Научная статья на тему 'Оценка качества жизни студентов, первых лет обучения медицинского вуза'

Оценка качества жизни студентов, первых лет обучения медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
299
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ / SF-36 / QUALITY OF LIFE / HEALTH / MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карабинская Ольга Арнольдовна, Изатулин Владимир Григорьевич, Макаров Олег Александрович, Колесникова Оксана Владимировна, Калягин Алексей Николаевич

Определены показатели качества жизни 167 студентов Иркутского государственного медицинского университета. Рассчитаны интегральные средние значения физического компонента здоровья (PH) 64,333,73 и психологического компонента здоровья (MH) 54,716,99. Выявлен более высокий показатель как психологического компонента здоровья (MH), так и физического компонента здоровья (PH), у студентов лечебного факультета (MH 59,176,81 и PH 68,435,92) и более низкий у студентов педиатрического факультета (MH 56,047,17 и PH 65,295,75) по сравнению со средним уровнем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карабинская Ольга Арнольдовна, Изатулин Владимир Григорьевич, Макаров Олег Александрович, Колесникова Оксана Владимировна, Калягин Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTIMATION OF QUALITY OF STUDENTS LIFE DURING THE FIRST YEARS OF TRAINING AT MEDICAL HIGHER SCHOOL

Th e indicators of quality of life of 167 students of ISMU have been defi ned.Th e average values of the integral component of physical health (PH) (64,33  5,83) and component of mental health (MH) (54,71  6,99) have been calculated. Th ere has been revealed the more higher indicator of both the component of psychological health (MH), and the component of physical health (PH), in the students of the medical faculty (MH) (59,17  6,81) and (PH) (68,43  5,92) and lower in the students of Faculty of Pediatrics (MH) (56,04  7,17) and (PH) (65,29  5,75), as compared with an average level.

Текст научной работы на тему «Оценка качества жизни студентов, первых лет обучения медицинского вуза»

месте. // Фельдшер и акушерка. — 1990. — №3. — С.40-42.

10.Симон Р.Р., Кенигснехт С.Дж. Неотложная ортопедия конечности. Пер. с англ. — М.: Медицина, 1998. — 624 с.

11.Шехтман А.Г. Рентгенодиагностика повреждений дис-тального лучелоктевого сустава. // Ортопедия, травматология и протезирование. — 1990. — № 4. — С. 41-42.

12.Colles A. On the fracture of the carpal extremity of the radius. // Edinburg Med. Surg. J. — 1814. — Vol. 10. — P. 182-186.

13.Green D. P., O'Brien E.T. Open redaction of carpal dislocation: indication and operative techniques // J. Hand Surg. — 1978. — Vol.3, N 2. — P. 250-265.

14.Hunter J., Mackin J.M.E., Callahan A.D. Rehabilitation of the hand: surgery and therapy — 4 ed. — St. Louis; Baltimore, 1995. — Vol. 1-2. — P.1901.

15.Szabo R.M. Common hand problems. — Philadelphia, 1992. — P.200.

Информация об авторах: 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания,1, тел. (3952) 243825,

e-mail: yekaterina.angarskaja@yandex.ru Ангарская Екатерина Геннадьевна — ассистент, к.м.н., Мункожаргалов Бадмажаб Эрдынеевич — доцент, к.м.н.

© КАРАБИНСКАЯ О.А., ИЗАТУЛИН В.Г., МАКАРОВ О.А., КОЛЕСНИКОВА О.В., КАЛЯГИН А.Н., АТАМАНЮК А.Б. — 2011 УДК: 61:378.1]-057.875:316.33

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, ПЕРВЫХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Ольга Арнольдовна Карабинская, Владимир Григорьевич Изатулин, Олег Александрович Макаров, Оксана Владимировна Колесникова, Алексей Николаевич Калягин, Александр Болеславович Атаманюк (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, курс психологии и педагогики, зав. — к.м.н., доц. А.Б. Атаманюк, кафедра общей гигиены, зав. — д.м.н., проф., акад. РАМН М.Ф. Савченков, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии, зав. — д.б.н., проф. Л.С. Васильева, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. — д.м.н. А.Н. Калягин)

Резюме. Определены показатели качества жизни 167 студентов Иркутского государственного медицинского университета. Рассчитаны интегральные средние значения физического компонента здоровья (PH) — 64,33±3,73 и психологического компонента здоровья (MH) — 54,71±6,99. Выявлен более высокий показатель как психологического компонента здоровья (MH), так и физического компонента здоровья (PH), у студентов лечебного факультета (MH — 59,17±6,81 и PH — 68,43±5,92) и более низкий — у студентов педиатрического факультета (MH — 56,04±7,17 и PH — 65,29±5,75) по сравнению со средним уровнем.

