Научная статья на тему 'Оценка качественных параметров при определении кредитоспособности заемщика. . . '

Оценка качественных параметров при определении кредитоспособности заемщика. . . Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньшенина Александра Владимировна, Полищук Ярослав Олегович

In the article basic approaches are considered to estimation of gualitative parameters of creditworthiness of borrower, that allows to bank to lower credit risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качественных параметров при определении кредитоспособности заемщика. . . »

УДК336.77.01

ОЦЕНКА КАЧЕСТВЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

А.В. Меньшенина, Я.О. Полищук

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

In the article basic approaches are considered to estimation of gualitative parameters of creditworthiness of borrower, that allows to bank to lower credit risks.

Формирование финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами во многом определяет результаты их деятельности. При существующем многообразии потенциально возможных источников формирования ресурсов для российских предприятий одним из важнейших внешних источников финансирования является банковский кредит.

Кредитные отношения с коммерческим банком сопровождаются кредитным риском, определяемым как вероятность возникновения убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств в соответствии с условиями договора [4].

Снижение риска в числе прочего достигается применением оценки кредитоспособности заемщика. Целью анализа кредитоспособности заемщика является комплексное изучение его деятельности для получения обоснованной оценки возможности вернуть предоставленные ему ресурсы. Основными задачами оценки кредитоспособности являются изучение финансового положения предприятия; изучение параметров заемщика, не поддающихся количественной оценке («качественные параметры»); стимулирование предприятия в направлении повышения эффективности его деятельности; определение тенденций изменения кредитоспособности на перспективу; определение результативного показателя кредитоспособности клиента с целью сравнения разных заемщиков; проведение текущего контроля за финансовым состоянием, состоянием залогового обеспечения; выявление факторов кредитного риска [1, с. 38].

Модели оценки кредитоспособности заемщика объединяют в две группы: модели оценки финансовых параметров и модели оценки качественных параметров. Модели оценки финансовых параметров в достаточной степени разработаны. Тогда как модели оценки качественных параметров требуют более внимательного изучения и разработки. Рассмотрим подходы к оценке качественных параметров.

Под качественными параметрами заемщика следует понимать деятельность заемщика, которая не имеет прямой количественной оценки, например, отрасль, количество конкурентов, качество производимой продукции и др. В России необходимость оценки качественных параметров заемщика в законодательном порядке определяется приложением 2 «Примерный перечень информации для анализа финансового положения заемщика» к Положению Центробанка РФ № 254-П от 26 марта 2004 г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

В результате анализа различных вариантов предлагается все параметры условно разделить на четыре группы:

1. Оценка правоспособности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, правоспособность - это признанная государством способность юридических лиц иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельность обязанности. Выявление кредитным специалистом проблем с правоспособностью и репутацией заемщика составляет основу качественной оценки кредитоспособности.

2. Оценка кредитной истории. Оценка качества обслуживания клиентом ранее выданных ссуд производится на основе базы данных банка. Процедура значительно упростилась с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях». Банк может в случае обращения к нему клиента запросить информацию в бюро кредитных историй о данном клиенте и получить полную информацию о качестве обслуживания предыдущих кредитов.

3. Оценка качества управления компанией. Сюда относится оценка личностных качеств первых лиц, а также квалификации менеджеров предприятия. Профессиональная подготовленность руководителей и служащих непосредственно влияет на традиции и авторитет фирм

на рынках. Данный фактор в силу его специфики трудно оценить количественно, так как нет единой системы оценки. В принципе об успешности управления предприятием можно судить по ряду количественных показателей: прибыли и рентабельности, текучести кадров на предприятии и т.п.

4. Оценка внешних условий: состояние отрасли и положение заемщика в отрасли. Оценка внешней среды, к которой относится состояние отрасли, где осуществляет свою деятельность заемщик, уровень конкуренции в ней и положение заемщика в данной отрасли является важным этапом прогноза кредитного риска. При оценке внешней среды также имеет значение характеристика основных партнеров, чувствительность к фазам экономического цикла, влияние инфляции на ликвидность, аффилированность с другими организациями, планы и перспективы развития заемщика и отрасли и т. п.

Самым распространенным методом оценки качественных параметров является метод скоринговой оценки. В общем виде он заключается в присвоении каждому фактору определенного количества баллов в зависимости от их значения. Затем балл умножается на вес параметра, результаты суммируются для получения комплексной оценки (рейтинга). Для организации системы оценки качества заемщика нужно решить несколько основных вопросов. В первую очередь нужно определить количество факторов, влияющих на кредитный риск, во-вторых, оценить вес каждого фактора, в-третьих, разработать шкалу оценки каждого из факторов. Несмотря на кажущуюся простоту, данная задача является достаточно сложной и требует вовлечения группы экспертов.

В рамках качественной оценки может использоваться и метод анализа делового риска. Деловой риск - риск, связанный с тем, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом [2, с. 211]. Факторами делового риска являются различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях. Например, факторы делового риска можно сгруппировать по стадиям кругооборота: создание запасов, стадия производства и стадия сбыта. Кроме того, факторы риска на стадии сбыта могут комбинироваться из факторов первой и второй стадий. Поэтому деловой риск на стадии сбыта считается более высоким, чем на стадии создания запасов или производства. Каждому фактору присваивается определенное количество баллов, которые затем суммируются и в зависи-

мости от полученной величины происходит оценка делового риска. Данный метод оценки кредитоспособности еще находится в стадии разработки и недостаточно адаптирован к банковской практике.

