Stepuleva Lyudmila Fedorovna, Gluhomanova Augusta Arnoldovna EVALUATION OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES ...
economic sceinces
УДК 330:658.8
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИМПОРТНУЮ МЕБЕЛЬ, НА РЫНКЕ Г.ВЛАДИВОСТОКА
© 2018
Степулева Людмила Фёдоровна, старший преподаватель кафедры «Международный маркетинг и торговля» Глухоманова Августа Арнольдовна, старший преподаватель кафедры
«Международный маркетинг и торговля» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Для успешного развития компании и принятия эффективных управленческих решений важнейшим вопросом является оценка ее конкурентоспособности. Объем и ассортимент продукции, реализуемой мебельными предприятиями города Владивостока, зависят от спроса на нее, от уровня конкурентоспособности продукции. Для результативного управления уровнем конкурентоспособности продукции необходимо обеспечить возможность его оценивать количественно. Существует прямая зависимость конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товаров, которые оно реализует. Конкурентоспособность продукции является главной составляющей конкурентоспособности предприятия. Но, в то же время, судить о конкурентоспособности того или иного предприятия только лишь по качеству предоставляемых товаров является недостаточным. Тем самым, можно сказать, что сегодня перед предприятиями чаще стоит другая проблема - как продать свой товар. Причина этого не в качестве самого товара, а в том, как предприятие преподносит потребителю тот или иной товар, что потребитель думает о товаре и самом магазине в целом. Так как отрасль торговли относится к сфере предоставления услуг, важным критерием оценки конкурентоспособности предприятия также становится уровень сервиса. В данной работе изложены результаты оценки конкурентоспособности предприятий, реализующих импортную мебель, на рынке г. Владивостока.
Ключевые слова: оценка, конкурентоспособность предприятия, потребительские параметры, товар, культура обслуживания, интегральный показатель, анализ, компетентность персонала, экспертный метод, весомость, факторы.
EVALUATION OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES IMPLEMENTING IMPORT FURNITURE ON THE MARKET OF VLADIVOSTOK
© 2018
Stepuleva Lyudmila Fedorovna, senior lecturer of the department of «International Marketing and Trade» Gluhomanova Augusta Arnoldovna, senior lecturer of the department of «International Marketing and Trade» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. For the successful development of the company and the adoption of effective management decisions, the most important issue is the assessment of its competitiveness. The volume and range of products sold by furniture companies in the city of Vladivostok depend on the demand for it, on the level of product competitiveness. To effectively manage the level of competitiveness of products, it is necessary to provide the opportunity to assess it quantitatively. There is a direct dependence of the competitiveness of the enterprise on the competitiveness of the goods that it implements. Competitiveness of products is the main component of the enterprise's competitiveness. But, at the same time, judging the competitiveness of an enterprise only on the quality of the goods provided is inadequate. Thus, it can be said that today, enterprises often face a different problem - how to sell their goods. The reason for this is not in the quality of the product itself, but in how the enterprise presents the consumer with a particular product, what the consumer thinks about this or that product and about the store as a whole. As the branch of trade is related to the provision of services, the level of service also becomes an important criterion for assessing the competitiveness of an enterprise. In the given work results of an estimation of competitiveness of the enterprises realizing import furniture, in the market of Vladivostok are stated.
Keywords: assessment, enterprise competitiveness, consumer parameters, product, service culture, integral indicator, analysis, personnel competence, expert method, weight, factors.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- Формирование целей статьи. Оценка конкуренто-ными научными и практическими задачами. Проблема способности служит первым шагом на пути ее повы-конкурентоспособности носит универсальный харак- шения, а укрепление конкурентных позиций - залогом тер. Актуальность выбранной темы обусловлена вы- достижения высоких результатов деятельности. Целью сокой степенью конкуренции на мебельном рынке г. данной работы является оценка конкурентоспособности Владивостока. Огромное количество предприятий реа- предприятий, реализующих импортную мебель, на рын-лизуют аналогичные товары. Исходя из этого, для любой ке г. Владивостока. Объектом исследования являются организации актуальной является проблема повышения торговые предприятия, реализующие импортную меи поддержания собственной конкурентоспособности. В бельную на рынке города Владивостока. Предметом ис-настоящее время вопросам оценки и повышения конку- следования является конкурентоспособность продукции рентоспособности хозяйствующих субъектов уделяется и сервиса данных предприятий.
