Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности продукции, работ, услуг'

Оценка конкурентоспособности продукции, работ, услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1645
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ТОВАРЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / COMPETITIVENESS / MANUFACTURING / GOODS / CONSUMER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобровнич С. С.

В статье описывается роль и основные этапы оценки конкурентоспособности товаров, работ, услуг. Исследуются основные факторы, определяющие конкурентоспособность, влияние конкурентоспособности предприятия в целом на конкурентоспособность товаров, работ, услуг. Делается вывод о снижении себестоимости, как одного из основных факторов успеха предприятия в конкурентной борьбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPRAISAL OF GOOD’S, WORK’S, SERVICE’S COMPETITIVENESS

The paper reports the importance and basic stages of appraisal of good’s, work’s, service’s competitiveness. The main factors, which define competitiveness, and the influence of competitiveness of a firm in tote on competitiveness of goods, works, services are examined. The authors draw a conclusion about cutting of production costs as a leading factor of success of a business in competition.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности продукции, работ, услуг»

Таблица І. Детализация МВЗ предприятия

МВЗ ЦЗ № программы НЗ

НЗІ НЗ2

МВЗ І -

В т.ч. МВЗ І.І. ЦЗ І.І.І.

ЦЗ І.І.2.

ЦЗ І.І.3.

ЦЗ - структурные подразделения завода, соответствующие наиболее детальному уровню структуры управления при условии сохранения экономической целесообразности их отдельного представления и анализа. ЦЗ являются первичными ячейками учета, характеризующимися единообразием функций и производственных операций, сходным уровнем технической оснащенности и организации труда, единством производственно-технического назначения используемого оборудования, направленностью затрат.

Носители затрат (НЗ) - функции (или виды работ), которые выполняются в данном МВЗ (ЦЗ). Это направления учета затрат для каждого МВЗ (ЦЗ), однозначно связанные с видами деятельности этого МВЗ.

Система МВЗ, ЦЗ и НЗ описывается в таблицах детализации МВЗ, которые имеют следующую форму (табл.1) [1].

На пересечении строки с ЦЗ и столбца с реализуемым в нем

носителем ставится признак отношения НЗ к стадиям производственного процесса К- конечный продукт, М - межцеховой оборот, В - внутрицеховой оборот.

Анализ существующих методов учета затрат показывает, что наиболее подходящими для целей контроллинга являются системы учета по плановой себестоимости (стандарт-костинг) в сочетании с различными вариантами учета по усеченной себестоимости, поскольку именно эти системы обеспечивают максимум информации для принятия управленческих решений.

Литература:

1. Данилочкина Н.Г., Чернер Н.В.Управление затратами. -М.: Доброе слово, 2004.

2. Колесников С.Н. Инструментарий бизнеса. - М.: Статус-кво, 2001.

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ

Бобровнич С.С., аспирант, Международный университет бизнеса и управления

В статье описывается роль и основные этапы оценки конкурентоспособности товаров, работ, услуг. Исследуются основные факторы, определяющие конкурентоспособность, влияние конкурентоспособности предприятия в целом на конкурентоспособность товаров, работ, услуг. Делается вывод о снижении себестоимости, как одного из основных факторов успеха предприятия в конкурентной борьбе.

Ключевые слова: конкурентоспособность, производство, товары, потребитель.

APPRAISAL OF GOOD’S, WORK’S, SERVICE’S COMPETITIVENESS

Bobrovnich S., the post-graduate student, International University of Business and Management

The paper reports the importance and basic stages of appraisal of good’s, work’s, service’s competitiveness. The main factors, which define competitiveness, and the influence of competitiveness of a firm in tote on competitiveness of goods, works, services are examined. The authors draw a conclusion about cutting ofproduction costs as a leading factor of success of a business in competition.

Keywords: competitiveness, manufacturing, goods, consumer

Оценка конкурентоспособности может использоваться для обоснованности принимаемых решений при:

- разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

- комплексном изучении рынка и определении направлений дея-тельности предприятия на рынке;

- разработке мероприятий по развитию производственного потенциала предприятия;

- установлении цен на продукцию, работы и услуги;

- реализации продукции, работ и услуг через тендеры и торги.

При оценке конкурентоспособности могут использоваться дифференциальный и комплексный методы оценки. Дифференциальный метод основан на использовании единич-ных параметров анализируемых продукции, работ и услуг и базы их сравнения. Если за базу оценки принята потребность, то используется формула (2), а если базой является образец, то формула (5) или (6). Комплексный метод основан на применении комплексных - групповых, обобщенных и интегральных показателей и использу-ются формулы (1),

(3), (7), (8).

