Научная статья на тему 'Оценка конфигурации инновационного проекта с точки зрения выгоды для его участников'

Оценка конфигурации инновационного проекта с точки зрения выгоды для его участников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфигурация / инновационный проект / продукт проекта / структура элементов / способ применения / участники проекта

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. С. Ванюшкин

Показана недостаточность существующих подходов оценки конфигурации для инновационных проектов, предложен новый метод, опирающийся на структуру элементов продукта проекта, состав способов его применения, соотношение показателей выгоды от участия в проекте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE INNOVATION PROJECT CONFIGURATION FOR ALL ITS PARTICIPANTS’ BENEFITS

The lack of some new approach to the innovation project configuration assessment is shown. The new method based on the product elements structure, the variety of ways of the product using, as well as the ratio of participating in project is generated.

Текст научной работы на тему «Оценка конфигурации инновационного проекта с точки зрения выгоды для его участников»

Посилання на статтю_

Ванюшкин А.С. Оценка конфигурации инновационного проекта с точки зрения выгоды для его участников/А.С. Ванюшкин// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iM. В.Даля, 2007 - №3(23). С. 41 -45.

УДК 65.012.32

А.С. Ванюшкин

ОЦЕНКА КОНФИГУРАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЫГОДЫ ДЛЯ ЕГО УЧАСТНИКОВ

Показана недостаточность существующих подходов оценки конфигурации для инновационных проектов, предложен новый метод, опирающийся на структуру элементов продукта проекта, состав способов его применения, соотношение показателей выгоды от участия в проекте. Рис. 3, ист. 7.

Ключевые слова: конфигурация, инновационный проект, продукт проекта, структура элементов, способ применения, участники проекта.

О.С. Ванюшкш

ОЦ1НКА КОНФ1ГУРАЦП 1ННОВАЦ1ЙНОГО ПРОЕКТУ З ТОЧКИ ЗОРУ ВИГОДИ ДЛЯ ЙОГО УЧАСНИК1В

Наведено недостатнють юнуючих пiдходiв оцшки конф^урацп для шновацмних проекпв. Запропоновано новий метод, який фунтуеться на струю^ елеменпв продукту проекту, скгвд способiв його використання, стввщношення показнигав вигоди вщ участi у проектi. Рис. 3, дж. 7.

A.S. Vanyushkin

ASSESSMENT OF THE INNOVATION PROJECT CONFIGURATION FOR ALL ITS PARTICIPANTS' BENEFITS

The lack of some new approach to the innovation project configuration assessment is shown. The new method based on the product elements structure, the variety of ways of the product using, as well as the ratio of participating in project is generated.

Порстановка проблемы. Конфигурация любого проекта отражает, как известно, направления информационных и финансовых потоков внутри проекта (между его участниками) и между проектом и его окружением [1, 2]. Очевидно, что у разных видов и типов проектов различные конфигурации. На конфигурацию проекта влияет его масштаб, отраслевая направленность, национальный / международный характер, вид - инвестиционный или инновационный - и многое другое. Тем не менее большинство инвестиционных проектов имеют более или менее похожие конфигурации, выраженные в небольшом (не более 10) базовом количестве вариантов. Как правило, конфигурацию инвестиционного проекта можно выявить по схеме его финансирования, по набору внутренних регламентов, процедур или бизнес-процессов, число типов которых является ограниченным [3,4,5].

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23)

1

Инновационные проекты, в отличие от инвестиционных, имеют гораздо более индивидуальный характер, что, безусловно, отражается на индивидуальности конфигурации инновационного проекта. Даже в том случае, когда инновационные проекты реализуются в рамках технопарка или бизнес-инкубатора и имеют общую отраслевую направленность, они не похожи друг на друга по очень многим параметрам: характеристика продукта, состав и последовательность фаз проектного цикла, методы вывода новой разработки на рынок, круг потенциальных потребителей новой разработки [6,7]. Это свидетельствует о том, что подходы регламентов, процедур, бизнес-процессов, схем финансирования являются неприемлемыми для моделирования конфигурации инновационного проекта.

Цель исследования - разработка методики оценки и выбора варианта конфигурации инновационного проекта.

Основная часть исследования. Обратимся к сути инновационного проекта, чтобы выявить то явление или процесс, которое может быть положено в основу методики построения и оценки его конфигурации. Практически в любом инновационном проекте возможно выделить две крупные фазы: разработка нового продукта и его вывод на рынок [4,5,7]. Детальный состав этих фаз индивидуальный для каждого проекта. Нас больше будет интересовать взаимосвязь между двумя указанными фазами. Она выражается в том, что согласно основам маркетинга способ вывода продукции на рынок в значительной степени определяется ее свойствами. Однако набор свойств продукции также сугубо индивидуален. Посмотрим на свойства продукции под другим углом зрения. В любом наборе свойств любой продукции для участников проекта заложена определенная возможность получать прибыль от ее реализации. В свою очередь, эта прибыль очень сильно будет различаться в зависимости от способа использования той или иной разработки (продукта).

Теперь необходимо определить, что мы будем понимать под способом использования новой разработки / продукции. В первую очередь, это целевое предназначение для применения, вернее его характеристики. Предназначение может быть единственным или многогранным (несколько возможностей). Потенциальный рынок может быть различным по охвату (объему) использования. Самое важное для нас в данном случае то, что последняя характеристика (объем использования) может иметь как денежное, так и натуральное выражение. Одинаковое денежное выражение объема использования может получаться при разных ценах и количествах продукции. При этом мы исключаем из рассмотрения ситуацию, когда для одной и той же продукции могут рассматриваться различные комбинации цены и объема продаж, имеющие, однако, схожий порядок (размер). В нашем случае сопоставляемыми вариантами будут следующие:

- продукция, которая имеет цену в десятки тысяч денежных единиц, и объем реализации также в десятки тысяч штук по всему миру, что считается штучным производством;

- продукция, имеющая цену за единицу несколько сотен денежных единиц, а объем реализации в десятки, сотни миллионов штук, что является массовым производством.

