состояние и перспективы развития рынка страховых услуг воронежской области в контексте общероссийских тенденций
д. а. ендовицкий,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономический анализ и аудит» E-mail: eda@econ.vsu.ru В. В. АКСЕНОВА,
аспирант кафедры экономики и управления организациями E-mail: valya-aksenova@mail.ru Воронежский государственный университет
В статье проведен анализ состояния развития страхового рынка России и Воронежской области, выявлены его основные тенденции развития. Рынок страхования в России, в том числе и в Воронежской области, находится на начальном этапе развития, значительно уступая странам с развитой рыночной экономикой. Особенно сильно отстает в развитии рынок страхования жизни. Рынок страхования Воронежской области активно развивается, демонстрируя темпы роста страховых премий выше, чем в среднем по стране.
Ключевые слова: регион, страховой рынок, показатель, тенденция развития, структура рынка, виды страхования.
Страховой рынок представляет собой особую социально-экономическую среду, определенную сферу экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. Объективная сторона развития страхового рынка — это необходимость обеспечения бесперебойного процесса воспроизводства путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств.
В международной классификации сборы страхового рынка делятся на: life (жизнь), включающие сборы по жизни, и non-life (не жизнь), включающие в себя имущественное страхование (страхование имущества, страхование ответствен-
ности, страхование предпринимательских рисков), а также медицинское страхование и страхование от несчастных случаев.
Распространение страховых услуг в экономике страны лучше всего отражается при помощи таких показателей, как глубина рынка — процентная доля страховых услуг в валовом внутреннем продукте, и плотность страхования — страховая премия, приходящаяся на душу населения, а также показателей, раскрывающих положение рынка страхования жизни1.
Сбор страховой премии мирового страхового рынка за 2005 г.2 составил 3 426 млрд долл., из которых на страхование жизни (life) приходится 1 974 млрд долл., или 58 % от общего сбора премии, и на страхование иное, чем страхование жизни (nonlife), — 1 452 млрд долл., или 42 % от общего сбора премии (рис. 1).
Рост сбора мирового страхового рынка в 2005 г. составил 2,5 % (в 2004 г. он был несколько выше — 2,7 %), что объясняется значительным замедлением роста сбора премии по имущественному страхованию при одновременном, не столь
1 Цыганов А. А. Развитие страхового рынка России в контексте мирового страхового хозяйства / А. А. Цыганов // Страховое дело. 2006. № 11. С. 17—24.
2 Здесь и далее: ЮлдашевР. Т. Обзор мировых страховых рынков
за 2005 г. / Р. Т. Юлдашев, Я. К. Макарова // Страховое дело. 2006.
№ 12. С. 17—22.
42%
12%
58%
□ Страхование жизни
] Страхование иное, чем страхование жизни
3 Годовой отчет открытого акционерного общества «Российская государственная страховая компания» за 2005г. URL: http://www. rgs. ru .
4 Годовой отчет открытого акционерного общества «Российская государственная страховая компания» за 2007г. URL: http://www. rgs. ru.
□ Промышленно развитые страны
□ Развивающиеся страны
88%
Рис. 1. Структура сбора страховой премии мирового страхового рынка в 2005 г.
значительном, увеличении сбора премии по страхованию жизни.
Рост сбора премий по страхованию жизни в
2005 г. был равен 3,9 % по сравнению с 2,9 % в 2004 г. Увеличение сбора премии связано с увеличением числа пенсионеров в мире и ростом привлекательности страхования в частных компаниях, а также возрастающим интересом к страхованию жезни сравнительно молодых людей, стремящихся обеспечить свою еоарость и вкладывающих средства в пенсионные фонды. При этом в промышленно развитых странах рост сбора премии в этом сегменте страхования бы л равен 3,4 %, а в развивающихся странах — 7,5 00.