Оценка конкурентоспособности товара и определение прин-ци-пиальной возможности его реализации проходят следующие этапы.

1 Оценка патентной чистоты. Она отражает отсутствие реали-за-ции в изделии технических решений, защищенных действием патентов, выданных в стране потребителей товара. Если в товаре есть части, не обладающие патентной чистотой, то оценивать кон-ку-рентоспособность целесообразно лишь после реализации мер, обеспечивающих патентную чистоту товара.

2 Определение соответствия параметров анализируемого товара обязательным нормам и стандартам. Если товар им не соответствует, то он не может использоваться для удовлетворения существующих потребностей. Следовательно, товар не конкурентоспособен, если хотя бы один из нормативных параметров изделия не соответствует регламентированным нормам и стандартам (на региональном, госу-дарственном, международном или ином уровне). Не отвечающий этим требованиям товар не может быть запущен в эксплуатацию.

Методически при оценке конкурентоспособности учет нор-ма-тивных параметров обеспечивается введением показателя, прини-мающего лишь два значения - единица, если товар соответствует норме, или ноль, если не соответствует.

Групповой показатель по всем нормативным параметрам

п

=ЧА....ЧГ П Ч (1)

І=1

где I - групповой показатель по нормативным параметрам;

Ч- - единичный показатель по нормативному параметру;

п - число нормативных параметров, подлежащих рассмотре--нию.

Групповой показатель - не сумма, а произведение норматив--ных параметров. И если хотя бы один параметрический показатель по нормативным параметрам равен нулю, товар полностью не кон-курентоспособен на данном рынке и дальнейшее рассмотрение конкурентоспособности не имеет смысла.

3 Оценка технических параметров. По ним потребитель отби-

ра-ет возможные варианты для приобретения, отдавая предпочтение изделиям, удовлетворяющим существующую потребность. Воз-можна ситуация, когда потребитель не находит на рынке товар, полностью удовлетворяющий потребность, и вынужден, учитывая существующее предложение, снижать свои требования, от-брасы-вая самые незначительные. Эта корректировка продолжается до тех пор, пока измененные требования не будут соответствовать на-бору технических параметров хотя бы одного из предлагаемых то-варов.

По величине каждого технического параметра, интересующего потребителя, им оценивается, насколько свойства представлен-но-го ему товара удовлетворяют соответствующие элементы по-треб-ности. При этом определяется единичный, параметрический по-казатель как отношение технического параметра предлагаемого товара, к тому же параметру воображаемого товара, позволяющему удовлетворить элемент потребности полностью:

р

q, = р

100%

(2)

П

=X (qi«i),

т.п ’

i=1

(3)

где Jт

J

т.п.1

K

J

т.п.2

P.

*100%

q, = р ,

(5)

(6)

то-вара и образца;

- относительный параметр качества по оценива-емым техническим параметрам.

Из формул (5) и (6) принимается та, в которой рост анализиру-е-мого показателя обеспечивает улучшение параметра анализируемого товара.

А далее, как обычно, применяются формулы (3) и (4).

4 Анализ экономических параметров. При этом определяют при каком уровне затрат потребность может быть удовлетворена.

Оценка и соизмерение экономических параметров происходят на стоимостной основе, а подходы к оценке экономических пара-метров товара сходны с оценкой по техническим параметрам. Оценка уровня конкурентоспособности здесь сводится к сопос-тавле-нию полных затрат потребителя для анализируемого товара и образца:

С

с,

(7)

0

групповой показатель по экономическим

где - единичный параметрический показатель по 1-му параметру;

Р. - величина 1-го параметра для анализируемого товара; р.

*100 - величина 1-го параметра воображаемого товара, при

кото-рой потребность удовлетворяется полностью на 100%.

Чтобы получить из единичных показателей групповой показа--тель, характеризующий соответствие товара потребности по тех--ническим параметрам, единичные показатели объединяют с уче--том значимости каждого единичного показателя:

где JЭJ

параметрам;

С - полные затраты потребителя на приобретение и потреб-ле-ние ПРУ для анализируемого товара;

С - полные затраты потребителя для товара-образца.

Групповой показатель по экономическим параметрам опреде--ляется с помощью сложения составляющих элементов цены по-т-ребления за заданный отрезок времени для анализируемого това--ра и товара-образца.

