Научная статья на тему 'Формирование инновационной товарной системы авиационно-космического комплекса в условиях модернизации'

Формирование инновационной товарной системы авиационно-космического комплекса в условиях модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ТОВАРНАЯ СИСТЕМА / АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болотнов

В условиях модернизации оценка конкурентоспособности приобретает ключевое значение. Особое внимание уделяется инновационным подходам к оценке конкурентоспособности, одним из которых является предполагаемый метод оценки на основе расчета массы потребительной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной товарной системы авиационно-космического комплекса в условиях модернизации»

Контактная информация:

Тел.: 8(843)231-00-77

Е-mail: nailya.mail@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТОВАРНОЙ СИСТЕМЫ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

FORMATION OF INNOVATIVE COMMODITY SYSTEM OF THE AEROSPACE COMPLEX IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION

Д.И. БОЛОТНОВ, начальник управления по малой авиации ОАО

«РСК «МиГ»

D.I BOLOTNOV, Chief of civil aviation Department at OAO MiG

Аннотация

В условиях модернизации оценка конкурентоспособности приобретает ключевое значение. Особое внимание уделяется инновационным подходам к оценке конкурентоспособности, одним из которых является предполагаемый метод оценки на основе расчета массы потребительной стоимости.

Abstract

In the times of economy modernization, evaluation of business and product competing ability attains the key significance. Special consideration is dedicated to innovation approach for competing ability evaluation, one of them is the evaluation method based on the scope of the user value estimation.

Ключевые слова: маркетинг, товарная система, аэрокосмический комплекс.

Keywords: marketing, commodity system, aerospace complex, competing ability

На рубеже 90-х гг., в условиях финансово-экономической нестабильности, большинство предприятий авиационно-космического комплекса России вступили в новый этап своего развития.

Постулаты советского машиностроения, ориентировавшиеся на мировое первенство в научно-технической и военной сферах, трансформировались в систему «спроса и предложений». Плановый государственный заказ, являвшийся «толкающим поршнем» различных

отраслей промышленности, в т.ч. и авиационной, снизился до нулевой отметки. Таким образом, большинство заводов ВПК, выпускавшие по 20-30 ед. боевой авиационной техники в месяц, лишились своего единственного (государственного) заказчика и, как следствие, остались без финансовых вливаний.

Принимая во внимание специфику выпускаемой продукции и отсутствие возможности ее сбыта на рынке ТНП, многие предприятия ВПК были вынуждены провести частичную или полную диверсификацию производства и переориентировать свои мощности на «гражданского» заказчика. В середине 90-х лет на рынке ТНП появились люстры, многофункциональные кухонные устройства и коптильные аппараты производства МАПО «МиГ», стульчики рыбака производства Луховицкого машиностроительного завода, антенны и глушители для а/м производства НАЗ «Сокол», складная мебель, сувенирные значки и медали производства ОАО «Смоленский авиационный завод» и т.д. Лучшие российские серийные конструкторские бюро, задача которых до 90-х гг. заключалась в НИОКР, конструкторско-технологической подготовке и постановке на производство всемирно известных образцов боевой авиационной техники, стремительно переквалифицировались на разработку инкубаторов для выведения птиц, стиральных машин и т. д.

С распадом СССР и пересмотром политических приоритетов в противостоянии двух великих супердержав мировой рынок боевой авиационной техники несколько лет находился в режиме «ожидания» российских самолетов и вертолетов. Осознавая утопичность полной диверсификации производственных площадей ВПК с целью поддержания работоспособности градообразующих профильных предприятий, руководители ряда авиационных заводов своевременно приняли решение о совершенствовании действовавшей с советских времен системы сбыта продукции путем ее реформирования с помощью маркетинга. Впервые на

предприятиях ВПК, на протяжении многих десятков лет, работавших в режимах полной секретности и общественно-информационной блокады (отсутствие расширенных ЛТХ боевых ВС в средствах массовой информации) появляются такие понятия, как «потребность в авиационной технике», «потенциальный потребитель», «рынок сбыта», «маркетинговые коммуникации» и т.д.

