Научная статья на тему 'К оценке факторов риска в развитии нарушений состояния здоровья детей и подростков'

К оценке факторов риска в развитии нарушений состояния здоровья детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
370
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ФАКТОРЫ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ / HEALTH INDICATORS / PREVENTIVE MEASURES / MORBIDITY / CHILDREN / TEENAGERS / ENVIRONMENT / LEARNING FACTORS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Александрова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К оценке факторов риска в развитии нарушений состояния здоровья детей и подростков»

Александрова Г.А.

К ОЦЕНКЕ ФАКТОРОВ РИСКА В РАЗВИТИИ НАРУШЕНИЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ3

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия, alex-galina@mail.т

На Всероссийском Конгрессе по школьной и университетской медицине (Санкт-Петербург, 2014) в выступлениях ученых отмечалось, что здоровье детей и подростков, которое в значительной степени определяет здоровье взрослого населения, ухудшается. Для разработки необходимых лечебно-профилактических мероприятий, принятия эффективных административных решений с целью улучшения показателей состояния здоровья детского населения большое значение имеет выявление и оценка факторов окружающей среды, оказывающих неблагоприятное влияние на население.

Ежегодно Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека готовит Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации», в котором (как в нем указано) на основе системного анализа данных социально-гигиенического мониторинга выделяет факторы среды обитания человека, оказывающие негативное воздействие на здоровье населения, а также оценивает влияние комплекса санитарно-эпидемиологических и социально-экономических факторов.

В Государственном докладе 2013 года [1] отмечено, что санитарно-эпидемиологическая обстановка в целом по Российской Федерации за период 2010—2013 годы характеризуется как стабильная с небольшой положительной тенденцией.

Приоритетными проблемами при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации названо неблагоприятное влияние факторов среды обитания, связанных с условиями

3 Alexandrova G.A. By the assessment of risk factors in the development of disturbances of the health of children and adolescents. Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia.

обучения и воспитания детей и подростков; факторов образа жизни, прежде всего потребление алкоголя, табакокурение, уровень сбалансированности питания; факторов, определяющих состояние инфекционной и паразитарной заболеваемости.

Среди факторов условий труда, формирующих у детей негативные тенденции в состоянии здоровья в 28 субъектах РФ, являются условия обучения и воспитания детей и подростков в организованных коллективах, которые приводят к распространению болезней органов дыхания, мочеполовой системы, инфекционных и паразитарных заболеваний у детей.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, анализируя в докладе условия обучения и воспитания, отмечает увеличение охвата школьников горячим питанием в целом по Российской Федерации в 2013 году, который составил 87,0 %, что на 3,4 % выше уровня 2011 г. Увеличилась доля школьников 1—4-х классов, 5—11-х классов, получающих горячее питание в школах, на 1,1 и 5,0 % соответственно. Улучшилась материально-техническая база учреждений для детей и подростков: удельный вес объектов третьей группы по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия в целом по Российской Федерации за период 2011—2013 гг. сократился и составил в 2013 году 1,2%. Уменьшился удельный вес исследований (замеров) мебели, искусственной освещенности, микроклимата, не соответствующих гигиеническим требованиям. Улучшается качество готовых блюд по микробиологическим показателям. Неблагоприятная ситуация с качеством готовых блюд в учреждениях для детей и подростков отмечалась только в 7 субъектах РФ (в Смоленской области, г. Москве, Карачаево-Черкесской Республике, Ямало-Ненецком автономном округе, Республиках Бурятия и Тыва).

По мнению Роспотребнадзора, в формировании гармоничного роста и развития ребёнка большое значение имеют только такие составляющие организованного питания, как калорийность рациона и содержание витамина С в искусственно витаминизированных блюдах (а не наличие в питании, например, молочных продуктов, рыбы). В 2013 г. удельный вес исследованных проб готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требованиям по калорийности, составил 7,3 % (в 6 субъектах РФ), по содержанию витамина С -10,5 % (в 4 субъектах РФ).

В профилактике нарушений осанки и нарушений зрения у детей, согласно

докладу, значение имеют только условия для зрительной работы. Удельный вес

628

школ, в которых уровень искусственной освещённости не соответствовал гигиеническим требованиям, по итогам 2013 г. составил 15,4 %; дошкольных организаций - 15,7 %, Удельный вес замеров уровня искусственной освещённости, не отвечающих гигиеническим требованиям, за 2011—2013 годы по общеобразовательным учреждениям составил 9,2 %; по дошкольным организациям - 8,9 %. Полагаем, что приведенные данные не позволяют объективно проанализировать состояние искусственной освещенности в образовательных учреждениях, так как нет сведений, в каких пределах имеют место отклонения фактических замеров от гигиенических требований.

