Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МАССЫ ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ'

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МАССЫ ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1. МАРКЕТИНГ / 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / 3. НОРМА ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ / 4. МАССА ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болотнов Д.И.

Конкурентоспособность продукции - это один из основных факторов, определяющих необходимость и целесообразность проведения мероприятий по корректировке действующих схем и методов продвижения, разработки, сертификации, реализации и эксплуатации авиационной техники. В период финансово-экономической нестабильности оценка конкурентоспособности приобретает ключевое значение. Особое внимание уделяется инновационным подходам к оценке конкурентоспособности, одним из которых является метод оценки на основе расчета массы потребительной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МАССЫ ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ»

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МАССЫ ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ

THE EVALUATION OF THE GENERAL AVIATION COMPETITIVENESS BASED ON THE SCOPE OF THE USER VALUE

Д.И. БОЛОТНОВ,

аспирант МАТИ - Российского государственного технологический университет им. К.Э. Циолковского

D.I. BOLOTNOV,

рost-graduate «MATI» - Russian State Technological University named after K.E. Tsiolkovsky

Аннотация

Конкурентоспособность продукции - это один из основных факторов, определяющих необходимость и целесообразность проведения мероприятий по корректировке действующих схем и методов продвижения, разработки, сертификации, реализации и эксплуатации авиационной техники. В период финансово-

экономической нестабильности оценка конкурентоспособности приобретает ключевое значение. Особое внимание уделяется инновационным подходам к оценке конкурентоспособности, одним из которых является метод оценки на основе расчета массы потребительной стоимости.

Abstract

Product's competitiveness is one of the main factors which determines necessity and advisability to carry out the activities for updating present schemes and methods of promotion, development, certification, sales and operation of the aviation technique. During financial and economic instability, evaluation of competitiveness gains the key significance. Special attention is devoted to innovation approach for competitiveness evaluation, one of them is the evaluation method based on the scope of the user value estimation.

Ключевые слова

1. Маркетинг

2. Конкурентоспособность

3. Норма потребительной стоимости

4. Масса потребительной стоимости

Keywords

1. Marketing

2. СотреййуепевБ

3. The rate of the user value

4. The scope of the user value

В общем случае под термином «конкурентоспособность» принято понимать способность конкурировать на рынке товаров и услуг. Кроме того, под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя.

Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару-конкуренту. Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.

При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает из них то, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности.

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его 146

жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом необходимо исходить из того, что выпуск предприятием нового продукта (самолет/вертолет), прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности (мероприятия по продлению ресурса, программы модернизации), обычно экономически нецелесообразен.

Одним из наиболее эффективных методов оценки конкурентоспособности является норма потребительной стоимости (НПС), разработанная доктором экономических наук, профессором и заведующим кафедрой «Маркетинг» Перекалиной Н. С., которая была взята за основу при оценке в данной статье конкурентоспособности российских воздушных судов авиации общего назначения, сертифицированных в РФ в период с 1991 по 2008 гг.

Метод оценки конкурентоспособности продукции на основе НПС был выбран в связи с тем, что по сравнению со стандартными методами, использующими сравнение с продукцией либо услугами конкурентов, он позволяет более точно выявить и оценить реальные потребности рынка в воздушных судах малой авиации (ВС). Это связанно с тем, что за эталон берутся не товары-конкуренты, а потребности в функциональных свойствах летательных аппаратов.

В общем виде норму потребительной стоимости можно представить так:

К(НПС)_ сумма свойств товара _ сумма свойств товара

сумма требований к товару сумма потребностей в этих свойствах

Норма потребительной стоимости есть величина безразмерная. Показатель К(НПС) лежит в пределах от 0 до 1. Если К(НПС)=0, то это говорит о полной не конкурентоспособности продукции. Если К(НПС)=1, то это говорит о полной конкурентоспособности продукции на данном этапе времени.

Равенство будет верным не только для товара-продукта или услуги, но и для определения НПС технологии, так как технология также является товаром.

Так как показатель конкурентоспособности на основе НПС есть отношение сумм, то на его основе можно оценить свойства однородной группы. При оценке товара, имеющего переплетение разнородных свойств, представляется необходимым разбить эти свойства на однородные группы с определением частного показателя конкурентоспособности на основе НПС (по каждой группе свойств). При этом используется динамическое объединение свойств - для каждой однородной группы вводятся параметры значимости с дальнейшим перемножением их частных показателей конкурентоспособности.

Анализ конкурентоспособности на основе НПС приобретает все большую значимость в условиях финансово-экономической нестабильности, т. к. практика работы авиационно-космических фирм (АКФ) и научно-исследовательских институтов (НИИ) по-

казала, что даже наличие уникальнои продукции высокого качества при сравнительно низких ценах в рыночных условиях не гарантирует экономически выгодной реализации (сбыта).

