Научная статья на тему 'Интегральная оценка конкурентоспособности строительного предприятия'

Интегральная оценка конкурентоспособности строительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
746
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / строительство / Экономика / факторы конкурентоспособности / техническое перевооружение / Маркетинг / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ЛИКВИДНОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуваев М. А.

В статье изложены методические рекомендации по интегральной оценке конкурентоспособности строительного предприятия. Предложена авторская классификация факторов конкурентоспособности строительного предприятия и изложена методика их расчета. Выявлена значимость факторов конкурентоспособности с помощью метода экспертных оценок. Разработан интегральный коэффициент конкурентоспособности строительных предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шуваев М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральная оценка конкурентоспособности строительного предприятия»

Шуваев М.А., канд. экон. наук, доцент Саратовского государственного технического университета, [email protected]

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье изложены методические рекомендации по интегральной оценке конкурентоспособности строительного предприятия. Предложена авторская классификация факторов конкурентоспособности строительного предприятия и изложена методика их расчета. Выявлена значимость факторов конкурентоспособности с помощью метода экспертных оценок. Разработан интегральный коэффициент конкурентоспособности строительных предприятий.

Ключевые слова: конкурентоспособность, строительство, экономика, факторы конкурентоспособности, техническое перевооружение, маркетинг, инвестиции, инновации, ликвидность, рентабельность.

Введение

Одной из основных проблем повышения конкурентоспособности предприятий является то, что в настоящее время не существует общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятий. Кроме того, нельзя разработать единую методику для предприятий всех отраслей, так как отдельные важнейшие показатели конкурентоспособности предприятия для одной отрасли имеют небольшое значение для другой (например, такой показатель, как уровень развития службы маркетинга, исключительно важен для предприятий пищевой промышленности, но имеет гораздо меньшее значение для предприятий газовой промышленности). В настоящей статье автором предложены методические рекомендации по оценке конкурентоспособности строительных предприятий с учетом отраслевой специфики.

Исследователи прежде всего сталкиваются с проблемой оценки множества фак-

торов, определяющих конкурентоспособность строительной организации. Это связано со спецификой строительной отрасли.

Факторы конкурентоспособности строительной компании

Выбор оптимальных показателей конкурентоспособности, которые объективно отражали бы условия и формы конкуренции на рынке строительных услуг, является ключевым вопросом в оценке конкурентоспособности строительного предприятия.

При исследовании факторов, влияющих на конкурентоспособность строительной организации, следует выявлять их значимость в формировании конкурентных преимуществ, которые затем учитывает заказчик и тендерный комитет.

На рынках строительных услуг особое значение придается не только цене продукции. В современных рыночных условиях главным фактором при принятии решения о победителе в тендере является срок

выполнения работ. Как известно, скорость выполнения строительно-монтажных работ главным образом зависит от производительности строительной техники, поэтому в число факторов конкурентоспособности строительной организации, по мнению автора, следует включать такой показатель, как ее своевременное техническое перевооружение.

В исследовании автором предлагаются следующие факторы конкурентоспособности строительной организации, отражающие эффективность деятельности по повышению конкурентоспособности в рамках отдельно взятой организации:

1. Факторы, относящиеся к производственной сфере:

• логистическое обеспечение деятельности предприятия;

• своевременное техническое перевооружение предприятия;

• эффективность использования основных производственных фондов;

• инновационная деятельность предприятия;

• внедрение современных компьютерных технологий.

2. Факторы, относящиеся к обслуживающей сфере:

• трудовой потенциал предприятия;

• маркетинговая активность предприятия;

• инвестиционная деятельность предприятия.

3. Факторы, связанные с финансовыми показателями;

• абсолютная ликвидность;

• автономия строительного предприятия;

• оборачиваемость активов;

• рентабельность продукции.

Для того, чтобы оценить потенциал конкурентов, найти свое место в сегменте рынка строительных услуг, строительная организация должна определить свой рейтинг конкурентоспособности и рейтинги конкурентоспособности других игроков на рынке.

Чтобы оценить относительную конкурентоспособность строительной организации по сравнению с другими организациями-конкурентами, необходимо определить группы участников торга, место организации на рынке по сравнению с организациями-конкурентами, рейтинг конкурентоспособности организации.