Очевидным преимуществом будет пользоваться последний вариант, т.к. он предполагает возможность использования более гибкой сбытовой политики. Кроме того, серьезным недостатком первого варианта является значительно более высокая стоимость и время разработки, а значит, и большие сроки отдачи вложений в проект. Затруднением является то, что согласно преобладающим представлениям конкретная продукция может быть однозначно отнесена только

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23)

к одному из этих двух вариантов, без возможности изменения ситуации [6]. При таком жестком постулировании проблемы не может идти речь о смене, а тем более разработке нескольких вариантов конфигурации проекта и выборе наилучшего. Это означает необходимость более глубокого подхода к формированию замысла, идеи проекта, т.к. данную задачу необходимо рассматривать именно на этом этапе. При инициации проекта должно быть рассмотрено несколько принципиально разных вариантов формулирования одной и той же идеи с точки зрения ключевых характеристик новой разработки и возможности ее применения.

Для обеспечения возможности выделения нескольких вариантов идеи необходимо иметь информацию по следующим направлениям:

- предметная структура новой разработки: из каких базовых элементов (изделий) она будет состоять и каков предполагаемый рынок сбыта по каждому элементу и по самому продукту в целом;

- какие варианты применения может иметь предполагаемый новый продукт, а также его элементы;

- кто входит в число возможных участников проекта на фазе вывода разработки на рынок, т.е. какие компании могут быть заинтересованы в покупке лицензии на производство нового продукта, каковы их предполагаемые выгоды и затраты.

Рассмотрим, как мы будем выбирать вариант исходя из предметной структуры элементов разработки и оценочной емкости рынка по ним. Ситуация выбора в общем виде представлена на рис. 1. Идея выбора в данном случае заключается в том, что практически всегда есть возможность замены каждого структурного элемента разработки на один, два и более аналогов. Эти аналоги отличаются качеством, степенью новизны и в результате емкостью рынка сбыта.

Рис. 1. Ситуация выбора в зависимости от структуры элементов продукта

Из рис.1 следует, что задача выбора в данном случае может быть сведена к задаче оптимизации по показателю объема рынка. Это отражено в формуле:

Q = MAX ([I (ABC), A, B, C], [I (A'B'C'), A', B', C']), (1)

где Q - критерий максимума объема рынка; А, В, С - объемы рынка.

Однако ситуация осложняется временными рамками вывода продукции на рынок. В формуле (1) не был учтен присутствующий на рис.1 показатель

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23)

3

разницы во времени начала выхода на рынок по обоим вариантам - АТ. Поэтому введем поправочную проверку на временную разницу вывода на рынок, как показано в формуле:

ДТ * Q < I- I'. (2)

Следующее направление формирования вариантов - способы или рынки применения продукта. Это значит, что объем каждого из рынков, приведенных на рис.1 и в формуле (1), не является фиксированным, а также варьируется в зависимости от возможных способов применения. Таким образом, мы имеем ситуацию, отраженную на рис. 2.

Описанные на рис. 1, 2 ситуации выбора конфигурации нововведения являются преддверием к оценке выгод для участников инновационного проекта на стадии вывода новой разработки на рынок. Прежде всего, любого потенциального участника будет интересовать вопрос, в какой степени ему придется модернизировать свои производственный мощности под выпуск нового продукта, и какова стоимость такой модернизации. Если она окажется запредельной, то вывод новой разработки на рынок может и не состояться. Что касается производства элементов нового продукта, то возможна ситуация, когда будет принято за основу уже выпускающееся изделие - т.е. без модернизации производства. Однако это вовсе не значит, что такая ситуация является наилучшей. На это указывают приведенные на рис. 1, 2 ситуации выбора в зависимости от прогнозируемого объема рынка и возможностей использования продукта. Таким образом, «на чашу весов» принятия решения потенциальным участником проекта ставятся, с одной стороны, стоимость модернизации производства, а с другой - рост продаж выпускаемой продукции. Что касается конечного нового продукта (АВС на рис. 1, 2), то здесь необходимо учесть также затраты на продвижение нового продукта, которые часто оказываются сопоставимыми со стоимостью модернизации производства.

Рис. 2. Ситуация выбора в зависимости от способа применения продукта Описанные выше показатели оценки выгоды от участия в проекте приведены на рис. 3.

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23)

Рис. 3. Варианты соотношения показателей выгоды от участия в проекте

Выводы. Выбор варианта конфигурации инновационного проекта зависит, как минимум, от трех составляющих: структура элементов продукта, способы использования продукта и его элементов, соотношения показателей выгоды от участия в проекте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. -М.: Синтег-Гео, 1997.

2. Путеводитель в мир управления проектами. Комитет по стандартам PMI: Пер. с англ. - К., 1999. - 190с.

3. Управление инвестициями. Т.2 / Под ред. В.В. Шеремета. - М.: ВШ, 1998. -416с.

4. Управление проектами / Под ред. В. Шапиро. - СПб.: Два-три, 1996. -610с.

5. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами. - М.: ВШ, 2001. - 850 с.

6. Зимин И. Н., Оливарес Х. Идентификация проектов: Пер. с англ. - Вашингтон: Издательство ИЭР Всемирного банка, 1992. - 76с.

7. Разу М. Л., Воропаев В. И. Управление программами и проектами. - М.: Инфра-М, 1999. - 280с.

^гаття надмшла до редакцп' 13.08.2007 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23)

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.