РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ КАТЕГОРИЙ В КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE ROLE OF MARKETING CATEGORIES IN THE CONVERGENCE OF TECHNICAL AND ECONOMIC EDUCATION
Н.С. ПЕРЕКАЛИНА, докт. экон. наук, профессор, зав. кафедрой
С.П. КАЗАКОВ, канд. экон. наук, доцент
И.В. РОЖКОВ, канд. экон. наук, доцент МАТИ
N.S. PEREKALINA, doct. of econ. sci., full professor, head of department
S.P. KAZAKOV, cand. of econ. sci., ass. professor
I.V. ROZHKOV, cand. of econ. sci., ass. professor МАТ1
Аннотация
В статье рассматривается проблема конвергенции технического и экономического образования на основе применения маркетинговых категорий. Представляется схема взаимодействия и взаимопроникновения научных дисциплин на современном этапе развития общества. Исследуются эволюционные формы основополагающей категории маркетинга - нормы потребительной стоимости, механизм конвергенции технологического и экономического образования в условиях биполярной экономики.
Abstract
The article describes the problem of convergence of technical and economic education through the use of marketing categories. The scheme of interaction and interpenetration of scientific disciplines at the present stage of development of society is also presented in the article. The article examines the evolutionary forms of the fundamental categories of marketing - the rate of use-value, and the mechanism of convergence of technological and economic education in a bipolar economy.
Ключевые слова: конвергенция, биполярная экономика, маркетинговые категории, норма потребительной стоимости.
Keywords: convergence, the bipolar economy, marketing category, the rate of use-value.
Общественная потребность в новых формах образования, особенно межпрофессионального, междисциплинарного в последнее время становится все более настоятельной, адекватной изменениям, затрагивающим экономику России и всего мира. Они относятся, прежде всего, к выбору новых путей развития экономики, которые требуют все более разумных подходов к оценке формирующегося на основе конвергенции нового интегрального общества [5], т.е. промежуточного между капиталистическим и социалистическим. Сам термин «конвергенция» - происходит от лат. Converge [4]сближаться, сходиться, впервые был заимствован из биологии и применен к обозначению сближения двух социальных систем - капитализма и социализма, такими учеными как П. Сорокин, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, А. Сахаров. Данная концепция выдвигалась в начале перестройки как альтернатива теории либерализма, но была политически побеждена им. Однако в последнее время она завоевывает все большую популярность на волне больших успехов в экономическом росте, достигнутых в последние 20 лет Китаем, Вьетнамом, Индией и Бразилией, которые широко использовали конвергентную модель экономики, сочетающую достоинства, как социалистического планирования, так и капиталистического рынка.
Совершенно очевидно, что реализация концепции такой биполярной экономики, имеющей два противоположных начала - плана и рынка, невозможна без реального реформирования российского вузовского образования на основе повышения в нем роли фундаментальной и прикладной науки, изучения, как технических, так и экономических дисциплин. На этапе конвергенции экономики эти науки также не могут преподаваться и развиваться изолированно друг от друга. Необходимо их сближение, взаимопроникновение, синтез, направленные на получение синергетического эффекта, как в образовании, так и в развитии технических и экономических дисциплин, необходимых для становления смешанной, интегральной экономики на основе диффузии новых теоретических и практических знаний.
Совершенно очевидно, что межпрофессиональное образование - это не просто механическое смешение каких-либо технических и экономических дисциплин, а их взаимопроникновение на единой теоретической, методологической и технической основе. Схематично эту взаимосвязь можно представить в современном мире как единство трех блоков-систем: техни-
ческих, экономических дисциплин, взаимодействующих друг с другом с помощью современных информационных технологий (рис. 1).
Рис. 1. Взаимодействие и взаимопроникновение научных дисциплин
на современном этапе.
Данная схема показывает, что взаимодействие и взаимопроникновение противоположных научных дисциплин возможно только с помощью современных информационных технологий, которые создают между ними необходимую систему цифровой связи. Данное положение легко постулируется, однако не дает ответа на вопрос: в чем же суть такого взаимодействия и взаимопроникновения, на какой основе оно совершается? Поскольку речь идет о развитии межпрофессионального образования в условиях конвергенции, все большего сближения социалистической, плановой и капиталистической систем хозяйствования, то основой такого развития должны быть экономические категории, выражающие существо как той, так и другой системы. Уместно вспомнить о дискуссии, которая велась экономистами в 70-80-е годы прошлого века в целях изучения исходного отношения, «экономической клеточки», дающих начало развитию экономики и общества. Такой «клеточкой» для капитализма, безусловно, является товар, для социализма - плановые категории, прежде всего, планомерность.
Следуя данной логике, исходным отношением биполярной экономики должно стать отношение, сочетающее как товарность, так и планомерность. Такая категория была найдена в середине 70-х годов прошлого века с целью совершенствования централизованного планирования, которое уже тогда стало давать сбои. Она опирается на товар, исходит из товара, но содержит в себе и элемент плановости. Это - категория нормы потребительной стоимости (НПС), выражающая количественную измеримость потребительной стоимости через соотношение, микробаланс свойств вещей как способности удовлетворять конкретную нужду и потребность, которая ее воплощает.
Нпс _ ^параметров свойств товаров, услуги, технологии ^
X потребностей
Норма - плановая категория по своей сущности. Она выражает ограничение, сдерживание безмерного и бесконтрольного роста потребностей, которые непрерывно растут в соответствии с законом возвышения и накопления материального богатства. Это свойство НПС особенно актуально в современном мире, который нуждается в экономии всех видов ресурсов и в разумном потреблении продуктов и услуг, в которые они вкладываются. Именно НПС и построенная на ее основе категория МПС=НПСхфОП (физический объем товаров), потребительская оценка, идущая от непосредственного потребителя и выражающая количественную потребность, служат связующим звеном между производством и потреблением [3].