Относительная

конкурентоспособность

организации

Относительная конкурентоспособность организации определяется путем сравнения по парам. Результаты сравнения однотипных данных представляют собой локальные показатели, которые имеют различную весомость относительно друг друга. В данном случае весомость определяет значимость того или иного показателя.

В каждом случае сравнение строительной организации с организацией-конкурентом может создать следующие три взаимоисключающие ситуации:

• все показатели свидетельствуют о ее превосходстве над организацией-конкурентом;

• некоторые показатели указывают на ее превосходство, некоторые — на превосходство организации-конкурента;

• все показатели указывают на превосходство организации-конкурента.

Для разрешения противоречий, возникающих в результате сравнений, следует разделить возможные показатели на более или менее значимые. На практике этот вопрос обычно решается неформализованными, главным образом экспертными методами.

Экспертная оценка включает проведение всех этапов экспертизы и применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке этих суждений.

Плохо формализуемые проблемы можно разделить на две характерные группы.

К первой следует отнести те из них, о которых можно получить информационный материал, требуемый для оценки. Главным в этом случае является подбор экспертов. Ко второй группе относятся проблемы, по которым нет возможности получить достаточный для оценки информационный материал. В этих случаях полученные мнения экспертов могут различаться, что не всегда приводит к достоверной оценке.

Качество полученной информации при экспертизе в значительной мере зависит от квалификации экспертов. Их обычно оценивают по следующим характеристикам: компетентность, отношение к порученному делу, широта мышления; конструктивность мышления, самокритичность, широтаума.

Наиболее значимой характеристикой является компетентность, или степень квалификации, которая оценивается по опыту работы в данной области, наличию или отсутствию ученой степени, занимаемой должности и т.д.

Экспертная оценка должна быть выполнена путем анкетного опроса экспертов с дальнейшим ранжированием показателей конкурентоспособности и выявлением их весомости.

Многообразие факторов, оказывающих влияние на деятельность строительного предприятия, вызывает необходимость определения наиболее значимых параметров, подлежащих учету при оценке конкурентоспособности.

Уже отмечалось, что в настоящее время не существует общепринятой методики оценки конкурентоспособности строительного предприятия.

Как показал анализ существующих методов и методических разработок по оценке конкурентоспособности, они в основном затрагивают продукцию и в меньшей степени деятельность организаций, предприятий, фирм. Существующие методы либо не дают конкретного численного значения, либо не принимают в расчет воздействие многочисленных производственных факторов.

Ни одна из существующих методик не предусматривает повышения конкурентоспособности за счет выявления внутрипроизводственных резервов и роста эффективности производственно-хозяйственной деятельности, хотя, как показал анализ мнения экспертов, основное значение имеет фактор своевременного технического перевооружения строительного предприятия.

Цели и задачи оценки конкурентоспособности строительного предприятия

В настоящее время все больше требуется четко конкретизировать цели и обеспечить гарантии их достижения. В условиях рыночных отношений выделяются следующие цели:

• максимизация загрузки существующих производственных мощностей;

• максимизация общей прибыли либо определение ее рационального размера;

• завоевание лидерства в регионе на рынке строительных услуг (в современных условиях это возможно, как правило, при условии более быстрого, чем у конкурентов, возведения объектов);

• завоевание доверия и расположения заказчиков.

Нетрудно заметить, что достижение по меньшей мере трех из этих целей возможно лишь при условии своевременного технического перевооружения.

Так как конкурентоспособность строительного предприятия — это комплексная качественная характеристика его функционирования, логично, что для ее оценки требуется использовать показатель, который рассчитывался бы как интегральный, учитывающий весь комплекс факторов.

Изучение связи между конкурентоспособностью строительной организации и факторами, ее определяющими, будет заключаться в определении формы и количественной характеристики такой связи, а также степени ее тесноты (сопряженно-

сти). Эти две основные задачи могут быть решены с помощью корреляционного анализа1.

Первая задача — определение формы связи — подразумевает установление математической формы, в которой выражается связь. Это очень важно, так как от правильного выбора формы связи зависит конечный результат изучения взаимосвязи между признаками. Определение формы связи не может быть произведено только при помощи математических методов. Корректно и наиболее полно можно определить ее только на основе предварительного качественного анализа изучаемых явлений.

Вторая задача, как уже говорилось, состоит в измерении тесноты, т. е. меры связи между признаками с целью установить степень влияния данного фактора на результат. Эта задача решается математическими методами путем определения параметров корреляционного уравнения.