Рост сбора премии по страхованию иному, чем страхование жизни, в 0005 г. составил 0,6 % по сравнению с 2,4 % в 2004 г., что связано с уменьшением сбора премии в США и Канаде и стагнацией сбора премии в Японии.
Доля промышленно развитых стран в общем сборе премии в 2005 г. равна 88 %, доля развивающихся стран — 12 % (рис. 2).
Проведем анализ состояния и перспектив развития рынка страховых услуг в России. В государственном реестре страховщиков на 1 января
2006 г. было зарегистрировано 1 075 страховых организаций (против 1 280 на 1 января 2005 г.), 12 из которых не проводили страховых операций3. К 1 января 2008 г. количество страховщиков сократилось до 857 (против 895 по состоянию на 1 января
2007 г.), 11 из которых не проводили страховых операций4. На рис. 3 представлена динамика изменения количества страховщиков в РФ за период с 2005 по 2008 г.
По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), тенденция сокращения численности участников страхового рынка заметна с 2004 г. Экономический кризис ускорил данный процесс.
Рис. 2. Доля промышленно развитых и развивающихся стран в общем сборе страховой премии в 2005 г.
1400 1200 1000 800 600 400 200 0
2005
2006
2007
2008
Рис. 3. Динамика изменения количества страховщиков в РФ за период 2005—2008 гг.
Так, в 2008 г страховой рынок покинула 71 компания, при этом: в первые три квартала уходили с рынка по 12—16 компаний за квартал, а в 4 квартале — уже 28 страховщиков5. Данная тенденция способствует консолидации российского рынка страховых услуг.
По состоянию на начало 2008 г. основными игроками на рынке страхования являются следующие страховые компании, осуществляющие свою деятельность на всей или большей части территории России6:
1) Группа компаний «Росгосстрах» имеет порядка 3 000 агентств, страховых отделов и филиалов по всей территории РФ;
2) Открытое акционерное общество «Российское народное страховое общество «РОСНО» (ОАО «РОСНО»), имеющее 100 филиалов, объединенных по территориальному признаку в 7 дирекций, и 300 агентств во всех субъектах РФ7;
3) Открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (ОАО «ВСК»), имеющее
5 Доклад о состоянии и развитии российского рынка страхования за 2008 г. URL: http://www. fssn. ru/www/site. nsf .
6 Годовой отчет открытого акционерного общества «Российская государственная страховая компания» за 2007г. URL: http://www. rgs. ru.
7 Официальный сайт компании ОАО «РОСНО». URL: http://www. rosno. ru/ru/about .
широкую филиальную сеть — более 600 филиалов и отделений по всей территории России8;
4) Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» (ОСАО «Ингосстрах»), располагающее сетью, включающей 83 филиала. Точки продаж компании действуют в 220 городах России9;
5) Страховое акционерное общество «РЕСО-Гарантия», имеющее 800 филиалов и офисов продаж во всех регионах Российской Федерации10;
6) Закрытое акционерное общество «УралСиб» (ЗАО «УралСиб») (ранее «Никойл страхование», «Промышленно-страховая компания»). Интегрированная система продаж финансовых продуктов и услуг ФК «УралСиб» насчитывает более 623 офисов в 47 регионах России11;
7) Открытое акционерное общество «Страховая акционерная компания «Энергогарант» (САК «Энергогарант»), имеющее 45 филиалов и 39 отделений и представительств в 64 регионах России12.
Среди компаний, которые являются лидерами по предоставлению страховых услуг населению в 2008 г., явно выделяются 13:
• Группа компаний «Росгосстрах» имеет страховой портфель, в составе которого около 30 млн договоров страхования, заключенных с физическими лицами;
• ОАО «РОСНО», имеющее более 17 млн клиентов частных лиц14;
• ОАО «ВСК», которое имеет около 10 млн клиентов частных лиц15.
На основании исследования, проведенного компанией Princeton Partners Group, можно выделить следующие основные тенденции страхового рынка России16.
