Научная статья на тему 'Оценка компаний машиностроительной отрасли при помощи мультипликаторов'

Оценка компаний машиностроительной отрасли при помощи мультипликаторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / КОЭФФИЦИЕНТ "СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА/ВЫРУЧКА" (P/S) / КОЭФФИЦИЕНТ "СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА/ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ" (P/Е) / КОЭФФИЦИЕНТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светкина А. В., Харламова Н. Е.

В статье проводится анализ текущего состояния российской машиностроительной отрасли и перспектив ее развития. Отмечается ряд существенных проблем, тормозящих развитие и снижающих инвестиционную привлекательность предприятий отрасли. Авторы проводят анализ показателей, использующихся на фондовом рынке для оценки привлекательности компании, и выделяют наиболее перспективные компании для инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка компаний машиностроительной отрасли при помощи мультипликаторов»

Новый университет. 2013. № 12 (34)

ISSN 2221-7347

УДК 338.012

А.В. Светкина, Н.Е. Харламова

ОЦЕНКА КОМПАНИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПРИ ПОМОЩИ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ

В статье проводится анализ текущего состояния российской машиностроительной отрасли и перспектив ее развития. Отмечается ряд существенных проблем, тормозящих развитие и снижающих инвестиционную привлекательность предприятий отрасли. Авторы проводят анализ показателей, использующихся на фондовом рынке для оценки привлекательности компании, и выделяют наиболее перспективные компании для инвестирования.

Ключевые слова: машиностроение, коэффициент «стоимость бизне-са/выручка» (P/S), коэффициент «стоимость бизнеса/чистая прибыль» (P/Е), коэффициент рентабельности продаж.

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что машиностроительная отрасль в России постепенно снижает обороты. Это связано в первую очередь с тем, что производственные мощности большинства российских предприятий изношены более чем на 80%, а инвесторы сегодня неохотно рассматривают машиностроительную отрасль в качестве перспективного вида бизнеса.

По оценке экспертов РИА Рейтинг, спад производства в российском машиностроении за первый квартал 2013 года составил 5,7%, что стало одним из худших результатов среди отраслей обрабатывающего сектора. В прошлом году машиностроительный комплекс показал лучший результат в обрабатывающем секторе промышленности, хотя уж в конце года было понятно, что отрасль начинает скатываться в кризис.

В качестве основной причины падения производства в отрасли эксперты называют сокращение инвестиционного спроса в стране. Машиностроение является одним из наиболее чувствительных к ухудшению инвестиционного климата секторов российской экономики. Напомним, что в 2008 году во многих машиностроительных подотраслях, выпускающих инвестиционное оборудование, падение производства началось за несколько месяцев до августа. Примерно также развивается ситуация и сейчас. ВВП еще демонстрирует вялый рост, но машиностроение уже идет под гору.

Динамика производства большей части инвестиционного оборудования в первом квартале 2013 года была отрицательной. Причем темпы спада были большими. Производство зерноуборочных комбайнов сократилось по сравнению с прошлым годом на 14%, экскаваторов - на 17,%, тракторов для сельского хозяйства - на 21,6%, грузовых вагонов - на 23,9%, турбин и генераторов - вдвое меньше.

Значительно лучше чувствуют себя те подотрасли машиностроения, которые ориентированы на потребительский спрос, отмечают аналитики. Например, производство бытовых приборов выросло в отчетном периоде почти на 10%. При этом выпуск холодильников увеличился на 5,2%, стиральных машин - на 20,1%, пылесосов - на 24,9%.

Впрочем, в 2013 году и внутренний потребительский спрос тоже начинает сбоить. Это хорошо видно на примере автомобильного рынка, продажи на котором начали сокращаться в марте, что повлекло за собой резкое сокращение производства легковых автомобилей. В марте их выпуск сократился на 8,1%.

© Светкина А.В., Харламова Н.Е., 2013.

Научный руководитель - к.э.н., доцент Николаева Е.В.

114

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Таким образом, российское машиностроение сейчас вступает в новый виток кризиса, который по глубине спада производства может быть не менее тяжелым, чем кризис 2009 года. И также как и в 2009 году, машиностроители надеются не столько на свои силы, сколько на помощь правительства.