5 Определение интегрального показателя конкурентоспособ-нос-ти. Интегральный показатель конкурентоспособности анали-зиру-емого товара по отношению к товару-образцу

J J

н.п. т.п.

J,,

(8)

групповой показатель по техническим параметрам

(ха-рактеризует соответствие товара потребности по всему набору тех-нических параметров);

- единичный параметрический показатель по 1-му техничес-кому параметру;

а. - вес 1-го параметра (коэффициент значимости) в общем наборе технических параметров (определяется методами экспертной оценки);

п - число параметров, подлежащих оценке.

Чем больше показатель J , тем выше степень удовлетворения запросов потребителей. Но для оценки конкурентоспособности этого недостаточно. Надо сопоставить показатели анализируемого товара и товара-конкурента и определить, какой из них лучше со-от-ветствует потребности покупателей:

(4)

где К - показатель конкурентоспособности по техническим возможностям анализируемого товара по отношению к товару-конку-ренту;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Jтп 1, Jt.ii 2 — групповые показатели по техническим параметрам соответственно для анализируемого товара и товара-конкурента.

В отдельных случаях конкурентоспособность более целе-со-образно оценивать косвенным методом, сравнивая анализируе-мый товар не с потребностью, а с товаром-образцом, уже пользую-щим-ся спросом, который и воспринимается как аналог общест-венной потребности. В этом случае единичные параметрические показатели определяются по одному из двух вариантов:

где Р. и Р - 1-й параметр соответственно для анализируемого

где J , J , J - групповые показатели соответственно по норма-тивным, техническим и экономическим параметрам.

Если получается, что К < 1, анализируемый товар уступает об-разцу, а если К > 1, — превосходит товар-образец по конку-ренто-способности, если К = 1, конкурентоспособность равная.

При анализе и оценке конкурентоспособности услуг в основ-ном учитываются экономические и социально-организационные параметры. Определение сводится к выделению экспертами глав--ных свойств услуги, представляющих наибольшую ценность для потребителя, а затем каждому из включенных в перечень свойств присваивается определенный вес а. Каждый из свойств-парамет--ров услуг, выполняемых предприятиями-конкурентами, оценива--ется экспертами, например, по пятибалльной системе и определя--ется уровень конкурентоспособности товара.

После оп-ределения товара, избранного для оценки конкурен-тоспособнос-ти, на основе изучения рынка, конкурентов и запросов потребите-лей определяются требования к товару и перечень нормативных, технических и организационно-экономических параметров, под-лежащих исследованию и оценке.

На основе единичных показателей рассчитывают групповые по-казатели, а затем интегральный показатель, позволяющий сделать вывод об уровне конкурентоспособности исследуемого товара. В результате делается вывод либо о запуске товара в производство, либо о разработке мер по повышению конкурентоспособности.

Изучение конкурентоспособности товара, реализуемого пре-д-приятием на рынке, должно вестись постоянно. Это позволяет вы-явить момент снижения показателя конкурентоспособности и принять решение — либо принять меры по повышению конкурен--тоспособности товара, либо определить момент снятия его с про--изводства. С экономической точки зрения выпускать на рынок но--вый товар, пока старый не исчерпал все возможности своей кон-ку-рентоспособности, не целесообразно.

Необходимо различать конкурентоспособность продукции, товаров, услуг и предприя-тия, их производящего, т. е. конкурентоспособность производителя.

Конкурентоспособность продукции, товаров, услуг и конкурентоспособность пред-приятия, производителя продукции, товаров, услуг, соотносятся между собой как часть и целое. Возможность

J

100

К

предприятия конкурировать на определен-ном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспо-собности его продукции, товаров, услуг и совокупности экономических методов дея-тель-ности предприятий, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Конкурентоспособность производителя продукции, товаров, услуг можно рассмат-ривать для: предприятия, производящего продукции, товаров, услуг; отрасли, достиг-шей на внутринациональном и мировом рынках определенного уровня развития и признания; страны, обеспечивающей отрасли и предприятия необходимой совокупностью социально-экономиче-ских параметров (определенными условиями хозяйствования, материальными, трудовыми ресурсами, технологией, потребными для данного производства).

Конкурентоспособность предприятия складывается из сложной комбинации факторов производства, производительности труда, материало-фондо-наукоемкости производства. Формируется кон-ку-рентоспособность в глубине социально-экономического разви-тия страны и предопределяется ее географическим положением, особенностями исторического развития, наделенностью теми или иными ресурсами, национальными чертами и особенностями.

