Научная статья на тему 'Особенности роста прибыли крупных корпораций России'

Особенности роста прибыли крупных корпораций России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / КОРПОРАЦИЯ / ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кужелева Е. А.

В условиях перехода к рыночной экономике и жесткой конкуренции среди крупных предприятий и холдингов России возникают некоторые трудности, касаемые получения и распределения прибыли. Исследование проблем роста, получения и перераспределения прибыли тесным образом связано с течением развития конкуренции между корпорациями, и формы такой борьбы – ведут к одному: к исчезновению или к понижению прибыли. Данный факт имеет свои особенности, ведь идеальная рыночная конкуренция присуща рыночным отношениям. Прибыль как экономическое отношение получает свое движение и развитие в хозяйственной деятельности корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности роста прибыли крупных корпораций России»

Новый университет. 2013. № 11 (33)

ISSN 2221-7347

УДК 338

Е.А. Кужелева

ОСОБЕННОСТИ РОСТА ПРИБЫЛИ КРУПНЫХ КОРПОРАЦИЙ РОССИИ

В условиях перехода к рыночной экономике и жесткой конкуренции среди крупных предприятий и холдингов России возникают некоторые трудности, касаемые получения и распределения прибыли. Исследование проблем роста, получения и перераспределения прибыли тесным образом связано с течением развития конкуренции между корпорациями, и формы такой борьбы - ведут к одному: к исчезновению или к понижению прибыли. Данный факт имеет свои особенности, ведь идеальная рыночная конкуренция присуща рыночным отношениям. Прибыль как экономическое отношение получает свое движение и развитие в хозяйственной деятельности корпораций.

Ключевые слова: прибыль, корпорация, внедрение инноваций, эффективность бизнеса.

В современной экономике прибыль характеризует успешность деятельности корпораций, своевременность достижения поставленных целей, учитывая имеющиеся ограничения и возможности.

Рассмотрим крупную компанию Орловской области - ОАО «Агропромышленный комплекс «Орловская Нива», организованную в 1994 году. Исследование ее деятельности свидетельствует об успешном бизнесе и эффективных стратегических планах, учитывающих рыночную конъюнктуру не только региона, но и России.

ОАО «АПК «Орловская Нива» занимается разведением молочного животноводства и птицеводства, с 2006 года является участником проекта «Развитие АПК».

В ходе проекта ОАО «АПК «Орловская Нива» в СП «Сабурово» ввело в эксплуатацию крупнейший в области молочный комплекс на 1200 голов дойного стада, применены современные технологии на репродукторе 2 порядка по производству инкубационных яиц и птицефабрике производственной мощностью 11 тыс. тонн птицы в год. В 2011 году начала работу программа по созданию магазинов шаговой доступности «Родное село», целью которой является поддержка местных сельскохозяйственных товаропроизводителей и помощь им в решении проблемы сбыта продукции. В рамках данной программы открылись 9 магазинов в г. Орел и 14 - в Орловской области. [1]

Прибыль предприятия в 2010 году составила 109052 тысяч рублей, в 2011 году - 79342 тысяч рублей, а в 2012 году - 26092 тысяч рублей.

ОАО «АПК «Орловская Нива» обеспечивает бюджетные организации города и области продуктами питания: говядиной, мясом птицы, цельномолочной продукцией, мукой, крупяными и кондитерскими изделиями, колбасными и другими изделиями на общую сумму 30 млн. руб. в год, что является большим преимуществом данной корпорации.

Исследование деятельности данной корпорации подтверждает, что успех ведения бизнеса зависит от выполнения заранее сформулированных задач, на основании которых реализуются следующие мероприятия:

1) постоянное совершенствование экономических отношений, учитывая требования рынка;

2) осуществление инвестиционных вложений в инновационные проекты;

3) формирование альтернативных вариантов использования ресурсного потенциала с учётом сбалансированности внутри корпоративных и межкорпоративных социальноэкономических интересов;

© Кужелева Е.А., 2013.

72

ISSN 2221-7347

Экономика и право

4) расширение компании по выбранным направлениям с учётом имеющихся ограничений и возможностей.

5) проведение мониторинга и финансового контроля деятельности. [2]

Рассмотрим следующее предприятие - ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (г. Верхняя Салда Свердловской области). Российская металлургическая компания занимается производством титана и изделий из него, а также полуфабрикатов из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе и прессованных крупногабаритных изделий из алюминиевых сплавов. Корпорация занимает более 30% мирового рынка титана.

ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» - это единая вертикально интегрированная организация - лидер на мировом высокотехнологичном рынке авиационных материалов. Ежегодно компанией производится свыше 20 тыс. тонн титановой продукции, большая её часть идёт на экспорт. Основные потребители продукции «ВСМПО-АВИСМА» - крупнейшие в мире авиастроительные компании Boeing и Airbus. Партнерами ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» являются более 300 фирм в 48 странах мира, в том числе ведущие мировые авиастроительные компании.

Чистая прибыль на 2012 год составила 6216 млн. рублей, темп роста чистой прибыли -106%. [3]

Следующая крупная корпорация - Корпорация «Иркут». Корпорация «Иркут», созданная в 2000 году на базе Иркутского авиапромышленного объединения, сегодня представляет собой системно интегрированную компанию, обеспечивающую весь цикл работ, включая маркетинг, проектирование, производство, реализацию и послепродажное обслуживание современной авиационной техники военного и гражданского назначения. Корпорация является лидером российского авиастроения по размеру портфеля заказов и занимает второе место по объему продаж.

