роста конкурентоспособности.
На основе проведенного исследования автором сформулировано следующее определение: конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия). Этого можно достигнуть, если будет соблюдаться согласованность уровней развития продукта, предприятия и рынка.
Факторы по-разному могут воздействовать на конкурентоспособность предприятий. Однако наличие самих факторов не обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия. Повышение конкурентоспособности зависит от их эффективного использования.
Изучение влияния различных факторов предполагает выявление сильных и слабых возможностей и угроз развития, которые оказывают факторы на деятельность предприятия.
Основными факторами конкурентоспособности предприятий легкой промышленности Согдийской области являются следующие:
- имидж организации;
- качество и концепции продуктов (уровень их соответствия мировому уровню);
- рыночная доля;
- мощность производственной, научно-исследовательской и конструктивной базы;
- стабильность финансово-экономического положения предприятия на рынке;
- маркетинговая деятельность (реклама, уровень стимулирования сбыта, глубина исследований);
- уровень предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания;
- политика организации во внешней предпринимательской среде.
Проведенный анализ факторов конкурентоспособности предприятий
показал, что наиболее важным фактором является отсутствие или неудовлетворительная маркетинговая деятельность предприятий. Поэтому для оценки конкурентоспособности в статье будет использоваться методика, предложенная в работе [2]. Она предлагает использовать выражение для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности организации на основе итоговых показателей конкурентоспособности отдельных видов продукции, которые называются «коэффициентами маркетингового тестирования конкурентоспособности».
В свою очередь, каждый показатель конкурентоспособности отдельных видов продукции он определяет как сумму коэффициентов рыночной доли, предпродажной подготовки, изменения объема продаж, уровня цен, доведения продукта до потребителя, рекламной деятельности, использования персональных продаж, использования связей с общественностью, деленную на общее число этих коэффициентов, т.е. на восемь.
Ниже проведены расчеты коэффициента маркетингового тестирования конкурентоспособности предприятий легкой промышленности Согдийской области по продукту (СП «Джавони», СП «Сано», ООО «Пойафзолдузи», СП «Нику-Худжанд», ЗАО «Сатн»), таблица 1.
Анализ таблицы 1. показывает, что все предприятия имеют очень маленькую долю на рынке. Это свидетельствует о том, что на рынке множество аналогичной продукции, продаваемой конкурентами.
Таблица 1.
Показатели маркетингового тестирования конкурентоспособности предприятий
Согдийской области по продукту за 2010-2011 гг.
№п/п Наименование Наименование показателя маркетингового
предприятия тестирования по продукту
Коэффициент Коэффициент Коэффициент
рыночной доли, КРД предпродажной подготовки, КПП изменения объема продаж, КИОП
1 ЗАО «Сатн» 0,06 1 1,35
2 СП «Нику-Худжанд» 0,27 1 3,6
3 ООО «Пойафзолдузи» 0,013 0,08 0,125
4 СП «Сано» 0,08 1 1,17
5 ОАО«Зиннат» 0,003 1 1,28
6 СП «Джавони» 0,062 1 0,91
Дальше проведены расчеты коэффициента маркетингового тестирования по цене доведения продукта до потребителя и продвижения продукта, таблица 2.
Таблица 2.
Показатели маркетингового тестирования конкурентоспособности предприятий по цене доведения продукта до потребителя и продвижения продукта предприятий
Согдийской области за 2010-2011 гг.
№ Элементы комплекса маркетинга
п/ Доведе-
п ние про-
Цена дукта до Продвижение продукта
потребителя
Наименование Коэф- Коэффи- Коэф. Коэф. Коэф.
предприятия фици- циент реклам- использо- исполь-
ент доведения ной вания зования
уровня продукта деятель- персо- связей с
цен, до пот- ности нальных общест-
КУЦ ребителя, КСб КрекД продаж, КИПП вен-ностью, КИСО
1 ЗАО «Сатн» 1,13 1,53 0 0 0
2 СП «Нику-Худжанд» 1,75 0 0 0 0
3 ООО «Пойафзолдузи» 2,86 0,094 0,125 0,125 0,125
4 СП «Сано» 1,04 1,27 1,3 1,19 0
5 ОАО «Зиннат» 0,067 0,99 0 1,01 0
6 СП «Джавони» 1,64 0,85 0,8 0,83 0
Анализ таблицы 2. показывает, что на предприятиях отсутствует маркетинговая деятельность или их деятельность неудовлетворительна, соответственно, коэффициент рекламной деятельности предприятий очень низок. Также почти на всех предприятиях коэффициент использования связей с общественностью равен нулю, что указывает на отсутствие связей с общественностью.
