Ь Н АЯ ТЕ М А НЕ 1 1 II 1 I I _г
ft I Я 1
© В.А. Артемьева, А.В. Гажева, 2015
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТДЕЛЕНИИ СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
В.А. Артемьева, А.В. Гажева, канд. мед. наук Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
E-mail: mma.vso.kusd@gmail.com
Оценено качество сестринской деятельности в отделении стоматологии детского возраста. Особое внимание уделено профессиональным обязанностям медсестер.
Ключевые слова: отделение стоматологии, детский возраст, медсестры.
Качество сестринской деятельности отражает ее соответствие потребностям конкретного больного, выполнение требований стандартов (протоколов) и алгоритмов сестринских манипуляций. Нарушение технологии всегда приводит к отрицательному конечному результату. Традиционный контроль предполагает выявление уже свершившихся ошибок. Как правило, при его осуществлении не проводятся глубокий анализ и определение причин ошибок, не планируются организационные мероприятия по их устранению. Поэтому создание эффективной модели контроля деятельности сестринского персонала по-прежнему актуально.
В исследовании приняли участие медсестры отделения стоматологии детского возраста. В результате наблюдения в течение 1 мес были выявлены ошибки в ведении документации. За 1-ю неделю медсестры 3 раза сдали смену, не заполнив журнал кварцевания. В течение 2-й недели 1 раз не был заполнен журнал разведения дезинфицирующих средств. В течение 3-й недели смена была сдана и принята по всем правилам без нарушений. В течение 4-й недели 1 раз смена была сдана с нарушениями (не заполнен журнал сдачи смены) из-за высокой нагрузки медсестры; запись паци-
ентов на прием проводилась по телефону (в отделении отсутствует регистратура); рис. 1.
В отделении находится порядка 350 стерильных крафт-пакетов с инструментами и стерильным материалом. На 1-й неделе наблюдения в стерильных шкафах находилось 15 крафт-пакетов с истекшим сроком годности, на 2-й неделе - 4, на 3-й - 1; на 4-й - ни одного просроченного крафт-пакета не было (рис. 2).
Слепочная альгинатная масса в практике врача-ортодонта используется чаще, чем силикатная. От правильной техники замешивания зависит точность оттиска зубов; далее следует изготовление гипсовой модели. В результате указанных операций зубной техник изготовляет ортодонтиче-скую пластинку, которую врач припасует в полость рта пациента. Точное соотношение порошка и воды, тщательное вымешивание позволяют приготовить правильную слепочную массу без комков, которая отвердевает в течение положенного срока.
В отделении стоматологии детского возраста на приеме работают 3 врача-ортодонта в 2 смены (заняты 2 ставки). За 1 смену проходят в среднем 15 пациентов. Слепки снимаются 5 пациентам (по 2 слепка), т.е. за полную рабочую смену снимают 10 слепков.
16,6
□ 1-я неделя
■ 2-я неделя
■ 3-я неделя
□ 4-я неделя
16,6
50,0
Рис. 1. Доли журналов (в %), не заполненных к концу рабочей смены
0,3 0 □ 1-я неделя
■Г ■ □ 2-я неделя 3-я неделя
0,9 ■ ....................... ■ 4-я неделя
4,3
Рис. 2. Доли крафт-пакетов (в %) с истекшим сроком годности
ТУАЛ ЬНАЯ ТЕ MA
□ 1-я неделя
■ 2-я неделя
□ 3-я неделя
■ 4-я неделя
Рис. 3. Доля пациентов (родителей), не удовлетворенных работой сестринского персонала (в %)
В нашем случае в течение 1-й недели за смену было испорчено 13 (26%) слепков, в течение 2-й недели - 7 (14%), в течение 3-й - 3 (6%) и за 4-ю неделю - 1 (2%).
Отделение стоматологии детского возраста является структурным подразделением стоматологического отдела. Прием пациентов проводится по записи и по обращению с острой болью. Так как наше отделение небольшое, представлено всего 2 врачами-стоматологами-терапевтами, а численность прикрепленного контингента -более 5000 пациентов, возникают проблемы при общении с их родителями. Проблемы большей частью - психологического характера, возникающие из-за недопонимания родителями наших проблем и перегрузки ассистентов. Жалобы на ассистентов возникают из-за их отказа в немедленном приеме или записи на прием. Так как в отделении нет специализированной регистратуры, запись на прием ведется непосредственно ассистентами стоматолога по телефону во время приема, и не всегда удается ответить на каждый телефонный звонок.
За 1 мес в отделении было принято порядка 718 человек. В течение 1-й недели жалоб не поступало, в течение 2-й недели было 3 жалобы, в течение 3-й недели - 1, в течение 4-й недели - 3 (рис. 3).
В процессе исследования были проанализированы нормативно-правовые документы, в частности должностные инструкции медсестер отделения стоматологии детского возраста, Положение о детской стоматологии. Основу деятельности медсестер отделения стоматологии детского возраста составляют:
• организация и осуществление записи пациентов;
• выполнение врачебных назначений и оказание неотложной помощи;
• обеспечение санитарно-эпидемиологического режима;
• ассистирование врачу-стоматологу на приеме;
• замешивание пломбировочных материалов.
Были выделены следующие индикаторы качества сестринской деятельности:
• доля незаполненных журналов;
• доля неправильно разведенных дезинфицирующих растворов;
• доля крафт-пакетов с истекшим сроком годности в конце рабочей смены;
• доля испорченной слепочной массы;
• доля пациентов (родителей), не удовлетворенных работой сестринского персонала;
• доля жалоб врача на работу ассистента;
• доля пломб из стеклоиномерного материала, выпавших в течение гарантийного срока (3 мес).
Анализ данных показал, что допущенные нарушения не всегда зависят от умения, добросовестности и квалификации медицинского персонала. Их можно избежать путем:
• реорганизации, т.е. создания специализированной регистратуры;
• отслеживания правильности выполнения медицинским персоналом своих обязанностей;
• контроля соблюдения санитарно-эпидемиологического режима;
• соблюдения правил работы со стоматологическими материалами, добросовестного отношения к работе, следования морально-этическому кодексу.
Рекомендуемая литература
Вялков А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2003. - 528 с.
Козак В.С. Контроль качества работы медицинских сестер. - М., 2004.
Мишин В.М. Управление качеством. Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 464 с.
Назаренко Г.И., Полубенцова Е.И., Ролько В.Т. Технология управления сестринским процессом в лечебно-профилактическом учреждении. Оценка и текущий контроль качества деятельности медицинских сестер. Доклады участников II Всеросийского съезда средних медицинских работников. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2004. - С. 196-204. Никифоров А.Д. Управление качеством. - М.: Дрофа,
2004. - 720 с.
Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. Учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2002. -159 с.
Сопина З.Е., Фомушкина И.А. Управление качеством сестринской помощи. Учебное пособие. - М.: АНМИ, 2009. - 176 с.
Полубенцов Е.И., Улумбекова Г.Э., Сайткулов К.И. Клинические рекомендации и индикаторы качества в системе управления качеством медицинской помощи. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
ASSESSING THE QUALITY OF NURSING ACTIVITIES AT THE PEDIATRIC DENTAL DEPARTMENT
V.A. Artemyeva; A.V. Gazheva, Cand. Med. Sci. I.M. Sechenov First Moscow State Medical University The paper gives the results of a study of the quality of nursing activity at the Pediatric Dental Department. Particular attention is given to nurses' professional duties. Key words: dental department, childhood, nurses.
0