Научная статья на тему 'Оценка конкурентной среды на рынке страховых услуг Приморского края'

Оценка конкурентной среды на рынке страховых услуг Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набока М. В.

Рассмотрены основные этапы, тенденции развития и выделены особенности рынка страховых услуг Приморского края. Рассчитаны и проанализированы показатели концентрации приморского рынка страховых услуг. Определены факторы, влияющие на формирование конкурентной среды рынка страховых услуг, приведена их экспертная оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентной среды на рынке страховых услуг Приморского края»

М.В. НАБОКА

Оценка конкурентной среды на рынке страховых услуг Приморского края

Рассмотрены основные этапы, тенденции развития и выделены особенности рынка страховых услуг Приморского края. Рассчитаны и проанализированы показатели концентрации приморского рынка страховых услуг. Определены факторы, влияющие на формирование конкурентной среды рынка страховых услуг, приведена их экспертная оценка.

Страховой рынок Приморского края начал формироваться в 1989 г., но более быстрые темпы его развития характерны для начала 90-х гг., после принятия Закона РФ «О страховании» (1992 г.). В современном периоде можно выделить несколько этапов развития страхового предпринимательства в Приморском крае. Первым из них был период стихийного и бесконтрольного появления новых страховщиков в условиях еще нерыночного хозяйства, преобладающего монопольного положения Госстраха и Ингосстраха, отсутствия правовой базы страхования. Этот этап, начавшись в 1988 г. с появлением первых страховых кооперативов, в основном завершился в 1992 г. образованием Росстрахнадзора как органа государственного регулирования страховой деятельности и принятием 27 ноября 1992 г. первого в истории России Закона «О страховании».

С 1992 по 1993 г. рынок страховых услуг Приморского края находился на стадии своего становления и характеризовался крайней неустойчивостью объемов премий и диспропорцией структуры. Происходил бурный рост количества страховых компаний. Развитие рыночных отношений породило ряд трудностей и экономических проблем, которые в начале 90-х гг. в нашей стране решались с помощью страхования. Речь, прежде всего, идет о так называемом возвратном страховании (схемном, зарплатном), которое широко использовалось в личном страховании. Это проведение долгосрочного страхования жизни сроком менее года за счет средств юридических лиц. С помощью данных схем страховщики получали в свое распоряжение крупные суммы, которые даже при незначительных банковских процентах давали приличный доход и позволяли накопить первоначальный капитал страховым компаниям.

Второй этап в развитии рынка страховых услуг Приморского края (1994-1995 гг.) характеризовался чуть большей устойчивостью, хотя значительные колебания динамики сбора премии сохранялись. Рост числа компаний прекратился, общий объем премий постепенно возрастал, что было связано с ростом обязательного и личного страхования. Страховые компании практически не конкурировали между собой. В основном каж-

дая из них решала свой узкий круг задач и не ориентировалась на перспективу.

Следующий период был наиболее продолжительным и длился с 1996 по 1999 г. В это время на рынке наблюдалась стагнация, которая явилась следствием общих негативных макроэкономических тенденций в России и финансового кризиса стран с развивающейся рыночной экономикой. Произошло снижение доли личного страхования, которое было связано с введением в 1996 г. нового законодательства и сокращением применения схем оптимизации налогообложения. Это создало предпосылки и законодательную основу для развития конкурентной среды.

Несмотря на то что кризис 1998 г. оказал негативное влияние на рынок страхования, пострадало лишь несколько компаний, которые были связаны со страхованием международных сделок. Уже с 1999 г. на рынке страховых услуг начинается рост (табл. 1), частично связанный с увеличением использования так называемых «финансовых схем оптимизации налогообложения». Большое влияние на формирование и развитие рынка страховых услуг Приморского края оказало экономико-географическое положение региона, а именно его удаленность от центра России и близость к странам АТР.