много внимания, но в то же время, единого алгоритма не Изложение основного материала исследования с существует до сих пор. На основе проведенного анализа полным обоснованием полученных научных результа-работ, была разработана и усовершенствована методика тов. Огромное значение имеет выбор конкурирую-оценки конкурентоспособности предприятий, реализу- щих предприятий. Не простой задачей является отбор ющих мебельную продукцию, в которой за основу взяты конкурирующих предприятий, занимающиеся закуп-два внутренних фактора конкурентоспособности - кон- кой и реализацией импортной мебели на рынке города курентоспособность товара и конкурентоспособность Владивостока. Современный рынок отличается переиз-сервиса [1-5]. Конкурентоспособность товара разумно бытком в большинстве отраслей. Все больше организа-рассматривать из соотношения качества и цены на то- ций предлагают схожие товары и услуги. Именно повар, а конкурентоспособность сервиса через культуру этому важно выгодно выделиться на фоне однотипных
обслуживания предприятия в целом._аналогов. Сравнительный анализ конкурентов может
экономические науки
Степулева Людмила Фёдоровна, Глухоманова Августа Арнольдовна ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ...
стать весомым инструментов в борьбе за внимание потребителя.
В данной работе за основу были взяты рейтинги мебельных магазинов на официальном сайте города Владивостока [6]. Для оценки конкурентной ситуации были отобраны следующие мебельные предприятия:
- салон итальянской мебели «Антонио Страдивари»;
- салон мебели «Pai llnteriors»;
- мебельный салон «EGO»;
- салон итальянской мебели «Lady Di»;
- мультибрендовый бутик мебели «Roya llnterior»;
- салон элитной мебели и сантехники «Евродом».
Все мебельные предприятия имеют достаточно хорошую репутацию и удобное местоположение в пределах торговых маршрутов города Владивостока.
Вопросы оценки конкурентоспособности предприятий достаточно широко представлены в экономической литературе [7-11]. Авторы предлагают различные методики, при этом процесс их модификации и создания новых вариантов беспрерывно продолжается.
Нельзя говорить об универсальной методике оценки конкурентоспособности предприятия, так как основные принципы и подходы будут различны для разных типов предприятий. Конкурентоспособность мебельных предприятий реализуется в процессе продажи. Поэтому в основу оценки конкурентоспособности должны быть положены исследования потребностей покупателей и требований рынка. Для объективной оценки конкурентоспособности необходимо выявить и соотнести важные параметры для потребителя [12].
На основе проведенного анализа работ, была разработана и усовершенствована методика оценки конкурентоспособности предприятий, реализующих мебельную продукцию, в которой за основу взяты два внутренних фактора конкурентоспособности - конкурентоспособность товара и конкурентоспособность услуги. Конкурентоспособность товара разумно рассматривать из соотношения качества и цены на товар, а конкурентоспособность услуг через культуру обслуживания предприятия в целом.
Существует прямая зависимость конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товаров, которые оно реализует. Конкурентоспособность продукции является главной составляющей конкурентоспособности предприятия [13]. Конечная цель предприятия
- получение конкурентоспособного товара и, соответственно, прибыли.
Для оценки конкурентоспособности предприятий решается комплекс задач, связанных с выявлением основных параметров конкурентоспособности товара и услуги, имеющих существенное значение для потребителя, выражение этих параметров в числах и исчисление интегральных показателей конкурентоспособности мебельной продукции и культуры обслуживания в целом [14].
В настоящее время торговым предприятиям необходимо максимально «преподнести» не только сами товары, которые они предлагают, но и «себя» - свое отношение к клиенту [15]. В этом и проявляется уровень сервиса предприятий.
Уровень сервиса - многогранный показатель, сочетающий в себе различные характеристики от вежливости и компетентности обслуживающего персонала до уровня дополнительного обслуживания [16].