В докладе отмечена зависимость вероятности формирования только у дошкольников нарушений зрения и осанки с показателями удельного веса дошкольников, занимающихся в условиях использования некомплектной мебели и недостаточного освещения. Но эта зависимость фактически не подтверждается данными доклада, так как не названы субъекты РФ, в которых отмечается рост указанной патологии и несоответствие нормативам уровней искусственной освещенности.

Принимая во внимание, что в структуре общей заболеваемости подростков 15-17 лет на четвертом месте болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани [2], условия обучения в образовательных учреждениях влияют на формирование этой патологии и в данной возрастной группе, а не только у детей дошкольного возраста.

Следует отметить, что в Государственном докладе не оцениваются многие факторы риска учебной среды, влияющие на состояние здоровья обучающихся [3, 4, 5]. К этим факторам можно отнести следующие: учебная недельная нагрузка, продолжительность урока и перемен, правильность использования информационно-коммуникативных технологий, наполняемость классов (групп), организация физического воспитания, в том числе для детей, отнесенных к специальной физкультурной группе.

Основными показателями состояния здоровья детского населения в докладе

указаны заболеваемость детей и распространенность болезней органов дыхания

(в формировании которых имеет значение комплексная химическая нагрузка на

население), распространенность болезней органов пищеварения (в

формировании которых приоритетное значение имеет биологическая нагрузка

на население). Полагаем, что при подготовке Государственного доклада «О

состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в

Российской Федерации» Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав

629

потребителей и благополучия человека должно приниматься во внимание, что показателем собственно здоровья детей и подростков является «группа здоровья», которая основывается на четырех базовых критериях, среди которых имеется «уровень достигнутого развития и степень его гармоничности». Определение группы здоровья ребенка является комплексной оценкой его состояния здоровья в соответствии с приказом министерства здравоохранения РФ от 30.12.2003 года № 621.

В докладе за 2013 год также приведены некоторые результаты профилактических медицинских осмотров детей и подростков-школьников в возрасте до 17 лет включительно, которые показали, что в динамике с 2010 года отмечается снижение удельного веса детей и подростков-школьников с нарушениями зрения, со сколиозом, с нарушениями осанки. В конце первого года обучения увеличивается число детей (по сравнению с их осмотром перед поступлением в школу) с понижением остроты зрения (в 1,45 раза), со сколиозом (в 1,67 раз), с нарушением осанки (в 1,32 раза). Полагаем, что в докладе фактически не дана оценка приведенным данным профилактических осмотров, поскольку не проанализировано, какие факторы учебной среды могли привести к такому увеличению числа детей с указанной патологией всего за один год обучения в первом классе.

Вывод: необходимо проведение объективного разностороннего изучения условий обучения и воспитания в образовательных учреждениях, оценки влияния факторов учебной среды на организм детей и подростков, обеспечения комплекса профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий по профилактике заболеваний для решения сложной задачи сохранения и укрепления здоровья детского населения.

Литература:

1. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году». Москва, 2014. 191 с.

2. Доклад о состоянии здоровья населения и организаций здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013 год: Москва, 2014. - 128 с.

3. Кудашова Л.Т. Формирование здорового образа жизни школьников//Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения.2013.Т.8. С. 191-192.

4. Колесникова С.А., Решетникова С.Л., Климковецкая Е.М. Санитарно-

630

эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений как необходимое условие безопасности жизнедеятельности детей и подростков//Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Матер. IVВсерос. Конгресса по школьн. и университетской медицине с междунар. участием. 15-16 мая 2014, Санкт-Петербург: ООО «Эри», 2014. С . 157-158.

5. Молдованов В.В. Санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений и его влияние на здоровье школьников: проблемы и пути решения/Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков: Матер. IVВсерос. Конгресса по школьн. и университетской медицине с междунар. участием. 15-16 мая 2014, Санкт-Петербург: ООО «Эри», 2014. — с . 218-219.

Ключевые слова: показатели здоровья, профилактика, заболеваемость, дети, подростки, окружающая среда, факторы учебной среды.

Key words: health indicators, preventive measures, morbidity, children, teenagers, environment, learning factors.

Балыкова О.П., Колабкин Н.А., Баранов Д.В.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА4

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия, balykova.oxana@yandex.ru

В период выраженного демографического спада здоровье молодежи приобретает особую ценность, так как она представляет собой интеллектуальный, репродуктивный, социально-экономический и культурный резерв государства. Актуальна проблема анализа и оценки реальной ситуации, сложившейся на сегодняшний день в сфере здоровья населения, и особенно среди лиц молодого возраста.

Нами проведено анкетирование детей младшего школьного возраста

4 Balykova O.P., Kalabkin N.A., Baranov D.V. Assessment Of Health Status Of Primary School Children. National Research Mordovia State University, Saransk, Russia.

631

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.