эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений как необходимое условие безопасности жизнедеятельности детей и подростков//Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Матер. IVВсерос. Конгресса по школьн. и университетской медицине с междунар. участием. 15-16 мая 2014, Санкт-Петербург: ООО «Эри», 2014. С . 157-158.
5. Молдованов В.В. Санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений и его влияние на здоровье школьников: проблемы и пути решения/Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков: Матер. IVВсерос. Конгресса по школьн. и университетской медицине с междунар. участием. 15-16 мая 2014, Санкт-Петербург: ООО «Эри», 2014. — с . 218-219.
Ключевые слова: показатели здоровья, профилактика, заболеваемость, дети, подростки, окружающая среда, факторы учебной среды.
Key words: health indicators, preventive measures, morbidity, children, teenagers, environment, learning factors.
Балыкова О.П., Колабкин Н.А., Баранов Д.В.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА4
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия, [email protected]
В период выраженного демографического спада здоровье молодежи приобретает особую ценность, так как она представляет собой интеллектуальный, репродуктивный, социально-экономический и культурный резерв государства. Актуальна проблема анализа и оценки реальной ситуации, сложившейся на сегодняшний день в сфере здоровья населения, и особенно среди лиц молодого возраста.
Нами проведено анкетирование детей младшего школьного возраста
4 Balykova O.P., Kalabkin N.A., Baranov D.V. Assessment Of Health Status Of Primary School Children. National Research Mordovia State University, Saransk, Russia.
631
общеобразовательных школ Республики Мордовия. Были использованы анкеты типа ИББС (анкеты для младших школьников, при проведении комплексной оценки состояния здоровья), которые на наш взгляд наиболее полно оценивают не только физическое и психологические состояние ребенка, но и затрагивает его генетическую предрасположенность, что является актуальной проблемой человечества. Случайная выборка составила 100 учеников начальных классов (4 класс). Из них 65 детей русские по национальности, 24 детей - мордва, 11 татарской национальности.
Среди факторов влияющих на здоровье, доля влияния генетического фактора составляет около 20%, что побудило нас оценить генетические возможности ребят в связи с питанием по обоим родителям.
В результате опроса было выявлено, что у 21% детей по отцовской и у 33% -по материнской линии имеется недостаточность питания, избыточность питания наблюдалась соответственно у 16 и 3 % детей. Больше половины детей имеют нормальные генетические возможности.
Следующим этапом мы оценивали, показывают ли родители пример в занятиях физкультурой: 31 родитель показывает пример, 37 не показывают (безучастны). 15 семей, где только мама и 17 семей, где только папа является примером. Эти данные показывают, что родители должны больше уделять времени физическому воспитанию своих детей.
Мы не могли оставить без внимания вопрос о том, как сами ребята относятся к физической культуре: подавляющее большинство - 89% детей считают, что занятия физкультурой важны или очень важны и без них нельзя обойтись, при этом только13 ребят сами занимаются физкультурой и активно посещают различные секции; 6 - не отрицают важность физкультуры, но можно обойтись и без нее. К сожалению, есть дети (5%), которые говорят, что физкультура не важна.
Следующая группа вопросов позволила оценить проведение свободного времени ребенком. Гуляют с друзьями или ходят в спортивные секции 47 % детей. К сожалению, большинство детей (54%) предпочитает пассивное проведение своего свободного времени: сидя на диване и смотря телевизор.
Конечно, очень важным критерием физического развития является
регулярность питания. Четверть респондентов отметили нерегулярность своего
питания. Мы выявили зависимость, что те дети, которые питаются нерегулярно,
имеют отклонения от показателей нормального развития. Важна не только
регулярность питания, но и его «правильность». Как показало наше
632
исследование, практически все дети питаются неправильно (употребление большого количества сладкого, газированных напитков).
Для составления полной картины физического развития необходимо знать индекс массы тела, для его определения необходимы весовые и ростовые показатели ребенка. По полученным нами данным 22% детей имеют выраженный дефицит массы тела (ИМТ ниже 16), у 39% - недостаточная масса тела (ИМТ = 16 - 18,5), только 33% школьников имеют нормальную массу(ИМТ = 18,5 - 25), у 3% - выявлена избыточная масс (ИМТ = 25 - 30), а у 1% - ожирение первой степени (ИМТ = 30 - 35).
Таким образом, по результатам проведенного исследования установлено, что две трети школьников младших классов имеют отклонения в параметрах физического развития, с преобладанием дефицита массы. В большинстве случаев изменения связаны с нерегулярностью употребления пищи, неправильным рационом. Гиподинамия, обусловленная чрезмерным увлечением компьютерными играми и бесконтрольным просмотром телепередач, является значительным фактором риска нарушения здоровья детей, что усугубляется достаточно низким процентом охвата детей занятиями в спортивных секциях.
По данным ВОЗ ведущее значение в сохранении и укреплении здоровья имеет образ жизни человека. Образ жизни детей напрямую зависит от их родителей. Полученные сведения говорят о необходимости усиления просветительской работы в области пропаганды здорового образа жизни среди населения, учитывая тот факт, что для ребенка, особенно младшего школьного возраста, родители, в большинстве случаях, являются примером для подражания и имеют непререкаемый авторитет. Осуществление этих задач невозможно без совместной деятельности медицинских работников, педагогов, родителей и, конечно, самих детей и подростков при сохранении ведущих позиций за врачами-специалистами с разработкой и подготовкой, адаптированных к практическому применению, информационных материалов по самым разным вопросам профилактики и оздоровления детского и подросткового контингента.
Литература:
1. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М., 1988.
Ключевые слова: здоровье детей, образ жизни, рациональное питание;
633
физическое развитие, физическая активность
Keywords: child health, lifestyle, good nutrition, physical development, physical activity УДК 616-07
С.В. Гарина, Л.А. Балыкова, И.С. Назарова
ОЦЕНКА КАРНИТИНОВОГО СТАТУСА У НЕДОНОШЕННЫХ
НОВОРОЖДЕННЫХ5
ФБГОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева», Саранск, [email protected]
Недоношенные дети с очень низкой (ОНМТ) и экстремально низкой массой тела (ЭНМТ) имеют глубокую функциональную незрелость, низкие адаптационные возможности организма и нуждаются в длительном и дорогостоящем лечении. Одной из причин, усугубляющей проявления постнатальной дезадаптации у этой категории пациентов, является карнитиновая недостаточность [1]. Потребность в энергии у детей с ОНМТ и ЭНМТ исключительно высока, карнитин непосредственно участвует в катаболизме липидов с образованием кетоновых тел, являющихся дополнительным источником энергии для периферических тканей, скелетной мускулатуры, миокарда, головного мозга, а также способствует синтезу сурфактанта [2]. Возможным резервом предупреждения патологических состояний перинатального периода может быть своевременная диагностика и коррекция карнитиновой недостаточности [3].
Цель работы: определение физиологических границ содержания карнитина и его производных в крови недоношенных новорожденных.
Пациенты и методы исследования. В основную группу вошли недоношенные дети со сроком гестации от 24 до 37 недель (n=74). Контрольную группу составили условно здоровые доношенные новорожденные (n=24) от физиологических беременности и родов без факторов риска в перинатальный период с оценкой по шкале Апгар 8-9 баллов. Дети с органическими заболеваниями сердечно-сосудистой и центральной нервной
5 SV Garin, LA Balykova, IS Nazarova. Assessment Of Status Carnitine In Preterm Infants. FBGOU VPO "Mordovia State University NPOgarev", Saransk.
634