С 2003 по 2005 г. в Приморском крае наблюдался рост числа страховых организаций, который происходил за счет увеличения количества приморских страховых компаний и снижения количества филиалов страховых компаний, зарегистрированных в других регионах. Отличительной особенностью рынка страховых услуг Приморского края является то, что лидирующие позиции по объемам собираемой премии занимают местные компании: они собирают 71% от общего объема страховой премии и выплачивают страхователям 76% от общей суммы выплат [1]. Мы считаем, что рост рынка также связан с общим развитием рынка финансовых услуг края.

Таблица 1

Объемы страховой премии, собираемой страховщиками, зарегистрированными в Приморском крае в 1996-2005 гг.

Год Объем собранной страховой премии, тыс. руб. Годовой темп роста, раз

1996 129 801 * -

1997 109 968 * 0,85

1998 105 912 0,96

1999 229 001 2,16

2000 315 241 1,38

2001 483 357 1,53

2002 677 102 1,40

2003 ** 725 659 1,07

2004** 823 727 1,14

2005 ** 393 277 1,08

Составлено по [2-16].

* млн руб.

** включены филиалы ОАО «Росгосстрах - Дальний Восток».

На фоне увеличения количества страховых организаций, работающих в Приморском крае, наблюдается рост объемов собираемой премии на 30% по сравнению с 2004 г. (табл. 2).

Основные тенденции развития и структура рынка страховых услуг Приморского края отличны от общероссийских (рис. 1). Проведенный анализ данных Федеральной службы страхового надзора (ФССН) показал, что рост рынка страховых услуг Приморского края идет опережающими темпами по сравнению с общероссийским.

В Приморском крае 71% рынка страховых услуг приходится на долю обязательных видов страхования (ОМС и ОСАГО). В то же время на российском рынке доля добровольного страхования имущества равна доле ОМС, т.е. преобладают классические рисковые виды страхования. Это говорит о том, что на приморском рынке страховых услуг медленнее происходят перемены и в целом он менее развит (меньше потребность в страховании), чем общероссийский. По нашему мнению, высокая доля обязательных видов страхования говорит, скорее, о неразвитости сегментов рынка добровольного страхования.

Таблица 2

Доля премии по основным видам страхования в совокупной страховой премии, собираемой в Приморском крае

Вид страхования Объем собранной страховой премии, млн руб. Доля в общей премии, %

2004 2005 2004 2005

Добровольное имущественное страхование 1 040 1 135 24 20

Добровольное личное страхование 338 354 8 6

Добровольное страхование ответственности 159 128 4 2

Добровольное страхование жизни 121 61 3 1

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) 814 1 087 18 19

Обязательное медицинское страхование (ОМС) 1 946 2 977 44 52

ВСЕГО 4 418 5 742 100 100

Примечание. Составлено по данным Федеральной службы страхового надзора.

Доля премии, собираемой на рынке добровольного страхования имущества, за последний год уменьшилась на 4% и составила 20% от общего объема страховой премии, собираемой в Приморском крае. Это связано прежде всего с низким, по сравнению с общероссийским, благосостоянием и уровнем жизни населения в крае и общим отставанием в развитии как самого рынка страховых услуг, так и сопутствующих финансовых рынков (например, рынка потребительского кредитования).

Приморский край

РФ

20%

зяь

52%

11%

Ж»

11«

□ Добровольное страхование имущества

□ Добровольное личное страхование

□ Добровольное страхование ответственности

□ Добровольное страхование жизни

□ ОСАГО

□ ОМС

Рис. 1. Структура российского и приморского рынков страховых услуг в

Рост объема страховой премии по добровольному личному страхованию в Приморском крае за 2005 г. составил 4% при снижении его доли в совокупной страховой премии. Это связано как с низким общим уровнем жизни в крае, так и с замедленным ростом потребительского кредитования. Основными факторами, способствующими дальнейшему развитию этого сегмента рынка страховых услуг, будут рост сопутствующих финансовых рынков (рынок кредитования и ипотека), а также увеличение социальной ответственности работодателей и возрастающая популярность добровольного медицинского страхования (ДМС).

Очищение рынка добровольного страхования ответственности от схем оптимизации налогообложения, недостаточный уровень развития промышленности и рынка услуг в крае привели к снижению собираемой в данном сегменте премии за 2005 г. на 19%.