Сегодня у правительства также есть в запасе несколько задумок, которые оно уже начало реализовывать, или только собирается. Например, речь идет о федеральной программе субсидирования производителей сельскохозяйственной техники. Суть ее в том, что заводы продают технику аграриям с 15-процентной скидкой. В свою очередь, Минсельхоз возмещает эту скидку производителям. Не очень изобретательно, но, надо полагать, действенно. Возможно, уже во втором полугодии динамика производства комбайнов и тракторов улучшится. Во всяком случае, есть такая надежда.

Вагоностроители в скором времени также могут получить поддержку в виде запрета на процедуру продления срока службы старых вагонов. Эта мера сейчас активно обсуждается участниками рынка и, скорее всего, она будет введена в скором времени. Пока только не ясно будет ли это жесткий запрет, или правительство только ограничит сроки продления. В любом случае, перевозчикам придется раскошелиться на обновление своего парка.

Обсуждаются также варианты возрождения программы утилизации в различных машиностроительных отраслях, вплоть до судостроения. Вполне возможно, что где-нибудь эта мера снова «выстрелит». В том числе, в автомобилестроении, которое срочно нуждается в какой-то внешней поддержке.

Таким образом, с помощью очередного перехода на ручное управление российское машиностроение может продержаться до того момента, когда инвестиционный спрос в стране возобновит рост.

Проблема заключается лишь в том, что подобные меры стимулирования с некоторым успехом позволяют выживать в периоды острых кризисов, но, как показал опыт, они не ведут к повышению эффективности и конкурентоспособности отрасли. За последние годы конкурентоспособность российской машиностроительной продукции если и росла в отдельных ее секторах, то только за счет создания сборочных предприятий, которые выпускают французские автомобили, германские электровозы и другие виды заграничной техники, успешно противостоящие на внутреннем рынке своим импортным близнецам [2].

Как было сказано выше инвесторы в настоящее время неохотно рассматривают машиностроительную отрасль в качестве перспективного вида бизнеса. Тем не менее, части из них интересна стоимость крупных компаний, в которые возможно вложение средств. Для этого они используют финансовые мультипликаторы.

Анализу особенностей использования оценочных мультипликаторов для компаний из ведущих отраслей российской промышленности посвящен ряд работ, среди которых следует особо отметить работы Чирковой Е.А. [3], Николаевой Е.В. [4].

Финансовые мультипликаторы являются инструментарием фундаментального анализа и направлены главным образом на то, чтобы определить справедливую внутреннюю стоимость компании путем сравнения с аналогами (компаниями из той же отрасли или сектора).

Наиболее известные из финансовых мультипликаторов - коэффициент «стоимость бизне-са/выручка» и коэффициент «стоимость бизнеса/чистая прибыль».

P/S - коэффициент «стоимость бизнеса/выручка» (Price/Sales, P/S) - отношение рыночной капитализации компании к её валовой выручке.

Коэффициент «цена/выручка» (P/S) рассчитывается по формуле:

P/S = Price / Sales, (1)

где

Price - рыночная капитализация компании; Sales - валовая выручка.

115

Новый университет. 2013. № 12 (34)

ISSN 2221-7347

Данный мультипликатор применяется для сравнительной оценки инвестиционной привлекательности акционерных компаний. Широкое распространение данного коэффициента обусловлено следующими факторами: простота расчета; волатильность выручки намного ниже волатильности чистой прибыли компании; оценивание состояния компании по выручке более прозрачно; мультипликатор может быть определен практически всегда (исключение составляют компании на начальной стадии развития).

Но у данного мультипликатора есть и недостаток - показатель не учитывает разницы в эффективности операций сравниваемых компаний. Предприятия с одинаковыми продажами могут иметь совершенно разную прибыльность, следовательно, они будут стоить по-разному.

Можно сделать оценку, что компания с невысоким P/S действительно недооценена рынком только в том случае, если, как минимум, ее маржа чистой прибыли не ниже среднеотраслевой.

P/E - коэффициент «стоимость бизнеса/чистая прибыль» (price per share / earnings ratio, P/E) - рассчитывается как отношение полной стоимости компании (капитализации) к прибыли за отчетный период.