Таким образом, для выявления состояния отрасли, необходимости ее реформирования на основании рыночных перспектив имеющихся проектов предлагается произвести расчет НПС российских и американских воздушных судов (одного класса и назначения).

Для проведения расчета будут использованы свойства и показатели по шести воздушным судам авиации общего назначения российского и американского производства:

- российские: Ил-103, Ан-3Т, вертолет Ансат;

- американские: самолеты Cessna 172S и 208, вертолет MD-900.

Расчет НПС каждого воздушного судна будет производиться по следующей формуле:

K1 *G + K2*G + K3*G + K4*G+ K5*G + K6*G + K7*G +K8*G + K9*G + K10*G

НПС (вс) = -,

10

где K1 до 10 - порядковый номер свойства по важности;

G - баллы каждого свойства;

К - вес свойства.

Для каждого летательного аппарата выделяются для оценки следующие свойства (вызывающие интерес потенциальных заказчиков): совокупность летно-технических характеристик (максимальная дальность полета, крейсерская скорость полета, ко-

личество посадочных мест), средняя стоимость, назначенный ресурс, комфортабельность, удобство и простота наземного обслуживания, наличие отечественных и иностранных центров технического обслуживания и/или ремонта, необходимая длина взлетно-посадочной полосы, порядок обучения пилотов, условия и сроки поставки запасных частей и приспособлений, интенсивность производства и реализации.

При этом экспертным методом определяется вес каждого свойства (с точки зрения восприятия потенциальными заказчиками): совокупность ЛТХ - 0,2; стоимость - 0,2; ресурс - 0,1; комфорт - 0,05, обслуживание - 0,1; наличие техцентров -0,1; длина ВПП - 0,05, обучение - 0,1; поставки ЗИП - 0,05, интенсивность производства - 0,05.

Далее, каждому свойству воздушного судна присваиваются баллы: Ил-103: 8, 6, 7, 7, 8, 8, 8, 6, 7, 5; Ан-3Т: 8, 6, 7, 7, 9, 9, 7, 10, 7, 5; Ансат: 8, 9, 7, 7, 9, 9, 10, 10, 7, 6; Cessna 172S: 9, 9, 10, 8, 9, 10, 9, 10, 8, 8; Cessna-208: 9, 9, 10, 8, 9, 10, 9, 10, 8, 8; MD-900: 8, 7, 10, 8, 9, 10, 10, 10, 9, 9. Получив данные о соответствии свойств необходимым требованиям, произведем расчет согласно предложенной выше формуле.

НПС российских и американских воздушных судов составила:

• Ил-103 - 0,705;

• Ан-3Т - 0,915;

• Ансат - 0,84; 150

• Cessna 172S - 0,915;

• Cessna-208 - 0,895;

• MD-900 - 0,87.

Рассчитаем средний показатель НПС (по странам):

НПС российских воздушных судов =

(0,705+0,76+0,84)/3=0,768.

НПС американских воздушных судов =

(0,915+0,895+0,87)/3=0,893.

Расчет показал, что НПС американских воздушных судов авиации общего назначения (в рамках предложенной выборки) больше НПС российской авиационной техники. Это показатель высокой конкурентоспособности и перспективности американских разработок на мировом авиационном рынке. Таким образом, авиация общего назначения США представляет собой некую критическую массу товаров (категорию товаров), которая удовлетворяет совокупность потребностей потенциальных заказчиков в легкомоторной авиационной технике - массу потребительной стоимости (разработана доктором экономических наук, профессором и заведующим кафедрой «Маркетинг» Перекалиной Н.С.)

Масса потребительной стоимости (МПС) рассчитывается по следующей формуле:

МПС = НПС * ФОП,

где НПС - норма потребительной стоимости;

ФОП - физический объем продукции;

МПС - масса потребительной стоимости.

МПС является товарной системой, или интегрированным товарным комплексом, который рассматривает товар как набор дифференцированно-интегрированных компонентов, т.е. товар в совокупности и единстве его потребительских свойств.

Такой товарный комплекс обладает следующими свойствами:

• дифференцированность свойств, что позволяет проводить раздельный анализ всей товарной системы. При этом каждый из компонентов обеспечивает максимальную информацию о соответствующем свойстве товара и товарной системы в целом;

• интегративность товарной системы, позволяющей описать ее при помощи суммирования отобранных элементов;

• однозначность, при которой комплекс компонентов безва-риантно характеризует ряд потребительских требований;

• самодостаточностью, позволяющей полностью описать товарную систему.