Кроме этого, для расчета полной конкурентоспособности фирмы также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты, такие как коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) и коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС). Общефинансовые коэффициенты рассчитываются на основе анализа баланса фирмы за отчетный период. Таким образом, полная формула расчета конкурентоспособности фирмы будет следующей (1):
КФ = К2хКШхКОСС (1)
Полученный коэффициент конкурентоспособности фирмы может колебаться от -10 до 10, и в зависимости от значения этого коэффициента данную фирму относят к одной из групп: рыночные лидеры, рыночные претенденты, рыночные последователи, фирмы, действующие в рыночной нише либо банкроты. (табл. 3.)
Таблица 3.
Классификация группы фирм, конкурирующих на рынке
Наименование группы фирм, конкурирующих на рынке Коэффициент конкурентоспособности предприятия
Рыночные лидеры от +9,1 до +10
Рыночные претенденты от +3,1 до +9
Рыночные последователи от +1 до +3
Занявшие рыночную нишу от -6,9 до 1
Банкроты от -10 до -7
В таблице 4 приведены результаты расчетов конкурентоспособности предприятий легкой промышленности Согдийской области.
Таблица 4
Показатели конкурентоспособности предприятий Согдийской области за 20102011 гг.
№ п/ п Наименование предприятия Итоговый показатель маркетинговой деятельности, КМТК Коэффици ент текущей ликвидности, Ктл Коэффициент обеспеченности собственными средствами, КОСС Коэффициент конкурентос пособности предприятия, Кф
1 ЗАО «Сатн» 0,62 0,64 -0,55 -0,22
2 СП «Нику-Худжанд» 0,8275 0,09 -12,3 -0,92
3 ООО «Пойафзолдузи» 0,44 2,56 0,61 0,2
4 СП «Сано» 0,88 0,95 -0,05 0,042
5 ОАО«Зиннат» 0,54 0,77 -0,3 -0,03
6 СП «Джавони» 0,0065 0,87 -0,14 -0,00079
Анализ таблицы 4. показывает, что итоговый показатель маркетинговой деятельности предприятий меньше единицы. Это свидетельствует о неудовлетворительной работе маркетинговой службы предприятия. Коэффициенты конкурентоспособности предприятий колеблются в пределах от -0,92 до 0,2.
Показатели конкурентоспособности предприятий относятся к группе фирм «Занявшие рыночную нишу». Предприятия этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности предприятия максимально зависят от клиентов и опираются на них.
Рекомендуемыми мерами усиления конкурентоспособности являются для предприятий легкой промышленности Согдийской области:
- постоянное совершенствование продукта, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность и пр.;
- обеспечение его превосходства над заменителями;
- нахождение новых сфер его использования, приспособление к нуждам потребителя;
- творческое использование полезного опыта конкурентов;
- умелое манипулирование ценовыми факторами конкурентной борьбы;
- интенсивное использование рекламы и прочее.
Предприятия легкой промышленности Согдийской области имеют все предпосылки для повышения своей конкурентоспособности. Однако данная тенденция воплотится в реальность, если предприятия смогут правильно оценить факторы и конкурентные преимущества и выбрать правильную стратегию повышения конкурентоспособности, соответствующую их возможностям.
Список литературы:
1. Круг Э.А. Факторы, влияющие на конкурентоспособности предприятий: позиции различных авторов// Вестник Алтайского государственного аграрного университета. -2008. -№10.
2. Данилов, И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции. -М.: Пресс-сервис, 1997.
3. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Хедоуриф. -М.: Дело, 1993.
4. Самодуров, Д. О. Стратегическое управление конкурентоспособности предприятия на основе комплексной оценки его потенциала : Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2000.
5. Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность . - М. : Альфа-пресс, 2004.
6. В.Л.Белоусов. Анализ конкурентоспособности предприятий/Маркетинг в России и зарубежом-2001-№5: http://www.kpilib.ru/article.php?page=207. 12.03.2012.
Ш. Рахими
Факторы и стратегия конкурентоспособности предприятий легкой промышленности Согдийской области
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, факторы конкурентоспособности, оценка конкурентоспособности, показатель конкурентоспособности
В статье рассмотрена сущность понятия «конкурентоспособность» предприятия и обусловливающие ее факторы. Выявлены наиболее существенные факторы для условий Согдийской области. Также на основе существующих методик выбрана приемлемая методика оценки конкурентоспособности предприятий и проведена количественная оценка выбранных предприятий легкой промышленности. На основе рассчитанных показателей сделаны выводы и даны рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятий
Sh. Rakhimi
Factors And Strategies Of Competitiveness Of Light Industry Enterprises In
Sughd Viloyat
Ксу words: competitiveness of enterprise, factors of competitiveness, assеssment of competitiveness, index of competitiveness
The article dwells on the essence of the notion of «competitiveness» and the factors preconditioning the latter. Essential factors are elicited for Sught viloyat conditions. Proceeding from the existing methods the author opts an acceptable one for an assessment of competitiveness of enterprises, he conducts a quantitative appraisal of selected light industry interprises. Designing on the premise of the calculated indices the author makes conclusions and gives recommendations for an elevation of competitiveness of enterprises.