Коэффициент «стоимость бизнеса/чистая прибыль» (P/E) рассчитывается по формуле:

P/E = Price / Earnings ratio, (2)

где

Price - рыночная капитализация компании;

Earnings ratio - чистая прибыль компании.

К недостаткам коэффициента P/E можно отнести такие: если предприятие отобразило в бухгалтерии убытки, то при подсчете справедливой цены получается отрицательное значение; показатель прибыли легко поддается манипуляциям из-за чего предприятия могут подгонять его под нужное им значение.

Коэффициент P/E является одним из основных коэффициентов при оценке инвестиций, но не дает общей картины деятельности предприятия, поэтому его необходимо использовать вместе с другими коэффициентами [3].

Для того чтобы рассмотреть представленные выше мультипликаторы, авторы статьи исследовали 19 крупнейших компаний машиностроительной отрасли (Таблица 1).

Важнейшим фактором при выборе компаний явилось значение капитализации, которое представлено рейтингом «Эксперт-400». Значение чистой прибыли и выручки брались из бухгалтерской отёчности компаний за 2012 год. На основании этих данных авторами рассчитаны мультипликаторы «стоимость бизнеса/выручка», «стоимость бизнеса/чистая прибыль», а также рентабельность продаж. Также выведены их средние значения.

Необходимо отметить, что при определении среднего значения P/S исключены показатели данного мультипликатора по Казанскому вертолетному заводу и МММ «Знамя»; при определении среднего значения P/E исключен показатель данного мультипликатора по ОАО «Автоваз»; при определении рентабельности продаж исключен показатель по Казанскому вертолетному заводу. Это связано с аномально высокими значениями вышесказанных показателей по данным компаниям.

Итак, из таблицы видно, что самая высокая капитализация у компании Объединенная авиастроительная корпорация. Она составляет 35 540 000 рублей. Самая низкая - у компании ОАО «Диод» - 949 000 рублей.

Эффективно работающая компания практически всегда имеет положительный финансово-хозяйственный результат своей деятельности. Высокое значение капитализации говорит о способности субъекта рынка распределять доходы, расширять бизнес, эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, что, в свою очередь, является условием будущей доходности.

116

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Среднее значение P/S составляет 0,38. Повышенные значения данного мультипликатора у ОАО «ГАЗ», Заволжского моторного завода, Подольского машиностроительного завода, ОАО «Диод». Низкие значения мультипликатора у ОАО АвтоВАЗ», корпорации «ИРКУТ», РКК «Энергия» им. С.П. Королева, Нефтекамского автозавода.

Мультипликаторы в оценке стоимости крупнейших российских машиностроительных корпораций

Таблица 1

№ Наименование Капитализация (тыс. руб.) Чистая прибыль (тыс. руб.) Выручка (тыс. руб.) Отношение капитализации к объему реализации (P/S) Отношение капитализации к чистой прибыли (P/E) Рентабель- ность продаж

1 Объединенная авиастроительная корпорация 35 540 000 5 650 000 171 019 000 0,21 6,29 0,033

2 ОАО «АвтоВАЗ» 28 129 000 211 000 183 217 000 0,15 133,31 0,001

3 Группа КамАЗ (ОАО «Камаз») 27 645 000 4 896 535 110 732 535 0,25 5,65 0,044

4 Группа ГАЗ (ОАО «Газ») 18 002 000 684 707 23 396 601 0,77 26,29 0,029

5 «Казанский вертолетный завод» 16 545 000 3 662 499 1 895 768 8,73 4,52 1,932

6 ОАО «Соллерс» 14 780 000 922 000 65 549 000 0,23 16,03 0,014

7 ОАО «УАЗ» 10 439 000 985 596 27 931 414 0,37 10,59 0,035

8 Уфимское МПО 8 269 000 2 007 000 27 232 000 0,30 4,12 0,074

9 «Заволжский моторный завод» 7 486 000 234 638 7 896 432 0,95 31,90 0,030

10 Корпорация «ИРКУТ» 6 594 000 1 000 000 48 500 000 0,14 6,59 0,021

11 РКК «Энергия» им. С.П. Королева 4 825 000 112 494 32 518 161 0,15 42,89 0,003

12 «Мотовилихинские заводы» 4 558 000 252 732 14 427 442 0,32 18,03 0,018

13 Машиностроительный завод (МММ «Знамя») 4 347 000 89 475 666 562 6,52 48,58 0,134