Ключевые слова: качество жизни, SF-36, здоровье, студенты медицинских вузов.

THE ESTIMATION OF QUALITY OF STUDENTS LIFE DURING THE FIRST YEARS OF TRAINING AT MEDICAL HIGHER SCHOOL

O.A. Karabinskaya, V.G. Izatulin, O.A. Makarov, O.V. Kolesnikova, A.N. Kalyagin, O.A. Atamanjuk

(Irkutsk State Medical University)

Summary. The indicators of quality of life of 167 students of ISMU have been defined.The average values of the integral component of physical health (PH) — (64,33 ± 5,83) and component of mental health (MH) — (54,71 ± 6,99) have been calculated. There has been revealed the more higher indicator of both the component of psychological health (MH), and the component of physical health (PH), in the students of the medical faculty (MH) — (59,17 ± 6,81) and (PH) — (68,43 ± 5,92) and lower in the students of Faculty of Pediatrics (MH) — (56,04 ± 7,17) and (PH) — (65,29 ± 5,75), as compared with an average level.

Key words: quality of life, SF-36 , health, medical students.

Одной из первоочередных задач медико-социальной политики Российской Федерации является повышение уровня здоровья граждан, крайне необходимое для качественной реализации экономического, интеллектуального, трудового, культурного и демографического потенциала страны [3].

Проблема здоровья студентов высших учебных заведений в настоящее время является государственной задачей, так как именно студенческая молодежь является наиболее социально не защищённой и чувствительной к социально — экономическим преобразованиям, происходящим в России за последние десятилетия. В этой связи особый интерес представляет студенческая молодежь, которая будет определять состояние интеллектуального уровня нашей страны, ее конкурентоспособность в ближайшие годы.

Студенческая молодежь — это особая социальная группа, объединенная определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. В этот период проходит адаптация к новым социально-экономическим условиям, значительно возрастают умственно-эмоциональные нагрузки при снижении двигательной активности.

В это время отмечается рост заболеваемости студентов на фоне снижения общего уровня их психофизического развития. По данным исследований последних лет около 70% студентов страдает функ-

циональными и соматическими заболеваниями.

Н.А. Агаджанян в своей работе [1], приводит данные о том, что за годы обучения в вузе число здоровых студентов уменьшается на 25,9%, а хронически больных увеличивается на 20%. Таким образом, за время обучения в вузе одна пятая часть студентов переходит из категории относительно здоровых в категорию страдающих хроническими заболеваниями. Автор делает вывод, что именно эти студенты плохо адаптируются к учебной деятельности.

В настоящее время в науке «о человеке» все шире используется критерий «качество жизни», который позволяет оценить различные стороны существования личности. Главными критериями его являются объективные показатели состояния здоровья и субъективная оценка личностью степени удовлетворения своих физиологических, материальных и духовных потребностей.

Цель работы: определить качество жизни студентов медицинского вуза (ИГМУ) и провести сравнительную оценку между показателями лечебного, педиатрического и фармацевтического факультетов.

Материалы и методы

В ходе исследования были опрошены 167 студентов 1-2 курсов, из них 63 студента лечебного факультета, 63 студента педиатрического факультета и 41 студента

Таблица 1

Статистическая характеристика групп респондентов

Факультет Количество наблюдений Средний возраст Гендерный состав

Женщины Мужчины

Лечебный 63 18,1 ± 0,9 40 ± 0,1 23 ± 0,9

Педиатрический 63 19,1 ± 0,8 42 ± 0,1 21 ± 0,38

Фармацевтический 41 18,5 ± 1,5 33 ± 1,01 8 ± 1,9

Итого: 167 18,6 ± 1,6 115 ± 1,21 52 ± 3,18

фармацевтического факультета. Средний возраст респондентов составил 18,6±1,6 гендерный состав: женщины — (115±1,8), мужчины — (51±0,8). В таблице 1 представлена более подробная статистическая характеристика каждой группы обследованных лиц.

Для оценки качества жизни использован, опросник SF-36 (Short Form Health Survey), позволяющий представить интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанную на его субъективном восприятии [4]. Содержащиеся в опроснике 36 пунктов сгруппированы в 8 групп, по которым оценивается возможность человека выполнять свою профессиональную работу и повседневную физическую нагрузку, субъективная оценка настроения и общего состояния здоровья, эмоциональная способность общаться с другими людьми и др.

Диапазон распределения значений показателя общего здоровья (СН) имеет незначительные различия между лечебным, педиатрическим и фармацевтическим факультетами (табл. 2), и среднее значение (СН) — 45,78.