1. Официальные страховые сборы российского рынка формируются за счет четырех различных видов деятельности: «налогового» страхования — финансовых операций по оптимизации налогообложения с участием страховых компаний; «кэптив-
8 Официальный сайт компании ОАО «ВСК». URL: http://www. vsk. ru/vsk_site/vsyo_o_vsk .
9 Официальный сайт компании ОСАО «Ингосстрах». URL: http:// www. ingos. ru/ru/about .
10 Официальный сайт компании САО «РЕСО-Гарантия». URL: http://www. reso. ru/about.
11 Официальный сайт компании ЗАО «УралСиб». URL: http:// www. uralsib. ru/about/general .
12 Официальный сайт компании САК «Энергогарант». URL: http://www. energogarant. ru/about .
13 Годовой отчет открытого акционерного общества «Российская государственная страховая компания» за 2005г. URL: http://www. rgs. ru
14 Официальный сайт компании ОАО «РОСНО». URL: http:// www. rosno. ru.
15 Официальный сайт компании ОАО «ВСК». URL: http://www. vsk. ru
16 Рынок страхования России: тенденции и перспективы: отчет
Princeton Partners Group, октябрь 2005 г. С. 4—5.
ного» страхования — страхования корпоративных клиентов, аффилированных со страховщиком; обязательного неконкурентного страхования — страховых услуг, не торгуемых на открытом рынке (ОМС, личное страхование пассажиров, страхование жизни и здоровья военнослужащих и др.); реального конкурентного страхования — сектора реальной борьбы компаний за страхователя.
2. Происходит постепенная консолидация рынка. Доля четверки лидеров на конкурентном рынке — «Росгосстраха», «Ингосстраха», «РЕСО-Гарантии» и «РОСНО» — в 2002—2004 гг. выросла с 35—40 % до 45—50 %. Ожидается, что к 2010 г. доля четверки лидеров может достичь 55—60 %, в том числе за счет сделок по слияниям и приобретениям.
ФССН отмечает, что в течение последних лет на российском рынке, равно как и на европейском, отмечается концентрация страховой деятельности и страхового капитала. Ведущие страховщики продолжают расширяться, поглощая мелких и средних страховщиков с устойчивым портфелем. Если в 2004 г. на ТОР 10 приходилось 34 % собранной страховщиками за год страховой премии, то в 2008 г. — уже 40,6 %. Доля ТОР 20 за четыре года увеличилась на 7,2 п. п.17 На наш взгляд, финансовый кризис скажется на ускорении процессов слияний и поглощений, позволив крупным игрокам, которые не испытывают масштабных проблем с ликвидностью, значительно увеличить свою долю на рынке.
3. Официальные данные по страховым сборам в России существенно превышают сборы по реальному страхованию. В 2004 г. из 16,4 млрд долл. официальных премий реальное конкурентное страхование, по мнению экспертов, составило только 4,5 млрд долл. Оставшиеся 11,9 млрд долл. распределяются следующим образом: на обязательное неконкурентное страхование — 3,5 млрд долл., неконкурентное «кэптивное» страхование — 1,7 млрд долл., на «финансовую» деятельность по минимизации налогообложения — 6,7 млрд долл.
4. Доля реального страхования в официальных сборах продолжает расти. По сравнению с 2002 г. доля реального страхования в официальных сборах выросла с 15—20 % до 25—30 % в 2004 г. Это связано с бурным развитием реального рынка, последовавшим после введения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Одновременно законодательные ограничения замедлили рост «налогового» страхования. По оценке специалистов компании Princeton Partners Group, доля реального
17 Доклад о состоянии и развитии российского рышка страхования за 2008 г. URL: http://www. fssn. ru/www/site. nsf.
Таблица 1
Совокупный сбор премии по всем видам страхования в 2005 г.*
Регион Общий сбор страховой премии, млрд долл. Доля страхования в мировом рынке, % Премия в % от ВВП Премия на душу населения, долл.