Следовательно, товарная система - это не что иное, как масса потребительной стоимости, состоящая из определенного объема однородных товаров, обладающих схожими потребительскими свойствами. К тому же она выражает и сложные отношения между количеством и качеством товаров, поскольку качество - это всего лишь непознанное количество. Но если не делать различий между нормой и массой потребительной стоимости и качеством, то всегда получается их полное ото-152

ждествление и затушевывается сам предмет исследования. Остается только его описание.

Формирование данного комплекса производится на основе экспертных оценок и опыта товарного позиционирования, а также исследований базовых потребительских тенденций. Однако сущность и методика получения и анализа экспертных оценок товарной системы остаются дискуссионными в мировой и отечественной литературе, отсутствует стандарт на их получение и дальнейшее использование. Выход из данного положения многие авторы видят в получении потребительских оценок товарных систем от мелких и средних покупателей, которые выступают как добровольные эксперты и контролеры качества.

Произведем расчет МПС российских и американских воздушных судов:

МПС российских воздушных судов = 0,768 * 71 = 54,5.

МПС американских воздушных судов = 0,893 * 2706 = 2416,5.

Расчет показал, что МПС американских воздушных судов значительно превышает МПС российских воздушных судов. Следовательно, американская авиация общего назначения наиболее эффективно функционирует в товарной системе мирового авиационного рынка и максимально приближена к потребительскому сегменту (удовлетворенность, доступность, качество, новизна).

Принимая во внимание, что расчет МПС проводился в рамках фиксированной выборки и определенного временного проме-

153

жутка, полученные показатели могут иметь определенную погрешность, связанную с цикличностью производства самолетов и вертолетов (спад производства самолетов Ил-103 в 2000-2003 гг.) и началом реализации программ модернизации некоторых базовых моделей (Cessna 208 Caravan).

В этой связи представляется целесообразным вывести новую категорию, которая позволит более точно определить положение товара относительно потребителя. В данной категории товар (самолет, вертолет) будет рассматриваться в комплексе с товарной системой (финансово-экономическая, правовая среда, действующая инфраструктура, порядок реализации и эксплуатации авиационной техники и т.д.).

Таким образом, новая категория будет представлять собой массу потребительной стоимости комплекса (МПСк) для всех рассматриваемых моделей самолетов и вертолетов в фиксированный временной период (2000-2008 гг.).

МПСк ВС = МПС ВС/ (МПС рос. ВС+МПС амер. ВС)

Достигнутый мировой уровень удовлетворенности в определенном классе ВС

Полученные результаты сравниваются с 1 (единицей), которая представляет собой максимально возможный (предельно достигнутый) уровень удовлетворенности.

МПСк рос. ВС = 54,5 / (54,5 + 2416,5) = 0,02

МПСк амер. ВС = 2416,5 / (54,5 + 2416,5) = 0,98 154

Расчет показал, что комплексная удовлетворенность в российских воздушных судах авиации общего назначения значительно меньше удовлетворенности потенциальных заказчиков и эксплуатантов в самолетах и вертолетах американского производства.

МПСк российской авиационной техники указывает на низкий уровень удовлетворенности потенциальных заказчиков и эксплуатантов национальным комплексом авиации общего назначения. Следовательно, повышение уровня удовлетворенности может быть достигнуто только за счет реформирования действующей системы. При этом процесс реформирования должен иметь комплексный характер и в своей реализации затронуть не только авиационные предприятия и опытно-конструкторские бюро (разрабатывающие и изготавливающие авиационную технику), но и саму инфраструктуру отрасли (аэродромы, диспетчерские центры), финансово-экономический блок (лизинговые схемы, льготное налогообложение) и информационно-правовое поле.

Библиографический список

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2003.

2. Перекалина Н. С., Сухов С.В. Инновационные технологии в системе российского маркетинга. - М.: Форум, 2007.

3. Перекалина Н.С. Современный маркетинг // Деловой визит № 1-3. - 1998.

Bibliographical list

1. Kotler F. Marketing basis. - M.: Progress, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Perekalina N. S., Suhov S.V. Innovation technologies in the Russian marketing system. - М.: Forum, 2007.

3. Perekalina N.S. Contemporary marketing // Delovoy visit № 1-3. - 1998.

Контактная информация

121552, Москва, МАТИ - Российский государственный

технологический университет им. К.Э. Циолковского,

ул. Оршанская, д. 3.

Тел. (499) 141-94-98.

Моб. тел.: 8-906-789-01-14.

Contact links

1215526, Moscow, MATI - Russian State Technological University named after K.E. Tsiolkovsky, Orshanskaya str., 3. Tel. (499) 141-94-98. Mob. tel.: 8-906-789-01-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.