Параметр психического здоровья (МН) в среднем составил 63,44 балла. Выше среднего значение у студентов лечебного факультета — 66,08, тогда как у студентов педиатров он достигает только 60,64 и у студентов фармацевтического факультета 63,60.

Наибольшее расхождение результатов наблюдаются в значении показателя ролевого эмоционального функционирования ^Е), от максимального значения у студентов лечебного факультета (75,49), до минимального значения у студентов фармацевтического факультета (57,66), и в среднем составляет — 65,34.

Средний показатель социального функционирования (8Б) в выборке составил 52,06 диапазон значений от минимального у студентов фармацевтического факультета — 50,50, до максимального — 53,91 у студентов лечебного факультета.

Жизненная активность ^Т) у студентов педиатрического факультета снижена, и лишь незначительно превышает 50% барьер. Незначительно выше уровень ^Т) отмечен у студентов лечебного факультета (58,90).

Сравнительный анализ показателей, шкалы физического компонента качества жизни — (РН) студентов ИГМУ показал, что значения показателя «физического

функционирования» (PF) —

Интегральные показатели качества жизни по опроснику 8Б-36-физического компонента здоровья (РН) и психологического компонента здоровья (МН) рассчи-

Таблица 2

Средние значения показателей качества жизни студентов лечебного, педиатрического факультетов Иркутского государственного медицинского университета (баллы)

Факультеты ИГМУ Показатель качества жизни (баллы)

PF RP BP GH MH RE SF VT PH MH

Лечебный n=63 92.81 75.37 33.73 47.57 66.08 75.49 53.91 58.90 68.43 ±5.92 59.17 ±6.81

Педиатрический n=63 93.43 65.53 31.42 45.43 60.64 62.87 51.79 54.38 65.29 ±5.75 56.04 ±7.17

Фармацевтический n=41 85.95 62.80 21.40 44.35 63.60 57.66 50.50 55.95 59.26± 5.08 48.93± 4.61

Средний показатель n=167 90,73 67,23 28,85 45,78 63,44 65,34 52,06 56,41 64.33±3.73 54.71±4.85

тываются путем анализа по существующим «ключам» параметров физического функционирования (PF), ролевого физического функционирования (RP), ролевого эмоционального функционирования (RE), жизненной активности (VT), психического здоровья (MH), социального функционирования (SF), интенсивности боли (BP), общего здоровья (GH). Цифровые результаты исследования качества жизни могут колебаться от 0 (максимальное нарушение функции) до 100 (максимальное здоровье) [5].

Статистический анализ проводили с использованием компьютерных программ Excel, Statgrafics, пакета программ Statistica v. 6.1 (StatSoft, USA, 1999), с использованием сглаживания методом скользящей средней.

Результаты и обсуждение

Проведённое исследование показало, что показатель физического функционирования (PF) составил у лечебного факультета 92,81, у студентов педиатрического факультета он был незначительно выше — 93,43, а у студентов фармацевтического факультета его значение намного ниже и составляет 85,93. Среднее значение — 90,73.

Значение ролевого физического функционирования (RP) максимально у студентов лечебного факультета (75,37), что превышает аналогичный показатель педиатрического на 10%, а фармацевтического почти на 12 баллов. Среднее значение — 70,45 (табл.1).

Показатель интенсивности боли и дискомфорта (BP) крайне низкий, среднее значение его составляет только 28,85. Согласно ответам респондентов, болевые ощущения беспокоят часто, и носят интенсивный характер.

характеризующего диапазон посильной физической активности, довольно высок — 92,81 у студентов лечебного факультета и 93,43 у студентов педиатрического факультета. Отмечается снижение этого компонента у студентов фармацевтического факультета, который составляет всего 85,95 что отражает, снижение физического состояния и ограничение выполнения физических нагрузок в течение обычного дня. Средний показатель составляет 90,73 (рис.1).

Значение по шкале «ролевое функционирование» (PR) ниже, чем по шкале «физическое функционирование» (РБ), при этом соотношение величин по факультетам показывает резкое снижение значения (PR) у студентов фармацевтического факультета — 62,80, по сравнению с лечебным факультетом — 75,37, это показывает, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием. Выявлен небольшой разрыв между значением показателя (PR) у педиатрического факультета — 65,53 и средним показателем — 67,23.

Показатель интенсивности «боли и дискомфорта» (ВР) крайне низкий, у студентов фармацевтического

lOg^

vr/-

J \v /

S^GH

—Лечебный ••• Педиатрический — Фармацевтический

Рис. 1. Показатели качества жизни студентов ИГМУ

Рис. 2. Интегральный показатель (РН) поРис.3 Интегральный показатель (МН) по факультетам и в среднем по выборке. факультетам и в среднем по выборке.