США и Канада 1 221 35,66 8,97 3 735,10
Западная Европа 1 241 36,23 8,44 2 482,80
Центральная и Восточная Европа, 47 1,37 2,66 122,8
в т. ч. Россия 17,5 0,48 2,27 141,8
Япония 476 13,91 10,54 3 776,70
Юго-Восточная Азия 266 7,79 4,87 77,90
Латинская Америка 58 1,71 2,35 105,70
Океания 57 1,69 6,38 1 789,30
Африка 40 1,17 4,8 44,20
Ближний Восток 16 0,48 1,45 55,10
Мировой рынок 3 426 100,00 7,52 518,50
* Юлдашев Р. Т. Обзор мировых страховых рынков за 2005 г. / Р. Т. Юлдашев, Я. К. Макарова // Страховое дело. 2006. № 12. С. 17—22.
страхования в официальных сборах продолжится и к 2010 г. достигнет 45—60 %.
В 2002—2004 гг. реальный рынок страхования вырос с 1,7 млрд долл. до 4,5 млрд долл., что обеспечило один из наиболее высоких в мире темпов роста страховых премий — примерно 65 %. Рост рынка на 80—85 % был обеспечен развитием автострахования, прежде всего ОСАГО.
5. Состав четверки лидеров на конкурентном рынке — «Росгосстрах», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия» и «РОСНО» может измениться за счет активного входа иностранных компаний на российский рынок. В долгосрочной перспективе (10—15 лет) компании с иностранным капиталом могут занять значительную долю рынка.
Необходимо отметить, что развитие рынка страхования в России не сопровождалось значительным увеличением профессионально подготовленных кадров в области страхования. Большинство страховых организаций, особенно в регионах, испытывает серьезные трудности с привлечением специалистов, отвечающих современным требованиям ведения страховых операций.
Еще одна проблема рынка страхования России: практически не развита инфраструктура страхового рынка (институты брокеров, оценщиков риска, актуариев и других посредников).
По основным макроэкономическим показателям российский страховой рынок значительно уступает развитым странам и не отвечает возрастающим потребностям в защите имущественных интересов юридических и физических лиц18.
В табл. 1 представлены данные как по отдельным регионам, так и по мировому рынку в целом по таким показателям, как: общий сбор страховой премии и доля страхования региона в миром страховом рынке, а также премия в процентах от ВВП и премия на душу населения.
На основе приведенных данных состояния мировых рынков страхования за 2005 г. можно сделать вывод, что рынок нашей страны находится на начальном этапе развития и пока далеко не в полной мере выполняет функции, необходимые для устойчивого развития социально ориентированной экономики России19. Но это говорит также и о том, что потенциал российского рынка очень велик. При этом известен вектор развития рынка страховых услуг в России: увеличение доли России в общем объеме страховой премии, увеличение премии на душу населения и в процентах от ВВП. На 2005 г. данные показатели в России по сравнению с США выглядят следующим образом: доля России в мировом сборе страховой премии — 0,48 % (США — 33,36 %), премии на душу населения — 122,8 долл. (США — 3 875,5 долл.), премия в процентах от ВВП — 2,27 % (США — 9,1 %). Учитывая, что страхование жизни является обязательным условием получения ипотеки, можно оценивать потенциал рынка страхования жизни в России как достаточно высокий.
Анализируя результаты деятельности страховых компаний на территории РФ в 2008 г., можно назвать прошедший год относительно стабильным. Характерными чертами последних нескольких
18 Тенденции и перспективы развития страхования в России / Под ред. А. З. Астаповича, И. Б. Котлобовского. М.: Диалог МГУ, 1999. С. 5.
19 Цыганов А. А. Развитие страхового рынка России в контексте
мирового страхового хозяйства / А. А. Цыганов // Страховое дело.
2006. № 11. С. 17—24.