На рынке добровольного страхования жизни в 2005 г. наблюдалось снижение объемов собираемой премии на 50% по сравнению с 2004 г., а доля премии данного рынка в составе совокупной премии, собираемой в Приморском крае, снизилась всего на 2%, что говорит о медленных темпах борьбы со схемами оптимизации налогообложения («зарплатными» схемами).

Рост объема страховой премии по обязательному страхованию ОСАГО в 2005 г. составил 33% по сравнению с 2004 г., компании-лидеры остались прежними, что позволяет утверждать, что рынок ОСАГО Приморского края практически закончил свое формирование. Это соответствует общероссийским тенденциям.

Ситуация на рынке ОМС примерно соответствует общероссийской. Рост премии составил 53% к 2004 г., а рост доли этого вида страхования -8%. Как и в целом по стране, на рынке ОМС в основном присутствуют

2005 г.

узкоспециализированные компании, которые занимаются только этим видом страхования.

Для оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг Приморского края и ее сравнения с конкурентной средой рынка страховых услуг Российской Федерации был рассчитан четырехдольный коэффициент концентрации (СЯ4) и индекс Г ерфиндаля-Гиршмана (НН1) по рынку в целом (табл. 3), а также в отдельных его сегментах (табл. 4).

Индекс концентрации СЯ4 представляет собой долю четырех крупнейших предприятий рынка. Он характеризуется численностью фирм на рынке и распределением долей их участия. При использовании СЯ4 устраняется влияние общего укрупнения производства, а также снижаются искажения, вызванные ростом цен, т.к. чаще всего такой рост происходит по всей отрасли.

ОР, + ОР2 + ОР3 + ОРЛ

СЯ 4 = —1------2----3------4-, (1)

ОР

где ОР - общий объем реализации данной продукции (тыс. руб.), ОРi -объем реализации ^го предприятия (тыс. руб.).

Показатель концентрации не чувствителен к распределению долей между конкурентами.

Этого недостатка частично лишен индекс Герфиндаля-Гиршмана, который представляет собой сумму квадратов рыночных долей конкурентов.

1п =£ В) при Вг = ОРг / ОР, I = 1...и, (2)

где В{ - доля предприятия в общем объеме реализации данной продукции.

При расчете рыночной доли в процентах индекс Герфиндаля -Гиршмана будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Таблица 3

Показатели, характеризующие концентрацию на рынке страхования Приморского края

Год СЯ4, % НН1

2003 45,3 845

2004 42 786

2005 45 738

Примечание. Здесь и в табл. 4 рассчитано по данным Федеральной службы страхового надзора и Федеральной антимонопольной службы России.

Рынок страховых услуг Приморского края на современном этапе можно охарактеризовать как низкоконцентрированный. Но отмечается тенденция увеличения его концентрации, что означает приближение рынка к умеренноконцентрированному, поэтому органам государственного контроля необходимо постоянно отслеживать дальнейшие направления его развития, чтобы не допустить монополизации рынка. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), лидером является

компания «Росгосстрах - Дальний Восток», доля рынка которой за 2005 г. снизилась на 3% и составила 19%.

Несмотря на то что в целом рынок страховых услуг является низкоконцентрированным, рыночные сегменты основных видов страхования при детальном анализе показывают другую тенденцию и требуют непосредственного вмешательства контролирующих органов (табл. 4).

Рынок добровольного имущественного страхования Приморского края не отличается по уровню развития конкурентной среды от российского. Он характеризуется как низкоконцентрированный, причем продолжается его деконцентрация. Это связано с активной работой органов контроля, которые пресекают попытки недобросовестной конкуренции. По данным ФССН, ведущие позиции занимает компания «Дальакфес», доля рынка которой составляет 11%.