Но между конкурентоспособностью продукции, товаров, услуг и предприятия есть и различия, важные для предприятия:

-конкурентоспособность предприятия, отличающая его от пред-приятий-соперников, применима к довольно длительному периоду;

-в отличие от конкурентоспособности продукции, товаров, услуг оценку деятельности предприятия на рынке дает не только потребитель, но и сам предприниматель, определяющий выгодно ему или нет создавать продукции, товаров, услуг в конкретных рыночных условиях. Конкурентоспособность предприятия характеризует динамику его приспособленности к конкретным условиям рыночной конку-ренции.

Конкурентоспособность предприятия зависит от: емкости рын--ка - количества ежегодных продаж; вида производимых продукции, товаров, услуг; конкурентных позиций предприятий, уже работающих на рынке этих продукции, товаров, услуг; легкости доступа на рынок; возможности и вероятности появления и реализации новшеств в отрасли.

Об уровне конкурентоспособности предприятия можно судить по реакции рынка, выражающейся в конкретных объемах продаж продукции, товаров, услуг.

Повышение конкурентоспособности предприятия можно свес--ти к следующим организационным мерам1 :

-обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции, товаров, услуг предприятия на рынке;

-постоянное снижение издержек производства на всех этапах и во всех звеньях технологического процесса производства продукции, товаров, услуг;

-изменение качества продукции, товаров, услуг и их техникоэкономических параме-тров с целью более полного учета требований потребителей и его конкретных запросов;

-изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных продукции, товаров, услуг с целью разработки мер, позволяющих полу-чить преимущества по сравнению с конкурентами;

-использование при разработке новых или совершенствовании выпускаемых продукции, товаров, услуг передовых достижений научно-техническо-го прогресса и выпуск принципиально новых продукции, товаров, услуг;

-выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, товаров, услуг (скидок, форм и условий оплаты, взаимозачетов);

-нахождение и использование приоритетных сфер применения продукции, товаров, услуг.

Возможности неценовой конкуренции в значительном числе отраслей народного хозяйства России практически исчерпаны. Эта тенденция и прослеживается и в мировой экономики. Война брэндов часто не оправдывает вложенных средств - это война на самоуничтожение. Поэтому вопросы снижения себестоимости продукции (работ, услуг), что позволяет снижать рыночные цены, выходят на первый план.

Литература:

1. Пол Хейне. Экономический образ мышления. / Пер. с англ./ Издание второе, стереотипное. — М.: Дело, 2004 - 704 с.

2. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2005. - 422 с.

3. Бешорнер Т. Управление предприятием: еще один взгляд на стоимостную ориентацию.// Проблемы теории и практики управления, 2001. №2 С. 98-102

4. Шпотов Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования // Проблемы теории и практики управления. 2001. №3. С.50-54

5. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы - М.. ОАО «Типография «Новости»». 2000

1 Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2005. - 422 с.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА СОБСТВЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Щеблыкин В. Н., к.э.н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье проанализирована эволюция понятия качества как экономической категории, с позиций современного понимания качества выявлены основные смысловые моменты, формирующие понятие качества собственности, установлены субъекты, определяющие требования к качеству и выявлены базовые требования к качеству собственности со стороны собственников.

Ключевые слова: качество собственности, понятийный аппарат, экономическая категория, право собственности

EVOLUTION OF THE CONCEPT OF QUALITY OWNERSHIP OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Shcheblykin V., Ph.D., applicant, STANDARTINFORM, FSUE

The article analyzes the evolution of the concept of quality as an economic category, from the standpoint of modern understanding of quality identified key moments of meaning that form the concept of quality property, set the subjects that define the quality requirements and identified the basic requirements for quality property from the owners.

Keywords: The quality of the property, the conceptual apparatus, the economic category, ownership

Актуальность задачи научно обоснованного управления соб- ческого развития страны перед предприятиями встала задача по-

ственностью предприятия не вызывает сомнений. Особую важность вышения качества собственности, оптимизации ее структуры. Ком-

в современных условиях России ей придает тот факт, что структу- плексный подход к решению данной задачи предполагает необхо-

ра собственности претерпевала изменения в условиях транзитив- димость актуализации понятийного аппарата теории управления

ной экономики 90-х годов, при этом на следующем этапе экономи- качеством собственности промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.