Почти двадцатилетний опыт работы преподавателей, аспирантов и студентов кафедры «Маркетинг» ФГБОУ ВПО «МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского» позволил выявить многосторонний прикладной характер данных категорий, который проявил себя во многих отраслях экономики:
- измерение уровня потребительской удовлетворенности;
- расчет конкурентоспособности товаров и услуг;
- измерение эффективности производства и потребления;
- измерение рыночной ориентации предприятия;
- разработка и диффузия инновационных товаров и услуг;
- управление жизненным циклом товаров;
- определение эффективности интегрированных маркетинговых коммуникативных систем;
- взаимодействие маркетинга и коммерческого товароведения;
- развитие методологии маркетинговых информационных систем и
т.д.
Результаты этих исследований содержатся в многочисленных публикациях преподавателей, аспирантов и студентов кафедры «Маркетинг» МАТИ. Их научная и практическая оценка позволяет считать НПС, МПС, качество как экономическую превращенную форму потребительной стоимости, основополагающими категориями современного, инновационного маркетинга [1]. Становление и развитие категорий НПС и МПС хорошо прослеживается и обнаруживается в трех моделях маркетинга, открытых Ф. Котлером [2]. Будущее маркетинга в текущем столетии авторы рассматривают в развитии его категорий (табл. 1).
Если для первых двух этапов развития маркетинга в XX и XXI веках адекватными были товарная и производственная концепции, то для них была характерна и реально использовалась модель
Xпараметров свойств товаров, услуги, технологии
НПС1 =-
X потребностей
так как именно товар и производство были всецело направлены на удовлетворение существующих конкретных потребностей потребителей. Они соответствовали IV индустриальному технологическому укладу. Поэтому в середине ХХ века вопрос о конвергенции технических, экономических и гуманитарных наук даже не возникал. Маркетинг XXI века направлен на совместное творчество производителей и потребителей, создание аутентичного, т.е. правдивого и искреннего бренда с помощью информационных технологий, Интернета и социальных сетей. Возникают сообщества потребителей, которые интегрируются с производителями на основе технологий самовыражения, совместного создания и потребления новостей, идей, развлечений, создания новых продуктов и услуг через Интернет. Создаются технологические и информационные основы для формирования совместного гуманитарного маркетинга, позволяющие создавать и реализовать общечеловеческие ценности. В этих условиях на смену прежней модели НПС новая, противоположная уже рассмотренной выше:
X потребностей
НПС2 =-
Хпараметров свойств товаров, услуги, технологии
Таблица 1.
Будущее маркетинга.
Вид деятельности Действующая маркетинговая концепция Будущая маркетинговая концепция
Управление товаром Четыре Р (продукт, цена, продвижение, место) Совместное творчество
Управление потребителем STP (сегментация, таргетинг, позиционирование) Содействие сообществам потребителей
Управление брендом Создание бренда Создание персонажа
Она означает, что совместный маркетинг исходит от осознанной и управляемой потребности, внедренной в общественную жизнь, в сознание и подсознание людей, которая представляет собой результат взаимного творчества, фундаментальной науки, производства и рынка, поскольку маркетинг - это рыночная категория. Отсюда функционирование изложенной выше модели конвергенции выглядит следующим образом:
1. Экономический, т.е. гуманитарный блок формирует осознанные потребности, развивающие человеческую личность на основе использования выводов и идей фундаментальных гуманитарных дисциплин и доводит их как социальный заказ до информационного блока.
2. На основе цифровых технологий во втором блоке происходит реальный расчет нормы и массы потребительной стоимости как показателей индикативного планирования, путем сопоставления, сбалансирования сформулированных потребностей с существующими ресурсами, необходимыми для их сближения, с использованием ФСА, позволяющим рассчитать издержки производства и себестоимость.
3. Полученные индикативные и плановые задания производство использует в качестве ориентиров в своей технологической и организационно-экономической деятельности. Полученные результаты производства, также на основе цифровых моделей и технологий продвигаются для оценки потребителем. Получаемая от них информация позволяет определить реальное качество произведенных товаров и услуг, а также качество труда их изготовителей и всех организаций, принимавших участие в создании продуктов и услуг.
Таким образом, конвергенция технико-технологического и экономического образования в вузах происходит на основе их реального функционирования, направленного на формирование биполярной экономики. Общим, связующим звеном в организации адекватного образования является норма потребительной стоимости, которая должна быть целеполагающей в преподавании технико-технологических и экономических наук, а также информационных технологий.
Библиографический список
1. Инновационные технологии в системе российского маркетинга (под ред. Перекалиной Н.С. и Сухова С.В.). М.: Форум, 2007.
2. Котлер Ф. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее -к человеческой душе / Ф.Котлер, Х. Картаджайя, А. Сетиаван; пер. с англ. А. Заякина. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. С. 56.
3. Перекалина Н.С. Роль потребительской оценки в управлении качеством товаров. М.: Экономика, 1978.
4. Философский словарь / А.И. Абрамов и др.; под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. С. 257.
5. Цаголов Г.Н. Новое интегральное общество // Научные труды Международного Союза экономистов и Вольного экономического общества России. 2012. Т. 165 (36). С. 128-129.
Контактная информация
markmati@mail.ru