«Иркут» — один из основных производителей боевых самолетов семейства Су-27/Су-30, обеспечивает около 10% оборонного экспорта России. Продукция Корпорации экспортируется в страны Восточной и Юго-Восточной Азии и Северной Африки. Стремясь к диверсификации продуктового ряда, Корпорация разрабатывает и производит самолеты-амфибии Бе—200, учебно-тренировочные и транспортные самолеты, беспилотные летательные аппараты, авионику и комплектующие для пассажирских авиалайнеров. В Корпорации работает более 16 000 высококвалифицированных сотрудников [4].

Корпорация «Иркут» — динамично развивающаяся компания. В 2011 году объем продаж составил 528 млн. долл. США, что на 71% больше, чем в 2010 году. В 2012 году Корпорация зафиксировала достигнутый уровень объема продаж, демонстрируя устойчивость развития бизнеса. Объем продаж в 2003 году составил 522 млн. долл. США. Более 90% объема продаж Корпорации приходится на экспорт. Портфель действующих заказов на 1 января 2013 года составил 4,5 млрд. долл. США, что более чем в 8 раз превысило показатель выручки компании за 2012 год.

Корпорация осуществляет целенаправленную политику информационной прозрачности и открытости [4].

Стратегической целью развития Корпорации «Иркут» является увеличение объема продаж, повышение рыночной капитализации компании и выход на ведущие позиции в мировой авиационной отрасли.

Группа компаний «Газпром» за девять месяцев 2013 года добыла 339,04 млн. баррелей (46,15 млн. тонн) нефтяного эквивалента, улучшив результат прошлого года на 4%. Добыча газа выросла на 33,1% - до 372,9 млрд. кубических футов. Объем нефтепереработки за девять месяцев упал на 1,8% - до 32,09 млн. тонн, что связано с плановым ремонтом на НПЗ.

Чистая прибыль «Газпром нефть» по МСФО за этот период составила 135,15 млрд рублей, увеличившись на 0,4%. По предварительным прогнозным данным самой компании «Газпром» - выручка от продаж, валютная выручка, EBITDA и чистая прибыль - по итогам 2013 года увеличатся по сравнению с 2012 годом. [5].

73

Новый университет. 2013. № 11 (33)

ISSN 2221-7347

ОАО «Лукойл» - российская нефтяная компания. К основным видам деятельности компании можно отнести операции по разведке, добыче и переработке нефти и природного газа, реализации нефти и нефтепродуктов. Согласно опубликованной консолидированной финансовой отчетности, чистая прибыль компании за 9 месяцев 2013 года составила 8,3 млрд долларов, чистая прибыль за 3 квартал 2013 года составила 3 509 млн. долларов, что на 245% выше уровня 2 квартала 2013 года. Свободный денежный поток за 9 месяцев 2013 года составил 4,8 млрд. долларов, показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов, налога на прибыль, износа и амортизации) 14 249 млн. долларов (снижение на 7%).

Рис. 1. Методика формирования прибыли [7]

Существенное влияние на чистую прибыль за 9 месяцев 2013 года оказало увеличение налогов, кроме налога на прибыль. Однако, не смотря ни на что, ОАО «ЛУКОЙЛ» продолжает демонстрировать лучшую финансовую эффективность в отрасли.

Выручка от реализации составила 103 152 млн. долларов.

Чистый долг за 9 месяцев 2013 года снизился на 2 285 млн. долларов, или на 36% по сравнению с началом года.

74

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Мероприятия по повышению эффективности деятельности и сдерживанию роста затрат позволили компании увеличить чистую прибыль и операционную эффективность в 3 квартале 2013 года по сравнению со 2 кварталом 2013 года и 3 кварталом 2012 года. [6]

Итак, норма прибыли российских корпораций состоит из себестоимости собственного капитала фирмы и средней нормы прибыли по данной отрасли.

Таким образом, изучив данные по особенностям роста прибыли крупных корпораций России, можно представить методику формирования прибыли (Рис. 1).

Библиографический список:

1. ОАО АПК «Орловская нива» [сайт]. URL: http://niva.hop.ru.

2. Ледовских В.О. Информационное обеспечение управления потоками денежных средств в агрохолдинге // Проблемы развития менеджмента, логистики и коммерции в условиях новой экономики. Материалы международной научно-практической конференции. 2006.

3. Корпорация ВСМПО-АВИСМА [сайт]. URL: http://www.vsmpo.ru.

4. Корпорация «Иркут» [сайт]. URL: http://www.irkut.com/ru/corporation.

5. Газпром в вопросах и ответах [сайт]. URL: http://www.gazpromquestions.ru.

6. Мищенко Т.Л. Особенности успешного бизнеса корпораций в современных экономических условиях // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1.

7. Рюмин И.В., Афанасьев И.В. Методика оценки формирования и распределения прибыли в российских корпорациях // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 9. С. 87-93.

Статья поступила в редакцию 05.12.2013.

КУЖЕЛЕВА Елена Александровна - магистрант Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.