физическое развитие, физическая активность
Keywords: child health, lifestyle, good nutrition, physical development, physical activity УДК 616-07
С.В. Гарина, Л.А. Балыкова, И.С. Назарова
ОЦЕНКА КАРНИТИНОВОГО СТАТУСА У НЕДОНОШЕННЫХ
НОВОРОЖДЕННЫХ5
ФБГОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева», Саранск, [email protected]
Недоношенные дети с очень низкой (ОНМТ) и экстремально низкой массой тела (ЭНМТ) имеют глубокую функциональную незрелость, низкие адаптационные возможности организма и нуждаются в длительном и дорогостоящем лечении. Одной из причин, усугубляющей проявления постнатальной дезадаптации у этой категории пациентов, является карнитиновая недостаточность [1]. Потребность в энергии у детей с ОНМТ и ЭНМТ исключительно высока, карнитин непосредственно участвует в катаболизме липидов с образованием кетоновых тел, являющихся дополнительным источником энергии для периферических тканей, скелетной мускулатуры, миокарда, головного мозга, а также способствует синтезу сурфактанта [2]. Возможным резервом предупреждения патологических состояний перинатального периода может быть своевременная диагностика и коррекция карнитиновой недостаточности [3].
Цель работы: определение физиологических границ содержания карнитина и его производных в крови недоношенных новорожденных.
Пациенты и методы исследования. В основную группу вошли недоношенные дети со сроком гестации от 24 до 37 недель (n=74). Контрольную группу составили условно здоровые доношенные новорожденные (n=24) от физиологических беременности и родов без факторов риска в перинатальный период с оценкой по шкале Апгар 8-9 баллов. Дети с органическими заболеваниями сердечно-сосудистой и центральной нервной
5 SV Garin, LA Balykova, IS Nazarova. Assessment Of Status Carnitine In Preterm Infants. FBGOU VPO "Mordovia State University NPOgarev", Saransk.
634
системы, тяжелой соматической и хирургической патологией в исследование не включались. Определение уровня общего карнитина; свободного карнитина; связанного карнитина в периферической крови проводили на 3-5 день жизни.
Результаты исследования. Средний уровень общего карнитина в группах не выходил за рамки установленных норм (30-60 мкмоль/л). Но в исследуемой группе содержание карнитина (50,5±4,1 мкмоль/л) было достоверно ниже, чем в контрольной группе (64,1±2,9 мкмоль/л) (р<0,05). Наименьшие средние показатели общего карнитина отмечались в у детей с ОНМТ (46,7±3,8 мкмоль/л). Нами установлена положительная корреляционная зависимость уровня общего карнитина с массой тела при рождении у глубоконедоношенных детей (г=0,698,р<0,05). Средний уровень свободного карнитина был несколько выше у недоношенных детей (37,35±3,9 мкмоль/л против 36,0±2,8 мкмоль/л у доношенных). Наименьшим данный показатель был опять в группе детей с ОНМТ (32,0±2,7 мкмоль/л). Уровень связанного карнитина был несколько ниже в исследуемой группе (14,6±0,9 мкмоль/л против 18,2±1,7 мкмоль/л в контрольной группе). Карнитиновый индекс в исследуемой группе был выше, чем в контрольной (0,420±0,032 мкмоль/л против 0,407±0,037 мкмоль/л). Повышенные значения данного показателя встречались у 7% недоношенных, в основном среди детей с ЭНМТ. Значения общего и свободного карнитина были выше у мальчиков (общий карнитин 57,9±3,2 мкмоль/л против 49,4±2,8 мкмоль/л у девочек, свободный карнитин - 39,0±2,8 мкмоль/л против 36,9±4,2 мкмоль/л соответственно, р<0.05). Карнитиновый индекс был достоверно выше у детей, рожденных путем кесарева сечения в исследуемой группе 0,45±0,02 мкмоль/л против 0,41±0,04 мкмоль/л в контрольной.
Выводы. Нормальные границы содержания карнитина и его производных в сыворотке крови у недоношенных детей не имеют существенных отличий с доношенными здоровыми новорожденными, хотя средние значения общего карнитина у недоношенных находятся в более низких границах пропорционально сроку гестации и массе тела (у недоношенных с ОНМТ и ЭНМТ) и не всегда отражают наличие и выраженность карнитиновой недостаточности. Абсолютная карнитиновая недостаточность имеет место у 6% недоношенных новорожденных, а у остальных присутствуют признаки относительной карнитиновой недостаточности, затрудняющей течение периода постнатальной адаптации.
Литература:
1. Воробьева О.В., Левченко Л.А., Мухина Н.И. и др. Опыт использования
635
L-карнитина у недоношенных новорожденных // Буковинский медицинский вестник. 2011. Т.15, № 1. С. 30-33.
2. Гармаева В.В. Особенности биосинтеза, метаболизма и функции карнитина в организме плода и новорожденного // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2007. Т. 5, № 5. С.21-26.
3. Балыкова Л.А. Результаты и перспективы использования средств энерготропной терапии в педиатрии на примере L-карнитина // Вопросы практической педиатрии. 2009. Т. 4, №2. С. 49-55.
Иванова Л.А., Горбатюк И.Б.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИКО-ПАРАКЛИНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ВЕРИФИКАЦИИ СТРЕПТОКОККОВЫХ ТОНЗИЛЛОФАРИНГИТОВ У ДЕТЕЙ6
Буковинский государственный медицинский университет, г. Черновцы,
Украина, gorbatyuk.med@mail .ru
С целью изучения диагностического значения общеклинических и параклинических показателей в верификации стрептококковых ТФГ у детей для оптимизации лечения и предотвращения развития осложнений сформированы две клинические группы. Первую (I, основную) группу составили 10 детей с диагнозом «стрептококковыйтонзиллофарингит». Стрептококковая этиология заболевания была подтверждена положительными результатами стрептатеста и культурального исследования мазка из зева. Во II клиническую группу вошло 16 пациентов с
тонзиллофарингитомнестрептококковой этиологии, о чем свидетельствовали отрицательные результаты стрептатеста и бактериального исследования содержимого из зева и задней стенки глотки. Средний возраст пациентов основной группы составил - 5,6±1,2 года, группы сравнения - 6,3±0,9 года (р>0,05). Часть мальчиков среди больных I клинической группы составила 32,3±3,5%, среди детей II группы - 35,4± ,1% (р> 0,05). По основным
6 Ivanova L.A., Gorbatyuk I.B. Diagnostic Value Of Clinical - Paraclinical Indicators Verification Streptococcal Tonsillopharyngitis In Children. Bukovina State Medical University, Chernivtsi, Ukraine.