Большое значение при оценке конкурентоспособности мебельной продукции имеют выбор базы для сравнения и определение параметров, подлежащих оценке.
В данной работе оценка конкурентоспособности рассчитывалась по отдельному виду мебельной продукции
- импортные шкафы-купе, реализуемые предприятиями города Владивостока. Все выбранные шкафы-купе соответствуют единому типажу: две раздвижные двери, материал корпуса и дверей - плиты мелкой древесностружечной фракции (МДФ) или древесно-стружечные плиты (ДСП), наполнение - полки и штанга для одежды,
сходные габаритные размеры.
Для расчета единичного показателя по цене была принята отпускная стоимость за одну единицу товара в пересчете на выбранные габаритные размеры. Расчет единичного показателя по цене рассчитывается, как отношение цен на товар данных предприятий, к ценам на аналогичный товар конкурентов [17]. В результате произведенных расчетов целесообразно сформировать матрицу для сравнения единичных показателей конкурентоспособности шкафов-купе по цене. Наиболее конкурентоспособной является продукция салона элитной мебели «Евродом», так как ценовые единичные показатели ко всем остальным производителям меньше единицы. Наименьший коэффициент конкурентоспособности 0,44 получен по отношению цены мебели салона «Евродом» к цене мебели «Pail Interiors». Следует, отпускная цена на шкаф-купе предприятия «Евродом» ниже более чем в 2 раза цены предприятия «Pail Interiors».
Произведенный расчет показателя конкурентоспособности шкафов-купе по цене позволил сделать вывод о том, что диапазон цен на мебельную продукцию у предприятий, реализующих импортную мебель, достаточно велик. Предприятиям, имеющим высокий показатель конкурентоспособности по цене, следует определить и провести мероприятия по оптимизации и снижению затрат.
Для определения единичных потребительских показателей конкурентоспособности импортных шкафов-купе определена совокупность сравниваемых параметров. В качестве основных взяты пять параметров, которые, в свою очередь, делятся на несколько оцениваемых признаков [18; 19]. Экспертным методом - методом рангов, рассчитаны коэффициенты весомости для каждого:
- назначение (соответствие мебели эксплуатационному назначению, соответствие мебели функциональному назначению) - 0,39;
- внешний вид (цвет и материал лицевых поверхностей, форма и размеры корпуса, отсутствие дефектов, художественное соответствие стилю, гармоничность фурнитуры в изделии) - 0,31;
- удобство пользования мебелью (легкость ухода за изделием, удобство размещения в помещении, усилие раздвигания раздвижных дверей) - 0,20;
- надежность (срок службы, безотказность, ремонтопригодность) - 0,01;
- безопасность (устойчивость корпуса, ударная прочность, прочность крепления раздвижных дверей и прочность каркаса, прочность крепления фурнитуры, отсутствие острых выступающих частей и заусенцев, отсутствие специфического запаха, стойкость к бытовой химии) - 0,09.
Для оценки потребительских параметров был использован метод фокус-групп [20]. Была сформирована группа из 10 человек. В ходе групповой дискуссии, для шкафов-купе каждого предприятия, были присвоены баллы по всем потребительским показателям конкурентоспособности.
По мнению экспертов, все шкафы-купе соответствуют своему прямому назначению - бытовые шкафы для хранения вещей. Экспертным мнением внешнему виду шкафа-купе салона мебели «Royal Interior» и шкафа-купе салона мебели «Евродом» были присвоены баллы равные 4. По одному баллу было снято за аналогичные недочеты - потертости на корпусе. Также за удобство пользования изделием шкафы салонов мебели «Антонио Страдивари» и «Lady Di» получили по 4 балла. Двери шкафов недостаточно хорошо выполняют свою основную функцию. Для срабатывания механизма выдвигания дверей требуется приложить чуть больше усилий, чем к дверям шкафов-купе предприятий-конкурентов. Параметру надежности соответствуют все шкафы-купе. Все заявленные сроки эксплуатации превышают 20 лет. Мебельный салон «Lady Di» получил по параметру безопасности 3 балла, так как у мебели присутствовал
Stepuleva Lyudmila Fedorovna, Gluhomanova Augusta Arnoldovna economic
EVALUATION OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES ... sceinces
ярко выраженный химический запах. Шкаф-купе салона «Евродом» получил балл равный 4 за сомнительное качество крепления дверей.