Таблица 4

Показатели, характеризующие концентрацию на рынке страховых услуг Приморского края

Вид страхования Показатель

СЯ4, % НН1

2003 2004 2005 2003 2004 2005

Добровольное имущественное страхование 40 37 35 588 547 531

Добровольное личное страхование 41,6 45 42 699 755 691

Добровольное страхование ответственности 59 80 76 2 200 2 992 3 075

Добровольное страхование жизни 84 86 98 2 469 2 518 4 185

ОСАГО 83 78 70 2 977 2 798 1 675

Приморский рынок добровольного личного страхования (кроме страхования жизни) также мало отличается от российского и характеризуется как низкоконцентрированный. Лидером по этому виду страхования является «Военно-страховая компания» (ее доля составила 18%). Концентрация данного рыночного сегмента постепенно снижается.

Состояние конкурентной среды на рынке добровольного страхования ответственности Приморского края требует пристального внимания государственных органов контроля. Этот рынок продолжает характеризоваться как высококонцентрированный. Его лидером выступает компания «Ингосстрах» (доля которой составляет 53%) и практически является монополистом на рынке добровольного страхования ответственности Приморского края.

По данным 2004-2005 гг. рынок добровольного страхования жизни является наименее конкурентным сегментом рынка добровольного стра-

хования в Приморском крае. Этот рыночный сегмент характеризуется как высококонцентрированный, причем его концентрация продолжает увеличиваться. Лидирует компания «Росгосстрах - Дальний Восток» с долей рынка 60%. Основное отличие сегмента рынка страхования жизни в Приморском крае от ситуации по России в целом заключается в темпах изменения концентрации рынка, т.е. в темпах борьбы со схемами оптимизации налогообложения в этом рыночном сегменте.

На рынке ОСАГО в Приморском крае в 2004-2005 гг. наблюдались значительные изменения уровня концентрации - произошла его трансформация из высококонцентрированного в умеренноконцентрированный. Лидерство в этом сегменте рынка по-прежнему сохраняет компания «Росгосстрах - Дальний Восток», которая имеет широкую филиальную сеть во всех населенных пунктах Приморского края. Однако доля рынка лидера снизилась в 2005 г. на 16% и составила 32%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ конкурентной среды рынка страховых услуг Приморского края показал, что в целом пока не требуется чрезвычайных действий со стороны контролирующих органов. Однако на отдельных рынках основных видов страхования ситуация далека от идеальной.

На формирование и развитие конкурентной среды рынка страховых услуг Приморского края оказывает влияние множество факторов, значимость каждого из которых различна. В первую очередь это спрос потребителей, т.к. рынок страховых услуг является рынком покупателя. Для изучения спроса на эти услуги нами было проведено анкетирование потребителей. Способ связи с аудиторией - личный контакт в виде индивидуального интервью. Размер репрезентативной бесповторной выборки составил 296 человек при величине доверительной вероятности, равной 0,95.

В ходе опроса были получены следующие данные. Услугами страхования пользуются 48% респондентов. Большинство из них (89%) имеет доход от 6 тыс. руб. и выше (рис. 2).

Возраст большинства потребителей страховых продуктов составляет 30-39 лет, лишь 37,02% потребителей другого возраста (рис. 3).

Доход ■ 3000-6000 руб.

□ 6001-15000 руб.

□ 15001-25000 руб.

□ более 25000 руб.

Рис. 2. Распределение потребителей услуг страхования в зависимости от уровня дохода

70

60

о4

о"

О

я

«

Я

К

л

ч

о

«

50

40

30

20

10

0

62,98

4,57

6.12

14,33

X

18-19 20-24 25-29 30-39 40-49 старше 49

Возраст респондентов, лет

Рис. 3. Распределение потребителей услуг страхования в зависимости от

возраста

Максимальный спрос на страховые услуги наблюдается среди обеспеченных людей в наиболее активном возрасте. По нашему мнению, люди более молодого возраста проходят стадию накопления имущества и в большинстве своем не имеют объектов страхования и должного уровня дохода.

По роду деятельности потребителями страховых услуг Приморского края являются предприниматели (22,99%), руководители среднего звена (21,3%), служащие (18,15%) (рис. 4).