С целью укрепления своих позиций при выходе на мировой авиационный рынок многие предприятия объединились в холдинги и корпорации. Объединение позволило сконцентрировать имеющиеся ресурсы для выхода на международную арену и уверенно занять свою нишу. Значительное развитие получили маркетинговые коммуникации. Российские предприятия начали участвовать в международных авиационно-космических салонах и конференциях. В 1993г. в РФ был проведен первый «смотр авиационной техники» - «МАКС-1993».

К концу 90-х гг. практически ни один крупный авиационно-космический салон или специализированная выставка не проходили без участия российской техники (Dubai Airshow, ILA, Lima, Farnborough и т.д.). Групповые и одиночные демонстрационные полеты, презентации, специализированные конференции стали основой концепции по продвижению на мировой рынок национальных авиационных продуктов. К концу 90-х маркетинговые мероприятия ВПК России дали первые результаты. Были подписаны крупные контракты на поставку боевых истребителей и вертолетов зарубежным заказчикам.

К началу 2000-х гг. потенциал ВПК страны заметно возрос. Одним из показателей может служить «МАКС-2001». В работе 5-го Международного авиационно-космического салона приняли участие 537 предприятий и фирм, в том числе 115 зарубежных из 34 стран мира, что значительно превысило показатели предыдущих лет.

Впервые на «МАКС-2001» были представлены многофункциональные двухместные боевые вертолеты Су-27КУБ и Су-35УБ, модернизированные ударные самолеты Су-24МК, Су-25 и Су-39 ОКБ Сухого, двухместный боевой самолет МиГ-29М2 и опытный истребитель МиГ-290ВТ с системой отклонения вектора тяги РСК «МиГ», учебно-боевой самолет Як-130 ОКБ Яковлева. Были также показаны модернизированные вертолеты ОКБ Камова и Миля с оптико-локационными комплексами круглосуточного применения.

Вновь создаваемая авиационная техника и технология требовала и совершенствования системы сбыта и эксплуатации продукции. Особое внимание стало уделяться не столько улучшению технических параметров изделия, но и снижению цены его потребления (послепродажное обслуживание и эксплуатация авиационной техники), сохраняя необходимые показатели качества.

С начала 2000-х гг. в российских авиастроительных организациях качество стало выступать как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень». Укрепились позиции специализированных представительств Министерства обороны на самолето- и вертолетостроительных организациях, обеспечивающих независимый контроль качества выпускаемой данными предприятиями продукции.

Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике авиастроительных организаций, определило их место в стратегии маркетинга и практической деятельности по исследованию рынка. Поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятий, использующих его принципы и методы, стала ориентироваться на подчинение производства (с сохранением специфики режима организации ВПК) интересам потребителя.

В силу этого качество и конкурентоспособность в авиационном маркетинге стали носить не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Отсюда и долгосрочное прогнозирование объема

сбыта и характера потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции нацелено на: выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления; определение научно-технических и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; установление ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции (истребитель 5-го поколения и т.д.).

Таким образом, учитывая специфику отрасли и критерии к совершенствованию маркетинга авиационно-космического комплекса, одним из наиболее эффективных методов оценки конкурентоспособности в авиации стала норма потребительной стоимости, разработанная доктором экономических наук, профессором и заведующей кафедрой «Маркетинг» Перекалиной Н.С.1

Данный метод, по сравнению со стандартными методами оценки конкурентоспособности, использующими сравнение с продукцией либо услугами конкурентов, позволяет более точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей и свойства продукции и услуг. Это связанно с тем, что за эталон берутся не товары конкуренты, а реальные желания и потребности потребителей. Это позволяет с наименьшими затратами создать продукцию или услугу более конкурентоспособную на длительном временном этапе, тогда как сравнение с товарами-конкурентами позволяет лишь частично модернизировать имеющуюся продукцию, и позиционировать ее по сравнению с конкурентами, что не дает возможности создавать принципиально новые услуги и продукты, обеспечивающие завоевание лидерства на рынке.