На основании проведенного анализа рассматриваемые предприятия можно подразделить на три группы:
- предприятия, устанавливающие цены ниже конкурентов, где групповой показатель по экономическим параметрам ниже 1. К таким предприятиям относятся салоны «Евродом» и «Lady Di»;
- предприятия, устанавливающие цены на уровне среднерыночных. По данной группе групповой показатель по экономическим параметрам примерно равен 1. К такому предприятию относится мебельный салон «EGO»;
- предприятия, у которых цены выше цен конкурентов и среднерыночных. Такими салонами являются салоны «Pail Interiors», «Антонио Страдивари» и «Royal Interior».
Для оценки конкурентоспособности предприятий, в разрезе проделанной работы, был определен интегральный показатель путем суммирования групповых экономических и потребительских.
Для большей наглядности групповые показатели по экономическим и потребительским параметрам, а также интегральный показатель представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели конкурентоспособности шкафов-купе
Наименование пр e дприятия Групповой экономический Групповой потребительский Интегральный показатель конкур енто спо с обно сти
Евродом 0,67 4,60 6,86
Lady Di 0,78 4,62 5,92
EGO 1,07 5,00 4,67
Royal Interior 1,16 4,69 4,04
Антонио С. 1,27 4,80 3,77
Pail Interiors 1,52 5,00 3,29
Самый высокий интегральный показатель конкурентоспособности шкафа-купе 6,86 принадлежит салону мебели «Евродом». Несмотря на то, что салон занял низшие место по групповому потребительскому показателю, он вырвался на первое место, за счет относительно не высокой цены на продукцию. Тем самым, можно говорить о том, что разумная цена на товар данного типа приветствуется потребителями г. Владивостока.
Самый низкий показатель у мебельного салона «Pail Interiors». Несмотря на высокие потребительские свойства продукции у данного предприятия, низкий групповой показатель по экономическим параметрам повлиял на результат.
Для полноценной оценки конкурентоспособности предприятия недостаточно учитывать только соотношение качества и цены товаров. Конкурентоспособность предприятия также проявляется и в качестве предоставляемого сервиса
Уровень сервиса на каждом предприятии оценивается комплексно. Для оценки конкурентоспособности сервиса отобраны наиболее значимые показатели с соответствующими коэффициентами весомостей:
- дополнительные услуги - 0,5;
- компетентность персонала - 0,31;
- культура обслуживания - 0,16;
- завершенность покупок - 0,016.
Для расчета коэффициента дополнительного обслуживания к анализируемым дополнительным услугам, отвечающим требованиям современного развития отрасли торговли, были отнесены и оценены следующие критерии: наличие консультанта, наличие бесплатной парковки, наличие сайта в интернете с каталогом товаров и указанием цен, освещенность торгового зала, заказ мебели по каталогам, реклама, наличие зоны отдыха покупателей, установка товара на дому, доставка товаров по указанному адресу, наличие визиток.
Самый высокий коэффициент дополнительного об-
служивания принадлежит предприятию «EGO» и равен 1. Салон «EGO» в полной мере представляет все анализируемые дополнительные услуги, что говорит о высоком уровне обслуживания. У трех торговых предприятий из шести прослеживаются проблемы малой освещенности торгового зала и отсутствие парковок. Таким предприятием является «Royal Interior» с коэффициентом 0,8. Самый же низкий коэффициент 0,6 принадлежит салону «Lady Di», так как в салоне непрезентабельно расставлена мебель, практически отсутствует освещение, и нет зоны отдыха покупателя. Только у данного салона отсутствует интернет-сайт и какая-либо реклама, что доставляет огромные неудобства покупателям в современном мире, делая невозможным ознакомление с салоном и ассортиментом, не выходя из дома.
Для определения коэффициента компетентности и культуры обслуживания персонала, было проведено социологическое исследование среди посетителей торговых предприятий. Для респондентов была разработана и предложена анкета оценки компетентности обслуживающего персонала и культуры обслуживания. Также для ясности оцениваемых параметров была разработана шкала привлекательности.