факультета — 21,40 этим и обусловлены низкие показатели «физическое функционирование» (РБ) и «ролевое функционирование» (PR), болевые ощущения беспокоят часто и носят интенсивный характер. Намного выше показатели у студентов лечебного факультета — 33,73 и студентов педиатрического факультета — 31,42. Средний показатель — 28,85.

Отмечаются очень низкие показатели в самооценке «общее здоровье» ^Н). У студентов лечебного, педиатрического и фармацевтического факультетов — 47,57; 45,43 и 44,35 соответственно. Средний показатель составляет — 45,78. Такая низкая самооценка состояния своего здоровья, несомненно, отражает объективную картину здоровья студентов первых лет обучения. Как известно, студенты, особенно первокурсники, относятся к группе населения с повышенным уровнем риска заболеваний [2]. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, сопровождается, как правило, значительным напряжением компенсаторных приспособительных систем организма студентов. У студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения [1].

Сравнительный анализ психологического компонента качества жизни — (МН) студентов (ИГМУ), показал, что значения у показателя «социальное функционирование» (ББ) незначительно превышают 50% барьер: у студентов лечебного факультета — 53,91, у педиатрического факультета — 51,79 и у фармацевтического факультета — 50,50, что обусловлено очень низкими показателями

«боль и дискомфорт» (ВР). Значения шкалы «социальное функционирование» отражают степень ограничений в социальной жизни, эмоциональную и физическую способность общаться с другими людьми.

Показатели «жизненная активность» (УТ), так же не имеют высоких значений, у студентов лечебного факультета — 58,90, у студентов педиатрического факультета — 54,38 и у студентов фармацевтического факультета — 55,95, что незначительно ниже среднего показателя — 56,41. характеризует жизненную энергию в противовес усталости, Подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным.

Показатель «ролевого эмоционального функционирования» (КБ) дающий оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности, диапазон значений от максимального у студентов лечебного факультета — 75,49 до минимального у студентов фармацевтического факультета — 57,79. Величина среднего показателя — 65,34 незначительно превышает значения у студентов педиатрического факультета — 62,87.

«Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием» позволяет судить о влиянии эмоционального состояния на повседневную деятельность [5]. Средний интегральный показатель физического компонента здоровья (РН), в выборке составил 64,33±3,73 (диапазон значений от минимального — 59,26±5,08 у студентов фармацевтического факультета, до максимального — 68,43±6,3 у студентов лечебного факультета) (рис. 2).

Средний показатель психологического компонента здоровья (МН), по трём факультетам составил 54,71±4,85 (диапазон значений от минимального 48,93±4,61 у студентов фармацевтического факультета, да максимального 59,17±6,81 у студентов лечебного факультета) (рис 3).

На основании результатов проведенного исследования можно заключить что: качество жизни студентов первых лет обучения снижено. Снижен эмоциональный контроль, преобладает чувство усталости. Постоянное умственное и психо-эмоциональное напряжение, частые нарушения режима труда, отдыха и питания студенческой молодежи снижает процесс адаптации, способствует развитию заболеваний, влияет напрямую на качества жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А., Пономарева В.В., Ермакова Н.В. Проблема здоровья студентов и перспектива развития. // Материалы 1-й Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». — М., 1995. — С. 5-9.

2. Асхабова Л.М., Махулова П.М. Медико-социальные аспекты характеристик здоровья студентов-медиков. // Материалы 1-й Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». — М., 1995. — С.24-26.

3. Медведев Д.А. Вступительное слово на заседании Совета Безопасности по вопросу совершенствования государствен-

ной политики в области борьбы с распространением наркотиков (8 сентября 2009 года, Москва, Кремль) [Текст]. — http:// kremlin.ru/transcripts/5393.

4. Jenkinson C., Coulter A., Wright L. Short form 36 (SF-36) health survey questionnaire: normative data for adults of working age // Br. Med. J. — 1993. — Vol. 306. — P. 1437-1440.

5. The World Health Organization Quality of life assessment (WHOQOL): position paper from the World Health Organization Soc. The WHOQOL Group // Sce. Med. — 1995. — Vol. 41. — P. 1403-1409.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ Карабинская Ольга Арнольдовна — ассистент, Изатулин Владимир Григорьевич профессор д.м.н., Макаров Олег Александрович — профессор, д.м.н., Колесникова Оксана Владимировна — ассистент, к.б.н., Калягин Алексей Николаевич — проректор, заведующий кафедрой, д.м.н., Атаманюк Александр Болеславович — заведующий курсом, доцент, к.м.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.