См. работы Перекалиной Н.С. Роль потребительской оценки у правлении качеством товара. -М: Экономика, 1978, Качество в системе маркетинга. -М: Система, 1991, Инновационные технологии в системе российского маркетинга. -М: Форум, 2007 и другие работы

МПС - является товарной системой, или интегрированным товарным комплексом, который рассматривает товар как набор дифференцированно-интегрированных компонентов, т.е. товар в совокупности и единстве его потребительских свойств.

Такой товарный комплекс обладает следующими свойствами:

• дифференцированностью свойств, что позволяет проводить раздельный анализ всей товарной системы. При этом каждый из компонентов обеспечивает максимальную информацию о соответствующем свойстве товара и товарной системы в целом;

• интегративностью товарной системы, позволяющей описать ее при помощи суммирования отобранных элементов;

• однозначностью, при которой комплекс компонентов безвариантно характеризует ряд потребительских требований;

• самодостаточностью, позволяющей полностью описать товарную систему.

Следовательно, товарная система (Рис. 1) - это не что иное, как масса потребительной стоимости, состоящая из определенного объема однородных товаров, обладающих схожими потребительскими свойствами. К тому же она выражает и сложные отношения между количеством и качеством товаров, поскольку качество - это всего лишь непознанное количество. Но если не делать различий между нормой и массой потребительной стоимости и качеством, то всегда получается их полное отождествление и затушевывается сам предмет исследования. Остается только его описание.

Данный график позволяет получить и определить:

• место компонентов товарной системы (МПС), которые состоят из индивидуального уровня и номера отношения к нему;

• уровень значимости, или вес отдельного компонента;

• характер взаимоотношений между компонентами, подкомпонентами и товарной системой в целом для поиска наиболее слабых свойств товара при выведении его на рынок.

Формирование данного комплекса производится на основе экспертных оценок и опыта товарного позиционирования, а также исследованиях базовых потребительских тенденций. Однако сущность и методика получения и анализа экспертных оценок товарной системы остаются дискуссионными в мировой и отечественной литературе, отсутствует стандарт на их получение и дальнейшее использование. Выход из данного положения многие авторы видят в получении потребительских оценок товарных систем от мелких и средних покупателей, которые выступают как добровольные эксперты и контролеры качества.

Рис. 1. Отображение понятия «товарная система»

Принимая во внимание, что расчет МПС проводится в рамках фиксированной выборки и определенного временного промежутка,

полученные показатели могут иметь определенную погрешность, связанную с цикличностью производства ВС и началом реализации программ модернизации некоторых базовых моделей. В этой связи, представляется целесообразным вывести новую категорию, которая позволит более точно определить положение товара относительно потребителя. В данной категории товар (самолет, вертолет) будет рассматриваться в комплексе с товарной системой (финансово-экономическая, правовая среда, действующая инфраструктура, порядок реализации и эксплуатации ВС и т.д.).

Таким образом, новая категория будет представлять собой массу потребительной стоимости комплекса (МПСк) для всех рассматриваемых моделей самолетов и вертолетов в фиксированный временной период.

Новая категория маркетинга - МПСк является интегрированной системой модернизации действующего комплекса маркетинга авиастроительных организаций. Принимая во внимания комплексный охват проводимых маркетинговых исследований, МПСк можно считать одним из приоритетных направлений инновационного развития маркетинга авиационно-космического комплекса России.

Библиографический список:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2003

2. Перекалина Н.С., Сухов С.В. Инновационные технологии в системе российского маркетинга. - М.: Форум, 2007

3. Перекалина Н.С. Современный маркетинг // Деловой визит №1-3. -1998

Контактная информация:

Тел. 8(499)141-94-98

e-mail: d.bolotnov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.