Посетители по трехбалльной шкале оценили вежливость и приветливость персонала, внешний вид, грамотность речи, особый подход к клиенту, насколько легко отличить продавца от посетителей торгового зала, время обслуживания, качество предоставленной консультации, уровень знаний консультанта, скорость расчета цены на изделие, влияние продавца на желание совершить покупку.
Из полученных данных можно сделать вывод, что самый компетентный персонал у торговых предприятий «Антонио Страдивари» и «Pail Interiors», отличающихся от других более качественным консультированием и знанием персонала своего дела. Наименее компетентным оказался персонал салона «Lady Di». Данному предприятию необходимо организовать мероприятия по повышению квалификации работников.
Наивысший коэффициент культуры обслуживания принадлежит торговому предприятию «Евродом», на втором месте салон «EGO». У данных предприятий самый вежливый и приятный персонал. Последнее место также занимает салон «Lady Di».
Репутация магазина имеет прямую зависимость от количества совершаемых покупок. Для оценки коэффициента завершенности покупок было проведено наблюдение в анализируемых магазинах в выходной день, так как «пик» покупок в салонах мебели происходит именно в выходные дни.
Итогом наблюдений стало очевидным, что чаще всего посетители совершают покупки в мебельном салоне «Евродом». Из 20 посетителей салона почти половина совершили покупки. Коэффициент завершенности покупок равен 0,35. Наименьший коэффициент 0,20 наблюдается у салона «Антонио Страдивари».
Расчет параметров с учетом весомостей, а также комплексные показатели для каждого предприятия представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Комплексная оценка уровня сервиса предприятий
Параметр Предприятие
Антонио С. Рай Interiors EGO Lady Di Royal Interior Евродом
Коэффициент дополнительного 0,4500 0,4000 0,5000 0,3000 0,4000 0,4500
Коэффициент компетентности 0,2945 0,2883 0,2852 0,2356 0,2449 0,2511
Коэффициент культуры 0,1446 0,1344 0,1504 0,0880 0,1408 0,1536
Коэффициент завершенности покупки 0,0032 0,0048 0,0040 0,0044 0,0048 0,0056
Комплексный показатель 0,8923 0,8275 0,9396 0,6280 0,7905 0,8603
На основании полученных расчетов можно отнести торговое предприятие к одной из следующих групп: - с высоким уровнем сервиса - 1-0,91;_
экономические науки
Степулева Людмила Фёдоровна, Глухоманова Августа Арнольдовна ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ...
- с хорошим уровнем сервиса - 0,9-0,81;
- с удовлетворительным уровнем сервиса - 0,8-0,7;
- с низким уровнем сервиса - <0,7.
Самый высокий уровень сервиса 0,94 получает мебельный салон «EGO». В салоне в полном объеме представлены дополнительные услуги, персонал отличается высокой компетентностью и приятным внешним видом, коэффициент завершенности покупок находится на среднем уровне.
К салонам с хорошим уровнем сервиса относятся «Антонио Страдивари», «Евродом» и «Pail Interiors». «Royal Interior» скоэффициентом 0,79 относится к группе с удовлетворительным уровнем сервиса. К группе с низким уровнем сервиса относится «Lady Di» с коэффициентом 0,63.
Данный мебельный салон отстает от своих конкурентов по всем параметрам сервиса. Данному предприятию необходимо провести мероприятия по повышению качества обслуживания клиентов.
Завершающим этапом данной работы, является оценка конкурентоспособности предприятий путем суммирования интегральных показателей с комплексными. Итоги оценки представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Итоги оценки конкурентоспособности предприятий
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализ результатов расчетов позволяет констатировать, что самым конкурентоспособным предприятием, реализующим импортную мебель, является мебельный салон «Евродом» с показателем конкурентоспособности равным 7,72.
Доступные цены, качественные товары и достаточно хороший уровень обслуживания клиентов способствуют устойчивому положению предприятия на рынке. К недостаткам исследуемого товара относятся незначительные потертости корпуса и сомнительное качество крепления дверей, чем можно пренебречь, принимая во внимание, что товар является образцом.