лет стали наращивание страховщиками объемов страховых премий, постепенный переход к рыночным методам борьбы за клиента, рост «реального» страхования параллельно с уходящими в прошлое «серыми схемами», повышение капитализации и финансовой устойчивости страховщиков. В конце 2008 г. положительные тенденции прошлых лет сменили вектор вследствие влияния на российский страховой сектор мирового финансового кризиса.
Реакция страхового рынка на кризис, выраженная в сокращении сборов, прежде всего по банковскому и дилерскому каналу, в наиболее рыночных видах страхования, таких как АвтоКАСКО, корпоративное ДМС и страхование имущества, была отчетливо видна в отчетах за третий и четвертый кварталы 2008 г., однако на годовых данных она существенно не отразилась.
Объем страховых премий, собранных страховщиками по добровольным и обязательным видам в 2008 г., составил 952 млрд руб., что на 22,7 % больше, чем годом ранее. Объем страховых выплат составил 626,5 млрд руб., увеличившись на 30 %. В 2007 г. прирост премий был более существенным — 27,1 %, прирост выплат — 36,6 %20. Тем не менее по годовым данным падения рынка не произошло, как можно было ожидать, исходя из высокого напряжения на всех финансовых рынках.
За 2008 г. структура страховых премий и страховых выплат (без ОМС) существенно не изменилась. Доля имущественного страхования выросла на два процентных пункта и составила 58 %. Не изменилась, либо незначительно изменилась доля таких видов страхования, как личное (20 %, +1 п. п.), ОСАГО (14 %, — 1 п. п.), страхование ответственности (4 %), обязательное личное страхование (кроме ОМС) (1,4 %). Сборы по страхованию жизни, оставаясь низкими в номинальном выражении, занимали всего 3 % в общей структуре рынка (—2 п. п.) 21.
Следует отметить, что структура премий, собираемых российскими страховщиками, по-прежнему значительно отличается от структуры в странах с развитым страховым рынком. Прежде всего такое различие состоит в чрезвычайно низкой доле сборов по страхованию жизни в России, а также в преобладающих объемах обязательных видов страхования, которые по своей природе не подвержены воздействию рыночных факторов.
По данным Европейской федерации страховщиков и перестраховщиков (СЕА), в 2007 г.
премий, собранных европейскими страховщиками, приходились на страхование жизни, 12 % — на моторный портфель (включая обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев), 11 % — на добровольное личное страхование, 7 % — на страхование имущества, 3 % — на добровольное страхование ответственности. Морские, авиационные и транспортные риски занимают лишь 2 % в общей структуре страховой премии22.
Тенденции развития страхового рынка Воронежской области в целом соответствуют общероссийским. В 2008 г. на рынке Воронежской области действовало более 130 страховщиков. Общий сбор страховых премий в 2008 г. составил 4 038 555 тыс. руб. (без обязательного медицинского страхования — ОМС), с учетом ОМС — 8 981 952 тыс. руб.23; аналогичные показатели в 2007 г. составили, соответственно — 2 811 258 тыс. руб. и 6 649 684 тыс. руб. В 2008 г. темпы роста сбора премий по сравнению с 2007 г. составили 143,66 % (без учета ОМС) и с учетом ОМС — 135,07 %. В табл. 2 представлены данные по сборам страховых премий рынка Воронежской области за период с 2005 по 2008 г.
Следует отметить, что в 2008 г. рост сбора премий на Воронежском рынке (135,07 %) опережает темпы роста российского рынка страхования (123,91 %)24.
В 2008 г. основная доля сбора страховых премий в Воронежской области приходится на страхование имущества — 56,02 %, ОСАГО — 24,07 % и личное страхование (кроме страхования жизни) — 14,57 % (рис. 4).