В заключение проводится оценка и анализ полученных результатов, а также проверка существенности связи между изучаемыми признаками.

К достоинствам разработанной методики оценки конкурентоспособности строительного предприятия можно отнести следующее:

• простота и легкость применения;

• возможность применения в любом регионе Российской Федерации;

• возможность использования при проведении подрядных торгов для выявления победителя;

• возможность изменения или дополнения факторов, определяющих конкурентоспособность строительной организации, по желанию пользователя данной методики.

В случае изменения или дополнения разработанной методики рекомендуется следующий алгоритм, состоящий из шести этапов:

1 Гордин А. М. Статистика. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 58.

1. Определение факторов, влияющих на конкурентоспособность строительной организации. Осуществляется непосредственно пользователем, исходя из его потребностей, и возможностью дальнейшего сравнения с выбранным объектом сравнения.

2. Расчет единичных показателей конкурентоспособности и перевод показателей в относительные величины. Для перевода производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базы для сравнения могут выступать:

• мнение экспертов;

• среднеотраслевые показатели;

• показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия — лидера на данном рынке;

• показатели оцениваемого предприятия за прошлые периоды.

3. Расчет критериев конкурентоспособности предприятия.

4. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия.

5. Формулирование выводов о состоянии конкурентоспособности исследуемого объекта.

6. Принятие практического решения по повышению конкурентоспособности строительного предприятия.

Заключение

Приведем результаты анализа значимости факторов конкурентоспособности строительной организации, полученных в ходе экспертного опроса по подгруппам в целом и по отдельным показателям в частности.

Наибольший удельный вес в интегральном показателе конкурентоспособности занимает группа производственных факторов, которая находится на первом месте. Такой подход экспертов представляется авторудостаточно объективным, поскольку строительство относится к производственной сфере рыночного хозяйства, и именно эффективное производство обеспечивает

финансовое благополучие строительного предприятия.

На второе место респонденты поставили группу финансовых показателей. Это связано, прежде всего, с хронической недостаточностью свободных финансовых средств у строительных предприятий в условиях современного рынка строительных услуг. Весьма показательно, что среди всех факторов конкурентоспособности эксперты поставили на второе место по значимости коэффициент автономии (т.е. отношение собственных средств к заемным). В то же время показатель рентабельности продаж, по мнению экспертов, имеет наименьший вес среди факторов, определяющих конкурентоспособность строительной организации. По представлению автора, это связано с тем, что строительство является весьма капиталоемкой отраслью, и относительно низкая рентабельность продаж (например 1%) означает, что у предприятия в результате выполнения строительно-монтажных работ оказывается достаточно средств, чтобы вести текущую деятельность.

Наименьшее значение, как считают отпрашиваемые, имеют факторы обслуживающей сферы. Это объясняется тем, что данная группа факторов призвана, прежде всего, обслуживать показатели производственной сферы.

Отметим, что на первое место среди частных показателей конкурентоспособности респонденты поставили фактор технического перевооружения строительного предприятия. Мнение автора в этом случае совпадает с мнением респондентов, ведь техническое перевооружение является важнейшим показателем, что обусловливается особенностями строительного производства (обеспечивается, прежде всего, фактор времени выполнения строительно-монтажных работ, а также качество и себестоимость произведенной строительной продукции).

Описок литературы

1. Гельвановский М. И. Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы // Современная конкуренция. 2007. № 1.

2. Гордин А. М. Статистика. М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Романова А. И. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегии повышения // Современная конкуренция. 2007. №5.

4. Рубин Ю. Б. Стратегии и тактики конкурентного поведения // Современная конкуренция. 2007. №3.

5. Фатхутдинов Р. А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией // Современная конкуренция. 2007. № 1.

M. Shuvaev, PhD, Professor assistant, Saratov State Technical University, [email protected]

INTEGRAL ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF A CONSTRUCTION COMPANY

The article presents guidelines for the integrated assessment of the competitiveness of a construction company. The author's classification of factors of competitiveness of a construction company and sets out the methodology for calculating them. Found the importance of factors of competitiveness with the help of expert assessments. Developed an integral factor of competitiveness of construction enterprises.

Keywords: competitiveness, construction, economy, competitive factors, technological upgrading, marketing, investment, innovation, liquidity, profitability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.