14 ОАО «Русполимет» 3 208 000 261 776 7 684 882 0,42 12,25 0,034

15 ТКЗ Красный Котельщик 2 704 000 280 392 7 612 488 0,36 9,64 0,037

16 Группа ОМЗ 1 218 000 107 004 3 889 878 0,31 11,38 0,028

17 «Подольский машиностроительный завод» 1 027 000 19 552 1 160 081 0,89 52,53 0,017

18 Нефтекамский автозавод 1 014 000 52 502 10 058 628 0,10 19,31 0,005

19 ОАО «ДИОД» 949 000 112 258 1 550 557 0,61 8,45 0,072

Среднее значение показателей 0,38 18,62 0,035

При анализе мультипликатора P/Е можно столкнуться со следующими трудностями: высокое значение данного мультипликатора может говорить как о прекрасных перспективах компании, так и о нежелательном падении ее чистой прибыли. Однако если одна из компаний-аналогов имеет меньший P/E, мы можем говорить об имеющемся потенциале роста либо за счет высокой чистой прибыли, либо за счет недооцененных акций.

Среднее значение P/E составляет 18,62. Повышенные значения данного мультипликатора у Заволжского моторного завода, РКК «Энергия» им. С.П. Королева, МММ «Знамя», Подоль-

117

Новый университет. 2013. № 12 (34)

ISSN 2221-7347

ского машиностроительного завода. Низкие значения мультипликатора у Объединенной авиастроительной корпорации, ОАО «Камаз», Казанского вертолетного завода, Уфимского МПО, корпорации «ИРКУТ».

Более высокие значения Р/S говорят о повышенной марже операционной прибыли, о более низких коэффициентах реинвестиций и о более низкой стоимости привлечения капитала. Проблемой является то, что очень высокие показатели данного мультипликатора могут свидетельствовать о завышенной рыночной капитализации рассматриваемых компаний, то есть об их переоценке инвесторами.

Среднее значение рентабельности продаж - 0,035. Повышенные значения данного мультипликатора у Уфимского МПО, МММ «Знамя», ОАО «Диод». Низкие значения мультипликатора у ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Соллерс», РКК «Энергия» им. С.П. Королева, «Мотовилихинские заводы», Подольского машиностроительного завода, Нефтекамского завода.

Коэффициент рентабельности продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности компании и показывает, сколько данная компания имеет чистой прибыли с одного рубля продаж. Если это выразить другими словами, то сколько средств остается у компании после покрытия себестоимости продукции, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.

Таким образом, по итогам практической части можно сделать вывод, что только 3 компании из 19 имеют одновременно приближенные к среднему значению мультипликаторы «стоимость бизнеса/выручка», «стоимость бизнеса/чистая прибыль», рентабельность продаж. Это ОАО «УАЗ», ОАО «Русполимет», Группа ОМЗ. Тем не менее, при выборе компании в целях инвестирования в нее финансовых средств авторы статьи предлагают рассмотреть компанию ОАО «УАЗ», поскольку помимо хороших значений мультипликаторов, она занимает седьмое место в рейтинге капитализации.

Библиографический список:

1. Бухгалтерская отчетность компаний.

2. Оценка экспертов РИА Рейтинг.

3. Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии: Пособие по использованию рыночных мультипликаторов / 2-е изд., испр. и доп. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

4. Николаева Е.В. Особенности оценки бизнеса российских металлургических корпораций // Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы XIV всерос. симп., Москва, 9-10 апреля 2013 г. / под ред. чл.-кор. РАН Г. Б. Клейнера, Москва: ЦЭМИ РАН, 2013. C. 136-138.

Статья поступила в редакцию 17.11.2013.

СВЕТКИНА Анна Валерьевна - магистрант кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета.

ХАРЛАМОВА Наталья Евгеньевна - магистрант кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета.

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.