В 2008 г. страховой рынок области вырос на 43,66 % по сравнению с 2007 г. При этом наблюдался рост по всем видам страхования: рынок по страхованию жизни увеличился на 30,47 %, по страхованию имущества — на 66,77 %, по ОСАГО — на 21,37 %, по добровольному страхование ответственности — на 79,00 %, по личному страхованию (без страхования жизни) — на 16,05 %, по обязательному страхованию пассажиров — на 2,40 %.
Основными игроками на страховом рынке Воронежской области являются компании, доли рынка25 которых составляют: «Страховая бизнес группа» (бывший «Рекон») — 13,77 %, «Росгосстрах» — 13,65 %, «Ингосстрах» — 8,86 %, «Военно-страховая компания» — 8,11 %, «ЖАСО» — 7,49 %,
20 Доклад о состоянии и развитии российского рышка страхования за 2008 г. URL: http://www. fssn. ru/www/site. nsf.
21 Там же.
22 Источник: URL: www. cea. eu .
23 Здесь и далее показатели рассчитаны на основе данных, опубликованных на Интернет-портале «Страхование сегодня». URL: http://www. insur-info. ru/statistics .
24 URL: http://www. insur-info. ru/statistics/analytics.
25 Доля рынка рассчитана без учета сбора премий по ОМС.
Таблица 2
Страховой рынок Воронежской области в 2005—2008 гг.
Годы Сборы страховых премий, тыс. руб. Темпы роста страховых премий (к предыдущему году), %
без учета ОМС с учетом ОМС без учета ОМС с учетом ОМС
2005 1 857 105,00 4 703 018,00
2006 2 352 225,00 5 336 973,00 126,66 113,48
2007 2 811 258,00 6 649 684,00 119,51 124,60
2008 4 038 555,00 8 981 952,00 143,66 135,07
E 14,5'
F 0,37-
А
2,38
D
2,5!
C 24,0
B 56,02
А □ Страхование жизни
В ■ Имущественное страхование (кроме страхования ответственности)
С □ ОСАГО
О п Добровольное страхование отвественности
Е ■ Личное страхование (кроме страхования жизни)
Б □ Обязательное страхование пассажиров
Рис. 4. Распределение страховой премии по видам страхования в 2008 г., %
E
37,48%
А 13,65%
I
3,44%
D 3,49%-
H 3,70%
C 7,49%
G 8,11%
А □ «Росгосстрах» В □ «Ингосстрах» Си «ЖАСО»
О И «Городская страховая компания» Ей Прочие страховые компании
Б и «Страховая Бизнес Группа» С □ «Военно-Страховая компания» Н □ «УралСиб» I □ «Альфастрахование»
Рис. 5. Структура рынка страхования Воронежской области в 2008 г.
«УралСиб» — 3,70 %, «Городская страховая компания» — 3,49 %, «Альфастрахование» — 3,44 % (рис. 5).
Долю рынка более 2 % на Воронежском страховом рынке имеют «Компаньон», «Чешская стра-
ховая компания»
26
Компания «Росгосстрах» является лидирующей по сборам страховых премий. Такому успеху способствуют давняя работа компании на страховом рынке («Росгосстрах» является правопреемником «Госстраха» РСФСР, который был создан в 1921 г.), применение современных методов управления компанией, профессионализм менеджеров. Также «Росгосстрах» располагает самой широкой сетью страховых отделов в Воронежской области: в области действуют 37 страховых отделов, из них 3 отдела находятся в Воронеже. На территории г. Воронежа работают 10 офисов продаж, которые входят в состав городских страховых отделов.
Следует отметить, что Росгосстрах является лидирующей компанией не по всем видам страхования. Компания хорошо представлена на рынке ОСАГО — доля составляет 37,94 %, на рынке по страхованию имущества — 7,45 %, страхование жизни — 4,56 %, добровольное страхование ответственности — 3,49 %27.