При оценке качественных параметров заемщика банки сталкиваются с рядом проблем: необходимость отбора основных параметров, слабая подверженность количественному измерению, сложность комплексной оценки, а также необходимость определения значения (веса) каждого параметра.

Решить данную задачу можно с использованием классического балльного метода. Он заключается в том, что группа специалистов ранжирует факторы по десятибалльной шкале по степени их значимости. Затем полученные баллы по каждому фактору суммируются, максимальная сумма делится на 10 и получается значение переводного коэффициента. В итоге мы можем сравнить факторы. Основные недостатки такого метода: необходимо сравнивать одновременно все факторы, результат зависит от количества привлекаемых специалистов (чем меньше специалистов участвует в ранжировании, тем менее достоверен результат).

Более эффективным методом является метод анализа иерархий, разработанный Томасом Саати. Данный метод базируется на системе принципов и аксиом, введенной Саати в 1986 г., на основе хорошо проработанной ранее теории представления весов суждений по собственным значениям матриц. Разработанная методология позволяет свести сложную задачу выбора из нескольких альтернатив к решению простых задач попарного сравнения явно заданных факторов [3, с. 42].

На первом этапе необходимо определить состав факторов, характеризующих заемщика. Основной задачей является построение иерархической структуры факторов. В качестве 1-го уровня иерархической структуры определяется собственно оценка качества кредитоспособности заемщика. В качестве 2-го уровня иерархии выбираются наиболее общие факторы: кредитная история, характеристика бизнеса, судебные процессы, менеджмент и персонал, партнеры компании, отрасль компании, качество документов по кредиту и т. п. Каждый фактор второго уровня подразделяется еще на ряд факторов (3-й уровень иерархии) и т. д. Важно на данном этапе учесть как можно больше значимых качественных факторов, одновременно исключив из рассмотрения несущественные факторы. Перегруженность ими приведет к усложнению процесса оценки качества заем-

щика и, соответственно, кредитоспособности в целом, что противоречит поставленной цели.

На втором этапе экспертами производится попарное сравнение всех факторов по степени их влияния на вышестоящую цель. Со-

Использование именно такой шкалы доказано Т. Саати путем множества экспериментов. По главной диагонали матрицы проставляются 1 (фактор сравнивается сам с собой). Справа и слева от главной диагонали проставляется оценка экспертов: насколько один фактор важнее (неважнее) другого фактора. Оценка более важных факторов располагается справа от главной диагонали, слева от диагонали проставляются обратные значения.

Аналогичные матрицы составляются для третьего уровня иерархии, только в них рассматривается попарное влияние факторов не на первый уровень, а на второй.

На первых двух этапах целесообразным является использование в качестве ориентира кредитной политики банка. В свою очередь, в процессе анализа значимости различных факторов могут быть сформулированы отдельные положения кредитной политики [3, с. 38]. Таблица весов может быть рассчитана при помощи специальной программы.

На третьем этапе производится определение меры качества каждого фактора для конкретного заемщика. Например, мера качества может принимать значения от -10 до +10. Градация значений определяется в зависимости от оценки экспертов. Возможно, целесообразным будет использование трех различных значений: -10 (плохое), 0 (среднее), +10 (хорошее). Необходимо, чтобы правила присвоения определенного балла по каждому фактору

ставляются матрицы попарных сравнений сначала для второго уровня, потом для третьего уровня. Сравнение факторов производится с использованием «шкалы Саати» [5, с. 53] (см. таблицу).

заемщику определяли высококвалифицированные специалисты банка для последующего их использования остальными сотрудниками.

Четвертый этап заключается в определении меры качества конкретного заемщика по каждому фактору (умножение их на вес соответствующих факторов и суммирование полученных баллов). По общей сумме набранных баллов качество конкретного заемщика может быть отнесено для приведенного выше примера к плохому, среднему либо хорошему.

Таким образом, оценка качественных параметров незаменима для получения комплексной оценки заемщика. При этом целесообразно использовать их формализованную оценку (скоринг) с последующей корректировкой кредитного эксперта. Выбор оптимального количества параметров, обоснование количества баллов, присваиваемое каждому параметру, определяются банком самостоятельно. Определение весов выбранных параметров может быть решено при помощи метода структурных иерархий.

1. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика: учебно-практическое пособие / Д.А. Ендовицкий, И.В. Бочарова. - М.: КНО-РУС, 2008. - 264 с.

2. Банковское дело: учебник / О.И. Лав-рушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др.; под ред. О.И. Лаврушина - М.: КНОРУС, 2005. - 768 с.

«Шкала Саати», влияние факторов на выбранную цель

Степень важности Определение Объяснение

1 Равное значение Факторы вносят одинаковый вклад в достижение целей

3 Некоторое превосходство одного фактора над другим Опыт и суждение дают легкое предпочтение одному из факторов

5 Существенное или сильное превосходство Опыт и суждение дают сильное предпочтение одному из факторов

7 Очень сильная или очевидная значимость Предпочтение одного фактора перед другим очень сильно. Его превосходство практически явно

9 Абсолютное превосходство Один фактор в высшей степени предпочтителен перед другим

2, 4, 6, 8 Промежуточные значения Компромиссная ситуация между соседними значениями шкалы

3. Литвинов В.Г., Попова Т.Н. Оценка рисков кредитования с использованием метода анализа иерархий // Банковское дело. -2005. - № 12. - С. 36-42.

4. О типичных банковских рисках: Письмо Центробанка РФ от 23 июня 2004 г. № 70-Т

// Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

5. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / пер. с англ. Р.Г. Вачнадзе. - М.: Радио и связь, 1993. - 278 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.