Как правило, на образцовые товары предприятий данного типа действует скидка. К недостаткам сервиса данного салона мебели относится отсутствие парковки, фирменного стиля персонала и средний показатель компетентности персонала.
Низкое значение показателя конкурентоспособности у мебельного салона «Pail Interiors» - 4,12. Следует отметить, что данному предприятию необходимо изменить политику ценообразования. Его отпускная цена превышает отпускные цены предприятий «Евродом» и «Lady Di» в два раза.
Именно низкий групповой показатель по экономическим параметрам повлиял на интегральный показатель. Потребительские же свойства и уровень сервиса находятся на высоком уровне.
Разработанная методика оценки конкурентоспособности предприятий позволит мебельным салонам определить свои позиции на рынке, на основе полученных результатов предприятия могут оперативно выявлять параметры, воздействие на которые позволит укрепить их позиции, вытеснить конкурентов и завоевать покупа-
теля.
Кроме того, результаты оценки позволяют определить место мебельной продукции и сервиса конкретного предприятия на рынке, а соответственно позволят определять цели на последующие периоды, определять плановые показатели и формировать план мероприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Исаев А.А. Оценка конкурентоспособности продукции: методологический аспект //Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. № 2 (1). С. 83-89.
2. Ворожбит О.Ю. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в рыбной промышленности: автореф. дис. докт. экон. наук. 08.00.05. Владивосток. 2009. 341 с.
3. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие. М.: КНОРУС. 2016. 120 с.
4. Соколова И.А., Тихомирова А.В. Комплексный анализ конкурентоспособности предприятия: новый взгляд на оценку //Вестник Ивановского государственного университета. 2015. №1 (23). С. 34-39.
5. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник для бакалавров. М.: Юрайт. 2013. 437 с.
6. Официальный сайт города Владивостока [Электронный ресурс] //Справочник компаний /Мебель и интерьер. Режим доступа:https://www.vl.ru/vladivostok/ Шгпкиге^Ш:егю^еагЛ=мебель.
7. Гребнев Е.Т., Новиков Д.Т., Захаров А.Н. Анализ конкурентоспособности продукции //Маркетинг в России и за рубежом. 2016. №5. С. 77.
8. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организации и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 4 (48). С. 72-85.
9. Весник Н.А., Тарасова И.А. Потребитель выбирает //Маркетинговые исследования в России и за рубежом. 2013. № 7. 78 с.
10. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильямс. 2005. 608 с.
11. Исаев А.А. Прогнозирование конкурентоспособности предприятия: психологически подход //Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 3 (1). С. 83-89.
12. Пострелова А.В., Маркин М.С. Оценка конкурентоспособности предприятия //Молодой ученый. 2013. № 6. С. 398-402.
13. Муромцев Д.Ю. Экономическая эффективность и конкурентоспособность. Тамбов ТГТУ. 2007. 96 с.
14. Муравьева Е.В. Управление конкурентной средой: учебное пособие. Ульяновск: ФГБОУ ВПО УлГУ. 2016. 191 с.
15. Лисиенкова Л.Н., Смолина О.А. Основы мерчен-дайзинга: учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ. 2007. 82 с.
16. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие. М.: КНОРУС. 2010. 120 с.
17. Субаева А.К. Оценка конкурентоспособности услуг предприятий технического сервиса АПК //Вестник Ульяновской сельскохозяйственной академии. 2013. № 1. С. 168-172.
18. Технически Регламент Таможенного Союза ТР ТС 025/2012 О безопасности мебельной продукции [Электронный ресурс]. Дата введения 2012-06-15. М.: Комиссия Таможенного союза. 2012. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/ RS_P_32.pdf.
19. ГОСТ 16371-2014 Мебель. Общие технические условия [Электронный ресурс] //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Дата
Stepuleva Lyudmila Fedorovna, Gluhomanova Augusta Arnoldovna EVALUATION OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES ...
economic sceinces
введения 2016-01-01. - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/ document/1200121462.
20. Чернышева А.М Метод фокус-групп как наиболее популярный метод маркетинговых качественных исследований //Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 65-68.
Статья поступила в редакцию 29.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018