В 2008 г. наибольшие сборы премии по жизни пришлись на: «Русский стандарт страхование» — 46,34 %, «Чешская страховая компания» — 19,50 %, «ДЮ Россия — 13,95 %. Значительно меньшие доли на рынке по страхованию жизни имеют: «Ренессанс Жизнь» — 5,21 %, «АСКО» — 4,94 %, «Военно-страховая компания — Линия Жизни» — 4,22 %, «Росгосстрах Жизнь» — 3,23 %. Уровень выплат по страхованию жизни в 2008 г. был достаточно низким — 11,49 %.
На рынке личного страхования в 2008 г. лидируют: доля рынка «ЖАСО» на данном сегменте составила 44,71 %, «Страховая бизнес группа» (бывший «Рекон») — 12,89 %, «Чешская страховая компания» — 10,92 %, «Военно-страховая компания» — 5,57 %, «РОСНО» — 3,16 %, «Ингосстрах» — 3,10 %. Уровень выплат на рынке личного страхования достаточно высок — 64,40 %.
F
13,77%
B 8,86%
26 Данные рассчитаны по материалам Интернет-портала «Стра-
хование сегодня». URL: http://www. insur-info. ru/statistics.
27 Там же.
Рынок по страхованию имущества динамично растет: в 2008 г. он увеличился по сравнению с предыдущим годом на 66,77 %. Рынок страхования имущества составляет более 56 % страхового рынка Воронежской области (без учета ОМС). Наиболее сильные позиции на этом рынке имеют: «Страховая бизнес группа» (бывший «Рекон») — 18,43 % от общего сбора премии на рынке Воронежской области, «Ингосстрах» — 12,98 %, «Военно-страховая компания» — 10,35 %, «Росгосстрах» — 7,45 %, «УралСиб» — 5,33 %, «Альфастрахование» — 5,3 %. Рынок по страхованию имущества характеризуется средним уровнем выплат — 33,81 %.
Страхование ответственности имеет наименьший уровень выплат среди добровольных видов страхования — 5,58 %. Наиболее успешно на этом рынке в 2008 г. сработали: «Страховая бизнес группа» (бывший «Рекон») — 24,96 %, СК «Военной Медицины» — 17,46 %, «Военно-страховая компания» — 14,42 %, «СОГАЗ» — 4,94 %, «Росгосстрах»
— 3,49 %.
В 2008 г. сборы по обязательному государственному страхованию сотрудников Налоговой службы РФ и обязательному государственному страхованию военнослужащих и приравненных к ним лиц отсутствовали.
На рынке обязательного страхования пассажиров в Воронежской области существуют два основных игрока — «ЖАСО» и «РСТК», на долю которых приходится 61,19 % и 36,34 % рынка соответственно. Главные преимущества работы на этом рынке — минимальное количество конкурентов и самый низкий уровень выплат — 0,12 %.
Сборы по ОСАГО составляют больше 24 % всего рынка страхования области (без ОМС). Уровень выплат на этом рынке — почти 54 %. Лидером по ОСАГО является «Росгосстрах» — 37,89 %. Уровень выплат по ОСАГО в компании (54,95 %) был немного выше, чем в среднем на этом сегменте в Воронежской области (53,96 %). Неплохие позиции на рынке ОСАГО имеют следующие страховые компании, доля рынка которых составляет: «Городская страховая компания» — 11,37 %. «ВСК»
— 4,67 %, «Русская страховая компания» — 4,6 %, «Ингосстрах» — 4,5 %.
На рынок ОМС приходится 55,04 % от общего сбора премий в Воронежской области. На этом сегменте наблюдается наибольший уровень выплат — 97,39 %. Страховая компания «Инко-Мед» контролирует рынок ОМС — 75,75 % рынка, почти четверть рынка приходится на «Альме-ду» — 23,29 %.
Как видим, рынок страхования в России, в том числе Воронежской области, находится на этапе развития, значительно уступая странам с развитой рыночной экономикой по таким показателям, как: глубина рынка (процентная доля страховых услуг в валовом внутреннем продукте), плотность страхования (страховая премия, приходящаяся на душу населения).