О

и

3

к

л

п

V

£

25

20

15

10

7,46

15,3

18,15

14,8

-213-

22,99

н

к

и

к

о

ю

Л

рц

к

в

Л

*

ч

и

3 к к

Л

и о Л

к

1-^ к е

и

к

о

ю

Л

рц

к

ч

Й

2

к

к

к

Л

к

Л

с

Род деятельности

9

5

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Распределение потребителей услуг страхования в зависимости от рода деятельности

Большинство респондентов отдали свои предпочтения местным страховым компаниям «Росгосстрах - Дальний Восток», «Дальстар», «Защита-Находка» и «Пирамида» (рис. 5), что объясняет лидирующие позиции местных страховых компаний по сравнению с московскими.

Наиболее востребованными видами страхования в Приморском крае по результатам опроса являются добровольное личное страхование, ОСАГО и добровольное имущественное страхование (рис. 6). В данном контексте страхование жизни респонденты понимали, как один из видов добровольного личного страхования, но не как классическое накопительное страхование жизни.

Пирамида

12%

Росгосстрах Дальний Восток 32%

Дальстар Дальакфес

18%

ДАСК

5%

8%

Гарантия и защита

3%

Росэнерго

2%

РЕСО-Гарантия

6%

Защита-Находка 14%

Рис. 5. Распределение предпочтений респондентов по страховым компа-

ниям

Страхование

имущества

15%

Несчастный случай 3%

ДСАГО 5%

ОМС

27%

ДМС

19%

ОСАГО

31%

Рис. 6. Распределение предпочтений респондентов по видам страховых продуктов

Лидером по узнаваемости является приморская компания «Росгосстрах - Дальний Восток», о ней слышали 100% респондентов, причем большинство из них отождествляют ее с московской компанией «Росгосстрах». На втором месте - приморская компания «Пирамида», о которой слышали 87% респондентов. Далее следует московский «Ингосстрах» - 79%.

Не пользуются страховыми услугами 52% респондентов. Основная причина - отсутствие информации о различных параметрах рынка, а также высокая стоимость страховых услуг (рис. 7).

Ничего Не считаю

35%

Рис. 7. Распределение респондентов по причинам отказа от страховых услуг

Кроме спроса потребителей на формирование и развитие рынка страховых услуг Приморского края влияют и другие причины. На основе анализа экономической литературы и опроса, проведенного среди экспертов, нами была выделена совокупность факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентной среды рынка страховых услуг Приморского края. Для определения рейтинга отдельного фактора соответствующему показателю экспертом присваивался балл (наибольшее влияние

- 10 баллов). Далее рассчитывались коэффициенты весомости факторов конкурентной среды отдельно для факторов прямого и косвенного воздействия (табл. 5).

Из факторов прямого воздействия на формирование конкурентной среды рынка страховых услуг Приморского края наиболее сильное влияние оказывает спрос потребителей, а также наличие трудовых ресурсов и численность страховых организаций в регионе (их конкурентные стратегии). По мнению экспертов, рынок страховых услуг в достаточной степени зависит от своей инфраструктуры, а доверие потребителей к страховым компаниям - от специфики страховой услуги.

Из факторов косвенного воздействия на формирование конкурентной среды рынка страховых услуг Приморского края можно назвать государственное регулирование страхового рынка, социальные, культурные, демографические факторы, а также общий уровень экономического развития региона. Значительное влияние на страховой рынок оказывают

Коэффициенты весомости факторов конкурентной среды рынка страховых услуг Приморского края

Факторы Коэффициенты весомости

Эксперт Средний коэффициент весомости

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Факторы прямого воздействия

Доверие потребителей к страховым компаниям 0,13 0,16 0,17 0,13 0,07 0,09 0,09 0,12 0,11 0,07 0,11

Трудовые ресурсы рынка страховых услуг 0,24 0,19 0,14 0,19 0,21 0,19 0,25 0,21 0,20 0,22 0,21

Численность организаций на рынке страховых услуг и их конкурентные стратегии 0,15 0,15 0,22 0,24 0,20 0,21 0,21 0,20 0,21 0,23 0,20

Уровень развития сопутствующих финансовых рынков (потребительского кредитования, лизинговых услуг, ипотечного кредитования) 0,14 0,13 0,12 0,12 0,16 0,11 0,07 0,08 0,08 0,10 0,11