Рынок страхования жизни в России и Воронежской области не развит. Так, в 2007 г. 62 % премий, собранных европейскими страховщиками, приходились на страхование жизни28, в России — 2,9%29 , в Воронежской области — 2,6 %30.
Следует отметить, что значительную долю в структуре реального сектора страхования России и Воронежской области составляет обязательное страхование, особенно ОСАГО.
На российском и воронежском рынках происходит постепенная консолидация. Однако рынок страхования Воронежской области выглядит более дифференцированным, чем российский. Вряд ли его можно рассматривать как свободный конкурентный, но количество участников, контролирующих рынок, выходит за рамки, характеризующие олигополию — пять наиболее крупных участников занимают чуть более половины рынка — 51,88 %. Мелкие компании занимают 37,48 % (см. рис. 5).
В то же время довольно явно проявляется монополизация отдельных сегментов, которые можно рассматривать либо как чисто монополистические, либо дуополистические. Если ориентироваться на классическое понимание монополии и дуополии, предложенное Й. Шумпетером и Д. Робинсон, то можно считать, что имеют место монополистические процессы, участниками которых являются не собственно страховые компании, а вертикально интегрированные структуры, участниками которых являются как страховые компании, так и государственные органы.
Региональный рынок Воронежской области активно развивается, демонстрируя темпы роста страховых премий выше, чем в среднем по стране. Доминирующие сегменты рынка — различные виды обязательного страхования, прежде всего ОМС и ОСАГО.
28 Источник: URL: www. cea. eu.
29 Доклад о развитии страхового рынка России в 2007 г. — первом полугодии 2008 г. URL: http://www. fssn. ru/www/site. nsf.
30 Показатель доли страхования жизни в общих сборах страховых премий без учета ОМС.
Список литературы
1. URL: http://www. cea. eu
2. Годовой отчет открытого акционерного общества «Российская государственная страховая компания» за 2005 г. URL: http://www. rgs. ra.
3. Годовой отчет открытого акционерного общества «Российская государственная страховая компания» за 2007 г. URL: http://www. rgs. ru.
4. Доклад о развитии страхового рынка России в 2007 г. — первом полугодии 2008 г. URL: http:// www. fssn. ru/www/site. nsf.
5. Доклад о состоянии и развитии российского рынка страхования за 2008 г. URL: http://www. fssn. ru/www/site. nsf.
6. Интернет-портал «Страхование сегодня». URL: http://www. insur-info. ru/statistics.
7. Официальный сайт компании ЗАО «УралСиб». URL: http://www. uralsib. ru/about/general.
8. Официальный сайт компании ОАО «ВСК». URL: http://www. vsk. ru.
9. Официальный сайт компании ОАО «РОСНО». URL: http://www. rosno. ru.
10. Официальный сайт компании ОСАО «Ингосстрах». URL: http://www. ingos. ru/ru/about.
11. Официальный сайт компании САК «Энергогарант». URL: http://www. energogarant. ru/about
12. Официальный сайт компании САО «РЕСО-Гарантия». URL: http://www. reso. ru/about.
13. Рынок страхования России: тенденции и перспективы: отчет Princeton Partners Group, октябрь 2005 г. С. 4—5.
14. Тенденции и перспективы развития страхования в России / Под ред. А. З. Астаповича, И. Б. Котлобовского. М.: Диалог МГУ, 1999. С. 5.
15. Цыганов А А. Развитие страхового рынка России в контексте мирового страхового хозяйства / А. А. Цыганов // Страховое дело. 2006. № 11. С. 17—24.
16. Юлдашев Р. Т. Обзор мировых страховых рынков за 2005 г. / Р. Т. Юлдашев, Я. К. Макарова // Страховое дело. 2006. № 12. С. 17—22.