Инфраструктура рынка страховых услуг 0,09 0,10 0,09 0,08 0,11 0,15 0,12 0,15 0,17 0,14 0,12

Спрос потребителей страховых услуг 0,25 0,27 0,26 0,24 0,25 0,25 0,26 0,24 0,23 0,24 0,25

Итого 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

Факторы косвенного воздействия

Государственное регулирование рынка страховых услуг 0,25 0,23 0,24 0,29 0,25 0,26 0,21 0,28 0,25 0,24 0,25

Территориально-географическое положение 0,1 0,07 0,06 0,08 0,06 0,09 0,15 0,07 0,04 0,06 0,08

Экономическое состояние страны и региона 0,15 0,14 0,16 0,18 0,13 0,15 0,17 0,16 0,18 0,17 0,16

Государственное регулирование взаимодействующих со страхованием отраслей 0,13 0,14 0,13 0,12 0,11 0,12 0,14 0,14 0,14 0,13 0,13

Научно-технический прогресс 0,16 0,18 0,16 0,13 0,14 0,13 0,15 0,14 0,15 0,14 0,15

Социальные, культурные и демографические факторы 0,21 0,24 0,25 0,2 0,31 0,25 0,18 0,21 0,24 0,26 0,23

Итого 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

также уровень научно-технического прогресса и государственное регулирование взаимодействующих со страхованием отраслей. На наш взгляд, это связано с тем, что страхование является достаточно наукоемкой отраслью и испытывает потребность в сборе, хранении и переработке больших объемов информации и часто спрос на страховые услуги возникает как сопутствующий спросу на другие финансовые услуги (лизинг, кредитование).

Таким образом, страховой рынок Приморского края является рынком покупателя и в значительной степени зависит от государственного регулирования, а также испытывает острый дефицит квалифицированных кадровых ресурсов. Хочется отметить достаточный уровень влияния конкурентных стратегий компаний. По нашему мнению, это объясняется тем, что руководители страховых компаний осознают важность обеспечения собственной высокой конкурентоспособности, особенно перед перспективой прихода на российских рынок иностранных страховщиков.

Литература

1. Приморье в цифрах: краткий стат. сб. - Владивосток: Прим-крайкомстрат, 2005. - 92 с.

2. Приморье в цифрах в 2000 году: краткий стат. сб. - Владивосток: Примкрайкомстат, 2001. - 99 с.

3. Приморье в цифрах в 2001 году: краткий стат. сб. - Владивосток: Примкрайкомстат, 2002. - 98 с.

4. Приморье в цифрах в 2002 году: краткий стат. сб. - Владивосток: Примкрайкомстат, 2003. - 100 с.

5. Приморье в цифрах: краткий стат. сб. [2004 г.]. - Владивосток: Примкрайгосстат, 2005. - 101 с.

6. Приморский край: стат. ежегодник [2004 г.]. - Владивосток: Прим-крайгосстат, 2005. - 280 с.

7. Приморский край: стат. сб. - Владивосток: Примкрайгосстат, 2003.

- 72 с.

8. Приморский край в 2002 году: стат. ежегодник: - Владивосток: Примкрайкомстат, 2003. - 268 с.

9. Приморский край в 2001 году: стат. ежегодник. - Владивосток: Примкрайстат, 2002. - 268 с.

10. Приморский край на рубеже третьего тысячелетия: стат. ежегодник. - Владивосток: Примкрайстат, 2001. - 279 с.

11. Регионы России: стат. сб.: В 2 т.: Т. 1. - М.: Госкомстат России, 2001. - 615 с.

12. Регионы России: стат. сб.: В 2 т.: Т. 2. - М.: Госкомстат России, 2001. - 827 с.

13. Регионы России. Социально-экономические показатели 2002: стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2002. - 863 с.

14. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2002: стат. сб. - М.: Статистика России, 2002. -622 с.

15. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2003. - 895 с.

16. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2003: стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2003. - 807 с.

© Набока М.В., 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.